Судья Бутяев В.И. Дело № 33 – 17996/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ «19» августа 2014 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
Председательствующего Поповой Е.И.
Судей Шелудько В.В., Рыбиной А.В.
по докладу судьи Поповой Е.И.
при секретаре Ушаковой Н.А.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Сочи от 10 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
У С Т А Н О В И Л А:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании действий (бездействия) администрации города Сочи незаконными, в котором просил обязать администрацию города Сочи согласовать схему расположения границ земельного участка площадью 693 кв.м., в границах кадастрового квартала " номер обезличен ", для индивидуального жилищного строительства в районе " адрес обезличен " и предоставить его в собственность бесплатно без проведения торгов и аукционов.
Свои требования мотивировал тем, что 24 января 2014 года он обратился в администрацию города Сочи с заявлением о согласовании схемы расположения и предоставлении земельного участка площадью 693 кв.м., в границах кадастрового квартала " номер обезличен ", для индивидуального жилищного строительства по " адрес обезличен ", в собственность бесплатно. 06 февраля 2014 года заявитель получил письмо, в котором ему было отказано в согласовании границ выше указанного земельного участка и предоставлении его в собственность бесплатно. Поскольку ФИО1 является инвалидом первой группы и ветераном боевых действий в Афганистане, с полученным ранением во время боевых действий, награжден боевыми наградами, проживающий в квартире по " адрес обезличен " общей площадью 61,5 кв.м., жилой площадью 29,2 кв.м. совместно со своей матерью, сестрой и племянницей, "дата обезличена " года рождения, считал, что в соответствии с действующим законодательством, имеет право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
В судебном заседании заявитель ФИО1 и его представитель ФИО2, допущенный судом к участию в рассмотрении дела на основании устного ходатайства заявителя, поддержали доводы, изложенные в заявлении, на удовлетворении требований настаивали.
Представители заинтересованного лица администрации города Сочи ФИО3, действующая на основании доверенности " номер обезличен " от 08 апреля 2014 года, ФИО4, действующая на основании доверенности " номер обезличен " от 31 декабря 2013 года в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления ФИО1 ввиду того, что без торгов и аукционов бесплатно земельный участок может быть предоставлен только многодетным семьям и героям России, заявитель же имеет право на получение за плату, но без торгов приобрести в собственность земельный участок.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 10 июня 2014 года отказано в удовлетворении исковых требований ФИО1 о признании действий(бездействий) администрации города Сочи.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит отменить решение суда первой инстанции, полагая его незаконным и необоснованным, ссылаясь на то, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам дела.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со статьей 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Таким образом, в силу статьи 255 ГПК РФ и статьи 13 Гражданского кодекса РФ признание незаконными действий (бездействия) должностных лиц органов государственной власти возможно только в том, случае, если установлено в совокупности наличие двух критериев: несоответствие действий (бездействия) закону или нормативному правовому акту, нарушение оспариваемым действием (бездействием) прав и законных интересов лица, обратившегося с соответствующим заявлением.
В судебном заседании установлено, что на основании пенсионного удостоверения " номер обезличен ", выданного УПФР в городе Сочи 07 декабря 2009 года ФИО1 является инвалидом 1 группы III степени.
Кроме того, ФИО1 награжден орденом «Ветеран Афганской войны», награжден медалями «За исполнение служебного долга за пределами отечества», «Ветерану-интернационалисту», что подтверждается соответствующими удостоверениями, выданными на его имя.
Как усматривается из материалов дела, 24 января 2014 года ФИО1 обратился в Департамент архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи с заявлением о согласовании схемы расположения и предоставлении ему земельного участка площадью 693 кв.м., в границах кадастрового квартала " номер обезличен ", для индивидуального жилищного строительства по " адрес обезличен ", в собственность бесплатно. Письменным уведомлением " номер обезличен " от 06 февраля 2014 года Департаментом архитектуры, градостроительства и благоустройства администрации города Сочи ФИО1 разъяснено, что законодательством Российской Федерации предоставление земельных участков в собственность бесплатно инвалидам и участникам боевых действий не предусмотрено, основания для согласования схемы расположения земельного участка на его имя и предоставление его в собственность бесплатно отсутствуют.
Согласно п. 1 и п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 14 Закона Краснодарского края от 05 ноября 2002 года № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» предоставление земельных участков в собственность отдельным категориям граждан и религиозным организациям бесплатно на территории Краснодарского края осуществляется в случаях: 1) предусмотренных Земельным кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами; 2) когда гражданин, постоянно проживающий в городе или поселке городского типа, состоящий на учете в соответствии с жилищным законодательством как нуждающийся в улучшении жилищных условий, либо граждане, имеющие трех и более детей, проживающие в городе или поселке городского типа, приобрели по основаниям, установленным гражданским законодательством, право собственности на жилой дом, расположенный на этом земельном участке; 3) когда гражданин, постоянно проживающий в сельском населенном пункте, приобрел по основаниям, установленным гражданским законодательством, право собственности на жилой дом на земельном участке, предоставленном для ведения личного подсобного хозяйства или жилищного строительства в границах сельского населенного пункта; 4) когда гражданин, утративший жилое помещение в результате чрезвычайной ситуации, получил в качестве меры государственной или муниципальной поддержки жилой дом, расположенный на этом земельном участке; 4.1) когда гражданин утратил жилое помещение или жилое строение в результате чрезвычайной ситуации и не имеет иных жилых помещений или жилых строений, принадлежащих ему на праве собственности либо предоставленных ему по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, при условии: а) если гражданин безвозмездно передал в собственность городского округа, муниципального района земельный участок в границах зоны чрезвычайной ситуации и расположенные на данном земельном участке объекты недвижимости (в том числе здания, сооружения и объекты незавершенного строительства), принадлежащие ему на праве собственности; б) если гражданин отказался от иных прав на земельный участок в границах зоны чрезвычайной ситуации и безвозмездно передал в собственность городского округа, муниципального района расположенные на данном земельном участке объекты недвижимости (в том числе здания, сооружения и объекты незавершенного строительства), принадлежащие ему на праве собственности; в) если гражданин расторгнул действующий договор аренды земельного участка в границах зоны чрезвычайной ситуации и безвозмездно передал в собственность городского округа, муниципального района расположенные на указанном земельном участке объекты недвижимости (в том числе здания, сооружения и объекты незавершенного строительства), принадлежащие ему на праве собственности; 4.2) когда граждане (сособственники) утратили жилое помещение или жилое строение, находящееся в общей собственности, в результате чрезвычайной ситуации и не имеют иных жилых помещений или жилых строений, принадлежащих им на праве собственности либо предоставленных им по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, при условии: а) если граждане (сособственники) безвозмездно передали в собственность городского округа, муниципального района земельный участок в границах зоны чрезвычайной ситуации и расположенные на данном земельном участке объекты недвижимости (в том числе здания, сооружения и объекты незавершенного строительства), принадлежащие им на праве собственности и общей собственности; б) если граждане (сособственники) отказались от иных прав на земельный участок в границах зоны чрезвычайной ситуации и безвозмездно передали в собственность городского округа, муниципального района расположенные на данном земельном участке объекты недвижимости (в том числе здания, сооружения и объекты незавершенного строительства), принадлежащие им на праве собственности и общей собственности; в) если граждане (сособственники) расторгли действующий договор аренды земельного участка в границах зоны чрезвычайной ситуации и безвозмездно передали в собственность городского округа, муниципального района расположенные на указанном земельном участке объекты недвижимости (в том числе здания, сооружения и объекты незавершенного строительства), принадлежащие им на праве собственности и общей собственности; 5) нахождения у религиозной организации земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Судом правильно принято во внимание, что Земельным кодексом РФ и Законом Краснодарского края от 05 ноября 2002 года № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» установлены категории граждан, наделенных правом бесплатного получения в собственность земельных участков, в том числе под строительство индивидуальных домов, вместе с тем, предоставление земельных участков в собственность бесплатно инвалидам и участникам боевых действий не предусмотрено.
Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 июля 2011 года " номер обезличен " разъяснено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности предоставления таких участков. Для этого орган обязан принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Как установлено в судебном заседании, администрацией города Сочи не принят акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, в том числе не разработан порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии с п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года № 901) инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
В силу ч. 2 ст. 30.1 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах.
Вопросы приобретения прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, порядок и особенности предоставления таких земельных участков для жилищного строительства урегулированы статьями 28, 30 и 30.1 Земельного кодекса РФ.
Согласно ч. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ по общему правилу, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются за плату; для жилищного строительства - предоставляются в собственность или в аренду, продажа таких участков или продажа права на заключение договоров аренды осуществляется на аукционах, за исключением некоторых случаев указанных в законе (ч. 1 и ч.2 ст.30.1 Земельного кодекса РФ).
Таким образом, указанными нормами Земельного кодекса РФ закреплена возмездность получения инвалидом земельного участка для жилищного строительства в собственность или в аренду.
Учитывая, что администрацией города Сочи не были нарушены законные права и интересы ФИО1, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы жалобы о необоснованном отказе в удовлетворении исковых требований, не могут быть приняты во внимание, поскольку являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда, вынесенного в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия,
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Сочи от 10 июня 2014 года - оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: