ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-18083/2016 от 10.10.2016 Ростовского областного суда (Ростовская область)

Судья: Матвиенко Д.Н. Дело № 33-18083/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«10» октября 2016 года г. Ростов-на-Дону

Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:

председательствующего судьи Татуриной С.В.

судей Котельниковой Л.П., Корниенко Г.Ф.

при секретаре Гребенкиной Э.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лаврухина А.А. к Управлению социальной защиты Администрации г. Каменск-Шахтинский Ростовской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственных услуг по апелляционной жалобе Лаврухина А.А. на решение Каменского районного суда Ростовской области от 22 августа 2016 года. Заслушав доклад судьи Котельниковой Л.П., судебная коллегия

установила:

Лаврухин А.А. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты Администрации г. Каменска-Шахтинского Ростовской области о признании незаконным отказа в предоставлении государственных услуг, в обоснование заявленных исковых требований указал, что он является пенсионером и получателем пенсии на льготных условиях (за выслугу лет) в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». В декабре 2015 года, ему присвоено звание «Ветеран труда» и Управлением социальной защиты Администрации г. Каменска-Шахтинского выдано соответствующее удостоверение, дающее право на государственную поддержку в сфере социального обеспечения. Однако, при обращении в Управление социальной защиты с заявлением о предоставлении указанной социальной помощи предусматривающей бесплатный проезд в общественном транспорте, компенсацию расходов по оплате жилья, и коммунальных услуг в виде ЕДВ, а так же льготы на зубопротезирование ему было отказано в связи с не достижением пенсионного возраста, дающего право на получение пенсии по старости, хотя уже он является пенсионером и ее получателем. Истец считает решение ответчика об отказе в предоставлении услуг и льгот незаконными и необоснованными, нарушающими его право на социальное обеспечение и поддержку в сфере государственных услуг и ущемляющим его право на социальное обеспечение предусмотренном Областным законом Ростовской области от 22 октября 2004 года № 175-ЗС «О социальной поддержке Ветеранов труда».

На основании вышеизложенного просил суд признать решение Управления социальной защиты Администрации г. Каменска-Шахтинского об отказе в предоставлении государственных услуг незаконным и необоснованным. Восстановить его в праве на получение государственных услуг в виде установленных Законом социальных выплат и гарантий. Обязать Управления социальной защиты Администрации г. Каменска-Шахтинского назначить установленные законом социальные выплаты, а именно бесплатный проезд в общественном транспорте, компенсацию расходов по оплате жилья, и коммунальных услуг в виде ЕДВ, а также льготы на зубопротезирование с момента присвоения статуса «Ветеран труда», то есть с 11.12.2015г.

Дело рассмотрено судом в отсутствие истца и ответчика, извещенных о времени и месте рассмотрения дела в суде первой инстанции надлежащим образом, в соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК Российской Федерации.

Решением Каменского районного суда Ростовской области от 22 августа 2016 года в удовлетворениии исковых требований Лаврухина А.А. было отказано.

На данное судебное решение Лаврухиным А.А. была подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене постановленного по делу решения суда по мотивам его незаконности и необоснованности и вынесении решения об удовлетворении заявленных исковых требований. По мнению апеллянта, при вынесении решения суд, не правильно истолковал положения ст. 2 Областного закона от 22.10.2004 № 175-ЗС "О социальной поддержке ветеранов труда", где законодатель прямо указывает, что лицам, имеющим звание «Ветеран труда», после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются следующие меры социальной поддержки как пользование поликлиниками, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств областного, местных бюджетов или средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения. Лишь в п. 2 настоящей статьи предусмотрено достижение возраста, дающего право на пенсию по старости, где предоставляются бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных учреждениях здравоохранения по месту регистрации. Остальные меры социальной поддержки: бесплатный проезд на территории Ростовской области независимо от места регистрации на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и внутрирайонных маршрутов, бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения и на автомобильном транспорте пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений, оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов, компенсация расходов на оплату жилого помещения в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50 процентов платы за жилое помещение, 50 процентов платы за жилое помещение на нетрудоспособных членов семьи ветерана труда, совместно с ним проживающих, находящихся на его полном содержании или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию, 30 процентов платы за жилое помещение на членов семьи ветерана труда, за исключением указанных в подпункте «а» настоящего пункта, компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления),7) компенсация 50 процентов затрат на абонентскую плату за телефон и пользование радио, коллективной телевизионной антенной не предусматривают обязательного наступления пенсионного возраста, лишь предполагает наличие статуса «Ветеран труда».

Истец в судебное заседание суда апелляционной инстанции явился, апелляционную жалобу поддержал, просил решение суда отменить, постановить по делу новое решение, которым исковые требования истца удовлетворить в полном объеме.

Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела в апелляционной инстанции, в суд апелляционной инстанции не явился.

Судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие указанного лица на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании положений ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Ознакомившись с материалами дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Лаврухин А.А., ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА года рождения, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям с 26.12.2013 является получателем пенсии за выслугу лет, что подтверждается пенсионным удостоверением от 06.02.2014 (л.д.8).

Кроме того, Лаврухин А.А. является ветераном труда и имеет удостоверение "Ветеран труда" серии T-IV № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 11.12.2015.

Лаврухин А.А. 30.03.2016г. обратился в Управление социальной защиты Администрации г. Каменска-Шахтинского с заявлением о предоставлении ему, как ветерану труда, мер социальной поддержки, предусмотренных п.2 ст.1 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда».

Решением Управления социальной защиты Администрации г. Каменска-Шахтинского Ростовской области от 12.04.2016г. на основании п. 1 ст. 8 ФЗ от 28.12.2013 400-ФЗ «О страховых пенсиях» истцу было отказано в предоставлении мер социальной поддержки в связи с недостижением общеустановленного возраста выхода на пенсию.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении предъявленных Лаврухиным А.А.требований о предоставлении ему мер социальной поддержки как ветерану труда, суд первой инстанции указал на то, что истец получает пенсию за выслугу лет в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.02.1998 № 103 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим службу (работавшим) в таможенных органах Российской Федерации, и их семьям с 26.12.2013г. и является ветераном труда, но поскольку истец возраста, дающего право на пенсию по старости, в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях" не достиг, права на получение мер социальной поддержки по законодательству Ростовской области он не имеет.

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается по следующим основаниям.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").

Пунктом 3 статьи 10 Федерального закона "О ветеранах" определено, что в дополнение к мерам социальной поддержки, установленным настоящим законом, субъекты Российской Федерации могут устанавливать иные меры социальной поддержки законами субъектов Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами. Дополнительные меры социальной поддержки, установленные в соответствии с настоящим пунктом, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 13 Федерального закона N 5-ФЗ от 12.01.1995г. «О ветеранах» социальная поддержка ветеранов предусматривает осуществление системы мер, включающей: пенсионное обеспечение, выплату пособии в соответствии с законодательством Российской Федерации; получение ежемесячной денежной выплаты; получение и содержание жилых помещений; оплату коммунальных услуг; оказание медицинской помощи г протезно-ортопедической помощи.

Согласно со ст. 22 вышеназванного Федерального закона меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных с ним по состоянию на 31.12.2004г., определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Из анализа указанных норм федерального законодательства следует, что законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" гражданам, проживающим на их территории, объем и содержание оказываемых мер социальной поддержки с учетом возможностей бюджета субъекта.

В целях реализации предоставленных субъектам Российской Федерации полномочий в области социального обеспечения ветеранов труда Ростовской области Законодательным Собранием Ростовской области был принят Закон Ростовской области от 22.10.2004 № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда».

Согласно ст. 2 указанного Закона Ростовской области гражданам, приравненным к ветеранам труда по состоянию на 31 декабря 2004 года, предоставляются меры социальной поддержки, установленные настоящим Областным законом для ветеранов труда. Приравненными к ветеранам труда признаются ветераны военной службы. Ветеранам военной службы по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", предоставляется право на меры социальной поддержки, установленные настоящим Областным законом для ветеранов труда. К мерам социальной поддержки ветеранов труда относятся:

пользование поликлиниками, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств областного, местных бюджетов или средств обязательного медицинского страхования, к которым указанные лица были прикреплены в период работы, бесплатное оказание медицинской помощи в государственных или муниципальных медицинских организациях;

при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости, бесплатные изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в государственных или муниципальных медицинских организациях по месту регистрации;

бесплатный проезд на территории Ростовской области независимо от места регистрации на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), на автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных и внутрирайонных маршрутов;

бесплатный проезд на железнодорожном транспорте пригородного сообщения и на автомобильном транспорте пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений;

- оплата в размере 50 процентов стоимости проезда на водном транспорте пригородного сообщения в сроки действия сезонных тарифов;

компенсация расходов на оплату жилого помещения в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50 процентов платы за жилое помещение.

Указанная выплата рассчитывается по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости жилищных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения и производится лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности;

компенсация расходов на оплату коммунальных услуг в виде ежемесячной денежной выплаты в размере 50 процентов платы за коммунальные услуги (холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, тепловая энергия, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плата за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами).

Указанная выплата рассчитывается по установленным Правительством Ростовской области региональным стандартам стоимости коммунальных услуг на 1 квадратный метр общей площади жилого помещения по муниципальным районам и городским округам в пределах регионального стандарта социальной нормы площади жилого помещения и производится: лицам, проживающим в жилых помещениях в жилищном фонде независимо от его формы собственности;

компенсация 50 процентов затрат на абонентскую плату за телефон и пользование радио, коллективной телевизионной антенной.

В соответствии с ч.4 ст. 2 Закона Ростовской области от 22.10.2004 № 175-ЗС «О социальной поддержке ветеранов труда» ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено частью 2 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляются по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях".

Из указанных положений Закона следует, что одним из обязательных условий получения ежемесячной выплаты для лиц, получающих пенсии либо пожизненное содержание не по Федеральному закону "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ( с 01 января 2015 года - Федеральным законом "О страховых пенсиях"), а по иным основаниям, является достижение общеустановленного пенсионного возраста.

Согласно положений статей 1, 3 Федерального закона от 21.07.1997 года N 114-ФЗ « О службе в таможенных органах Российской Федерации» служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации, осуществляющих профессиональную деятельность о реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации. Должностными лицами таможенных органов являются граждане, замещающие должности сотрудников в указанных органах, которым присвоены специальные звания, и федеральные государственные гражданские служащие таможенных органов.

В соответствии со ст. 50 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.

Таким образом, из положений данного закона следует, что пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".

Согласно ч. 1 ст. 6 Закона Российской Федерации от 12.02.1993г. года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" лицам, указанным в ст. 1 Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы.

В Федеральном Законе N 173-ФЗ от 17.12.2001 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" из видов трудовых пенсий исключен вид трудовой пенсии "за выслугу лет" (он в настоящий период времени входит в понятие "трудовая пенсия по старости").

В силу положений статьи 7 данного Закона трудовая пенсия по старости назначается по достижении возраста 60 лет и 55 лет мужчинам и женщинам соответственно.

С 01 января 2015 года вступил в действие ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Согласно ч. 3 ст. 36 указанного ФЗ со дня вступления его в силу ФЗ от 17.12.2001 N 173-Ф3 "О трудовых пенсиях в РФ" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим ФЗ в части, не противоречащей настоящему ФЗ.

Статьей 8 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, женщины, достигшие возраста 55 лет.

Судом установлено, что истцу пенсия за выслугу лет назначена на основании и в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" и на момент подачи заявления о предоставлении льгот и на день рассмотрения дела в суде первой инстанции не достиг возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации N 400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях".

Следовательно, у истца право на меры социальной поддержки на момент обращения к ответчику не имелось, поскольку истец не достиг возраста, дающего право на пенсию по старости, в связи с чем, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований истца.

Как было установлено судом, истец не достиг возраста, дающего право на пенсию по старости (дата рождения ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА. - 45 полных лет).

С учетом изложенного, судебная коллегия находит выводы и решение суда первой инстанции правильными, основанными на тех нормах материального права, которые подлежали применению к сложившимся отношениям сторон и соответствующими установленным судом обстоятельствам дела.

Доводы стороны истца, приведенные в жалобе, были проверены судом, получили оценку в решении суда в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса. Указанная оценка соответствует требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения. При этом, доводы жалобы направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и исследованных судом доказательств.

Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального и процессуального права судом применены верно, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Каменского районного суда Ростовской области от 22 августа 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лаврухина А.А. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 18 октября 2016 года