ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1800/2022 от 26.07.2022 Сахалинского областного суда (Сахалинская область)

Судья Корчагина А.В. Дело № 33-1800/2022

Докладчик Вишняков О.В.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 июля 2022г. г. Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Вишнякова О.В.,

судей Сахалинского областного суда Калинского В.А. и Доманова В.Ю.,

при секретаре Пономаренко О.Е.,

рассмотрела гражданское дело по иску прокурора Анивского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Анивский ГО», АО «Акос» о возложении обязанности по обеспечению бесперебойной подготовки и подачи топлива, наличия запасов основного и резервного (аварийного) топлива на котельных;

по апелляционным жалобам представителя АО «Акос» ФИО1, представителя администрации МО «Анивский ГО» ФИО2 на решение Анивского райсуда от 25.04.22г.

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Вишнякова О.В., судебная коллегия

установила:

30 декабря 2021г. прокурор Анивского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО «Анивский ГО», АО «Анивские коммунальные системы» (АО «Акос») о возложении обязанности по обеспечению бесперебойной подготовки и подачи топлива, наличия запасов основного и резервного (аварийного) топлива на газовые котельные в Анивском районе.

В обоснование требований указано, что на газовых котельных единой теплоснабжающей организации Анивского городского округа - АО «Акос»: ЦРК г. Анива; котельная № 9 г. Анива; котельная № 6 с. Троицкое; котельная № 7 с. Троицкое; котельная №2 с. Таранай - в нарушение п.1 ч.1 ст.3 Федерального закона «О теплоснабжении», пп.4.1.1., 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003г. № 115, запас резервного (аварийного) топлива не создан.

С учетом действующего законодательства, АО «Акос» обязано на эксплуатируемых им газовых котельных обеспечить резервный запас топлива, для чего необходимо предусмотреть сооружение резервного топливного хозяйства в соответствии с проектом газоснабжения газоиспользующего оборудования вышеперечисленных газовых котельных. Отсутствие резервного (аварийного) топлива на газовых котельных зафиксировано пунктом 1.8.2 обосновывающих материалов схемы теплоснабжения Анивского ГО, утвержденной постановлением администрации Анивского ГО от 30.12.19г. № 2642-па. В результате бездействия со стороны органов местного самоуправления, паспорт готовности МО «Анивский ГО» к отопительному периоду 2021/2022гг. до настоящего времени не получен.

Согласно разъяснениям Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Сахалинской области, неполучение паспорта готовности Анивского ГО к отопительному периоду 2021-2022 гг., обусловлено нарушением п.4.1.1. Правил № 115, поскольку при проверке организацией, эксплуатирующей газоиспользующее оборудование, не подтверждено обеспечение бесперебойной подачи топлива в котельные в соответствии с нормативно-технической и проектной документацией, утвержденной в установленном порядке. Предложенные мероприятия по повышению надежности и снижения рисков прекращения теплоснабжения в котельных городского округа - не удовлетворяют требования п.14 Правил № 317. Использование резервного топлива на газовых котельных (компримированного газа) через мобильный комплекс ПГУ-2500Э-УК0Р-О-КПК без проектного решения (на основании представленных договоров) - не является выполнением мероприятий акта проверки готовности к отопительному сезону, т.к. согласно п. 2.4.3 Правил: монтаж и реконструкция тепловых энергоустановок выполняется по проекту, утверждённому и согласованному в установленном порядке. В соответствии с п.12 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России от 12.03.13г. №103, организация, не получившая по объектам проверки паспорт готовности до даты, установленной п.10 Правил, обязана продолжить подготовку к отопительному периоду и устранение указанных в Перечне к акту замечаний к выполнению (невыполнению) требований по готовности.

На основании изложенного, с учетом уточнений, истец просит суд: возложить на администрацию МО «Анивский ГО» и АО «Акос» обязанность обеспечить бесперебойную подготовку и подачу топлива и наличие запасов основного и резервного (аварийного) топлива в соответствии с нормативами, путем сооружения резервного топливного хозяйства для газовых котельных: ЦРК г. Анива, котельная № 6 с. Троицкое, котельная № 7 с. Троицкое, котельная № 9 г. Анива, котельная № 2 с. Таранай, либо путем обеспечения подачи газа на них не менее чем от 2-х магистральных газопроводов, в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник прокурора Волкова Н.Г. исковые требования поддержала; представители ответчиков: администрации МО «Анивский ГО» ФИО2 и АО «Анивские коммунальные системы» ФИО1, - с иском не согласились.

Решением Анивского районного суда от 25.04.22 г. на администрацию МО «Анивский ГО» возложена обязанность в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда обеспечить бесперебойную подготовку и подачу топлива, наличие запасов основного и резервного (аварийного) топлива в соответствии с нормативами, путем сооружения резервного топливного хозяйства для газовых котельных: ЦРК г. Анива, котельная № 6 с. Троицкое, котельная № 7 с. Троицкое, котельная № 9 г. Анива, - либо путем обеспечения подачи газа на них не менее чем от 2 магистральных газопроводов.

Возложена на АО «Акос» обязанность в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда, обеспечить бесперебойную подготовку и подачу топлива, наличие запасов основного и резервного (аварийного) топлива в соответствии с нормативами, путем сооружения резервного топливного хозяйства для газовой котельной № 2 с. Таранай, - либо путем обеспечения подачи газа на нее не менее, чем от 2 магистральных газопроводов. Взыскана с АО «Акос» в бюджет МО «Анивский ГО» госпошлина в 300 руб.

Не согласившись с указанным решением, представитель АО «Акос» ФИО1 подала апелляционную жалобу, в которой просит решение в части возложения обязанности на АО «Акос» отменить. Указывает, что ими предоставлен проект газификации, который разработан и утвержден, видом топлива является природный газ, резервного вида топлива не предусмотрено, данный проект судом не был исследован. Вопрос о создании запасов основного топлива для газовой котельной - в судебном заседании не ставился и не рассматривался.

Не согласившись с решением, представитель администрации МО «Анивский ГО» ФИО2 обратилась в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и отказать в удовлетворении иска. Указывает, что в судебном заседании требование о возложении обязанности на администрацию МО «Анивский ГО» обеспечить наличие запасов основного топлива- не рассматривалось. Указывает, что собственником котельных является ДУМИ МО «Анивский ГО», который не привлечен к участию в деле. Считает, что проекты газоснабжения судом не признаны без указания на нормы права, суд не обладает специальными познаниями в области газоснабжения и для объективного рассмотрения дела необходимо привлечь независимого эксперта. Решение суда основано на показаниях свидетелей, которые являются заинтересованными лицами по делу. Считает, что представленные проекты на котельные - являются проектами газоснабжающего оборудования, которыми не предусмотрен резервный вид топлива и отсутствует обязанность по их организации.

Возражая против удовлетворения апелляционных жалоб, прокурор Анивского района просит решение суда оставить без изменения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав прокурора Низамову С.А., представителей ответчиков ФИО2 и ФИО3, – суд апелляционной инстанции полагает необходимым оставить обжалуемое решение без изменения.

При рассмотрении спорных правоотношений суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями следующих норм действующего законодательства.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ.

Согласно ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.10г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.

Согласно п.4.1.1. и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 24.03.03г. № 115, эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами. Энергоснабжающие организации, имеющие источники теплоты, своевременно обеспечивают создание нормативных запасов топлива

Согласно п.п. 2, 4, 27, 12, 14 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, утверждённых постановлением Правительства РФ от 17.05.02г. №317 (далее-Правила № 317), резервным (аварийным) топливом является топливо, предназначенное для использования при ограничении или прекращении подачи газа; резервное топливное хозяйство - комплекс оборудования и устройств, предназначенных для хранения, подачи и использования резервного (аварийного) топлива.

Обязательными условиями получения разрешения на пуск газа на газоиспользующее оборудование для тепловых электростанций - источников тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, является наличие принятого в эксплуатацию резервного топливного хозяйства и готовность газоиспользующего оборудования к работе на резервном (аварийном) топливе.

Проекты газоснабжения газоиспользующего оборудования разрабатываются в соответствии с действующими нормативными документами и настоящими Правилами. Они должны предусматривать: сооружение резервного топливного хозяйства и создание запасов топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии или обеспечение подачи газа на них не менее от 2-х магистральных газопроводов; применение газоиспользующего оборудования, приспособленного к работе на газе и на резервном (аварийном) топливе (для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства).

Организации, эксплуатирующие газоиспользующее оборудование на тепловых электростанциях и источниках тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством РФ в сфере электроэнергетики и теплоснабжения.

Данные Правила действуют на всей территории РФ и обязательны для юридических лиц независимо от их организационно-правовой формы, которые являются потребителями газа или осуществляют определённую деятельность, в том числе эксплуатацию газоиспользующего и тепло-утилизирующего оборудования.

Согласно п.п. 1 и 2 Порядка обеспечения потребителей газом в периоды похолоданий и в случае аварийных ситуаций на газотранспортных системах, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 16.12.02г. № 448, обеспечение поставок газа коммунально-бытовым организациям в периоды похолоданий при максимальных отборах газа из газотранспортной системы может осуществляться за счет перевода ряда потребителей на резервные виды топлива.

Пунктом 3.5 договора поставки газа от 1.11.17г. № 89С-4-0111/18А, заключенного между ООО «Газпром Межрегионгаз Дальний Восток» (поставщик) и АО «Акос» (покупатель), предусмотрена обязанность последнего обеспечить наличие и готовность к работе резервного топливного хозяйства и переход на резервные виды топлива, альтернативные газу при условии, если проектом газоснабжения, разработанным в соответствии с действующим законодательством, предусмотрены резервные топливные хозяйства.

Пунктами 4.3.10 и 4.2.2 договора поставки газа № 117/20 от 23.11.20г., заключенного между АО «Сахалинская нефтяная компания» (поставщик) и АО «Акос» (покупатель), предусмотрена обязанность последнего соблюдать требования законодательства в области газоснабжения и энергосбережения; поставщик имеет право полностью или частично ограничить поставку газа покупателю в случаях и в порядке установленными постановлением Правительства РФ от 25.11.16г. № 1245 и настоящим Договором.

Согласно п. 3 Правил ограничения подачи (поставщик) отбора газа, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.11.16г. №1245, одним из оснований для частичного ограничения подачи (поставщиком) и отбора газа, является введение в действие графиков перевода потребителей на резервные виды топлива при похолоданиях и (или) графиков аварийного газоснабжения, которыми в отношении соответствующего потребителя предусмотрено частичное ограничение подачи (поставки) газа.

Согласно ст. 6 и 20 Федерального закона № 190- ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относятся, в т.ч. организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского округа, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или тепло-сетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; теплоснабжающие организации обязаны, в т.ч. обеспечивать безаварийную работу объектов теплоснабжения и надежное теплоснабжение потребителей.

Согласно п. 2 постановления Правительства РФ от 30.03.15г. № 294 «О внесении изменений в Правила пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ», требования подп. «ж» и «з» п.14 и п.27 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в РФ, не распространяются на тепловые электростанции и источники тепловой энергии, включенные в перечень генерирующих объектов, с использованием которых будет осуществляться поставка мощности по договорам о предоставлении мощности, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 11.08.10г. № 1334-р, для которых не был определен в установленном порядке топливный режим, а также на тепловые электростанции и источники тепловой энергии, для которых использование твердого и (или) жидкого топлива в качестве резервного не предусмотрено выданным в установленном порядке топливным режимом.

Согласно ч.1 ст.16 Федерального закона от 6.10.03г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения городского округа относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; организация теплоснабжения на территории городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством РФ.

Согласно п.4 ч.1 ст.6, ч.2 ст.20 Федерального закона «О теплоснабжении», п.2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27.09.02г. № 170, органам местного самоуправления предоставлены полномочия по контролю за готовностью теплоснабжающих и тепло-сетевых организаций, категорий потребителей к отопительному периоду, контролю за ходом работ по подготовке к зиме.

Согласно статье 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что администрация МО «Анивский ГО» и АО «Акос» обязаны на эксплуатируемых газовых котельных обеспечить бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельные, а также основной и резервный запас топлива, для чего необходимо предусмотреть сооружение резервного топливного хозяйства или обеспечение подачи газа на котельные не менее, чем от 2 магистральных газопроводов в соответствии с проектом газоснабжения газоиспользующего оборудования имеющихся газовых котельных.

Согласно п.п. 2, 6, 9 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утверждённых Приказом Минэнерго РФ от 12.03.13г. № 103, в целях оценки готовности теплоснабжающих и тепло-сетевых организаций к отопительному периоду, уполномоченный орган проверяет муниципальные образования на предмет соблюдения обязательных требований, установленных техрегламентами и иными нормативными правовыми актами в сфере теплоснабжения. В целях проведения проверки, комиссии рассматривают документы, подтверждающие выполнение требований по готовности, а при необходимости - проводят осмотр объектов проверки, по результатам проверочных мероприятий составляется акт. Если объект проверки готов к отопительному периоду, составляется соответствующий Паспорт готовности.

Согласно материалам дела, что в собственности МО «Анивский ГО» находятся газовые котельные: в ЦРК <...> <...> г. Анива, - которые по договору временного безвозмездного пользования от 1.03.11г., переданы в эксплуатацию АО «Акос». Газовая котельная № 2 с. Таранай находится в собственности и пользовании у АО «Акос».

В ходе проверки готовности к отопительному периоду 2021-2022 годов комиссией, образованной Приказом руководителя Сахалинского управления Ростехнадзора, установлена неготовность Анивского городского округа к работе в отопительном периоде, о чем 23.09.21г. составлен соответствующий акт.

Согласно п.3 Приложения к акту, комиссией выявлено, что во все котельные не обеспечивается бесперебойная подача резервного топлива в соответствии с нормативами, что является нарушением пункта 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок.

Опрошенный в суде первой инстанции заместитель руководителя Сахалинского управления Ростехнадзора и председатель комиссии по проверки готовности Анивского городского округа к отопительному периоду Ф.И.О.9 пояснил, что в ходе проверочных мероприятий Анивского ГО выявлены нарушения п. 4.1.1 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок и Федерального закона «О теплоснабжении», в связи с чем, в выдаче Паспорта готовности администрации Анивского ГО было отказано. В ходе проводимой проверки, проекты газоснабжения на котельные не представлены, а исследованная им в судебном заседании проектная документация на котельные - проектом газоснабжения не является. Устранить выявленные нарушения с целью обеспечения бесперебойной подготовки и подачи топлива, возможно путем сооружения резервного топливного хозяйства для газовых котельных Анивского ГО, либо обеспечения подачи газа на них не менее чем от 2 магистральных газопроводов, на реализацию чего необходимо не менее года.

Аналогичные пояснения дал в судебном заседании привлечённый по делу специалист Тен Дон Хо - начальник отдела Сахалинского управления Ростехнадзора.

На основании совокупного анализа спорных правоотношений, вышеприведенных норм действующего законодательства, имеющихся в деле доказательств, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что доводы представителей ответчиков о том, что на спорные газовые котельные действие Правил № 317 не распространяется, - своего подтверждения не нашли, а стороной ответчика доказательств этому не представлено.

Доводы стороны ответчика о том, что обеспечение подачи газа на котельные осуществляется от двух магистральных газопроводов: магистральный газопровод проекта Сахалин-2 и магистральный газопровод Анивских месторождений, что в свою очередь является соблюдение подпункта «ж» пункта 14 Правил № 317, - правомерно признаны судом первой инстанции не состоятельными и основанными на неверном толковании норм материального права.

При таком положении дела и учитывая, что проекты газоснабжения спорных газовых котельных отсутствуют, а действие Правил №317 распространяется на указанные котельные, расположенные на территории Анивского городского округа, - суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что бесперебойная подготовка и подача топлива на котельные, в нарушение действующего законодательства, не осуществляется, что в свою очередь не обеспечивает стабильную и бесперебойную работу котельных в целях снабжения потребителей Анивского городского округа тепловой энергией и создает угрозу чрезвычайной ситуации в случае ограничения (прекращения) поставки газа на котельные.

Меры, направленные на обеспечение бесперебойной подготовки и подачи топлива на газовые котельные, находящиеся на территории Анивского городского округа и эксплуатируемые АО «Акос», соответчиками не принимаются, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно нашел заявленные требования прокурора - законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Принимая во внимание длительность отопительного сезона на территории Анивского городского округа Сахалинской области и климатические условия данного региона (как местности, приравненной к районам Крайнего Севера), выявленные нарушения действующего законодательства при аварийной и иной чрезвычайной ситуации ставят под угрозу здоровье людей, безопасные условия проживания неопределённого круга лиц, а также могут привести к значительному ущербу имуществу граждан и юридических лиц, объектам социальной сферы и муниципальному образованию.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ, учитывая характер и объем обязанностей, которые возложены на ответчиков, а также выполнение необходимых мероприятий, связанных с бюджетным процессом, принимая во внимание климатические условия Сахалинской области, суд первой инстанции обоснованно установил срок исполнения решения в 1 год со дня вступления решения суда в законную силу.

Другие доводы апелляционных жалоб аналогичны основаниям заявленных возражений на иск, были предметом исследования суда первой инстанции, по существу сводятся к переоценке выводов суда и основаны на неправильной оценке обстоятельств дела, ошибочном применении и толковании норм материального и процессуального права, фактически выражают субъективную точку зрения стороны ответчика, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Выводы суда об удовлетворении заявленных требований соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со статьями 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правильная правовая оценка, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.

Принимая во внимание, что судом не допущено нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, обжалуемое решение следует признать законным и обоснованным, и оснований для его отмены по доводам жалоб не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

решение Анивского районного суда от 25.04.22г. оставить без изменения, апелляционные жалобы представителя АО «Акос» ФИО1, представителя администрации МО «Анивский ГО» ФИО2 – без удовлетворения.

Данное апелляционное определение может быть обжаловано в 9-ый кассационный суд общей юрисдикции (г. Владивосток) в срок, не превышающий трех месяцев со дня его принятия, - с подачей кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение составлено 29.07.22г.

Председательствующий Вишняков О.В.

Судьи Сахалинского областного суда Доманов В.Ю.

Калинский В.А.