ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1795 от 14.05.2013 Тверского областного суда (Тверская область)

Дело № 33-1795 судья Трепалина Н.Н. 2013 год

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 мая 2013 года город Тверь

Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

в составе председательствующего судьи Золина М.П.,

судей Лозовой Н.В. и Беляк А.С.,

при секретаре судебного заседания Варламовой А.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Беляк А.С.

дело по апелляционной жалобе ФИО1

на решение Калязинского районного суда Тверской области от 04 марта 2013 года, которым постановлено:

«В иске ФИО1 к администрации Калязинского рай­она об обязании предоставить в первоочередном порядке земельный участок для индивидуального жилищного строительства истцу, являющемуся инвалидом, от­казать».

Судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратился в суд с иском к администрации Калязинского района, третье лицо - Комитет по управлению муниципальным имуществом Калязинского района, о предоставлении ему как инвалиду в первоочередном порядке земельного участок для индивидуального жилищного строительства истцу, являющемуся инвалидом.

В обоснование исковых тре­бований указал, что 19 июля 2012 года он обратился к Главе администрации Калязинского района Тверской области с заявлением о предоставлении ему в первоочередном порядке за плату земельно­го участка общей площадью <данные изъяты> кв. метров, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, с кадастровым номером . К за­явлению был приложен документ об инвалидности. До подачи заявления им были оплачены работы по межеванию земельного участка и подготовке землеустрои­тельного дела. Согласно полученным из КУМИ Калязинского района ответам, истец может приобрести участок только на аукционе, а право на первоочередное предоставление земельного участка он будет иметь только в случае признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Истец полагал, что такие действия администрации района наруша­ют его права в части первоочередного предоставления земельного участка по договору купли-продажи без тор­гов. В связи с этим он просил суд обязать администрацию Калязинского района предоставить ему в первоочередном порядке земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержал исковые требова­ния и просил удовлетворить их в полном объёме.

Представитель ответчика администрации Калязинского района ФИО2 в судебном заседании с исковыми требованиями ФИО1 не согласи­лась.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе ФИО1 поставлен вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения.

В обоснование доводов жалобы заявитель указывает, что выводы суда не соответствуют положениям действующего земельного законодательства и противоречат судебной практике, в частности позиции Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2008 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 года), в соответствии с которой при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения ФИО1, поддержавшего доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного по делу решения.

Согласно ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

В соответствии с п. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

Из анализа указанных правовых норм следует, что при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» торги проводиться не должны.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Верховного Суда РФ, изложенной в Обзоре законодательства и судебной практики за второй квартал 2008 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 17 сентября 2008 года), в соответствии с которой при предоставлении инвалиду земельного участка для жилищного строительства в соответствии со ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» по договору купли-продажи торги не проводятся.

Вместе с тем, из содержания ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», устанавливающей порядок обеспечения инвалидов жилой площадью, следует, что право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства предусмотрено законом в целях реализации жилищных прав инвалидов.

Постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901 утверждены Правила предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг.

Пунктом 1 Правил предусмотрено, что инвалиды, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», по обеспечению жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, по получению земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства в соответствии с установленным порядком и положениями настоящих Правил.

Правилами предусмотрены основания признания инвалидов нуждающимися в улучшении жилищных условий и порядок их постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, который осуществляется по месту жительства инвалида (пункты 2 и 3 Правил).

Согласно ч. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий осуществляется органом местного самоуправления на основании заявления гражданина, поданного в указанный орган по месту своего жительства.

Таким образом, право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства связано с нуждаемостью инвалида в улучшении жилищных условий. При этом такое право подлежит реализации по месту жительства инвалида.

Поскольку обращение ФИО1 в суд обусловлено требованием о предоставлении льготы (преимущества), обязанность доказать наличие у него права на льготу возлагается на самого истца.

Из этого следует, что заявление инвалида о предоставлении в первоочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства могло быть удовлетворено лишь при доказанности его нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Согласно справке Отдела жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи Администрации Калязинского района Тверской области от 04 марта 2013 года, ФИО1 не состоит на учёте в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (л.д. 43).

Учитывая изложенное, возможность применения к возникшим правоотношениям положений ч. 14 ст. 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в рассматриваемом случае отсутствует, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению ФИО1 земельного участка в первоочередном порядке, и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

Доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене решения суда, поскольку не опровергают выводов суда и не содержат новых обстоятельств, не исследованных судом первой инстанции.

Указание на неправильное применение норм материального права, свидетельствует об ином толковании положений закона, с которым судебная коллегия согласиться не может.

Ссылок на какие-либо новые факты, которые остались без внимания суда первой инстанции, в апелляционной жалобе не содержится.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.

При таких обстоятельствах, решение является законным и обоснованным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Калязинского районного суда Тверской области от 04 марта 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи