Судья: Гавричкова М.Т. Дело №33-1800
Докладчик: Фатьянова И.П.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 февраля 2016 года
Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:
председательствующего: Фатьяновой И.П.
судей: Черной Е.А., Чудиновой Т.М.
с участием прокурора Ерынич М.В.
при секретаре: Ивлевой О.А.
заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Фатьяновой И.П. дело по апелляционному представлению прокурора города Белово на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 11.11.2015 года по иску Прокурора города Белово в интересах Российской Федерации к Управлению Федеральной миграционной службы России по Кемеровской области о возложении обязанности совершить действие,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Белово обратился в суд в интересах Российской Федерации к Управлению Федеральной миграционной службы России по Кемеровской области о возложении обязанности совершить действие по снятию с регистрационного учета по месту пребывания иностранного гражданина ФИО13ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Требование мотивировано тем, что прокуратурой города по поручению прокуратуры Кемеровской области проведена проверка соблюдения требований миграционного законодательства.
В рамках проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отдел УФМС России по Кемеровской области в г.Белово из почтового отделения поступило уведомление от гражданки РФ ФИО1 о прибытии в место пребывания по адресу: <адрес> гражданина республики Таджикистан - ФИО14, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Указанный гражданин был поставлен на миграционный учет по месту пребывания по адресу: <адрес> на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В связи с поступлением от ФИО15 заявления о продлении срока временного пребывания, ДД.ММ.ГГГГ Управлением ФМС России по Кемеровской области на рассмотрение принято его заявление о выдаче РВП № № По результатам рассмотрения поступившего от ФИО16. заявления Врио начальника Отдела УФМС России по Кемеровской области в г. Белово было принято решение о продлении срока временного пребывания. ДД.ММ.ГГГГФИО17. был вновь поставлен на миграционный учет по указанному выше месту пребывания на срок с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения об иностранном гражданине и принимающей стороне отделом УФМС России по Кемеровской области в г.Белово внесены и учтены ППО «Территория».
В ходе проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ сотрудником отдела УФМС России по Кемеровской области в г.Белово ФИО18 проведена внеплановая выездная проверка по месту постановки на миграционный учет гражданина Таджикистана ФИО20 по адресу: г. <адрес> по результатам которой установлено, что гражданин ФИО19 по указанному выше адресу не проживал.
Указанный выше факт свидетельствует о том, что принимающей стороной гражданкой ФИО21 предоставлены недостоверные и заведомо несоответствующие действительности сведения о месте пребывания иностранного гражданина, а также о фиктивной его постановке на учет по месту пребывания в жилом помещении.
Вместе с тем, факт фиктивности постановки на учет по месту пребывания в жилом помещении гражданина Таджикистана ФИО22 в порядке, установленном законом не выявлялся. Заключение об установлении факта постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении не оформлялось.
В соответствии с п.п.3 и 6 ч.1 ст.4 Федерального закона от 18.07.2006г. №109-ФЗ миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Предоставление же сведений принимающей стороной о фиктивной постановке иностранного гражданина по месту пребывания свидетельствует о нарушении интересов государства, так как наличие данных о регистрации иностранных граждан и (или) без гражданства обеспечивает исполнение государственных функций по регулированию миграционных процессов в Российской Федерации и защите прав и законных интересов граждан в различных сферах.
Исходя из положений ст.ст.11,12 ГК РФ является возможным осуществление защиты нарушенных прав в судебном порядке путем обязания (понуждения) ответчика совершить действия по устранению нарушений законодательства.
Таким образом, осуществление действий по снятию иностранных граждан с миграционного учета требуется для защиты интересов государства.
Просит обязать Управление Федеральной миграционной службы Кемеровской области отдел УФМС России по Кемеровской области в г.Белово снять с миграционного учета по месту пребывания иностранного гражданина ФИО23ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 11.11.2015 года постановлено:
В удовлетворении исковых требований прокурора города Белово в интересах Российской Федерации к Управлению Федеральной миграционной службы России по Кемеровской области о возложении обязанности совершить действие по снятию с регистрационного учета, отказать.
В апелляционном представлении прокурор города Белово просит решение отменить и принять новое решение.
Ссылается на нормы Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 9 от 15 января 2007 года, повторяя позицию, изложенную в исковом заявлении.
Указывает, что ФИО24 не пребывал и не пребывает по адресу постановки на учет по месту пребывания. ФИО1, являясь собственником жилого помещения, уведомив органы миграционного учета о месте пребывания ФИО25 предоставила в органы миграционного учета заведомо недостоверные сведения.
Представление заведомо недостоверных сведений или документов для целей постановки на миграционный учет по месту пребывания в силу ст.2 Закона расценивается как фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении.
Исходя из положений ст.ст.2,23 Закона, п.37 Правил, учитывая, что постановка на миграционный учет по месту пребывания ФИО26. произведена на основании документов, содержащих заведомо недостоверные сведения о проживании (пребывании) указанного иностранного гражданина по адресу<адрес> то постановка его на миграционный учет по месту пребывания является фиктивной в силу Закона, факт выявления которой и служит основанием для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания.
Однако, судом в решении оценка данному обстоятельству не дана. Как и не дана оценка установлению факта фиктивной постановки на учет иностранного гражданина по месту пребывания по результатам прокурорской проверки. Решение не содержит доводы, нормы закона по которым суд отвергает представленные доказательства в части установления факта фиктивной постановки ФИО27 на миграционный учет по месту пребывания.
В судебном заседании прокурор просил решение суда отменить, апелляционное представление удовлетворить.
Другие лица в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы представления, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
На основании ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В силу ст.17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно ст.27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
В соответствии с пунктами 3 и 6 части 1 статьи 4 Федерального закона от 18.07.2006 года N109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" миграционный учет осуществляется в целях формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
На основании статей 11, 12 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" миграционный учет осуществляется органами миграционного учета в соответствии с компетенцией, установленной законодательством Российской Федерации.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляет, в том числе, следующие полномочия: регистрация иностранных граждан по месту жительства и учет иностранных граждан по месту пребывания; проставление отметки о регистрации иностранного гражданина по месту жительства в учетных документах органа миграционного учета, в виде на жительство или в разрешении на временное проживание иностранного гражданина; внесение в государственную информационную систему миграционного учета сведений о регистрации иностранных граждан по месту жительства, а также о постановке иностранных граждан на учет по месту пребывания: контроль за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, должностными лицами и юридическими лицами правил миграционного учета.
Согласно ст.2 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" местом пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (далее - место пребывания) для целей названного Закона признается жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Сторона, принимающая иностранного гражданина или лицо без гражданства в Российской Федерации, - гражданин Российской Федерации, постоянно проживающие в Российской Федерации, у которого иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает или осуществляет трудовую деятельность (находится).
Фиктивная постановка на учет по месту пребывания в жилом помещении - постановка иностранного гражданина или лица без гражданства на учет по месту пребывания в жилом помещении на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов либо постановка их на учет по месту пребывания в жилом помещении без их намерения пребывать в этом помещении или без намерения принимающей стороны предоставить им это помещение для пребывания.
В силу ст.7 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" при осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат регистрации по месту жительства и учету по месту пребывания. Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане подлежат учету по месту пребывания.
Статья 21 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" устанавливает, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно ч.2 ст.22 Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" для постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания принимающая сторона представляет уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг либо направляет его в установленном порядке почтовым отправлением.
Порядок уведомления при постановке на миграционный учет иностранных граждан установлен Правилами осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства РФ N 9 от 15 января 2007 года (далее - Правила).
Согласно п.п.21, 22, 23, 25, 26, 27, 28 указанных Правил основанием для постановки на учет по месту пребывания иностранного гражданина является получение территориальным органом Федеральной миграционной службы уведомления установленной формы о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания (далее уведомление о прибытии). Принимающей стороной в установленные Федеральным законом сроки уведомление о прибытии может представляться в территориальный орган Федеральной миграционной службы непосредственно либо направляться почтовым отправлением.
Согласно п.37 указанных Правил снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: г) после выявления факта фиктивной постановки иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении.
В соответствии с п.40 указанных Правил при получении документов, предусмотренных пунктом 37 Правил, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
В соответствии с преамбулой Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации является одной из форм государственного регулирования миграционных процессов и направлен на обеспечение и исполнение установленных Конституцией Российской Федерации гарантий соблюдения права каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, на свободное передвижение, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации и других прав и свобод личности, а также на реализацию национальных интересов Российской Федерации в сфере миграции.
Из Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства" следует, что миграционный учет носит уведомительный характер, на этапе получения уведомления орган миграционного учета не уполномочен проверять достоверность факта пребывания иностранного гражданина по указываемому в уведомлении адресу.
Как следует из материалов дела, в ходе проведенной прокуратурой города проверки по факту нарушения требований миграционного законодательства в части постановки на учет по месту пребывания иностранных граждан было установлено, что ФИО28 в ДД.ММ.ГГГГ года оформила уведомление о временном пребывании гражданина республики Таджикистана ФИО29, ДД.ММ.ГГГГ года рождения по адресу: <адрес>
Уведомление о прибытии гражданина республики Таджикистана ФИО30 принято и зарегистрировано в Отделе УФМС России по Кемеровской области в городе Белово, гражданин Республики Таджикистан – ФИО31 по вышеуказанному адресу поставлен на учет по месту пребывания.
Однако указанное жилое помещение не стало для иностранного гражданина местом пребывания, в том смысле, в котором это понимается законом, так как регистрация по месту жительства или месту пребывания предполагает наличие юридической и фактической связи гражданина с жилым помещением и адресом такой регистрации.
Тот факт, что ФИО32 не пребывал и не пребывает по адресу постановки на учет по месту пребывания, а также что недостоверные сведения о прибытии иностранного гражданина ФИО33 были предоставлены собственником жилого помещения ФИО34 давшей согласие на постановку иностранного гражданина на учет по месту пребывания по данному адресу без фактического его проживания, подтверждаются имеющимися в материалах дела копиями протокола по делу об административном правонарушении №№ от ДД.ММ.ГГГГ и постановлением по делу об административном правонарушении №№ от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, установлено, что ФИО35., являясь собственником жилого помещения, уведомив органы миграционного учета о месте пребывания ФИО36 по адресу<адрес> который не вселялся и не проживал по данному адресу, предоставила в органы миграционного учета заведомо недостоверные сведения.
Также установлено, что ДД.ММ.ГГГГ. от ФИО37. было принято заявление о выдаче разрешения на временное проживание.
ДД.ММ.ГГГГ решением УФМС России по Кемеровской области в г.Беловой на основании заявления ФИО38 от ДД.ММ.ГГГГ. был продлен срок временного пребывания до ДД.ММ.ГГГГ
Решением УФМС России по Кемеровской области от ДД.ММ.ГГГГ. №№ разрешено временное проживание ФИО39. по месту пребывания <адрес>
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что требование прокурора о снятии с миграционного учета основано на установлении факта фиктивной регистрации иностранного гражданина по месту пребывания, однако сам факт фиктивной регистрации в установленном законом порядке установлен не был, срок пребывания истек ДД.ММ.ГГГГ года. В отношении иностранного гражданина в настоящее время принято решение о выдаче разрешения на временное проживание. Суд посчитал, что сведения о нахождении иностранного гражданина в розыске не влияют на порядок, установленный законом для выявления факта фиктивной регистрации. Нахождение гражданина в розыске не влияет на необходимость соблюдения требований, предусмотренных законом для установления факта фиктивной регистрации органами УФМС.
С правильностью таких суждений в их совокупности судебная коллегия согласиться не может в силу вышеизложенных положений Федерального закона от 18.07.2006 года N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" и Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 9 от 15 января 2007 года.
Исходя из положений ст.ст.2,23 Закона, п.37 Правил, учитывая, что постановка на миграционный учет по месту пребывания ФИО2 произведена на основании документов, содержащих заведомо недостоверные сведения о проживании (пребывании) указанного иностранного гражданина по адресу: <...>, то постановка его на миграционный учет по месту пребывания является фиктивной в силу Закона, факт выявления которой и служит основанием для снятия иностранного гражданина с учета по месту пребывания.
Поскольку порядок установления факта фиктивной постановки на учет по месту пребывания федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции не определен, суд первой инстанции неправомерно отказал в удовлетворении требования прокурора о понуждении к действию снять с миграционного учета по месту пребывания иностранного гражданина.
Кроме того, из п.4 ч.2 ст.23 Закона следует, что снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания органом миграционного учета осуществляется после выявления факта фиктивной постановки соответствующего иностранного гражданина на учет по месту пребывания в жилом помещении и не связывает установление названного факта только с соблюдением должностным лицом УФМС существующего порядка выявления факта фиктивной постановки на миграционный учет.
Истечение срока регистрации по месту пребывания иностранного гражданина также не может служить основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора, поскольку его истечение не является одним из оснований, предусмотренных Законом для снятия иностранного гражданина с миграционного учета по месту пребывания. Тем более, что в настоящее время указанный гражданин продолжает находится на учете по данному адресу.
Таким образом, отказ в удовлетворении судом первой инстанции заявленных требований прокурора не может быть признан обоснованным; решение суда подлежит отмене, а исковое заявление прокурора следует удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 11.11.2015 года отменить. Принять по делу новое решение.
Исковое заявление прокурора города Белово в интересах Российской Федерации к Управлению Федеральной миграционной службы России по Кемеровской области о возложении обязанности совершить действие удовлетворить.
Обязать Управление Федеральной миграционной службы Кемеровской области отдел УФМС России по Кемеровской области в г.Белово снять с миграционного учета по месту пребывания иностранного гражданина ФИО40, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Председательствующий: Фатьянова И.П.
Судьи: Черная Е.А.
Чудинова Т.М.