ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-179/19 от 04.07.2019 Ленинградского областного суда (Ленинградская область)

Дело № 33-179/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 4 июля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего Пономаревой Т.А.,

судей : Боровского В.А., Осиповой Е.А.,

при секретаре Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ломоносовском районе (межрайонное) ФИО1 на решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 2 октября 2018 года, которым частично удовлетворены исковые требования ФИО2 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ломоносовском районе (межрайонное) об спаривании отказа в назначении досрочно страховой пенсии по старости.

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Боровского В.А., объяснения представителя ответчика ФИО3, истца ФИО2 и его представителя Курашевой В.В., судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

ФИО2 обратился в Сосновоборский городской суд Ленинградской области с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ломоносовском районе (межрайонное) (далее – Управление), в котором после уточнения исковых требований просил признать решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости незаконным; обязать включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «<данные изъяты>» в должностях: аппаратчика цеха «Р» завода по производству топлива для АЭС, мастера смены цеха «Р» уранового производства и инженера по ядерной безопасности уранового производства; обязать ответчика назначить истцу пенсию с даты обращения - ДД.ММ.ГГГГ; признать общим страховым стажем период работы равным 28 лет 04 месяца 01 день, в том числе: учебу в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (05 лет 6 месяцев), включая службу по призыву в вооруженных силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 10 месяцев 15 дней), работу в АО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (10 лет 05 месяцев 10 дней), работу в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (09 лет 01 месяц), работу в АО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (01 год 04 месяца 06 дней). Также просил взыскать с ответчика судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 28000 руб. и расходы по уплате государственной пошлины 1200 руб.

В обосновании иска истец ссылался на те обстоятельства, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (06 лет 11 месяцев 22 дня) истец работал в должности мастера смены и аппаратчика цеха «Р» завода по производству топлива для АЭС, мастера смены цеха «Р» уранового производства, работы на которых относится к работе в особо вредных условиях, согласно Списку № 1, разделом ХХ1V, подразделом 3, пунктом 12403000-17541, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 06 месяцев 18 дней) в должности инженера по ядерной безопасности, радиационной безопасности уранового производства, работа на которой также относится к работе в особо вредных условиях, согласно Списку № 1, разделом ХХ1V, подразделом 25, пунктом 12425000-17541. Между тем, ответчиком отказано истцу в назначении страховой пенсии досрочно, не зачтен в специальный страховой стаж из вышеуказанного периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (зачтен период только период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), в связи с тем, что с ДД.ММ.ГГГГ назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда в <адрес> отменено. Данный отказ истец считает незаконным, поскольку в данном случае должны применяться нормы пенсионного законодательства Российской Федерации. Также полагает, что незаконно ответчиком не включен в общий страховой стаж период обучения в высшем учебном заведении, поскольку в соответствии со ст. 67 Закона СССР от 15.05.1990 «О пенсионном обеспечении граждан СССР», в стаж работы засчитывается также обучение в высших учебных заведениях. Кроме того, Управлением на момент обращения о назначении досрочной пенсии по старости (ДД.ММ.ГГГГ) в оспариваемом решении не был учтен в общий страховой стаж период работы истца в АО «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ссылкой на то, что у ответчика отсутствуют сведения о том, что работодатель истца в указанный период произвел отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Решением Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 02 октября 2018 года исковые требования удовлетворены частично. Признан незаконным отказ Управления во включении периода работы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «<данные изъяты>» в специальный стаж дающий право на страховую пенсию на льготных условиях, а также периода работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «<данные изъяты>» в общий страховой стаж. Возложена обязать на Управление включить в специальный стаж, дающий право ФИО2 на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях: аппаратчика цеха «Р» завода по производству топлива для АЭС, мастера смены цеха «Р» уранового производства и инженера по ядерной безопасности уранового производства в АО «<данные изъяты>», а также зачесть в общий страховой стаж ФИО2 период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях: инженера-радиометриста и специалиста по охране труда в АО «<данные изъяты>», и назначить ФИО2 досрочно страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Также с Управления в пользу истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 руб. и по оплате услуг представителя в размере 20000 руб.

Представитель Управления ФИО1 не согласился с постановленным решением, представил апелляционную жалобу, в которой просил отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В качестве оснований для судебного вмешательства указывает на то, что решение суда вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела.

Обращает внимание на то, что при определении права на досрочную страховую пенсию страховой стаж истца без документального подтверждения компетентного учреждения Республики Казахстан, приобретенный после 01.12.1991 на территории Республики Казахстан, не учитывается. Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ в Казахастане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие «Государственный центр по выплате пенсий». Согласно ответу от 31.01.20018 компетентного органа с 01.01.1998 назначение льготных пенсий по Списку 1 отменено и отсутствует документальное подтверждение об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование. Считает, что стаж работы истца, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости, может быть учтен только до даты введения в действие закона Республики Казахстан «О государственном пенсионном обеспечении граждан».

Указывает, что положения норм материального права, регулирующих порядок и условия назначения страховых пенсий гражданам, осуществлявшим трудовую деятельность на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, в данном случае из Республики Казахстан, судом не учтены. Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, а именно наличие у истца подтвержденного в предусмотренном законом порядке страхового стажа для назначения досрочной страховой пенсии, судом не устанавливалось.

Апеллянт не согласен с возмещением судебных расходов, т.к. представление интересов осуществляется адвокатом, а договор представлен на ООО «Агентство Современник». В ходе судебного разбирательства представлен приказ о назначении адвоката внештатным сотрудником, но отсутствует трудовой договор между ООО «Агентство Современник» и адвокатом. Также при рассмотрении дела истец пояснил, что договор с адвокатом не заключал, денег не платил. Кроме того, суд первой инстанции не дал оценки заключенному договору между истцом и ООО «Агентство Современник», на основании которого последний мог только консультировать и составить исковое заявление.

В суд апелляционной инстанции истцом представлены возражения, в которых дается критическая оценка доводам жалобы и указывается на отсутствие оснований для её удовлетворения.

Явившиеся в судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель ответчика ФИО3 поддержала апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, тогда как истец ФИО2 и его представитель Курашева В.В. возражали против удовлетворения жалобы, считали решение суда законным, обоснованным, не подлежащим отмене или изменению по доводам жалобы.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.

Действуя в соответствии с положениями абзаца 1 части 1 и абзаца 1 части 2 статьи 327.1 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции находит возможным ограничиться проверкой законности и обоснованности постановленного решения, исходя из доводов апелляционной жалобы.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16 июля 1999 г. N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", других федеральных законов.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

13 марта 1992 г. государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее также Соглашение от 13 марта 1992 г.).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Пунктом 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. определено, что для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Государства - участники Соглашения берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера (статья 10 Соглашения от 13 марта 1992 г.).

Частью 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ (О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ) установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Как следует из содержания статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в числе этих условий: возраст (часть 1 статьи 8 названного закона), страховой стаж (часть 2 статьи 8 названного закона), индивидуальный пенсионный коэффициент (часть 3 статьи 8 названного закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа (часть 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с вредными условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет.

Исходя из указанных нормативных положений, право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом "а" пункта 1 названного Постановления предусмотрено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах применяется:

Список N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";

Список производств, цехов, профессий и должностей на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года.

Указанным Списком предусмотрены рабочие, специалисты и руководители, постоянно занятые в технологическом процессе производства радиоактивных веществ, изготовлением изделий из радиоактивных веществ и их соединений, а также на ремонте оборудования, загрязненного радиоактивными веществами согласно разделу XXIV - атомные энергетика и промышленность, позиция - 12403000-17541, а также указанным разделом предусмотрены руководители и специалисты производств, цехов, шахт и рудников, занятые организацией и ведением технологического процесса, а также ремонтом, наладкой и реконструкцией технологического оборудования, перечисленных в настоящем разделе (позиция - 12425000-17541).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также - Правила N 1015).

Согласно пункту 5 Правил N 1015 периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.

Пунктом 6 Правил N 1015 определено, что к уплате страховых взносов при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается: взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений (подпункт "а" пункта 6 Правил N 1015); страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт "б" пункта 6 Правил N 1015); единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. - документами территориальных налоговых органов (подпункт "в" пункта 6 Правил N 1015); единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами (подпункт "г" пункта 6 Правил N 1015).

Пунктом 11 Правил N 1015 установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка.

Аналогичные положения были предусмотрены пунктами 4, 5, 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 555 (утратило силу в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015).

Порядок установления страховых пенсий определен статьей 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

Согласно части 1 названной статьи установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 5 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышении фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов (часть 7 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителем или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению (далее - Перечень).

Согласно пункту 2 Перечня для установления пенсии необходимы документы, удостоверяющие личность, возраст, место жительства, гражданство, регистрацию в системе обязательного пенсионного страхования гражданина, которому устанавливается пенсия, и другие документы в зависимости от вида устанавливаемой пенсии, предусмотренные этим перечнем, а также соответствующее заявление об установлении пенсии, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом "О страховых пенсиях", Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".

Пунктом 6 Перечня определено, что для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 "Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий" (подпункт "а" пункта 6 Перечня); об индивидуальном пенсионном коэффициенте (подпункт "б" пункта 6 Перечня).

В соответствии с подпунктом "а" пункта 12 Перечня для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 этого перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Необходимые для установления пенсии документы должны быть в подлинниках, выданных компетентными органами или должностными лицами, или в копиях, удостоверенных в установленном законодательством Российской Федерации порядке, и содержать достоверные сведения (пункт 51 Перечня).

Документы, необходимые для установления пенсии, могут быть представлены в форме электронного документа в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 2011 г. N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" (пункт 52 Перечня).

Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации") могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 г., также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 г. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Согласно письму Пенсионного фонда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в Казахстане органом, в компетенцию которого входит подтверждение периодов уплаты страховых взносов на государственное пенсионное обеспечение (страхование), является Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий".

В соответствии с постановлением Правительства Республики Казахстан от 29 января 2016 года № 39 Республиканское Государственное Казенное Предприятие "Государственный центр по выплате пенсий" реорганизовано путем слияния и преобразования в некоммерческое акционерное общество «Государственная корпорация «Правительство для граждан» со стопроцентным участием государства в его уставном капитале.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, решением Управления от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 29 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, в связи с отсутствием специального стажа по Списку № 1 – 10 лет. При этом страховой стаж истца определен - 22 года 01 месяц 12 дней, в специальный стаж истца зачтен период 2 года 10 месяцев 12 дней, (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Акционерном обществе «<данные изъяты>» в должности мастера смены цеха «Р» завода по производству топлива для АЭС, аппаратчика цеха «Р» завода по производству топлива для АЭС, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в АО «<данные изъяты>» в должности инженера-радиометриста). Управлением не зачтен в специальный стаж период работы истца в должностях аппаратчика цеха «Р» завода по производству топлива для АЭС, мастера смены цеха «Р» уранового производства и инженера по ядерной безопасности уранового производства АО «<данные изъяты>» Республики Казахстан с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку с ДД.ММ.ГГГГ назначение досрочных пенсий за работу с вредными и тяжелыми условиями труда в Республике Казахстан отменено.

Из трудовой книжки на имя ФИО2, архивной справки Акционерного общества «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ последний принят на должность мастера смены цеха «Р» завода по производству топлива для АЭС в Государственную холдинговую компанию «<данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ переведен аппаратчиком 6 разряда цеха «Р» там же; с ДД.ММ.ГГГГ Государственная холдинговая компания «<данные изъяты>» переименована в Акционерное общество открытого типа «<данные изъяты>»; с ДД.ММ.ГГГГ Акционерное общество открытого типа «<данные изъяты>» переименовано в Открытое акционерное общество «<данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ истец переведен мастером смены цеха «Р» уранового производства; ДД.ММ.ГГГГ истец переведен инженером по ядерной безопасности, радиационной безопасности уранового производства; с ДД.ММ.ГГГГ Открытое акционерное общество «<данные изъяты>» переименовано в Акционерное общество «<данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный трудовой договор был расторгнут по инициативе работника, на основании ст. 28 Закона Республики Казахстан «О труде в Республике Казахстан».

Из ответа Департамента Комитета труда, социальной защиты и миграции по Восточно-Казахстанской области от ДД.ММ.ГГГГ, представленного по запросу Управления, следует, что запрос в отношении ФИО2 направлен для исполнения в АО «<данные изъяты>» и некоммерческое акционерное общество «<данные изъяты>».

Согласно выданной АО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ справке, уточняющий особый характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет 11 месяцев 22 дня), работал в качестве: мастера смены цеха «Р» завода по производству топлива для АЭС, аппаратчика цеха «Р» завода по производству топлива для АЭС, мастером смены цеха «Р» уранового производства, постоянно, в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), был занят в условиях радиационной вредности ведением технологического процесса производства радиоактивных веществ, изготовлением изделий из радиоактивных веществ и их соединений, что предусмотрено Списком № 1, разделом ХХIV, подразделом 3, пунктом 12403000-17541. Истец также полный рабочий день работал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что составило 3 года 06 месяцев 18 дней, в производстве постоянно, в течение полного рабочего дня (не менее 80% рабочего времени), был занят организацией и ведением технологического процесса производства двуокиси урана, в условиях радиационной вредности. В частности: постоянным контролем, выполнением требований и норм радиационной безопасности на рабочих местах, проводил работы по внедрению нового оборудования, аппаратов, технологий в части обеспечения радиационной безопасности, техники безопасности, специальной безопасности, в качестве инженера по ядерной безопасности, радиационной безопасности уранового производства; ведущего инженера по ядерной безопасности, радиационной безопасности уранового производства, что предусмотрено Списком № 1, разделом ХХIV, подразделом 25, пунктом 12425000-17541.

В соответствии с ответами некоммерческого акционерного общества «Государственная корпорация «Правительство для граждан» от 16 и 20 февраля 2018 года, представленным по запросу Управления, по имеющимся в базе данных сведениям, на ФИО2 перечислялись 10% обязательных пенсионных взносов. При этом рекомендовано обратиться непосредственно на предприятие, производившее перечисления. Также в приложение к данному ответу представлены сведения об оборотах по транзитным счетам вкладчика, содержащие данные об уплате взносов АО «<данные изъяты>» за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Из справки выданной АО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в пенсионный фонд производились перечисления за ФИО2 в период с <данные изъяты> года по <данные изъяты> года. При этом в справке указаны конкретные суммы платежей за каждый месяц номера и даты платежных поручений.

Оценивая представленные доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что работа истца, занимаемые должности в спорный период времени (с 01.01.1998 по 01.09.2005) соответствовала Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на досрочное назначение пенсии по возрасту, в связи с чем данный период работы подлежал зачету в специальный стаж. При этом, принимая во внимание, что стаж работы истца с учетом включенного ответчиком периода работы истца является достаточным для назначения ему досрочной страховой пенсии по старости по п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, суд правильно возложил обязанность на ответчика назначить досрочно страховую пенсию истцу с даты обращения последнего в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии (29 ноября 2017 года).

В рамках апелляционного разбирательства судебной коллегией обозрены подлинники, представленных в копиях в материалы дела вышеуказанных документов (трудовой книжки, справок), содержание которых соответствует копиям.

Учитывая изложенное, доводы апелляционной жалобы о том, что наличие специального стажа у истца не подтверждено в предусмотренном законом порядке, не могут быть признаны судебной коллегией состоятельными. Факт уплаты за истца работодателем страховых взносов на пенсионное обеспечение за спорные периоды подтвержден допустимыми доказательствами, при определении даты назначения пенсии судом не допущено нарушений норм материального права, подлежащих применению к спорному правоотношению. При этом отказ ответчика во включении спорного периода работы истца (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) по мотиву того, что назначение досрочных пенсий за работу с вредными условиями труда на территории Казахстана отменено с 01.01.1998, противоречит вышеуказанному Соглашению от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", предусматривающего, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. В рассматриваемом случае истец проживает на территории Российской Федерации.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном присуждении судом первой инстанции к возмещению ответчиком расходов истца на оплату услуг представителя, также не могут быть приняты судебной коллегией во внимание.

Как следует из материалов дела, интересы ФИО2 в суде первой инстанции представляла адвокат Курашева В.В., действующая на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ и на основании доверенности, выданной ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год. Факт несения ФИО2 указанных расходов в связи с рассмотрением иска подтвержден квитанциями об уплате оказанных услуг ООО «<данные изъяты>», с которым адвокат Курашева В.В. состоит в гражданско-правовых отношениях.

Разрешая вопрос о возмещении судебных издержек на оплату услуг представителя, суд первой инстанции, в рамках ст. 98, 100 ГПК РФ, принял во внимание такие обстоятельства как состоявшееся в пользу истца судебное решение, сложность дела, объем произведенной представителем работы, факта подтверждения оплаты юридических услуг, и, исходя из принципов справедливости и разумности, определил ко взысканию 20000 рублей.

Судебная коллегия признает обоснованным вывод суда о наличии оснований для взыскания 20 000 руб. судебных издержек на оплату услуг представителя, считая данную сумму разумной, соответствующей объему защищаемого права.

В целом доводы апелляционной жалобы не содержат юридически значимых по делу обстоятельств, не учтенных судом первой инстанции, на законность выводов суда первой инстанции не влияют, о существенном нарушении судом норм материального и процессуального права не свидетельствуют, в силу чего данные доводы основаниями для отмены правильного по существу судебного решения явиться не могут.

Руководствуясь абзацем 1 части 1 статьи 327.1, пункта 1 статьи 328, частью 1 статьи 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

решение Сосновоборского городского суда Ленинградской области от 02 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ломоносовском районе (межрайонное) ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Судья Антонова Л.Г.