Судья Г.Р.А. Дело № 2017 год
Апелляционное ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Майкоп 07 ноября 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:
председательствующего – Хапачевой Р.А.
судей Шишева Б.А. и Аутлева Ш.В.
при секретаре судебного заседания – Абреговой Н.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам представителя Администрации муниципального образования «Город Майкоп» ФИО1 и руководителя Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» ФИО2 на решение Майкопского городского суда Республики Адыгея от 04 августа 2017 года, которым постановлено:
- иск ФИО3 к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Майкоп» о предоставлении земельного участка, удовлетворить.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу внести изменения в проект планировки (межевания) земельного участка кадастровым номером 01:08:0514001:6 по улю ФИО4 3 в г. Майкопе, предусматривающее формирование земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок, площадью 2000 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, прилегающий к земельным участкам с кадастровыми номерами 01:08:0514001:25 и 01:08:0514001:18, согласно схеме, прилагаемой к межевому плану от 14.07.2017 кадастрового инженера Ш.С.И., установив границы земельного участка в точках, соответствующих границам данного земельного участка на местности, а именно:
Х (м) Y (м)
Точка н1 430233,59 2225850,80;
Точка н2 430238,50 2225821,21;
Точка н3 430243,40 2225791,62;
Точка н4 430210,52 2225785,95;
Точка н5 430200,76 2225845,14.
Обязать Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу предоставить ФИО3 и членам его семьи в первоочередном порядке земельный участок, соответствующий границам на местности, а именно:
Х (м) Y (м)
Точка н1 430233,59 2225850,80;
Точка н2 430238,50 2225821,21;
Точка н3 430243,40 2225791,62;
Точка н4 430210,52 2225785,95;
Точка н5 430200,76 2225845,14
для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства без торгов и предварительного согласования мест размещения земельного участка на условиях аренды на срок десять лет.
Заслушав доклад судьи Аутлева Ш.В., изложившего обстоятельства дела, содержание судебного решения, доводы апелляционной жалобы, объяснения представителя ответчика Администрации муниципального образования «Город Майкоп» ФИО5 и представителя ответчика Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» ФИО6, поддержавших доводы апелляционных жалоб, объяснения истца ФИО3, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы ответчиков – без удовлетворения, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
ФИО3 обратился в Майкопский городской суд с иском к Комитету по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» с иском, в котором он просил обязать Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» сформировать земельный участок площадью 1500 кв.м., расположенный по адресу: г. Майкоп,
ул. Ворошилова, прилегающий к земельным участкам с кадастровыми номерами 01:08:0514001:25 и 01:08:0514001:18, обязать Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» предоставить в первоочередном порядке ему и членам его семьи указанный земельный участок для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства без торгов и предварительного согласования мест размещения земельного участка на условиях аренды на срок 10 лет.
Ответчик возражал против заявленных требований.
Майкопским городским судом вынесено означенное выше решение.
В апелляционной жалобе руководитель Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп»
ФИО2 просит отменить решение Майкопского городского суда от 04.08.2017 и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО3
В обоснование доводов жалобы указывает, что Закон Республики Адыгея №59 от 28.12.2011 «О реализации права граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное приобретение в собственность земельных участков» устанавливает первоочередной порядок предоставления земельных участков многодетным гражданам, то есть преимущественный относительно иных категорий граждан, претендующих на получение государственных или муниципальных земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Лица же, относящиеся к одной категории - категории многодетных раждан - в силу требований Закона ставятся на учет и обеспечиваются земельными участками в зависимости от даты регистрации их заявлений, то есть в порядке очередности, обусловленной хронологической последовательностью их обращений в уполномоченный орган с юответствующим заявлением и документами.
Указывает, что выводы суда о необходимости предоставления ФИО3 Администрацией МО «Город Майкоп» земельного участка во внеочередном порядке - в двухмесячный срок, независимо от даты постановки его на учет и наличия на учете других граждан этой же категории, не соответствует Закону Республики Адыгея №59 от 28.12.2011.
Указывает, что решение суда, обязывающее предоставить
ФИО3 земельный участок независимо от даты постановки его на учет, нарушает нормы Закона Республики Адыгея №59 от 28.12.2011 и субъективные права 402 многодетных семей, которые обратились в уполномоченный орган с заявлениями о предоставлении земельных участков и были поставлены на соответствующий учет в более ранние чем
ФИО3 сроки, что такая такая ситуация противоречит положениям части 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.
Считает несостоятельными и не соответствующими действительности, выводы суда о том, что Администрацией муниципального образования «Город Майкоп» своевременно не предпринимаются меры по реализации прав на предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, поскольку за период с 2011 по 2017 годы Администрацией сформированы и предоставлены многодетным гражданам 204 земельных участка, в том числе в 2017 году - 25 земельных участков.
Указывает, что что наличие у многодетных граждан права на первоочередное получение земельного участка, не означает обязанность уполномоченного органа предоставить по требованию указанных лиц любой произвольно выбранный ими земельный участок.
Кроме того, указывает, что в соответствии с проектом планировки территории земельного участка с кадастровым номером 01:08:0514001:6 по <адрес> в г.Майкопе, прошедший публичные слушания, утвержденный постановлением Администрации муниципального образования «Город Майкоп» от 10.06.2010 №411, опубликованый в газете «Майкопские новости» и размещеннный на официальном сайте Администрации муниципального образования «Город Майкоп» в сети «Интернет» не предусматривает размещение на испрашиваемом ФИО3 земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства, так как данная территория определена зоной торговли и обслуживания.
Указывает, что возложение на Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» обязанности сформировать на данной территории земельный участок под индивидуальное жилищное строительство нарушает положения Закона Республики Адыгея №59 от 28.12.2011, нормы Земельного и Градостроительного кодексов Российской Федерации, что суд возложил на Администрацию муниципального образования «Город Майкоп» обязанности установил сроки их выполнения, не предусмотренные федеральным законодательством и законодательством Республики Адыгея.
В апелляционной жалобе представитель Администрации муниципального образования «Город Майкоп» ФИО1 просит отменить решение Майкопского городского суда от 04.08.2017 и прекратить производство по делу.
Руководитель Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп» ФИО2, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам, изложенным в апелляционной жалобе представителя Администрации муниципального образования «Город Майкоп» ФИО1, просит отменить решение Майкопского городского суда от 04.08.2017 и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела, заслушав объяснения участников судебного заседания, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Майкопского городского суда от 04.08.2017 об удовлетворении исковых требований
ФИО3 подлежит отмене с принятием по делу нового решения.
Как установлено судом первой инстанции ФИО3, как гражданин, имеющий троих детей, с составом семьи 5 человек с 17 октября 2013 года состоит на учете в Администрации муниципального образования «Город Майкоп» в целях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства под учетным номером 403 по состоянию на август 2017 года.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 28 Земельного Кодекса Российской Федерации, действовавшим на момент постановки ФИО3 на учет, граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, действовашего на момент обращения ФИО3 в Комитет за спорным земельным участком, а также на момент рассмотрения иска и вынесения решения, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Для реализации указанных положений Земельного кодекса Российской Федерации принят Закон Республики Адыгея от 28.12.2011 №59 «О реализации права граждан, имеющих трех и более детей, на бесплатное приобретение в собственность земельных участков».
Законом Республики Адыгея №59 от 28.12.2011 установлен следующий порядок предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей:
1) земельные участки предоставляются однократно, в первоочередном порядке (часть 1 статьи 2 Закона);
2) земельные участки предоставляются гражданам сформированными и поставленными на кадастровый учет (часть 3 статьи 2 Закона); информация о наличии сформированных земельных участков для предоставления в целях реализации Закона публикуется в источниках официального опубликования нормативных правовых актов ( часть 2 статьи 3 Закона);
3) земельные участки предоставляются по заявлениям граждан в зависимости от даты регистрации заявлений (часть 2 статьи 3 Закона); заявления регистрируются в книге учета заявлений (часть 7 статьи 3 Закона); уполномоченный орган в течение двух месяцев со дня подачи заявления принимает решение о постановке гражданина на учет (часть 8 статьи 3 закона); датой и временем постановки заявителя на учет считаются дата и время подачи им заявления с приложением документов (часть 9 статьи 3 Закона);
4) уполномоченный орган в течение двух месяцев со дня опубликования сведений о наличии сформированных земельных участков принимает решение о предоставлении земельного участка (часть 15 статьи 3 Закона).
Земельный кодекс Российской Федерации разделяет понятия «первоочередного» и «внеочередного» предоставления земельных участков.
Так, подпунктом 14 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим право на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 6 статьи 39.14 Земельного кодекса РФ установлено, что предоставление земельного участка без проведения торгов в порядке реализации гражданами права на первоочередное или внеочередное приобретение земельных участков осуществляется однократно.
Закон Республики Адыгея №59 №59 от 28.12.2011 устанавливает первоочередной порядок предоставления земельных участков многодетным гражданам, т.е. преимущественный относительно иных категорий граждан, претендующих на излучение государственных или муниципальных земельных участков для индивидуального жилищного строительства.
Лица же, относящиеся к одной категории - категории многодетных граждан - в силу требований Закона ставятся на учет и обеспечиваются земельными участками в зависимости от даты регистрации их заявлений, то есть в порядке очередности, обусловленной хронологической последовательностью их обращений в уполномоченный орган с юответствующим заявлением и документами.
С учетом изложенного судебная колегия приходит к выводу о том, что выводы суда первой инстанции о том, что Администрация ведет учет граждан и очередность граждан устанавливает «для себя» не соответствует требованиям Закона №59 от 28.12.2011.
Внеочередной порядок предоставления земельных участков, то есть не зависящий от наличия на учете других граждан этой же категории, Законом Республики Адыгея №59 от 28.12.2011 не предусмотрен.
Однако суд в нарушение требований Закона Республики Адыгея №59 от 28.12.2011 обязал Администрацию МО «Город Майкоп» предоставить ФИО3 земельный участок во внеочередном порядке в двухмесячный срок, независимо от даты постановки его на учет и наличия на учете других граждан этой же категории, то есть фактически обязал ответчика выполнить действия, которые не соотвествуют требованиям Закона Республики Адыгея №59 от 28.12.2011, нарушают права многодетных граждан, обратившихся в уполномоченный орган с заявлениями о предоставлении земельных участков и поставленных на соответствующий учет в более ранние чем ФИО3 сроки, и противоречат положениям ч.3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека не должно нарушать права и свободы других лиц.
Кроме того, в решении суд ссылается на принятые Администрацией Порядок организации работ по учету граждан, обратившихся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков и Порядок организации работ по формированию и предоставлению земельных участков гражданам, обратившимся с заявлениями о бесплатном предоставлении в собственность земельных участков.
В тоже время на момент принятия судом решения такие нормативные правовые акты в муниципальном образовании «Город Майкоп» отсутствуют.
Более того, в ходе судебного заседания Истец, который также ссылается на данные документы в своем исковом заявлении, не смог дать пояснений по данному вопросу и предоставить реквизиты документов, на основании которых строит свои доводы.
Выводы суда первой инстанции о том, что Администрацией муниципального образования «Город Майкоп» своевременно не предпринимаются меры по реализации прав на предоставление земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, являются необоснованными, поскольку Закон Республики Адыгея №59 от 28.12.2011 не установлен период, который должен пройти с момента постановки на учет до момента предоставления земельного участка.
Наличие у многодетных граждан права на первоочередное получение земельного участка, не означает обязанность уполномоченного органа предоставить по требованию указанных лиц любой произвольно выбранный ими земельный участок.
Исходя из положений Закона №59 от 28.12.2011 земельные участки предоставляются уполномоченным органом из числа сформированных, поставленных на кадастровый учет и после опубликования сведений об указанных земельных участках в источниках официального опубликования нормативных правовых актов. Таким образом, уполномоченный орган, распоряжающийся соответствующими земельными ресурсами, определяет земельные участки, формируемые и предоставляемые в целях реализации Закона Республики Адыгея №59 от 28.12.2011.
В соответствии со ст. 11.3 Земельного кодекса Российской Федерации образование земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собствености, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
- проектом межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
- утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно ч.1 ст. 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.
В со с п.2 ст. 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации подготовка схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Суд первой инстанции при вынесении решения не учел, что формирование земельных участков для целей реализации Закона Республики Адыгея №59 от 28.12.2011 осуществляется органами местного самоуправления муниципального образования «Город Майкоп» не произвольно, а в соответствии с действующими документами территориального планирования муниципального образования, градостроительного зонирования, утвержденной документацией по планировке территории.
В соответствии с представленным в суд проектом планировки территории земельного участка с кадастровым номером 01:08:0514001:6 по <адрес> в г. Майкопе, утвержденным постановлением Администрации муниципального образования «Город Майкоп» №411 от 10.06.2010, земельный участок о выделении которого просит ФИО3, относится к территорим определенным зоной торговли и обслуживания.
Таким образом, утвержденная документация по планировке территории не предусматривает размещение на данном земельном участке объекта индивидуального жилищного строительства.
Указывая в судебном решении о возможности изменения вида разрешенного использования земельного участка, о выделении которого просит ФИО3, суд первой инстанции не учел, что вид разрешенного использования в соответствии ч.4 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации может быть изменен по заявлению собственника - Администрации муниципального образования «Город Майкоп», что ФИО3 не наделен правом изменения вида разрешенного использования земельного участка.
Принимая решение об удовлетворении исковых требований ФИО3, суд первой инстанции неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, что в соответствии с п.1 ч.1 ст. 330 ГПК РФ является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение Майкопского городского суда от 04.08.2017 об удовлетворении исковых требований ФИО3 подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении его исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционные жалобы руководителя Комитета по управлению имуществом муниципального образования «Город Майкоп»
ФИО2 и представителя Администрации муниципального образования «Город Майкоп» ФИО1 удовлетворить.
Отменить решение Майкопского городского суда от 04.08.2017 по иску ФИО3 к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Майкоп» о предоставлении земельного участка, и вынести по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО3 к Администрации муниципального образования «Город Майкоп» и Комитету по управлению имуществом администрации муниципального образования «Город Майкоп» о предоставлении земельного участка отказать.
Председательствующий - Р.А. Хапачева
Судьи Б.А. Шишев
Ш.В. Аутлев