Судья 1 инстанции Тимофеева А.М. по делу № 33-1790/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 марта 2021 года г. Иркутск
Иркутский областной суд в составе судьи Красновой Н.С., при секретаре Горячкиной К.С., рассмотрев в открытом судебном заседании частную жалобу представителя Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО1 на определение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 ноября 2020 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения Кировского районного суда г. Иркутска от 19 декабря 2017 года по гражданскому делу №2-3484/2017 по иску Западно-Байкальского межрайонного прокурора с интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству имущественных отношений Иркутской области о возложении обязанности по организации, созданию, обеспечению постоянной готовности к использованию защитных противоселевых сооружений, предупреждающих разрушительное воздействие водокаменных потоков (сели) на район жилой застройки и карт-накопителей,
УСТАНОВИЛ:
Решением Кировского районного суда г. Иркутска от 19.12.2017 исковые требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству имущественных отношений Иркутской области о возложении обязанности по организации, созданию, обеспечению постоянной готовности к использованию защитных противоселевых сооружений, предупреждающих разрушительное воздействие водокаменных потоков (сели) на район жилой застройки и карт-накопителей были удовлетворены. На Министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность по организации, созданию и обеспечению постоянной готовности к использованию защитных противоселевых сооружений, предупреждающих разрушительное воздействие водокаменных потоков (сели) на район жилой застройки Байкальского муниципального образования и карт-накопителей Солзанского полигона промышленных отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината.
Министерство имущественных отношений Иркутской области обратилось в Кировский районный суд г. Иркутска с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда до 01.06.2022, указав, что в целях исполнения вступившего в силу решения суда Министерством имущественных отношений Иркутской области принят ряд мер, направленных на строительство селезащитных сооружений на территории муниципального образования Слюдянский район.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 07.11.2019 Министерству имущественных отношений Иркутской области предоставлена отсрочка исполнения решения Кировского районного суда г. Иркутска от 19.12.2017 по делу № 2-3484/2017 до 01.09.2020. Учитывая, что противоселевая защита это комплекс охранно-ограничительных и инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и развития селевых процессов, определение способов и форм противоселевой защиты относится к полномочиям Министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области (далее - Минприроды).
С учетом поручения, данного Губернатором Иркутской области, председателем комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайный ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Иркутской области по результатам обсуждения проблемных вопросов организации селезащиты Слюдянского района на заседании комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Иркутской области, состоявшемся 28.01.2020, проведение мероприятий, направленных на проектирование и строительство селезащитных сооружений в Слюдянском районе поручено Минприроды (протокол от 12 февраля 2020 года КСО -8/20).
Вопрос об уполномоченном органе по реализации мероприятий по селезащите Слюдянского района также был 12.05.2020 рассмотрен на совещании под председательством первого заместителя Губернатора Иркутской области - Председателя Правительства Иркутской области.
По результатам данного совещания ответственным исполнителем по подготовке технических заданий, а также главным распорядителем бюджетных средств, выделенных на проектирование строительства селезащитных сооружений на территории Слюдянского района, определено Минприроды (протокол от 12.05.2020 от 06-09-449/20).
На основании изложенного, Министерством проведена работа по перераспределению финансовых средств и передаче материалов в Минприроды.
В рамках реализации мероприятий государственной программы «Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера, построение и развитие аппаратно- программного комплекса «Безопасный город» на 2019-2024 годы», предусмотренных постановлением Правительства Иркутской области от 06.11.2018 № 814-пп, Минприроды 29.09.2020 заключены следующие государственные контракты:
- № 05-66-57-159/2020 на разработку проектной и рабочей документации на реконструкцию линейных объектов на территории Утуликского муниципального образования Слюдянского района в рамках мероприятия «Разработка проектной документации «Инженерная защита от негативного воздействия селей на территории Слюдянского района» в рамках мероприятия «Разработка проектной документации «Инженерная защита от негативного воздействия селей на территории Слюдянского района», место выполнения работ: по месту нахождения р. Утулик, Большая Куркавочная и р. Безымянная на территории Утулинского муниципального образования Слюдянского района, срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 30.11.2021;
- № 05-66-57-160/2020 на разработку проектной и рабочей документации на реконструкцию линейных объектов на территории Слюдянского городского поселения Слюдянского района в рамках мероприятия «Разработака проектной документации «Инженерная защита от негативного воздействия селей на территории Слюдянского района» в рамках мероприятия «Разработка проектной документации «Инженерная защита от негативного воздействия селей на территории Слюдянского района», место объектов проектирования: по месту нахождения р. Похабиха и р. Слюдянка на территории Слюдянского городского поселения Слюдянского района, срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 30.11.2021;
- № 05-66-57-161/2020 на разработку проектной и рабочей документации на реконструкцию линейных объектов на территории Байкальского городского поселения Слюдянского района в рамках мероприятия «Разработана проектная документация «Инженерная защита от негативного воздействия селей на территории Слюдянского района» в рамках мероприятия «Разработка проектной документации «Инженерная защита от негативного воздействия селей на территории Слюдянского района», место выполнения работ: по месту нахождения р. Утулик, Большая Куркавочная и р. Безымянная на территории Утулинского муниципального образования Слюдянского района, срок выполнения работ: с момента заключения контракта по 30.11.2021.
Заявитель указывает, что в соответствии с заключенными государственными контрактами проектная документация на реконструкцию линейных объектов на территории Утуликского муниципального образования, Слюдянского городского поселения, Байкальского городского поселения Слюдянского района в рамках мероприятия «Разработка проектной документации «Инженерная защита от негативного воздействия селей на территории Слюдянского района» в рамках мероприятия «Разработка проектной документации «Инженерная защита от негативного воздействия селей на территории Слюдянского района» должна быть разработана в срок до 01.12.2021. Получение положительных заключений государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости, в том числе входит в указанный срок.
Защитные противоселевые и противопаводковые сооружения являются объектами капитального строительства, их возведение (в том числе и реконструкция) должны осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное и принимая во внимание, что защитные противоселевые и противопаводковые сооружения являются объектами капитального строительства, возведение (в том числе и реконструкция) которых должна осуществляться в соответствии с требованиями, установленными Градостроительным кодексом Российской Федерации, обязанность Министерства по созданию и обеспечению постоянной готовности к использованию защитных противоселевых сооружений не может быть исполнена по объективным обстоятельствам до подготовки проектной документации и получения заключений государственной экологической экспертизы, государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости, т.е. ранее 01.12.2021.
Деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов (бюджетный процесс) регламентирована Бюджетным кодексом Российской Федерации, Законом Иркутской области от 23.07.2008 № 55-оз (ред. от 05.11.2020) «О бюджетном процессе Иркутской области» иными правовыми актами. Министерство, как главный распорядитель бюджетных средств на основании пп. 4 п. 1 ст. 5 Закона Иркутской области от 23.07.2008 № 55-оз (ред. от 05.11.2020) «О бюджетном процессе Иркутской области» осуществляет планирование соответствующих расходов областного бюджета, составляет обоснования бюджетных ассигнований.
В соответствии со статьей 10,16 Закона Иркутской области «О бюджетном процессе Иркутской области» Губернатор Иркутской области до 24 октября текущего финансового года рассматривает прогноз социально-экономического развития области, проект областного бюджета и проект бюджета территориального государственного внебюджетного фонда на очередной финансовый год и плановый период, иные документы и материалы, необходимые для составления и утверждения проекта областного бюджета; проект закона области об областном бюджете вносится Губернатором Иркутской области в Законодательное Собрание Иркутской области не позднее 25 октября текущего года.
Утверждение областного бюджета отнесено к полномочиям Законодательного Собрания Иркутской области.
Таким образом, к моменту окончания работ по проектированию объектов селезащиты (30.11.2021) проект областного бюджета на 2022 год будет составлен, внесен на рассмотрение в Законодательное Собрание Иркутской области и возможно принят.
Планирование соответствующих расходов областного бюджета возможно только в 2022 году путем внесения соответствующих изменений в областной бюджет на 2022 год в сроки и порядке, установленном Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими бюджетный процесс.
Так, первые изменения в Закон Иркутской области от 17.12.2018 № 131-03 «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» были внесены только 31.05.2019 (Закон Иркутской области от 31.05.2019 № 41-03 «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»), а в Закон Иркутской области от 20 декабря 2019 года № 130-03 «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» были внесены только 13.04.2020 года (Закон Иркутской области от 13.04.2020 № 33-03 «О внесении изменений в Закон Иркутской области «Об областном бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов».
Учитывая вышеизложенное, а также принимая во внимание законодательно установленные сроки на проведение конкурсных процедур при осуществлении государственных закупок (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»), при условии, что необходимые средства будут предусмотрены в областном бюджете на 2022 год, заключение государственного контракта на строительство противоселевых сооружений возможно не ранее 01.06.2022.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 27.11.2020 в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда отказано.
В частной жалобе представитель Министерства имущественных отношений Иркутской области ФИО1 просит определение суда отменить, разрешить вопрос по существу: предоставить Министерству имущественных отношений Иркутской области отсрочку исполнения решения Кировского районного суда г. Иркутска от 19.12.2017 до 01.06.2022. В обоснование жалобы указывает, что Министерством предпринят ряд мер, направленных на строительство селезащитных сооружений на территории муниципального образования Слюдянский район в целях исполнения вступившего в законную силу решения суда. Заявитель не согласен с выводами суда о том, что Министерством не принято достаточных мер к исполнению решения суда, полагает, что данные выводы не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и выводам, изложенным в судебных актах Кировского районного суда г. Иркутска по делу № 2-3484/2017 и № 2а-4225/2019. Отмечает, что исполнение мероприятий по организации, созданию и обеспечению постоянной готовности к использованию защитных противоселевых сооружений, предупреждающих разрушительное воздействие водокаменных потоков (сели) на район жилой застройки Байкальского муниципального образования и карт-накопителей Солзанского полигона промышленных отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината объективно носит длительный характер.
В письменном возражении на частную жалобу Западно-Байкальский межрайонный природоохранный прокурор Касьяненко В.И. указал, что определение суда является законным, а частная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) частная жалоба рассмотрена в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, проверив законность и обоснованность определения суда, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии со ст. 434 ГПК РФ при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения. Такие заявления рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. ст. 203, 208 ГПК РФ.
В соответствии со ст. 203 ГПК РФ суд, рассмотревший дело, по заявлению лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя, исходя из имущественного положения сторон и других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения, изменить способ и порядок его исполнения.
Из материалов дела следует, что решением Кировского районного суда г. Иркутска от 19.12.2017 исковые требования Западно-Байкальского межрайонного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Министерству имущественных отношений Иркутской области о возложении обязанности по организации, созданию, обеспечению постоянной готовности к использованию защитных противоселевых сооружений, предупреждающих разрушительное воздействие водокаменных потоков (сели) на район жилой застройки и карт-накопителей были удовлетворены. На Министерство имущественных отношений Иркутской области возложена обязанность по организации, созданию и обеспечению постоянной готовности к использованию защитных противоселевых сооружений, предупреждающих разрушительное воздействие водокаменных потоков (сели) на район жилой застройки Байкальского муниципального образования и карт-накопителей Солзанского полигона промышленных отходов Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Указанное решение суда вступило в законную силу.
04.04.2018 Кировским районным судом г. Иркутска выдан исполнительный лист № Номер изъят, на основании которого в МОСП по исполнению исполнительных документов неимущественного характера УФССП России по Иркутской области возбуждено исполнительное производство от 22.06.2018 Номер изъят-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.02.2019 исполнительное производство Номер изъят-ИП было окончено по основанию, предусмотренному п.1 ч.1 ст.47, ст.ст. 6, 14 Федерального закона от 02.10.2007 №229 «Об исполнительном производстве» в связи с фактическим исполнением.
23.08.2019 постановление об окончании указанного исполнительного производства было отменено, исполнительное производство возобновлено и ему присвоен номер Номер изъят-ИП.
Постановлением судебного пристава-исполнителя от 28.08.2019 установлен новый срок для исполнения требований исполнительного документа – до 20.09.2019.
Определением Кировского районного суда г. Иркутска от 07.11.2019 удовлетворено заявление Министерства имущественных отношений Иркутской области о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 19.12.2017 сроком до 01.09.2020.
Разрешая заявленные требования о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд первой инстанции правильно руководствовался приведенными в оспариваемом определении процессуальными нормами права, установив, что действенных мер по исполнению решения суда заявителем предпринято не было, доказательств наличия непреодолимых препятствий исполнения решении суда не представлено, ранее отсрочка исполнения решения суда заявителю была предоставлена, пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции соглашается ввиду следующего.
В силу ч. 2 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех, без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, граждан, организаций, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.
В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 02.10.2007 №229 «Об исполнительном производстве» взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица, а также об изменении способа и порядка его исполнения в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.
В силу приведенных положений законодательства, основанием для отсрочки исполнения судебного решения являются конкретные обстоятельства, свидетельствующие о том, что должник не имеет возможности исполнить решение суда в установленные сроки. При этом, рассматривая вопросы об отсрочке, рассрочке, изменении способа и порядка исполнения судебных решений, следует принимать во внимание необходимость соблюдения требований об исполнении судебных решений в разумные сроки.
В Определении Конституционного Суда РФ от 18.04.2006 № 104-О указано, что основания для отсрочки (рассрочки) исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при препятствиях к совершению исполнительных действий, исполнение вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем, чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов сторон, возможная же рассрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
Таким образом, основания для отсрочки, рассрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий, поскольку вступившие в законную силу акты федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской Федерации, согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Исполнение судебного решения предполагает разумные сроки, необоснованное затягивание исполнения судебных решений подрывает авторитет судебной власти.
Суд апелляционной инстанции полагает, что при предоставлении истребуемой отсрочки исполнения решения суда теряется смысл судебного постановления, имея в виду гарантии судебной защиты интересов истца обращающегося за защитой интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, права которого нарушены.
Доводы частной жалобы о принятии достаточных мер для исполнения решения суда отклоняются судом апелляционной инстанции, поскольку являлись предметом исследования и оценки суда первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном постановлении с изложением соответствующих мотивов, при этом суд апелляционной инстанции учитывает, что с момента вступления в законную силу вынесенного решения по делу прошло более 3 лет, однако судебный акт до настоящего времени не исполнен, в том числе, с учетом ранее предоставленной отсрочки исполнения решения.
Учитывая необходимость защиты прав обеих сторон, а также требования разумности в части сроков исполнения судебных актов, суд апелляционной инстанции полагает, что предоставление испрашиваемой отсрочки не отвечает задачам гражданского судопроизводства, установленным ст. 2 ГПК РФ, и нарушает права взыскателя.
Руководствуясь статьями 333, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
Определение Кировского районного суда г. Иркутска от 27 ноября 2020 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения Кировского районного суда г. Иркутска от 19 декабря 2017 года по данному делу оставить без изменения, частную жалобу – без удовлетворения.
Судья Н.С. Краснова