ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-18037/2014 от 16.12.2014 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

 ВЕРХОВНЫЙ СУД

 РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 дело № 33-18037/2014

 16 декабря 2014 года                     г. Уфа                               

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:                       

 председательствующего                        Железнова О.Ф.,

 судей:                                  Гаиткуловой Ф.С.,

                                          Портянова А.Г.,

 при секретаре                            Б,

 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Администрации городского округа г. Уфа на решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 июля 2014 года, которым постановлено:

 исковые требования Т к Администрации городского округа г. Уфа о понуждении заключить договор купли-продажи удовлетворить.

 Признать отказ Администрации городского округа г. Уфа №... от дата в предоставлении в собственность Т земельного участка площадью ... кв. м. с кадастровым номером №... по адресу: адрес незаконным.

 Обязать Администрацию городского округа г. Уфа заключить с Т договор купли - продажи земельного участка площадью ... кв. м., разрешенное использование: для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома, под кадастровым номером: №... расположенного по адресу: адрес

 Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Башкортостан Портянова А.Г., судебная коллегия

 У С Т А Н О В И Л А:

 Т обратился в суд с иском к Администрации городского округа адрес о понуждении заключить договор купли-продажи земельного участка.

 Свои требования мотивировал тем, что ему на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: адрес, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права. Указанный жилой дом расположен на земельном участке площадью ... кв.м. с кадастровым номером №... дата истец обратился в Администрацию городского округа г. Уфа с заявлением о предоставлении ему указанного земельного участка в собственность путем выкупа. Однако ему было отказано в связи с тем, что часть земельного участка расположена в границах красных линий. Считая отказ незаконным, истец Т просил суд признать отказ Администрации городского округа г. Уфа №... от дата в предоставлении в собственность Т земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым номером №... незаконным, обязать Администрацию городского округа г. Уфа заключить с Т договор купли-продажи земельного участка площадью ... кв.м. с кадастровым номером №... по адресу: адрес по цене, в соответствии со ст. 2 Постановления Правительства РБ №... от дата года.

 Суд вынес приведенное выше решение.

 В апелляционной жалобе представитель Администрации городского округа г. Уфа ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным, указывая на то, что судом не установлено, в каком году были проложены красные линии. Из письма Главного управления архитектуры и градостроительства АГО г. Уфа РБ от дата следует, что земельный участок с кадастровым номером №... частично расположен на территории общего пользования в границах красных линий проектной улицы. Красные линии разработаны дата по заказу адрес в составе проекта планировки жилого района ... в ... районе .... Жилой дом на праве собственности на данном земельном участке появился после вступления в законную силу решения ... районного суда от дата о признании права собственности на самовольные постройки. Следовательно, красные линии проходили через данный участок до появления на нем зданий, строений, сооружений.

 Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения настоящего дела судом апелляционной инстанции.

 Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя Т – Ч, полагавшую решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

 В соответствии с ч. 1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

 Подпунктом 5 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ установлен принцип единства земельного участка и прочно связанного с ним объекта, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

 Согласно п. 1 ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.

 В соответствии со ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, и предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

 В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

 Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

 В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся следующие земельные участки:

 в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

 из состава земель лесного фонда;

 в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;

 занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

 предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;

 не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;

 предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;

 предоставленные для нужд связи;

 занятые объектами космической инфраструктуры;

 расположенные под объектами гидротехнических сооружений;

 предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;

 загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации
земли;

 расположенные в границах земель, зарезервированных для
государственных или муниципальных нужд;

 14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

 В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 июля 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности:

 коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;

 коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений;

 юридическим лицам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, при переоформлении ими права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками;

 гражданам и некоммерческим организациям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если право собственности указанных лиц на эти здания, строения, сооружения возникло до вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации и если федеральными законами для указанных собственников не установлен иной порядок приобретения земельных участков в собственность. При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:

 двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;

 двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.

 До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется наибольшая для соответствующей местности цена земельного участка.

 До 1 июля 2012 года лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и
являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных
на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной
собственности, приобретают такие земельные участки по цене,
устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с
численностью населения:

 свыше 3 миллионов человек - в размере от пяти - до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

 от 500 тысяч до 3 миллионов человек - в размере от пяти - до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка;

 до 500 тысяч человек, а также за пределами границ населенных пунктов в размере от трех - до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

 До установления субъектами Российской Федерации цены земельного участка применяется минимальный для соответствующей местности размер ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

 В городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек одновременно с приобретением указанными в пункте 1 настоящей статьи лицами в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности, органы государственной власти могут устанавливать запрет на строительство, реконструкцию зданий, строений, сооружений, расположенных на соответствующем земельном участке (далее - запрет на строительство, реконструкцию).

 Запрет на строительство, реконструкцию не распространяется на реконструкцию объектов капитального строительства, использование которых предусмотрено частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации или реконструкция которых не приведет к изменению вида разрешенного использования земельного участка.

 Запрет на строительство, реконструкцию подлежит снятию по заявлению собственника соответствующего земельного участка, которое подается в исполнительный орган государственной власти, в течение месяца после внесения этим собственником платы за снятие такого запрета. Размер платы за снятие такого запрета не может превышать восемьдесят процентов кадастровой стоимости земельного участка.

 Установление и снятие запрета на строительство, реконструкцию осуществляются в порядке, предусмотренном законами субъектов Российской Федерации.

 Согласно ч. 7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации приватизация зданий, строений, сооружений, в том числе зданий, строений, сооружений промышленного назначения, без одновременной приватизации земельных участков, на которых они расположены, не допускается, за исключением случаев, если такие земельные участки изъяты из оборота или ограничены в обороте.

 В соответствии с п. «а» п. 2 Постановления Правительства РБ от 30.08.2013 N 388 "О порядке определения цены и оплаты земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений и сооружений, расположенных на таких земельных участках" определить, что цена земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Башкортостан, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на таких земельных участках, устанавливается в размере 3 процентов от их кадастровой стоимости в следующих случаях:

 а) при продаже их гражданам, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках объектов индивидуального жилищного строительства, гаражных боксов, иных помещений в зданиях, строениях, сооружениях гаражных потребительских кооперативов.

 Разрешая спор, руководствуясь приведенными выше правовыми нормами, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований Т

 Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, Т является собственником домовладения, расположенного по адресу: адрес на земельном участке общей площадью ... кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, разрешенное использование – для завершения строительства индивидуального дома, кадастровый номер №...

 Суду представлен договор аренды земельного участка №... от дата, заключенный между Комитетом по управлению муниципальной собственностью Администрации городского округа г. Уфа и А, согласно которому А принимает в аренду земельный участок площадью ... кв.м. с кадастровым номером №..., расположенный по адресу: адрес для завершения строительства индивидуального жилого дома.

 Согласно представленной выписке и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от дата, право аренды зарегистрировано за А

 Согласно кадастровому паспорту в графе «разрешенное использование» указано «для завершения строительства и обслуживания индивидуального жилого дома».

 Из материалов дела усматривается, что дата А умерла, что подтверждается свидетельством о смерти №...

 Домовладение, собственником которого является Т расположено на указанном земельном участке площадью ... кв.м. с кадастровым номером №...

 Основанием для регистрации права собственности послужил договор дарения № б/н от дата, заключенный между А (даритель) и Т (одаряемый).

 Из материалов гражданского дела следует, что истец Т обратился в Администрацию ГО г. Уфа с заявлением о предоставлении ему испрашиваемого земельного участка в собственность, однако письмом №... от дата ему было отказано в связи с нахождением части земельного участка в границах красных линий.

 Поскольку в силу пункта 1 статьи 35 ЗК РФ, пункта 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, у Т в результате приобретения в собственность жилого дома возникло право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования, на тех же правах, что и прежнего собственника.

 Разрешая заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что нормы ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» и ЗК РФ, предусматривающие право гражданина на приватизацию земельного участка, не содержат ограничений данного права в случае, если земельный участок находится в границах красных линий.

 Учитывая вышеизложенные нормы права и установленные обстоятельства, суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что истец имеет право приобрести в собственность земельный участок, на котором расположено принадлежащее ему домовладение, а соответственно, отказ Администрации городского округа адрес в предоставлении в собственность истцу земельного участка не может быть признан законным и обоснованным.

 Доказательств наличия препятствий, предусмотренных законом, для реализации данного права истца суду не представлено, судом не добыто.

 Доводы апелляционной жалобы ответчика направлены на переоценку выводов, сделанных судом первой инстанции, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.

 Судебная коллегия с выводами суда соглашается, полагает, что правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, подробно изложена в мотивировочной части решения.

 Ссылок на какие-либо процессуальные нарушения, являющиеся безусловным основанием для отмены правильного по существу решения суда, апелляционная жалоба не содержит.

 С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда отвечает требованиям закона, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

 Руководствуясь ст.327, 327.1, 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан,

 О П Р Е Д Е Л И Л А:

 решение Калининского районного суда г. Уфы Республики Башкортостан от 22 июля 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации городского округа г. Уфа - без удовлетворения.

 Председательствующий                          О.Ф.Железнов

 Судьи:                                 Ф.С.Гаиткулова

                                          А.Г.Портянов

 Справка: судья Сулейманова А.Т.