ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1786/20 от 15.06.2020 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Шишкарёва И.А. 33-1786/2020

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 июня 2020 года г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе

председательствующего судьи Фаткуллиной Л.З.

судей Душнюк Н.В. и Ивановой Н.Е.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 марта 2020 года по иску Б.Ю.Б. к муниципальному бюджетному образовательному учреждению Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 46» о признании незаконным приказа, возложении обязанности по совершению определенных действий.

Заслушав доклад председательствующего судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Б.Ю.Б. обратился с иском по тем основаниям, что его семья имеет статус многодетной, в 2020 году его дети К. и С., (...) должны поступать в начальную школу. По мнению истца, они имеют право на внеочередное зачисление в образовательное учреждение как дети из многодетной семьи, так как это предусмотрено Указом Президента РФ от 05 мая 1992 №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей». Истец и его супруга намерены отдать детей в муниципальное бюджетное образовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 46» (далее - Средняя школа №46), такой выбор обусловлен территориальной близостью школы к месту проживания и возрастом детей. Истец обращался к ответчику с соответствующими заявлениями, однако его дети не включены в приказ школы №46 от 20 декабря 2019 года о зачислении в первый класс с 01 сентября 2020 года. Истец полагает, что нарушены права его детей на образование, гарантированные Конституцией РФ, просил признать указанный приказ незаконным, возложить на ответчика обязанность зачислить Б.К. и С., ХХ.ХХ.ХХ(...), в первый класс указанного образовательного учреждения на 2020/2021 учебный год в первоочередном порядке, как детей из многодетной семьи.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Б.Е.Л., администрация Петрозаводского городского округа, Министерство образования Республики Карелия.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

С таким решением истец не согласен, в апелляционной жалобе просит его отменить как незаконное, необоснованное и несправедливое, удовлетворить заявленные требования в полном объёме. Указывает, что обосновывал исковые требования положениями Указа Президента РФ от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» с применением положений части 3 статьи 11 ГПК РФ, однако суд данные положения не применил, свои выводы не мотивировал. Обращает внимание, что приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» на муниципалитет возложена обязанность принять постановление о закреплении муниципальных образовательных организаций за территориями микрорайонов до 1 февраля 2014 года. Поскольку до настоящего времени требования министерства муниципалитетом не исполнены, все приказы о зачислении на 2020/2021 годы являются незаконными, однако судом сделан иной вывод. Просит учесть, что выбор школы был обусловлен её территориальной близостью к месту проживания детей – 100 метров, их возрастом. Полагает, что льготы при зачислении в дошкольное учреждение и в школу являются едиными, установлены на федеральном уровне и определены в Письме Министерства просвещения Российской Федерации от 30 мая 2019 года № ТС- 1334/03. При этом для отдельных категорий граждан первоочередной прием устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации на основании указов Президента Российской Федерации. Так, согласно подпункту "б" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 5 мая 1992 года №431 "О мерах по социальной поддержке семей" для детей из многодетных семей предусмотрена льгота в виде первоочередного зачисления в образовательное учреждение. Данный нормативный правовой акт не содержит отделения дошкольных образовательных организаций, от организаций начального общего образования, а потому содержит единые правила для зачисления детей в образовательные организации. В Республике Карелия и в г. Петрозаводске, ввиду неправильного толкования федерального законодательства либо его игнорирования, порядок, установленный Федеральным законом «Об образовании в РФ», нормативными правовыми актами Министерства образования РФ нарушается. Обращает внимание, что ходатайство об истребовании из школы личных дел лиц, поименованных в приказе , необоснованно было оставлено судом без удовлетворения. Между тем, суду следовало проверить, каким образом проводилось зачисление и не было ли нарушений, однако суд исключил возможность их проверки стороной истца.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика – У.И.А., действующий на основании доверенности, с доводами апелляционной жалобы истца не согласился, просил оставить решение суда без изменения.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом.

В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Заслушав представителя ответчика, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование, регулируются Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее – Закон об образовании).

Согласно части 1 статьи 55 указанного Федерального закона прием на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, проводится на принципах равных условий приема для всех поступающих, за исключением лиц, которым в соответствии с настоящим Федеральным законом предоставлены особые права (преимущества) при приеме на обучение.

В целях организации получения общего образования и обеспечения каждому равного доступа к нему на основании пункта 6 части 1 и части 2 статьи 9 Закона об образовании органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городах федерального значения осуществляют соответственно полномочия по закреплению муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа, по закреплению образовательных организаций субъектов Российской Федерации за конкретными территориями.

Согласно статье 28 Закона об образовании образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации (часть 1); к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится прием обучающихся в образовательную организацию (пункт 8 части 3).

В соответствии в положениями Закона об образовании правила приема в конкретную организацию, осуществляющую образовательную деятельность, на обучение по образовательным программам устанавливаются в части, не урегулированной законодательством об образовании, организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно (часть 3 статьи 55); правила приема в государственные и муниципальные образовательные организации на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3 статьи 67); в приеме в государственную или муниципальную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 67 и статьей 88 данного Закона (часть 4 статьи 67).

Прием граждан Российской Федерации в организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования регламентирован Порядком приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 января 2014 года № 32.

В соответствии с постановлением администрации Петрозаводского городского округа от 09 января 2014 года № 1 "О закреплении муниципальных образовательных организаций за территорией Петрозаводского городского округа" все муниципальные образовательные организации закреплены за территорией Петрозаводского городского округа (12 бюджетных общеобразовательных учреждений), в связи с чем для поступления в общеобразовательную организацию родители вправе выбрать любое муниципальное учреждение Петрозаводского городского округа независимо от адреса проживания. Указанное постановление администрации Петрозаводского городского округа является действующим.

Судом первой инстанции установлено, что Б.Ю.Б. и Б.Е.Л. являются родителями несовершеннолетних Б.К. и Б.С.ХХ.ХХ.ХХ года рождения, а также Б.А., ХХ.ХХ.ХХ года рождения; семья Б. является многодетной, проживает (.....).

Б. приняли решение о получении их детьми - К. и С. начального общего образования в Средней школе №46, в связи с территориальной близостью школы от места проживания детей.

Правила приема граждан в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 46» утверждены приказом директора указанной школы от 12 декабря 2019 года.

В соответствии с приказом директора Средней школы № 46 от ХХ.ХХ.ХХ «О приеме в первый класс МОУ «Средняя школа №46» на 2020-2021 учебный год» с учетом последующих изменений, прием заявлений от родителей (законных представителей) ХХ.ХХ.ХХ с 08:30 час. – 14:00 час.; с 16 декабря 2019 года - с 10:00 час. до 13:00 час.

05 декабря 2019 года Б.Ю.Б. обратился в администрацию Петрозаводского городского округа по вопросу первоочередного приема его детей Б.К. и Б.С. в первый класс Средней школы №46». 14 декабря 2019 года поданы заявления в Среднюю школу № 46», о получении документов специалистом выданы контрольные талоны и , номера которых соответствуют регистрационному номеру в очереди граждан на зачисление в образовательное учреждение.

Согласно Правилам приема граждан в муниципальное бюджетное образовательное учреждение Средней школы №46», утвержденных приказом директора школы от 12 декабря 2019 года , количество классов в школе определяется в зависимости от числа поданных заявлений граждан и условий, созданных для осуществления образовательного процесса, и с учетом санитарных норм и контрольных нормативов, указанных в лицензии (п.2.15); для льготных категорий граждан необходимо предоставление документа, подтверждающего льготу (п. 3.5); места школе предоставляются во внеочередном порядке детям сотрудников полиции, военнослужащих, сотрудников уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, таможенных органов Российской Федерации и детям, чьи братья и/или сестры обучаются в данной школе, при условии проживания в одной семье и имеющих общее место жительства; прием граждан в школу может быть ограничен плановой наполняемостью учреждения и лицензионными требованиями, обусловленными санитарно-гигиеническими нормативами (п. 2.2); гражданам может быть отказано в приеме только по причине отсутствия свободных мест в школе (п.3.8).

В соответствии с приказом директора Средней школы №46 от 20 декабря 2019 года «О зачислении граждан в 1 класс МОУ «Средняя школа №46» в первый класс с 01 сентября 2020 года зачислены 150 граждан под регистрационными номерами с 1 по 147 включительно, №, , Приказом от 31 января 2020 года исключены из списков зачисленных в первый класс граждане под регистрационными номерами и , зачислены граждане с регистрационными номерами и

В обоснование заявленных требований Б.Ю.Б. ссылается на Указ Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке семей», полагая, что его дети имеют право на зачисление в первый класс в первоочередном порядке, как дети из многодетной семьи.

Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что список детей, подлежащих зачислению в 1 классы Средней школы № 46, сформирован; свободные места отсутствуют, оспариваемый отказ в зачислении детей истца в первый класс данной школы связан исключительно с отсутствием свободных мест, по вопросу зачисления детей в первый класс истец не имеет преимущества, не обладает соответствующими льготами.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, так как они соответствуют установленным по делу обстоятельствам, сделаны при правильном применении норм материального права, на основании представленных сторонами доказательств, которым судом дана надлежащая оценка в порядке статьи 67 ГПК РФ.

При этом не могут быть приняты во внимание доводы Б.Ю.Б. в апелляционной жалобе, что в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 05 мая 1992 года №431 «О мерах по социальной поддержке семей» его дети имеют право на зачисление в первый класс в первоочередном порядке, как дети из многодетной семьи. Этот довод истцом заявлялся в исковом заявлении и в судебном заседании, судом первой инстанции обоснованно отклонен, поскольку данным Указом предусмотрена поддержка многодетных семей, в том числе, в виде приема в первую очередь а дошкольные учреждения. Ошибочным является утверждение истца в жалобе о возможности применения при разрешении данного спора положений части 3 статьи 11 ГПК РФ.

Отклоняются судебной коллегией ссылки истца в апелляционной жалобе на нормативно-правовые акты г. Москвы и г. Санкт-Петербурга, поскольку их действие распространяется только на указанные субъекты Российской Федерации.

Не могут быть учтены доводы апелляционной жалобы о том, что судом необоснованно было отклонено ходатайство об истребовании из школы личных дел лиц, поименованных в приказе . Данное ходатайство было разрешено судом в порядке статьи 166 ГПК РФ и обоснованно отклонено, разрешая спор, суд в соответствии с частью 3 статьи 196 ГПК РФ принимал решение по заявленным требованиям.

Иные доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда, направлены на переоценку тех обстоятельств, которые установлены судом первой инстанции, оснований для которой судом апелляционной инстанции не усматривается.

С учетом изложенного, решение суда является законным, оно основано на правильном толковании и применении норм материального права и соответствует доказательствам, имеющимся в деле, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для его отмены по доводам жалобы.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 16 марта 2020 г. по настоящему делу оставить без изменения, апелляционную жалобу истца – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи