ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1788/2016 от 27.04.2016 Астраханского областного суда (Астраханская область)

Судья <данные изъяты> Дело № 33-1788/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Астрахань 27 апреля 2016 г.

Судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда в составе:

Председательствующего Баранова Г.В.

судей областного суда Хаировой Д.Р., Хасановой М.М.

при секретаре Х.

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хасановой М.М. дело по апелляционным жалобам Государственного казенного учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Приволжского района», Министерства социального развития и труда Астраханской области на решение Приволжского районного суда Астраханской области от 10 марта 2016 года по административному исковому заявлению Булкашевой М.М. к Государственному казенному учреждению Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» о признании незаконными действия в части отказа в предоставлении средств на распоряжение региональным семейным капиталом, обязании устранить нарушения

установила:

Булкашева М.М. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным решение ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района», выраженное в форме Единого уведомления об отказе в назначении государственных социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении средств на распоряжение региональным семейным капиталом и обязании устранить допущенные нарушения. Также просила взыскать с административного ответчика понесённые ею расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей, по оформлению нотариальной доверенности в размере <данные изъяты> рублей. В обоснование заявленных требований указала, что от первого брака с ФИО17 у нее имеется сын ФИО18ДД.ММ.ГГГГ рождения. В ДД.ММ.ГГГГ году брак с ФИО19. расторгнут. В ДД.ММ.ГГГГ она вступила в брак с ФИО20., от брака родилось 2 детей: сын ФИО21ДД.ММ.ГГГГ рождения, и дочь ФИО22ДД.ММ.ГГГГ рождения. Семья проживает совместно, ведут общее хозяйство, супруг выполняет отцовские обязанности в отношении всех детей. ДД.ММ.ГГГГ Булкашевой М.М. получено удостоверение многодетной семьи. В связи с рождением третьего ребёнка ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» выдало истцу гарантийное письмо на получение регионального семейного капитала от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем она обратилась к административному ответчику с заявлением о распоряжении средствами семейного капитала. Однако в Едином уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ ответчик уведомил Булкашеву М.М. об отказе в предоставлении средств на распоряжение региональным семейным капиталом на основании пункта 7 части 1 статьи 1 Закона Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области». Данное решение ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» Булкашева М.М. считает незаконным, поскольку статус многодетной семьи приобретён на основании первоначальной редакции указанного Закона, в связи с чем положения пункта 7 части 1 статьи 1 Закона к ее семье не применимы.

Решением Приволжского районного суда Астраханской области от 10 марта 2016 года административный иск Булкашевой М.М. удовлетворен. Признано незаконным решение ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района», выраженное в форме Единого уведомления об отказе в назначении государственных социальных услуг от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в предоставлении средств на распоряжение региональным семейным капиталом. На ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» возложена обязанность устранить допущенные нарушения. С ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» в пользу Булкашевой М.М. взысканы расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты> рублей, по оплате госпошлины в размере <данные изъяты> рублей, по оформлению нотариальной доверенности в размере <данные изъяты> рублей.

В апелляционных жалобах ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района», Министерство социального развития и руда Астраханской области ставят вопрос об отмене решения суда, поскольку на момент обращения Булкашевой М.М. в центр социальной поддержки о предоставлении регионального семейного капитала действовала редакция Закона Астраханской области, не предусматривающая ограничений состава многодетных семей по пасынкам и падчерицам. Внесенные в последующем в Закон изменения, которыми в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов, действовали на момент обращения Булкашевой М.М. с заявлением о распоряжении средствами регионального семейного капитала. В связи с этим, заявители полагают, что у семьи Булкашевой М.М. не возникло право на распоряжение региональным семейным капиталом. Кроме того, в доводах жалоб указано о неразумности размера взысканных судебных расходов.

Заслушав докладчика, объяснения представителя ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» Тасимовой Д.Н., представителя Министерства социального развития и труда Астраханской области Донцовой М.Г., поддержавших доводы апелляционных жалоб, Булкашевой М.М., возражавшей против удовлетворения жалоб, проверив материалы дела, и, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в них доводам.

В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

На территории Астраханской области соответствующее правовое регулирование установлено Законом Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области», целью которого является создание надлежащих условий, обеспечивающих достойную жизнь семьям, имеющим детей.

Из материалов дела следует, что семья Булкашевой М.М. является многодетной, имеет троих несовершеннолетних детей: ФИО23ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО24ДД.ММ.ГГГГ рождения, ФИО25ДД.ММ.ГГГГ рождения, что подтверждается удостоверением, выданным ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района».

В связи с рождением третьего ребенка, Булкашева М.М. обратилась в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» с заявлением о предоставлении ее семье регионального семейного капитала, в связи с чем ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» выдано гарантийное письмо на получение регионального семейного капитала от ДД.ММ.ГГГГ Серия

Данное обращение имело место в период действия Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года № 12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" в редакции от 10 февраля 2004 года, в соответствии с которым право на получение мер социальной поддержки имеют многодетные семьи, в которых совместно проживают родители (родитель) или усыновители (усыновитель) и не менее трех детей, включая усыновленных, в возрасте до 18 лет и (или) в возрасте до 23 лет, при условии обучения детей, достигших возраста 18 лет, в общеобразовательных учреждениях, в специальных (коррекционных) учреждениях для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, в учреждениях начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения (статья 1).

В установленном законном порядке Булкашева М.М. обратилась в ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» с заявлением о предоставлении средств регионального семейного капитала.

Единым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» отказано Булкашевой М.М. в предоставлении средств регионального семейного капитала, поскольку в соответствии с Законом Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» в действующей редакции, в число детей, учитываемых для признания семьи многодетной, не включаются дети, являющиеся пасынками (падчерицами) одного из супругов.

Признавая незаконным решение ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района» по отказу в предоставлении средств на распоряжение региональным семейным капиталом, районный суд пришел к выводу о наличии у Булкашевой М.М. статуса многодетной семьи, что влечет получение установленных действующим законодательством мер социальной поддержки, в том числе права на получение средств регионального семейного капитала.

Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, основанными на совокупности положений действующего законодательства и на фактических обстоятельствах дела.

В соответствии с пунктами 1 и 2 Порядка выдачи удостоверения многодетной семьи Астраханской области, утвержденного Постановлением минсоцразвития Астраханской области от 22 марта 2011 года №20, удостоверение многодетной семьи Астраханской области является документом, подтверждающим статус семьи.

Право на получение удостоверения имеют многодетные семьи, установленные статьей 1 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года № 12/2012-ОЗ «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области».

Удостоверение многодетной семьи, выданное истцу ГКУ АО «Центр социальной поддержки населения Приволжского района», подтверждает статус семьи Булкашевой М.М. как многодетной, а также право на получение мер социальной поддержки, в том числе, предусмотренных законодательством Астраханской области.

При этом, на момент получения Булкашевой М.М. гарантийного письма, органы социальной защиты Астраханской области не оспаривали статус семьи Булкашевой М.М. как многодетной и право заявителя на получение средств регионального семейного капитала, поскольку такое право признано за семьей Булкашевой М.М. законом.

Порядком предоставления регионального семейного капитала многодетным семьям Астраханской области, утвержденным Постановлением Правительства Астраханской области от 20 декабря 2012 года №574-П (ред. от 31 января 2014 года) предусмотрено, что при установлении права на получение семейного капитала у лиц, указанных в пункте 1.2 настоящего раздела, не учитываются категории детей, указанные в части 2 статьи 1 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года №12/2012-ОЗ "О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области" (п.1.3); основаниями для отказа в предоставлении средств семейного капитала являются: прекращение права на получение семейного капитала в соответствии с требованиями, установленными настоящим Порядком; представление неполного пакета документов; представление недостоверных сведений в документах (п.3.5).

Доводы апелляционных жалоб об отсутствии оснований для распоряжения Булкашевой М.М. средствами семейного капитала, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Применение к спорным правоотношениям внесенных дополнений в часть 2 статьи 1 Закона Астраханской области от 10 апреля 2012 года № 12/2012-03 Законом Астраханской области от 10 февраля 2014 года № 5/2014-ОЗ «О внесении изменений в Закон Астраханской области «О социальной поддержке многодетных семей в Астраханской области» нарушает права Булкашевой М.М., гарантированные статьей 54 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку распространение действия нового закона на ранее возникшие отношения ставит в зависимость от специального указания на это в новом законе, что противоречит положению об обратной силе закона, предусмотренному Конституцией Российской Федерации.

Таким образом, гражданин не может быть лишен реализации ранее возникшего права только при наличии условий, которые отсутствовали на момент возникновения такого права.

Доводы апелляционных жалоб в части суммы взысканных судебных расходов, судебная коллегия находит необоснованными, поскольку размер судебных расходов определен районным судом на основании положений статьи 106 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом сложности, объема оказанных представителем истца услуг, количества участия в судебных заседаниях.

Иные доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение, влияли на обоснованность и законность судебного решения по существу, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд правильно применил материальный закон, подлежащий применению к возникшим спорным правоотношениям, установил обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм процессуального права, которые могли бы повлечь отмену решения суда, не усматривается.

При таких обстоятельствах судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Астраханского областного суда,

определила:

решение Приволжского районного суда Астраханской области от 10 марта 2016 года оставить без изменения, апелляционные жалобы государственного казённого учреждения Астраханской области «Центр социальной поддержки населения Приволжского район», Министерства социального развития и труда Астраханской области – без удовлетворения.

Председательствующий: Г.В. Баранов

Судьи областного суда: Д.Р. Хаирова

М.М. Хасанова