Судья Трибунская О.И. Дело № 33-1798
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 марта 2013 года город Саратов
Судебная коллегия по гражданским делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Грибалевой М.Н.,
судей Ефимовой И.В., Мележик Л.М.,
при секретаре Каланиной Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ефимовой И.В. гражданское дело по иску прокурора Федоровского района Саратовской области в интересах ФИО1, несовершеннолетних ФИО2, ФИО3 к администрации Федоровского муниципального района Саратовской области об устранении нарушений законодательства при предоставлении бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального строительства, дачного строительства, ведения садоводства и огородничества,
по апелляционной жалобе главы администрации Федоровского муниципального района Саратовской области ФИО4 на решение Советского районного суда Саратовской области от 06 февраля 2013 года, которым исковые требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи, объяснения представителя администрации Федоровского муниципального района Саратовской области ФИО5, поддержавшего доводы жалобы, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия
установила:
прокурор Федоровского района Саратовской области, действуя в интересах ФИО1 и его несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, обратился в суд с иском к администрации Федоровского муниципального района Саратовской области об устранении нарушений законодательства при предоставлении бесплатно гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков для индивидуального строительства, дачного строительства, ведения садоводства и огородничества.
Прокурор в иске указал, что многодетная семья М-вых поставлена на учет в администрации Федоровского муниципального района Саратовской области в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства. До настоящего времени семье М-вых земельный участок не предоставлен, что нарушает права и законные интересы семьи, а также требования действующего законодательства. Прокурор просил суд (с учетом изменения исковых требований) обязать администрацию Федоровского муниципального района Саратовской области предоставить семье ФИО1 бесплатно земельный участок для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства и огородничества в срок до 01 мая 2013 года.
Решением Советского районного суда Саратовской области от <дата> исковые требования удовлетворены, на администрацию Федоровского муниципального района Саратовской области возложена обязанность предоставить бесплатно многодетной семье ФИО1 земельный участок для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества в срок до <дата>.
Глава администрации Федоровского муниципального района Саратовской области не согласился с принятым решением, подал апелляционную жалобу, в которой содержится просьба решение суда отменить, производство по делу прекратить.
В жалобе указывается на неправильное применение судом норм материального права. Законом Саратовской области от 21 мая 2004 года №23-ЗСО «О земле» закреплен порядок приобретения бесплатно гражданами, имеющими трех и более детей, земельных участков для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества. Судом не учтено, что закон предусматривает очередность предоставления земельных участков в зависимости от даты и времени постановки граждан на учет, по мере формирования органами местного самоуправления перечней земельных участков. Гражданин, желающий приобрести земельный участок, должен подать в орган местного самоуправления заявление о приобретении земельного участка и необходимые документы. ФИО1, будучи поставленным на учет в качестве лица, имеющего право на получение земельного участка, не обратился с заявлением о предоставлении ему земельного участка в собственность. С учетом изменений и дополнений, внесенных в Закон Саратовской области от 21 мая 2004 года №23-ЗСО «О земле», земельные участки предоставляются гражданам в порядке очередности. Автор жалобы полагает, что администрация Федоровского района не препятствовала истцу в получении мер социальной поддержки в виде приобретения в собственность земельного участка, в связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.
По утверждению автора жалобы, судом нарушены нормы процессуального права, предусмотренные ст. 199 ГПК РФ. После рассмотрения дела судом назначено время оглашения резолютивной части решения в 15 часов <дата>, однако в назначенное время оглашение резолютивной части не состоялось, о существе принятого решения представитель ответчика ФИО6 узнала по телефону от секретаря судебного заседания. Представителю ответчика не были разъяснены сроки изготовления мотивированного решения и порядок его обжалования. Копию решения представитель ответчика получил <дата>.
<адрес> представлены письменные возражения на апелляционную жалобу, в которых содержится просьба оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель администрации ФИО5 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили.
С учетом сведений о надлежащем извещении, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе (в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для его отмены.
Согласно п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Статья 5 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года №23-ЗСО «О земле» (пункт 4.1 части 1) предусматривает, что однократное предоставление земельных участков в собственность гражданам осуществляется бесплатно для индивидуального жилищного строительства, дачного строительства, ведения садоводства или огородничества - имеющим трех и более детей гражданам, семьи которых признаются многодетными в соответствии с Законом Саратовской области «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области».
Согласно ст. 12.3 приведенного закона (части 2, 3, 5, 6, 10, 13-18) земельные участки предоставляются бесплатно гражданам по основаниям, установленным пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов области с учетом требований части 3 настоящей статьи.
Для приобретения бесплатно земельного участка по основаниям, установленным пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, гражданин подает в орган местного самоуправления по месту жительства, за исключением случаев, указанных в абзацах втором - четвертом настоящей части, заявление о постановке на учет граждан для приобретения бесплатно земельного участка с приложением документов, указанных в пунктах 1-3 части 4 настоящей статьи.
Орган местного самоуправления в месячный срок со дня регистрации заявления, указанного в части 3 настоящей статьи, принимает решение о постановке на учет заявителя либо об отказе в постановке на учет по основаниям, определенным в части 7 настоящей статьи.
Решение о постановке на учет с указанием времени и даты постановки на учет или об отказе в постановке на учет выдается заявителю или направляется ему заказным письмом с уведомлением о вручении в течение пяти рабочих дней со дня принятия соответствующего решения. Датой и временем постановки на учет считаются дата и время подачи заявления и документов, указанных в части 3 настоящей статьи.
Земельные участки предоставляются гражданам в порядке очередности в зависимости от даты и времени постановки на учет, по мере формирования органами местного самоуправления перечней земельных участков, предназначенных для бесплатного предоставления гражданам в собственность в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона
В целях приобретения бесплатно гражданами земельных участков в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона органы местного самоуправления:
1) формируют и утверждают перечни земельных участков и в течение пяти рабочих дней со дня утверждения размещают их на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также в средствах массовой информации и (или) других местах, являющихся источниками официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов в соответствии с уставами муниципальных образований;
2) принимают в соответствии с настоящим Законом решения о бесплатном предоставлении в собственность гражданам земельных участков, включенных в перечни земельных участков.
Перечни земельных участков формируются органами местного самоуправления в целях информирования граждан о наличии земельных участков, предлагаемых для приобретения бесплатно в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона. Порядок информирования граждан о наличии земельных участков, предлагаемых для приобретения бесплатно в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона, утверждается органами местного самоуправления.
Перечни земельных участков должны содержать порядковые номера, кадастровые номера и характеристики земельных участков, включая их местоположение, адресную часть, площадь, вид разрешенного использования земельного участка и схематическое изображение расположения земельного участка на местности.
Органы местного самоуправления принимают решения о бесплатном предоставлении в собственность гражданам земельных участков, включенных в перечни земельных участков, на основании заявлений граждан, состоящих на учете, о приобретении бесплатно земельного участка в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона.
Гражданин, желающий приобрести земельный участок, включенный в перечень земельных участков, подает заявление о приобретении земельного участка и документы, указанные в пунктах 1-3 части 4 настоящей статьи, в орган местного самоуправления, в котором он состоит на учете, в течение 30 дней со дня размещения перечня земельных участков на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1 части 13 настоящей статьи.
Заявления о приобретении земельного участка могут подаваться гражданином одновременно на несколько земельных участков, включенных в перечень земельных участков, при этом документы, указанные в пунктах 1-3 части 4 настоящей статьи, подаются гражданином в одном экземпляре.
Заявление о приобретении земельного участка подлежит регистрации в день его представления в орган местного самоуправления. Форма заявления о приобретении земельного участка утверждается органом местного самоуправления.
Для приобретения земельного участка необходимы документы, указанные в части 4 настоящей статьи.
Оригиналы документов, указанных в пунктах 1-3 части 4 настоящей статьи, за исключением справки с места жительства, возвращаются заявителю после сличения копий документов с оригиналами.
Органы местного самоуправления вправе проверять достоверность сведений, указанных в представленных заявителем для приобретения земельного участка документах.
Решение о предоставлении бесплатно гражданину в собственность земельного участка в соответствии с пунктом 4.1 части 1 статьи 5 настоящего Закона или об отказе в предоставлении бесплатно гражданину в собственность земельного участка принимается органом местного самоуправления по истечении 30 дней, но не позднее 45 дней со дня размещения перечня земельных участков на официальном сайте органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в соответствии с пунктом 1 части 13 настоящей статьи.
Земельные участки, включенные в перечень земельных участков и не предоставленные гражданам в сроки, указанные в абзаце первом настоящей части, могут быть включены органами местного самоуправления в новые перечни земельных участков.
Судом установлено, что ФИО1 имеет трех детей, семья является многодетной. <дата> ФИО1 обратился с заявлением к главе администрации Федоровского муниципального района о постановке его на учет и о бесплатном предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства в р.п. Мокроус. Таким образом, в одном заявлении ФИО1 изложено два требования, обращенных к органу местного самоуправления, - о постановке его на учет в целях предоставления ему земельного участка, а также о предоставлении ему земельного участка (л.д. 13). К заявлению ФИО1 приложены все документы, необходимые для постановки его на учет, что подтверждается материалами учетного дела.
<дата> на заседании комиссии по постановке на учет многодетных семей для приобретения бесплатно земельных участков в Федоровском муниципальном районе принято решение о постановке семьи ФИО1 на учет, семья ФИО1 внесена в Регистр многодетных семей под номером 5.
<дата> администрацией Федоровского муниципального района в адрес ФИО1 направлено сообщение о том, что предоставление земельных участков будет осуществляться по мере формирования и утверждения перечня земельных участков (л.д. 14).
Распоряжением администрации Федоровского муниципального района Саратовской области от <дата>№-р утвержден перечень земельных участков, предоставляемых в собственность бесплатно многодетным семьям, согласно приложению к данному распоряжению для предоставления многодетным семьям сформировано 10 земельных участков (л.д. 43- 44).
Распоряжением администрации Федоровского муниципального района Саратовской области от <дата>№-р ранее утвержденный перечень земельных участков дополнен 7-ю сформированными земельными участками (л.д. 45-46).
<дата> главой администрации Федоровского муниципального района Саратовской области вынесено распоряжение №-р о формировании и постановке на кадастровый учет земельных участков, из которого следует, что в р.п. Мокроус должно быть сформировано еще 5 земельных участков, подлежащих предоставлению многодетным семьям (л.д. 55).
Согласно справке, выданной министерством социального развития Саратовской области, ФИО1 в числе лиц, которые бесплатно приобрели в собственность земельные участки в соответствии с п. 4.1 ч. 1 ст. 5 Закона Саратовской области от 21 мая 2004 года №23-ЗСО «О земле», не значится.
Как следует из регистра многодетных семей для бесплатного предоставления земельных участков по состоянию на <дата>, граждане, которые поставлены на учет для получения бесплатно земельных участков позже <дата>, сняты с учета в связи с получением земельных участков (л.д. 33, 34).
При данных обстоятельствах судебная коллегия полагает правильным вывод суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований, поскольку ФИО1 имеет право на предоставление бесплатно земельного участка, он в установленном порядке обратился в орган местного самоуправления по вопросу постановки его на учет и по вопросу предоставления ему земельного участка. Однако, несмотря на формирование органом местного самоуправления перечня земельных участков, подлежащих передаче в собственность многодетных семей, земельный участок семье истца до настоящего времени не предоставлен, его заявление о предоставлении земельного участка не рассмотрено. Кроме того, при предоставлении земельных участков органом местного самоуправления нарушена очередность предоставления участков, в связи с чем семья истца, находящаяся в регистре многодетных семей под номером 5, была лишена возможности своевременно приобрести в собственность земельный участок для индивидуального жилищного строительства.
Судебная коллегия критически относится к доводам жалобы о допущенных судом первой инстанции нарушениях норм процессуального права. Согласно протоколу судебного заседания от <дата> резолютивная часть решения оглашена в судебном заседании, председательствующим разъяснено лицам, участвующим в деле, право на ознакомление с мотивированным решением, начиная с <дата>, разъяснен порядок и срок обжалования решения суда, а также подачи замечаний на протокол судебного заседания. Ответчиком в установленном статьей 231 ГПК РФ замечания на протокол судебного заседания от <дата> не подавались.
Апелляционная жалоба не содержит фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, имели бы правовое значение для рассмотрения спора по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Советского районного суда Саратовской области от 06 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи