ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1795/19 от 21.05.2019 Верховного Суда Республики Карелия (Республика Карелия)

Судья Белокурова О.С. № 33-1795/2019

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 мая 2019 г. г. Петрозаводск

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Рочевой Е.С.,

судей Мишеневой М.А., Переплесниной Е.М.

при секретаре Мариной Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца на решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 12 марта 2019 года по иску ФИО1 к администрации Пудожского муниципального района о признании незаконным отказа о перерасчете доплаты к страховой пенсии по старости, возложении обязанности произвести перерасчет доплаты к страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Мишеневой М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратился с иском к администрации Пудожского муниципального района по тем основаниям, что распоряжением ответчика № (...) от (...) истцу установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости из расчета 56 % должностного оклада из установленного муниципального стажа 22 года 9 месяцев 19 дней. В соответствии с Порядком назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты устанавливаемой к страховой пенсии по старости лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Пудожского муниципального района, трудовому стажу муниципальной службы 22 года 9 месяцев 19 дней соответствует размер доплаты к страховой пенсии по старости 80% должностного оклада. Истец (...) обратился к ответчику с заявлением о перерасчете назначенной доплаты к страховой пенсии по старости, на что получил отказ. С указанным отказом ответчика истец не согласен. На основании изложенного истец просил признать незаконным отказ о перерасчете доплаты к страховой пенсии, возложить на ответчика обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение и произвести перерасчет назначенной доплаты к страховой пенсии по старости из расчета 80% должностного оклада с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям.

Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица привлечен Контрольно-счетный орган Пудожского муниципального района.

Решением суда в удовлетворении исковых требований отказано.

С решением суда не согласен истец, в апелляционной жалобе просит отменить состоявшееся по делу судебное постановление. В обоснование доводов жалобы указывает, что стороной истца в материалы дела была представлена трудовая книжка установленного образца, где имеется запись от (...) о приеме истца в МП «Красноборский» на должность и.о. директора согласно распоряжению Пудожской мэрии № (...). Также представлена надлежащим образом заверенная копия распоряжения главы Пудожского местного самоуправления Пудожского района от (...)(...), согласно которому истец в связи с производственной необходимостью был назначен и.о. директора муниципального предприятия «Красноборский» с последующим заключением трудового договора (контракта) на определенный срок. С учетом представленных документов стаж муниципальной службы истца составил 22 года 9 месяцев 19 дней. Иных доказательств ответчиком не представлено. Отказывая в иске, суд необоснованно исходил из тех обстоятельств, что на уровне Пудожского района реестр должностей муниципальной службы не принят и администрация должна руководствоваться положениями закона, а работа в должности и.о. директора МП Красноборский» муниципальной службой не является. Указывает, что неисполнение обязанностей кадровой службой, установленных ст.28 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее Закон № 25-ФЗ), не может служить основанием нарушения прав истца в установлении доплаты к страховой пенсии по старости в размере 80% должностного оклада как лицу, замещавшему должности муниципальной службы в органах местного самоуправления.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона № 25-ФЗ (здесь и далее в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений), муниципальная служба - это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Закона № 25-ФЗ должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации (ч. 2 ст. 6).

В соответствии с п. 12 ч. 1 ст. 11 Закона № 25-ФЗ муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 25 Закона № 25-ФЗ в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения: должностей муниципальной службы; муниципальных должностей; государственных должностей Российской Федерации и государственных должностей субъектов Российской Федерации; должностей государственной гражданской службы, воинских должностей и должностей федеральной государственной службы иных видов; иных должностей в соответствии с федеральными законами.

В стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет муниципальным служащим включаются (засчитываются) помимо периодов замещения должностей, указанных в части 1 настоящей статьи, иные периоды в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ч.3 ст.25). Порядок исчисления стажа муниципальной службы устанавливается законом субъекта Российской Федерации (ч.4 ст.25).

В соответствии ч.1 ст.11 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» лицам, замещавшим должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», уставом муниципального образования могут предусматриваться за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» либо досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Согласно ст. 12 Закона Республики Карелия от 24.07.2007 № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» в стаж (общую продолжительность) муниципальной службы включаются периоды замещения должностей, предусмотренные статьей 25 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации». В стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты в соответствии со статьей 11 настоящего Закона также включаются периоды, указанные в части 2 статьи 22 Закона Республики Карелия «О государственной службе Республики Карелия».

В соответствии со ст. 38.1 Устава Пудожского муниципального района лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и в этот период достигшим пенсионного возраста или потерявшим трудоспособность, вышедшим на страховую пенсию по старости (инвалидности), предусматриваются за счет средств местного бюджета дополнительные гарантии в виде ежемесячной доплаты к страховой пенсии по старости (инвалидности).

Судом установлено, что ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с (...).

Распоряжением администрации Пудожского муниципального района от (...)(...) ФИО1 установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости с учетом районного коэффициента и северной надбавки в размере (...) руб.

Стаж муниципальной службы ФИО1 на (...) составил (...), в него вошли периоды: службы в РА ((...)); управляющий Каршевской сельской администрации с (...) по (...) ((...)); глава Красноборского сельского поселении в период с (...) по (...) ((...)); глава администрации Пудожского муниципального района с (...) по (...) ((...)).

Решением комиссии по делам муниципальной службы органов местного самоуправления Пудожского муниципального района установлен стаж муниципальной службы ФИО1 22 года 9 месяцев 19 дней. Произведен расчет ежемесячной доплаты с (...), исходя из должностного оклада главы администрации (на (...)) в размере (...) руб., что составит (...) руб.

Как следует из акта проверки обоснованности назначения выплат муниципальным служащим администрации Пудожского муниципального района в соответствии со ст.ст. 10, 11 Закона Республики Карелия № 1107-ЗРК «О муниципальной службе в Республике Карелия» в 2018 г. решением комиссии по делам муниципальной службы органов местного самоуправления Пудожского муниципального района от (...) ФИО1 в стаж муниципальной службы для назначения ежемесячной доплаты зачтен период работы руководителем МУП ЖКХ «Красноборский» общей продолжительностью (...). В нарушение п. 3 ст. 25 Закона № 25-ФЗ муниципальные правовые акты о включении в стаж муниципальной службы для назначения пенсии за выслугу лет иных периодов, в том числе периодов замещения отдельных должностей руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы муниципальным служащим для выполнения должностных обязанностей в соответствии с должностной инструкцией муниципального служащего, администрацией не разработаны. У комиссии отсутствовали полномочия по включению работы в МУП ЖКХ «Красноборский» в стаж муниципальной службы для ежемесячной доплаты к пенсии ФИО1

ФИО1 обратился в администрацию Пудожского муниципального района по вопросу перерасчета назначенной доплаты к страховой пенсии по старости, полагая, что стаж муниципальной службы на (...) составил 22 года 9 месяцев 19 дней, в который включен период его трудовой деятельности в МП «Красноборский» с (...) по (...) в должности и.о. директора.

Как следует из трудовой книжки истца (...) ФИО1 был принят в МП «Красноборский» в кадры предприятия в должности и.о. директора согласно распоряжению Пудожской мэрии от (...)(...); (...) уволен с кадров по собственному желанию.

В своем ответе на обращение истца администрация Пудожского муниципального района указала, что оснований включать в стаж муниципальной службы иные периоды, отличные от тех, которые регламентированы законодательством Российской Федерации и Республики Карелия, при назначении ежемесячной доплаты пенсии, не имеется. Расчет ежемесячной доплаты к пенсии произведен из стажа муниципальной службы 18 лет 6 месяцев 18 дней, что соответствует размеру доплаты 56% месячного должностного оклада муниципального служащего.

Решением Совета Пудожского муниципального района (...) от (...)(...) утвержден Порядок назначения, перерасчета и выплаты ежемесячной доплаты, устанавливаемой к страховой пенсии по старости (инвалидности) лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Пудожского муниципального района.

В силу п. 2 указанного Порядка право на установление ежемесячной доплаты имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы, при наличии стажа муниципальной службы, минимальная продолжительность которого определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Согласно п. 3 Порядка ежемесячная доплата устанавливается в размере 44% должностного оклада с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при наличии стажа муниципальной службы не менее 16 лет в соответствующем году.

При превышении указанного стажа муниципальной службы на один, два, три, четыре, пять, шесть и более полных лет размер ежемесячной доплаты составляет соответственно 50, 56, 62, 68, 74, 80 процентов месячного должностного оклада муниципального служащего с начислением районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Размер ежемесячной доплаты не может быть менее 500 руб.

В соответствии с п. 4 Порядка стаж муниципальной службы для установления ежемесячной доплаты исчисляется в порядке, установленном ст. 12 Закона № 25-ФЗ.

Суд первой инстанции, разрешая настоящий спор, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом суд исходил из того, что должность и.о. директора, замещаемая истцом в период с (...) по (...), не является должностью муниципальной службы, в связи с чем этот период работы не может быть включен в стаж муниципальной службы. Работа на указанной должности в МП «Красноборский» муниципальной службой не является, оснований для включения указанного периода работы в стаж муниципальной службы не имелось.

Согласно Уставу МП «Красноборский», зарегистрированному (...), муниципальное предприятие учреждено сельской администрацией Каршевской волости и в силу положений ст. 24 ГК РСФСР являлось государственным предприятием, имеющим закрепленные за ним основные и оборотные средства и самостоятельный баланс.

Установив указанные обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, руководствуясь положениями законодательства, регулирующего спорные правоотношения, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований, поскольку муниципальные предприятия и учреждения не входят в структуру органов местного самоуправления, должность, занимаемая истцом (директор муниципального учреждения) не является должностью муниципальной службы, в реестре должностей муниципальной службы не поименована.

При указанных обстоятельствах истцу распоряжением администрации Пудожского муниципального района № (...) от (...) обоснованно была установлена ежемесячная доплата к страховой пенсии по старости с учетом районного коэффициента и северной надбавки в размере (...) руб.

Также судебная коллегия соглашается с выводами суда об отсутствии оснований для перерасчета доплаты к страховой пенсии по старости.

Судебная коллегия отклоняет приведенные в опровержение доводы апелляционной жалобы, как несостоятельные, поскольку они основаны на неправильном толковании норм материального права и не могут явиться основанием для отмены решения.

Выводы суда, положенные в обоснование постановленного решения, мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, оцененных по правилам ст. 67 ГПК РФ, соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.

При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены применительно к положениям ст.330 ГПК РФ по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пудожского районного суда Республики Карелия от 12 марта 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи