Судья Лушер Т.А. Дело № 33-1793/2018АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 февраля 2018 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Старовойт Р.К.
судей Бичуковой И.Б., Розановой М.А.
при секретаре Якушевской Н.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
прокурора Ленинского района г. Владивостока в интересах Российской Федерации к ОП №1 УМВД России по г. Владивостоку, УМВД России по г.Владивостоку, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, заинтересованные лица ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 о признании недействительной постановки на миграционный учет, обязании снять с миграционного учета по апелляционному представлению прокурора Ленинского района г. Владивостока на решение Ленинского районного суда г. Владивостока Приморского края от 11.12.2017, которым исковые требования оставлены без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Старовойт Р.К., объяснения представителя ответчика УМВД России по г. Владивостоку ФИО10, помощника прокурора Маториной О.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в суд в защиту интересов Российской Федерации с иском к ОП №1 УМВД России по г. Владивостоку, УМВД России по г.Владивостоку, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 о признании недействительной постановки на миграционный учет, обязании снять с миграционного учета.
В обоснование исковых требований указал, что в ходе проведенной по заданию прокуратуры Приморского края проверки по факту массовой регистрации иностранных граждан в жилых помещениях, расположенных на территории Ленинского района г. Владивостока установлено, что отделом по вопросам миграции ОП № 1 УМВД России по г. Владивостоку от ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО6 принято уведомление о прибытии граждан ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 по месту пребывания по адресу: <адрес>. Собственником помещения, расположенного по указанному адресу является ФИО9
При этом, ФИО5, ФИО7, ФИО6, ФИО8, как принимающей стороной, в уведомление о прибытии
вышеуказанных иностранных граждан внесены сведения, не соответствующие действительности, указан адрес места прибытия: <адрес>, в то время как фактически указанное жилье иностранным гражданам для временного размещения или осуществления трудовой деятельности не предоставлялось.
Указанные обстоятельства подтверждаются рапортом УУП ОП № 1 УМВД России по г. Владивостоку.
В связи с тем, что иностранные граждане ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 были поставлены на миграционный учет незаконно, полагает, что они подлежат снятию с учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Просил признать недействительной постановку на миграционный учет по месту пребывания <адрес> граждан ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4
Обязать ОП № 1 УМВД России по г. Владивостоку снять ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ.р., ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
В дальнейшем прокурор, уточнив исковые требования, просил считать ответчиками ОП №1 УМВД России по г. Владивостоку, УМВД России по г. Владивостоку, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, заинтересованными лицами ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, просил признать недействительной постановку на миграционный учет, обязать снять с миграционного учета.
В судебном заседании прокурор подержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в иске.
Представитель ОП №1 УМВД России по г.Владивостоку, УМВД России по г. Владивостоку, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, не сообщил об уважительности причин неявки. Представил письменный отзыв, указав, что постановка ответчиков на миграционный учет была осуществлена в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2006 г. №109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 15 января 2007 г. №9, в связи с чем, отсутствуют основания признания постановки на учет недействительной и снятия с миграционного учета. Просил в иске отказать в полном объеме.
Ответчики ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, третьи лица ФИО5, ФИО7, ФИО6 ФИО8, ФИО9 извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
С указанным решением не согласился прокурор Ленинского района г. Владивостока, им подано апелляционное представление, в котором ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного и необоснованного.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор поддержал апелляционное представление, пояснив, что в ходе проведенной проверки установлено, что ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, направившие в миграционный орган уведомления о прибытии иностранных граждан по адресу: <адрес>, собственниками указанного жилого помещения, либо нанимателями не являются, в нем не зарегистрированы. Указанное жилое помещение ответчикам для временного размещения не предоставлялось. Следовательно, их постановка на миграционный учет по данному адресу является фиктивной, они подлежат снятию с миграционного учета по месту пребывания.
Представитель ответчика УМВД России по г. Владивостоку в судебном заседании полагал решение суда законным и обоснованным, ссылаясь на Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, указал, что постановка на миграционный учет носит уведомительный характер, в данном случае указанные граждане направили соответствующее уведомление через сайт «Госуслуги», оснований для отказа не имелось. Не проживание указанных иностранных граждан по данному адресу не влечет фиктивность такой регистрации. Вместе с тем, полагал, что требования о снятии иностранных граждан с миграционного учета подлежат удовлетворению.
В судебное заседание апелляционной инстанции ответчики, третьи лица не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, не ходатайствовали об отложении судебного разбирательства.
В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционного представления, выслушав прокурора, представителя ответчика, полагает решение суда подлежащим отмене в части отказа в удовлетворении требований о снятии иностранных граждан с миграционного учета, с принятием нового решения в данной части об удовлетворении исковых требований.
Судом установлено, что отделом по вопросам миграции ОП № 1 УМВД России по г. Владивостоку от ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО6 приняты уведомления о прибытии граждан ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 по месту пребывания по адресу: <адрес>, собственником которого является ФИО9
При этом ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО6, как принимающей стороной, в уведомлении о прибытии иностранных граждан внесены сведения, не соответствующие действительности, указан адрес пребывания <адрес>, в то время как данное жилое помещение указанным иностранным гражданам для временного размещения или осуществления трудовой деятельности не предоставлялось.
Указанные обстоятельства подтверждаются материалами гражданского дела, в том числе исследованным в апелляционной инстанции материалом проверки КУСП № ПП № УМВД России по г. Владивостоку, в котором имеются письменные объяснения, фактически проживающих в <адрес>, граждан Узбекистана ФИО11, ФИО12 ФИО13, ФИО14, ФИО15 от 08.10.2017, которым граждане ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 не известны.
В соответствии с пунктами 3 и 6 части 1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Согласно ст. 2 указанного закона местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) для целей названного Закона признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.
В силу ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Статья 21 названного закона устанавливает, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно ч. 2 ст. 22 закона для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 9 от 15.01.2007.
Согласно п. 37 указанных Правил снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется, в том числе после выявления факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении (п. г).
В соответствии с п. 40 указанных Правил при получении документов, предусмотренных пунктом 37 Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Из Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» следует, что миграционный учет носит уведомительный характер, на этапе получения уведомления орган миграционного учета не уполномочен проверять достоверность факта пребывания иностранного гражданина по указываемому в уведомлении адресу.
Разрешая исковые требования прокурора в части признания недействительной поставки на миграционный учет иностранных граждан ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, суд, правильно применив Федеральный закон от 18.07.2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», положения Правил осуществления миграционного учета, а также Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации утвержденный приказом ФМС от 29.08.2013 № 364 (действовавший в период направления уведомления), пришел к верному выводу, что в связи с уведомительным характером постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания и, исходя из закрепленных за миграционным органом полномочий, основания для отказа исполнения или приостановления исполнения государственной услуги (постановки на миграционный учет по месту пребывания) отсутствовали, следовательно, требования прокурора о признании недействительной поставки на миграционный учет иностранных граждан удовлетворению не подлежат.
Судебная коллегия полагает указный вывод суда первой инстанции верным.
Вместе с тем, вывод суда об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности снятия указанных иностранных граждан с миграционного учета не основан на приведенных выше нормативных положениях.
По делу установлено, что собственником <адрес> в <адрес> является ФИО9. ФИО5, ФИО7, ФИО8, ФИО6 собственниками, нанимателями указанного жилого помещения не являются, не зарегистрированы по данному адресу. Фактически в квартире проживают иностранные граждане, а именно граждане Узбекистана ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 Иностранные граждане ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 не проживают по указанному адресу. Из имеющегося в материале проверки КУСП № постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 15.02.2018, вынесенного УУА ПП № 7 УМВД РФ по г. Владивостоку младшим лейтенантом полиции ФИО16, следует, что в ходе дополнительной проверки установить место нахождения ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 не представилось возможным.
Исходя из определения фиктивной постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении, приведенного в статье 2 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», в примечании к ст. 322.3 УК РФ, а также фактических обстоятельств дела, судебная коллегия приходит к выводу, что у ответчиков, как принимающей стороны, отсутствовало намерение предоставить указанным иностранным гражданам данное жилое помещение для временного пребывания, следовательно, постановка на миграционный учет указанных иностранных граждан являлась фиктивной.
В соответствии с п.п. «г» п. 37 Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 9 от 15.01.2007, снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется, в том числе после выявления факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении.
В соответствии с п. 113 действующего Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, форм заявления о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметки о регистрации иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, утвержденного Приказом МВД России от 23.11.2017 N 881, основанием для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания, является в том числе получение подразделением по вопросам миграции сведений о выявлении факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении.
Поскольку по делу установлена фиктивная регистрация иностранных граждан по месту пребывания в <адрес> в <адрес>, указанное обстоятельство само по себе является нарушением миграционного законодательства, а потому подлежит устранению путем снятия иностранных граждан ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
С учетом изложенного, решение суда в данной части нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска в данной части.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 328, ст. 329, ст. 330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
апелляционное представление прокурора Ленинского района г. Владивостока удовлетворить в части,
решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 11.12.2017 отменить в части отказа в возложении обязанности снятия с миграционного учета иностранных граждан, принять в указанной части новое решение.
Обязать ОП № 1 УМВД России по г. Владивостоку снять с миграционного учета по месту пребывания <адрес> иностранных граждан ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4.
В остальной части решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 11.12.2017 оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи