ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1798/2017 от 16.02.2017 Иркутского областного суда (Иркутская область)

Судья Попова О.М.

Судья-докладчик Рудковская И.А.

по делу №33-1798/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 февраля 2017 года

г. Иркутск

Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Александровой М.А.,

судей Коваленко В.В. и Рудковской И.А.,

при секретаре Ободоевой О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Областному государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по Качугскому району» о признании права на внеочередное получение жилищного сертификата для переселения из районов Крайнего Севера

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Качугского районного суда Иркутской области от 12 декабря 2016 года,

установила:

ФИО1 в обоснование исковых требований указал, что 8 февраля 2011 года он был включен в список граждан имеющих право на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья гражданам, выезжающим (выехавшим) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, где был поставлен в очередь, как пенсионер, имеющий право на получение данного сертификата, номер очереди (данные изъяты).

На 2016 год по Иркутской области сформирован и утвержден сводный список, в котором значится (данные изъяты). В данном списке граждан во второй очереди «пенсионеры», он зарегистрирован под номером (данные изъяты).

В соответствии с ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год» в 2016 году в Иркутской области планируется обеспечить государственными жилищными сертификатами 155 семей, из них по очереди «пенсионеры» 46 семей. Он, имеющий возраст 59 лет сможет получить сертификат на приобретение жилья приблизительно через 30 лет, то есть в 90 летнем возрасте.

В настоящее время он проживает по <адрес изъят>, в арендуемой комнате и иного жилья в собственности не имеет.

Обратившись к ответчику с заявлением о выдаче ему государственного жилищного сертификата вне очереди, получил отказ, в котором указано, что в случае предоставления ему сертификата вне очереди будет нарушено действующее законодательство и права граждан, поставленных на учет ранее.

Полагает, что отказ нарушает его права, предоставленные ст. 40 Конституцией РФ иметь жилье, и на нормальное существование. Он не имеет финансовой возможности приобрести жилое помещение в собственность самостоятельно.

ФИО1 просил суд о признании за ним право на внеочередное получение жилищного сертификата для переселения из районов Крайнего Севера и возложении обязанности на ответчика выдать жилищный сертификат.

Решением Качугского районного суда Иркутской области от 12 декабря 2016 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы указано, что ответчиком не представлено сведений о том, что среди состоящих на учете граждан, находятся лица, имеющие преимущественное право перед ним для получения жилищного сертификата. В связи с чем полагает, что его требования подлежат удовлетворению, с учетом необходимого времени для выпуска сертификата, до 31 мая 2017 года.

Считает, что ответчик также нарушил его права, распространив информацию о его доходах без его согласия.

Относительно апелляционной жалобы поступили письменные возражения от представителя ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Качугскому району» ФИО2, которая просит решение суда оставить без изменения.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, что подтверждается расписками в получении. О причинах неявки сведений не представлено. Судебная коллегия рассмотрела дело согласно ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав доклад судьи Иркутского областного суда Рудковской И.А., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда не установила оснований к отмене либо изменению решения Качугского районного суда Иркутской области.

Разрешая спор, суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, оценил доказательства в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, правильно применил нормы материального права, регулирующие спорное правоотношение.

Ст. 2 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» установлено правило об очередности предоставления жилищных субсидий:

в первую очередь - гражданам, признанным инвалидами I и II групп, а также инвалидам с детства, родившимся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности);

во вторую очередь - пенсионерам;

в третью очередь - гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

в четвертую - работающим гражданам.

Очередность предоставления жилищных субсидий для каждой установленной в настоящей статьей категории граждан определяется по номерам заявлений и датам их подачи гражданами для постановки на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий.

Ст. 7 Закона предусмотрено, что средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», в том числе путем обеспечения жилищными субсидиями граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

В соответствии с п. 36 Правил оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам подпрограммы органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляются в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан - участников подпрограммы с учетом реализации положений, установленных п. 7 настоящих Правил.

Таким образом, очередность получения государственной поддержки определяется социальным положением граждан и датой постановки на учет, при этом действующее законодательство не предусматривает внеочередного порядка предоставления жилищного сертификата лицам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Предоставление жилищной субсидии гражданину осуществляется в пределах средств федерального бюджета только после предоставления субсидии всем предыдущим категориям граждан и гражданам с более ранней датой постановки на учет.

Судом установлено, что распоряжением Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию по Качугскому району № 3 от 18 февраля 2011года, ФИО1 признан участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы с составом семьи 1 человек.

12 июня 2016 года ФИО1 обратился в Управление министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области по социальному развитию по Качугскому району с заявлением о предоставлении государственного жилищного сертификата вне очереди, в связи с отсутствием собственного жилья.

Решением ответчика № 744 от 30 июня 2016 года ФИО1 отказано в выдаче сертификата, поскольку в соответствии с очередностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан, он зарегистрирован во второй очереди «пенсионеры» под номером (данные изъяты). Предоставление ФИО1 социальной выплаты для приобретения жилья вне очереди нарушит действующее законодательство и права граждан, поставленных на учет ранее.

В настоящее время ФИО1 проживает и зарегистрирован в жилом доме по <адрес изъят>, принадлежащем на праве собственности ФИО3 и иного жилья не имеет.

Из представленных ОГКУ «Управление социальной защиты населения по Качугскому району» сведений следует, что на 1 января 2016 года в Иркутской области на учете состоит (данные изъяты) семей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в том числе по категории пенсионеры – (данные изъяты) человек.

Оценив и исследовав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь нормами права, регулирующими спорные правоотношения, и установив, что ФИО1 не относится к категории граждан, социальные выплаты которым предоставляются во внеочередном порядке, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных им требований.

При этом судебная коллегия отмечает, что в настоящее время нарушений в обеспечении истца жильем не усматривается, поскольку он в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством участвует в подпрограмме «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и будет обеспечен жильем согласно своей очереди.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам и основаны на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы не заслуживают внимания судебной коллегии, поскольку требования истца направлены не на восстановление нарушенного права, а на получение государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке, что противоречит требованиям п. 36 вышеуказанных Правил, регламентирующих очередность оформления и выдачи сертификатов.

Таким образом, проверенное по доводам апелляционной жалобы решение суда, судебная коллегия признает законным и обоснованным и не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда

определила:

решение Качугского районного суда Иркутской области от 12 декабря 2016 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Судья-председательствующий

М.А. Александрова

Судьи

В.В. Коваленко

И.А. Рудковская