ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1800/2021 от 15.07.2021 Верховного Суда Республики Хакасия (Республика Хакасия)

УИД: 19RS0004-01-2020-000626-23

Председательствующий Тришканева И.С.

№ 33-1800/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Верховный Суд Республики Хакасия в составе:

председательствующего судьи Прониной А.В.,

при ведении протокола помощником судьи Ахпашевым Н.В.,

рассмотрел в открытом судебном заседании 15 июля 2021 года гражданское дело по апелляционному представлению прокурора Аскизского района Республики Хакасия Абдина К.А. на определение судьи Аскизского районного суда Республики Хакасия от 31 мая 2021 года, которым частично удовлетворено заявление администрации Пуланкольского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия об отсрочке исполнения судебного решения.

Заслушав доклад председательствующего, суд апелляционной инстанции,

УСТАНОВИЛ:

Решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от 27.08.2020 частично удовлетворены исковые требования прокурора Аскизского района Республики Хакасия к администрации Пуланкольского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия (далее – администрация Пуланкольского сельсовета) о возложении обязанности организовать деятельность по ликвидации несанкционированной свалки. Суд обязал администрацию Пуланкольского сельсовета в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать деятельность по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером площадью кв.м., по адресу: <адрес>

Администрация Пуланкольского сельсовета обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения указанного решения до 01.11.2022, которое мотивировано тем, что исполнение решения суда требует значительных финансовых затрат в размере 500000 руб., а предусмотреть в бюджете 2021 года такую сумму не представляется возможным, поскольку в настоящее время лицевые счета администрации Пуланкольского сельсовета и подведомственных учреждений заблокированы на общую сумму в размере 1576800 руб., что свидетельствует о трудном имущественном положении должника. В настоящее время проведена работа по заключению соглашения о предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на обеспечение комплексного развития сельских территорий в части реализации мероприятий по благоустройству сельский территорий, в рамках которого муниципальному образованию предоставляется субсидия на уровне софинансирования в 2022 году в размере 582280 руб.; направлена заявка на участие в отборе для предоставлении в 2021 году субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия на софинансирование по ликвидации несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Отметила, что должником предприняты все зависящие от него меры по исполнению судебного решения в срок, однако предоставленного срока недостаточно для исполнения решения в полном объеме.

Определением судьи Аскизского районного суда Республики Хакасия от 31.05.2021 заявление администрации Пуланкольского сельсовета частично удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения Аскизского районного суда Республики Хакасия от 27.08.2020 до 31.12.2021.

С данным определением не согласен прокурор Аскизского района Республики Хакасия Абдин К.А.

В апелляционном представлении он просит определение судьи отменить, в удовлетворении заявления администрации Пуланкольского сельсовета об отсрочке исполнения решения суда отказать. В обоснование доводов апелляционного представления указывает на то, что заявленный в исковом заявлении прокурора Аскизского района Республики Хакасия срок, судом признан обоснованным и разумным для проведения мероприятий по организации ликвидации несанкционированной свалки. Считает, что указанный срок учитывает необходимость расчетов денежных затрат на проведение мероприятий по ликвидации валки, а также возможность включения соответствующих денежных средств на очередной финансовый год. Полагает, что, несмотря на наличие обязанности по исполнению решения суда, соответствующие расходы решением Совета депутатов Пуланкольского сельсовета от 25.12.2020 не учтены. Отмечает, что обращение администрации Пуланкольского сельсовета, направленное в <данные изъяты>, с целью установления размера необходимых затрат для ликвидации свалки, направлено ими после завершения мероприятий по разработке и утверждению решения Совета депутатов Пуланкольского сельсовета «О бюджете муниципального образования Пуланкольский сельсовет на 2021 год». Считает, что судьей не учтена дата вынесения решения суда, которое принято ранее принятия решения о бюджете Пуланкольского сельсовета на 2021 год, что позволяло принять ответчиком необходимые меры для учета расходов на его исполнение. Обращает внимание, что заявка на предоставление субсидии из республиканского бюджета на софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований на ликвидацию несанкционированных свалок, направлена после истечения срока добровольного исполнения решения суда. Полагает, что ответчиком в материалы дела не представлено доказательств возможности исполнения решения суда в срок до 01.11.2022, а также до 31.12.2021, а представленная отсрочка исполнения решения суда не отвечает правовым принципам, ставит в неравное положение участников спорных правоотношений, ущемляет интересы взыскателя и не обеспечивает баланс интересов сторон.

В письменных возражениях относительно доводов частной жалобы представитель ответчика администрации Пуланкольского сельсовета Чебодаев Н.В. выражает согласие с определением судьи.

Проверив материалы дела, проверив доводы частной жалобы и письменных возражений относительно нее, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В силу части 1 статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств, вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.

Согласно статье 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.

Аналогичные положения закреплены в части 1 статьи 37 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Таким образом, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об исполнительном производстве» не содержат перечень оснований для отсрочки исполнения судебного акта, а лишь устанавливают критерий их определения - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного акта, предоставляя суду возможность в каждом конкретном случае решать вопрос об их наличии с учетом всех обстоятельств дела, с соблюдением баланса интересов лиц, участвующих в деле. Предоставление отсрочки или рассрочки исполнения решения при наличии соответствующих обстоятельств является правом, а не обязанностью суда.

Из материалов дела следует, что решением Аскизского районного суда Республики Хакасия от 27.08.2020 частично удовлетворены исковые требования прокурора Аскизского района Республики Хакасия к администрации Пуланкольского сельсовета о возложении обязанности организовать деятельность по ликвидации несанкционированной свалки. Суд обязал администрацию Пуланкольского сельсовета в течение 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать деятельность по ликвидации несанкционированной свалки на земельном участке с кадастровым номером площадью кв.м., по адресу: <адрес> Республики Хакасия.

На основании решения суда от 27.08.2020 выдан исполнительный лист серии ФС , в отношении администрации Пуланкольского сельсовета возбуждено исполнительное производство.

В качестве основания для предоставления отсрочки исполнения решения суда администрация Пуланкольского сельсовета ссылалась на невозможность в установленный законом срок исполнить решение суда вследствие трудного имущественного положения должника, и на совершение ими действий по предоставлению субсидий на обеспечение комплексного развития сельских территорий в части реализации мероприятий по благоустройству сельский территорий, в рамках которого предполагается исполнить решение суда о ликвидации несанкционированной свалки.

В обоснование данных доводов, администрация Пуланкольского сельсовета представила следующие доказательства.

Решением Совета депутатов Пуланкольского сельсовета от 25.12.2020 № 16 «О бюджете муниципального образования Пулакнольский сельсовета на 2021 год» утверждены основные характеристики бюджета муниципального образования Пуланкольский сельсовет на 2021 год, согласно которому дефицит бюджета муниципального образования составляет 139%, в том числе кредиторская задолженность на 01.01.2021 в размере 2590000 руб.

Согласно ответу <данные изъяты> сумма необходимых затрат на проведение мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки, расположенной по адресу: <адрес>, площадью га, кадастровый номер участка , включающих буртование, работу погрузчика, транспортировку отходов, составит 500000 руб.

Решением главы Пуланкольского сельсовета от 30.03.2021 «О выделении денежных средств» в связи с отсутствием финансовых средств в бюджете Пуланкольского сельсовета в выделении денежных средств в размере 500000 руб. для ликвидации несанкционированной свалки отказано.

Администрация Пуланкольского сельсовета направляла в адрес исполняющего обязанности Министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасия заявку на участие в отборе для предоставления в 2021 году субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия на софинансирование расходов бюджета муниципальных образований Республики Хакасия на реализацию мероприятий по благоустройству сельских территорий, в части направления по обустройству площадок накопления твердых коммунальных отходов.

Из представленного заключенного 29.01.2021 между Министерством природных ресурсов и экологии Республики Хакасия и администрацией Пуланкольского сельсовета соглашения усматривается, что общий размер субсидии, предоставляемой из бюджета Республики Хакасии бюджету муниципального образования Пуланкольский сельсовет в соответствии с настоящим соглашением, составляет 582280 руб. в 2022 году, до указанного времени софинансирование расходного обязательства данного муниципального образования не предусмотрено.

Министерство финансов Республики Хакасия, рассмотрев обращение администрации Пуланкольского сельсовета о выделении денежных средств на мероприятия по ликвидации несанкционированной свалки сообщило, что субсидии бюджетам муниципальных образований Республики Хакасия на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов распределены в полном объеме, в том числе Аскизскому району Республики Хакасия, в связи с чем рекомендуется направить заявку на предоставление субсидии из республиканского бюджета на софинансирование расходов муниципального образования на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия при формировании проекта республиканского бюджета Республики Хакасия на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Администрацией Пуланкольского сельсовета Аскизского района Республики Хакасия исполняющему обязанности министра природных ресурсов и экологии Республики Хакасия направлена заявка для предоставления в 2021 году субсидии из республиканского бюджета Республики Хакасия на софинансирование расходов бюджетов муниципальных образований Республики Хакасия на ликвидацию мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов Муниципального образования Пуланкольский сельсовет.

Как следует из пояснительной записки администрации Пуланкольского сельсовета от 01.05.2021, при формировании бюджета на 2021 год расходная часть бюджета рассчитана на 7 месяцев и ожидаемая кредиторская задолженность на 01.01.2021. Недостаток средств бюджета муниципального образования Пуланкольский сельсовет на 2021 год для выполнения муниципальным образованием своих полномочий по решению вопросов местного значения составляет 5941300 руб., ожидаемая кредиторская задолженность на 01.01.2021 составляет 2590000 тыс. руб. При планировании расходной части бюджета на 12 месяцев дефицит бюджета составит 423%. Основная часть расходов бюджета составляет заработная плата - 7422800 руб. (87,4% от запланированных доходов), остальные 1680300 руб. составляют 12,4% и распределяются на хозяйственные нужды (электроэнергия, отопление и прочее). Тяжелое финансовое положение Муниципального образования Пуланкольский сельсовет обусловлено недостаточностью доходной частью бюджета на 2021 год и кредиторской задолженностью прошлых лет в сумме 2590000 руб. На 01.05.2021 кредиторская задолженность составляет 4181700 руб. На текущую дату лицевые счета администрации Пуланкольского сельсовета и подведомственных учреждений заблокированы на сумму 1576845 руб. 89 коп.

Частично удовлетворяя заявление о предоставлении отсрочки исполнения решения до 31.12.2021, судья первой инстанции, принимая во внимание представленные должником доказательства, пришел к выводу о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения судебного решения.

Судебная коллегия находит правильными выводы суда первой инстанции о наличии оснований для предоставления отсрочки исполнения решения, поскольку должником представлено достаточно доказательств невозможности исполнения решения в связи с отсутствием денежных средств для ликвидации несанкционированной свалки

Предоставление отсрочки исполнения решения суда не повлечет нарушения баланса интересов участников исполнительного производства.

При этом, суд апелляционной инстанции отмечает, что выражая несогласие с обжалуемым определением, прокурор Аскизского района ссылается на то, что представленная отсрочка не отвечает правовым принципам, ставит в неравное положение участников спорных правоотношений, ущемляет интересы взыскателя и не обеспечивает баланс интересов сторон, однако доказательств в подтверждение данного довода не приводит.

Приведенные в частной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с определением судьи, направлены на переоценку его выводов и не свидетельствуют о неправильности постановленного определения, поэтому не являются основанием для его отмены.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции

ОПРЕДЕЛИЛ:

Определение судьи Аскизского районного суда Республики Хакасия от 31 мая 2021 года по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Аскизского района Республики Хакасия Абдина К.А. без удовлетворения.

Председательствующий А.В.Пронина