Судья – Матиевский С.М. Дело № 33-17997/2020
2-652/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 августа 2020 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Внукова Д.В.
судей Гончарова Д.С., Комбаровой И.В.
по докладу судьи Гончарова Д.С.
при ведении протокола помощником судьи Беловой А.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ООО «РТ - Инвест Транспортные Системы» к ФИО1 о взыскании задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, движением транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Калининского районного суда Краснодарского края от 14 октября 2019 года.
Заслушав доклад судьи Гончарова Д.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Общество с ограниченной ответственностью «РТ - Инвест Транспортные Системы» обратилось с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, движением транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
В обоснование исковых требований истец указал, что в соответствии со ст.31.1 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №257-ФЗ) установлена плата в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, осуществляющими движение по таким дорогам (далее - плата).
<Дата> посредством использования личного кабинета ВТС, размещенного на сайте www.platon.ru в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет», ответчик зарегистрировался в Реестре в качестве владельца транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Результатом указанной регистрации явилось открытие Оператором расчетной записи (до <Дата> - лицевого счета) <№..>, которая формируется Оператором в отношении ВТС для учета денежных средств, вносимых ВТС, и их перечисления в доход федерального бюджета (п.52 Правил). Также ответчик осуществил регистрацию в Реестре принадлежащих ему транспортных средств, имеющих следующие государственные регистрационные знаки: <№..>.
Вместе с тем, ответчик обязанности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, не исполняет, в связи с чем образовалась задолженность в размере 122834,46 рублей, а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 3657,0 рублей.
Обжалуемым решением Калининского районного суда Краснодарского края от 14 октября 2019 года, суд взыскал с < Ф.И.О. >5 в пользу Общества ограниченной ответственностью «РТ - Инвест Транспортные Системы» задолженность по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, в размере 122834,46 рублей, а также 3657,0 рублей в возмещение расходов по оплате государственной пошлины
Не согласившись с данным решением, ФИО1 подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на то, что судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены нормы материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте разбирательства извещены надлежащим образом посредством направления судебных извещений. Данное извещение судебная коллегия считает заблаговременным. О причинах своей неявки в судебное заседание стороны не известили в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с ч.ч.1,8 ст.31.1 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами. Размер платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и порядок ее взимания устанавливаются Правительством Российской Федерации. Указанный порядок должен включать в том числе положения о сроках внесения такой платы, возможности отсрочки ее внесения российскими перевозчиками, собственниками (владельцами) транспортных средств, оборудованных предназначенными для взимания платы бортовыми устройствами или сторонними бортовыми устройствами, а также требования к таким бортовым устройствам и сторонним бортовым устройствам.
В целях реализации положений ст.31.1 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ принято Постановление Правительства РФ от 14.06.2013 года №504, согласно пункту 2 которого, полномочия по обеспечению функционирования системы взимания платы возложены на оператора, который в силу пункта 4 также осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.08.2014 года №1662-р, оператором государственной системы взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, на которого возложена обязанность по сбору и перечислению в федеральный бюджет указанной платы, назначено общество с ограниченной ответственностью «РТ-Инвест Транспортные Системы».
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.06.2013 года №504 (далее - Постановление №504) установлен размер платы, равный 3,73 рублей на один километр пути, пройденного по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, а также утверждены правила взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн (далее - Правила).
К размеру платы, установленному Постановлением №504, применяется коэффициент в размере 0,51 (до 15.04.2017 года - 0,41) Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 года №1191 «О некоторых вопросах взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн»).
Государственная система взимания платы представляет собой совокупность технически и технологически связанных объектов обеспечивающих для целей взимания платы сбор, обработку, хранение и передачу в автоматическом режиме данных о движении транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (абз.4 п.2 Правил).
В силу и.6 Правил Оператор перечисляет в доход федерального бюджета денежные средства, внесенные собственником (владельцем) транспортного средства в качестве платы на о+сновании произведенных с использованием системы взимания платы расчетов.
Согласно п.п.«е» п.6 Правил Оператор вправе осуществить взыскание задолженности по внесению платы с ВТС в судебном порядке.
В соответствии с п.4 Правил Оператор осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы (далее - Реестр), представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и ВТС. Реестр ведется Оператором в электронном виде.
Согласно п.5 Правил регистрация транспортных средств и ВТС в Реестре осуществляется в соответствии с п.п.38 - 55 Правил на безвозмездной основе в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня получения Оператором заявления ВТС о такой регистрации.
На основании п.п.«а» п.38 Правил регистрация транспортного средства и его ВТС в Реестре может осуществляться самостоятельно через интернет-сайт (регистрация в личном кабинете), при этом ВТС указывает сведения, указанные в п.43 и п.44 Правил. Согласно п.п.«б» п.6 Правил Оператор в отношении каждого зарегистрированного транспортного средства в Реестре, предоставляет BTC на безвозмездной основе бортовое устройство и информацию о порядке и об условиях его использования, и на основании заявления, предусмотренного п.5 Правил, закрепляет за транспортным средством указанное бортовое устройство. В соответствии с п.п.«в» п.6 Правил Оператор в отношении каждого зарегистрированного в Реестре транспортного средства ведет персонифицированную запись ВТС, содержащую, в том числе, следующую обновляемую не реже чем один раз в сутки информацию по каждому транспортному средству ВТС: маршрут, пройденный транспортным средством, за которым закреплено бортовое устройство, автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, с привязкой ко времени (дате) начала и окончания движения транспортного средства по маршруту; операции по внесению ВТС платы оператору с указанием ее размера, а также даты и времени поступления; операции по перечислению оператором в доход федерального бюджета денежных средств, внесенных ВТС в качестве платы в зависимости от маршрута, пройденного транспортным средством по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, или в соответствии с маршрутом, указанным в маршрутной карте.
В соответствии с п.7 Правил ВТС обеспечивает внесение платы Оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и установленного размера платы, до начала движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
Согласно п.87 Правил бортовое устройство предоставляется ВТС, зарегистрированному в Реестре, на основании его заявления о намерении использовать бортовое устройство и закрепляется Оператором за транспортным средством в соответствии с Правилами.
Для получения бортового устройства между ВТС и Оператором заключается договор безвозмездного пользования бортовым устройством согласно приложению № 2 Правил (п.89 Правил).
<Дата> посредством использования личного кабинета ВТС, размещенного на сайте <...> в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», ответчик зарегистрировался в Реестре в качестве владельца транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн. Результатом указанной регистрации явилось открытие Оператором расчетной записи (до <Дата> - лицевого счета) <№..>, которая формируется Оператором в отношении ВТС для учета денежных средств, вносимых ВТС, и их перечисления в доход федерального бюджета (п.52 Правил). Также ответчик осуществил регистрацию в Реестре принадлежащих ему транспортных средств, имеющих следующие государственные регистрационные знаки: <№..>
Во исполнение положений п.п.5,6,7,87,89,92,93,95 Правил и Приложения №2 Правил, между истцом и ответчиком был заключен договор безвозмездного пользования <№..> от <Дата> (далее - Договор), на основании которого <Дата> ответчиком были получены безвозмездного пользование бортовые устройства, что подтверждается актами передачи бортовых устройств (прилагаются к настоящему заявлению).
Согласно п.95 Правил бортовое устройство устанавливается в день его получения ВТС на том транспортном средстве, для которого было получено это бортовое устройство (в соответствии с данными, указанными в договоре и акте передачи бортового устройства). Установка бортового устройства на транспортное средство и его эксплуатация осуществляются ВТС самостоятельно в соответствии с руководством пользователя бортовым устройством и проведенным Оператором инструктажем. Бортовое устройство закрепляется за конкретным транспортным средством. Передача использование Бортового устройства на других транспортных средствах недопустимо. Ответчик во исполнение требований Правил и в соответствии с пунктом 1 актов передачи бортовых устройств самостоятельно установил и осуществлял полноценную эксплуатацию полученных бортовых устройств на нижеследующих транспортных средствах - государственный регистрационный знак транспортного средства, на котором установлено бортовое устройство и серийный (заводской) номер бортового устройства: 1<№..>
В соответствии с п.93 Правил факт получения бортового устройства ВТС является основанием для списания денежных средств с баланса расчетной записи в счет платы в размере начислений по данным системы взимания платы, полученным при помощи этого бортового устройства. При движении, транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство, размер платы рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства в автоматическом режиме при движении транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (абз.2 п.7 Правил).
В соответствии с детализацией операций и выпиской из расчетной записи ответчика <№..>, содержащей данные его персонифицированной записи (прилагаются к настоящему заявлению) и формируемых государственной системой взимания платы в автоматическом режиме, в период с <Дата><...> (МСК) по <Дата><...> (МСК), вышеуказанные транспортные средства ответчика осуществляли движение по дорогам общего пользования федерального значения, в результате чего общая протяженность пути, пройденного указанными транспортными средствами в данный период времени, составила 300345,146 км. Плата в счет возмещения вреда составила сумму в размере 458055,87 рублей. На начало указанного периода баланс расчетной записи ответчика составлял 221,41 рублей.
В соответствии с п.1 ст.31.1 Закона №257-ФЗ движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.
Следовательно, во исполнение требований п.1 ст. 31.1 Закона №257-ФЗ и п.7 Правил, ответчик обязан был внести Оператору плату в размере 458055,87 рублей. Однако, установленную законом обязанность ответчик в полном объеме не исполнил и плату в необходимом размере не внес. В период с <Дата> по <Дата> ответчиком была внесена плата в размере 335000,0 рублей. При этом начиная с <Дата> ответчик прекратил внесение денежных средств на расчетную запись <№..> в счет платы, подлежащей внесению при движении транспортного средства по планируемому маршруту, в связи с чем ответчиком допущена задолженность по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, которая до настоящего времени не погашена. Таким образом, на момент подачи настоящего заявления, задолженность ответчика по несению платы составляет сумму в размене 122834,46 рублей, исходя из расчета: (458055,87 - 221,41 - 335000,0).
Согласно договору безвозмездного пользования <№..> от <Дата>, заключенному между истцом и ИП ФИО1, а также приложению №1, актам передачи бортовых устройств от <Дата>, ИП ФИО1 у истца были получены бортовые устройства в целях их использования в соответствии с Федеральным законом от 08.11.2007 года №257-ФЗ, установки на транспортные средства - г/н ТС и номер бортового устройства: <№..>, а также регистрации бортовых устройств для внесения платы (л.д.35-49).
Согласно составленной <Дата> истцом детализации операций по расчетной записи, выписке операций по расчетной записи (приложение №1), итоговой детализации операций начисления по транспортным средствам (приложение №2), произведена регистрация вышеприведенных бортовых устройств за ответчиком, как владельцем вышеуказанных транспортных средств имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, и ответчику открыта расчетная запись <№..>, в соответствии с которой в период с <Дата><...> (МСК) по <Дата><...> (МСК), вышеуказанные транспортные средства осуществляли движение по дорогам общего пользования федерального значения, при этом пополнение расчетной записи с <Дата> не осуществлялось и задолженность ответчика по внесению платы составила 122834,46 рублей (л.д.50-80).
Во исполнение требований ст.31.1 Закона №257-ФЗ, ответчик обязан внести истцу, как Оператору 122834,46 рублей в погашение задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную масс} свыше 12 тонн. В судебном заседании не установлено доказательств того, что ответчик погасил заявленную к взысканию задолженность, в связи с чем. исковые требования о взыскании заявленной суммы задолженности обоснованы и подлежат удовлетворению.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, достоверно установив, что обязанность внесения истцу, как Оператору 122834,46 рублей в погашение задолженности по внесению платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн не исполнена, пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований. Ответчиком не представлено доказательств того, что ответчик погасил заявленную к взысканию задолженность.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что дело рассмотрено судом с нарушением правил подсудности, судебная коллегия отклоняет, так как согласно определению Первомайского районного суда г. Краснодара от 05.07.2019 г. (л.д. 138-139) гражданское дело по иску ООО «РТ-Инвест Транспортные Системы» к ФИО1 передано в Калиниский районный суд Краснодарского края для рассмотрения по существу, так как согласно ответа отдела адресно-справочной работы УВМ ГУ МД России по Краснодарского краю от <Дата> на судебный запрос, ФИО1 зарегистрирован с <Дата> по <Дата> по месту пребывания по адресу: <Адрес...>.
Иных доводов, влияющих на законность решения и требующих дополнительной проверки, апелляционная жалоба не содержит. В связи с этим судебная коллегия не находит оснований к отмене постановленного судом решения. Процессуальных нарушений, которые могут служить основанием к отмене решения суда, судебная коллегия также не усматривает.
Судебная коллегия считает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон в рамках заявленных требований и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие правовое значение, установлены на основании добытых по делу доказательств, оценка которым дана согласно статье 67 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Калининского районного суда Краснодарского края от 14 октября 2019 г. оставить без изменения, а апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: