Судья: Губачева В.А. Дело № 33-18092/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
17 октября 2016 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда
в составе председательствующего судьи Татуриной С.В.,
судей Корниенко Г.Ф., Котельниковой Л.П.
при секретаре Гребёнкиной Э.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5 к ФГБУ «Азово-Донское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных ресурсов», третье лицо Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным приказа о внесении изменений в штатное расписание по апелляционной жалобе ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5 на решение Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону от 21 июля 2016 г. Заслушав доклад судьи Корниенко Г.Ф., судебная коллегия
установила:
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5 обратились в суд с иском к ФГБУ «Азово-Донское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных ресурсов» (далее - ФГБУ «Аздонрыбвод»), третье лицо Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству о признании незаконным приказа ФГБУ «Аздонрыбвод» от 14.12.2015г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О внесении изменений в штатное расписание учреждения».
В обоснование заявленных требований истцы указали, что являются работниками ФГБУ «Аздонрыбвод»: ФИО1 работает у ответчика с 2005г., в настоящее время в должности ведущего ихтиолога Волгодонского отдела ФГБУ «Аздонрыбвод»; ФИО2 работает с 1996г., в настоящее время в должности начальника Таганрогского отдела ФГБУ «Аздонрыбвод»; ФИО3 работает с 2005г., в настоящее время в должности начальника Каменского отдела ФГБУ «Аздонрыбвод»; ФИО5 работает с 1999г., в настоящее время в должности начальника Азовского отдела ФГБУ «Аздонрыбвод».
В период с 18.01.2016 г. работникам ФГБУ «Аздонрыбвод» стали поступать уведомления о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата на основании приказа учреждения от 14.12.2015 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О внесении изменений в штатное расписание учреждения», их должности подлежат сокращению по истечению трех месяцев с даты получения уведомления работники будут уволены на основании п.2 ч.1 ст. 81 ТК РФ. Одновременно работников ставили в известность об отсутствии у работодателя свободных должностей для трудоустройства.
Согласно приказу ФГБУ «Аздонрыбвод» от 14.12.2015 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О внесении изменений в штатное расписание учреждения» с 01.01.2016г. исключены из штатного расписания учреждения Азовский, Аксайский, Веселовский, «Донрыбзаповедник», Каменский, Пролетарский, Ростовский, Семикаракорский, Таганрогский, Ставропольский, Карачаево-Черкесской Республики, Цимлянский филиал, Липецкий, Воронежский, Волгодонский, Балашовский, Вешенский, Красноярский. Калачевский, Серафимовичский, Нижне-Чирский, Урюпинский отделы ФГБУ «Аздонрыбвод» со всеми штатными единицами.
Приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.12.2015г. издан во исполнение приказа Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) №823 от 11.11.2015г. «Об утверждении устава ФГБУ «Азово-Донское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных ресурсов».
Истцы полагают приказ ФГБУ «Аздонрыбвод» НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.12.2015 г. «О внесении изменений в штатное расписание учреждения» незаконным, нарушающим трудовые права сотрудников учреждения, изданным с нарушением регламента издания таких приказов в федеральных бюджетных учреждениях.
Решением Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону от 21 июля 2016 г. в удовлетворении исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе истцы считают решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просят его отменить и принять новое решение об удовлетворении исковых требований. Апеллянты указывают, что при вынесении решения судом не дана оценка доводам истцов о нарушении процедуры принятия оспариваемого приказа, отсутствии полномочий и.о. начальника ФГБУ «Аздонрыбвод» ФИО4 на издание приказа об упразднении структурных единиц организации, поскольку п. 4.17 Устава учреждения предусмотрено, что учреждение самостоятельно формирует свою структуру, за исключением создания, переименования и ликвидации филиалов (обособленных структурных подразделений).
Истцы отмечают, что отсутствуют соответствующие приказы, распоряжения, подписанные уполномоченными лицами, которыми бы предусматривалось упразднение отделов ответчика и, соответственно, сокращение штатной численности работников. Кроме того, из текстового содержания протокола совещания у заместителя министра сельского хозяйства от 03.07.2015г. не усматривается распоряжение о сокращение штатной численности ФГБУ «Аздонрыбвод».
Апеллянты полагают, что фактически ответчиком проводилась ликвидация структурных подразделений, а не сокращение штатной численности, поэтому ответчик должен был руководствоваться нормами главы V Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.07.2010г. №539, п.26 которого предусмотрено, что решение о ликвидации федерального учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Апеллянты считают, что в приказе Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) №823 от 11.11.2015 г. «Об утверждении устава ФГБУ «Азово-Донское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных ресурсов» во исполнение которого принят обжалуемый приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.12.2015 г. об изменении штатного расписания и сокращении численности работников, не имеется ссылки на необходимость сокращения территориальных отделов, которые фактически были упразднены оспариваемым приказом ФГБУ «Аздонрыбвод».
ФГБУ «Аздонрыбвод» представлены возражения на апелляционную жалобу, в которых ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Представители ответчика, действующие на основании доверенностей, просили в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда оставить без изменения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие истцов ФИО2, ФИО3, ФИО5 и представителя третьего лица Азово-Черноморского территориального управления Федерального агентства по рыболовству, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем имеются в материалах дела телефонограммы Ростовского областного суда от 14.10.2016г. (л.д.110-114, т.3).
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность оспариваемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы (ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований, предусмотренных положениями ст. 330 ГПК Российской Федерации, для отмены решения суда первой инстанции.
В соответствии со ст. 22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Реализуя закрепленные Конституцией РФ права (ч. 1 ст. 34, ч. 2 ст. 35), работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом, в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции РФ, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Из смысла ст. ст. 22, 179, 180 ТК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» следует, что право определять численность и штат работников принадлежит работодателю.
При этом принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который в соответствии со ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. ч. 1, 2 ст. 35 Конституции РФ в целях эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом самостоятельно, под свою ответственность, принимает кадровые решения (подбор, расстановку, увольнение персонала).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что истцы состояли в трудовых отношениях с ФГБУ «Аздонрыбвод», работали в отделах ФГБУ «Аздонрыбвод»: ФИО1 - в должности ведущего ихтиолога Волгодонского отдела ФГБУ «Аздонрыбвод»; ФИО2 - в должности начальника Таганрогского отдела ФГБУ «Аздонрыбвод»; ФИО3 - в должности начальника Каменского отдела ФГБУ «Аздонрыбвод»; ФИО5 – в должности начальника Азовского отдела ФГБУ «Аздонрыбвод», в настоящее время уволены в связи с сокращением численности штата работников на основании приказа ФГБУ «Аздонрыбвод» от 14.12.2015 г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О внесении изменений в штатное расписание учреждения».
Ранее действовавшим Уставом ФГБУ «Аздонрыбвод», утвержденным приказом Федерального агентства по рыболовству 13.09.2012г. №752 (п.1.14 раздела «Общие положения»), было предусмотрено, что учреждение имеет в своем составе 26 обособленных структурных подразделений, в том числе, Волгодонский, Таганрогский, Каменский, Азовский отделы (л.д.233-235, т.1).
Из материалов дела следует, что учредителем и собственником ФГБУ «Аздронрыбвод» является Российская Федерация (п.1.5 Устава), функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации осуществляет Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство), а структуру и штатное расписание ФГБУ «Аздонрыбвод» утверждает начальник ФГБУ, назначаемый на должность учредителем (п.п.4.7, 4.11.3 Устава).
Согласно п.4 протокола совещания у заместителя министра сельского хозяйства Российской Федерации – руководителя Федерального агентства по рыболовству от 03.07.2015г. №158 в целях оптимизации структуры отраслевых организаций и передачи функций государственного мониторинга принято решение осуществлять с 2016 года функции государственного мониторинга водных биологических ресурсов в зоне ответственности ФГБУ «Аздонрыбвод» и ФГБУ «Азчеррыбвода» только силами ФГБНУ «АзНИИРХ». В связи с чем управлению аквакультуры поручено внести изменения в устав ФГБУ «Аздонрыбвод», ФГБУ «Азчеррыбвод» в целях прекращения осуществления ими с 2016г. функций государственного мониторинга водных биологических ресурсов в зоне своей ответственности (л.д.245-249, т.1).
Руководством Росрыболовства 07.10.2015г. утвержден план мероприятий (дорожная карта) по осуществлению системы сбора и обработки данных при осуществлении оптимизации системы сбора и обработки данных при осуществлении мониторинга в подведомственных Росрыболовству учреждениях, п.п. 11, 12 которой предусмотрено обеспечение проведения организационно-штатных мероприятий, в том числе в ФГБУ «Аздонрыбвод», обеспечение перевода сотрудников ФГБУ «Аздонрыбвод», ФГБУ «Азчеррыбвод», задействованных в исполнении функции по осуществлению государственного мониторинга в ФГБНУ «АзНИИРХ», ФГБНУ «ГосНИОРХ», ФГБНУ «ВНИИПРХ».
В соответствии с приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 30.07.2015г. №335 «О реорганизации федерального государственного бюджетного учреждения «Азово- Донское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных ресурсов», федерального государственного бюджетного учреждения «Аксайско-Донской рыбоводный завод, федерального государственного бюджетного учреждения «Рогожкинский рыбоводный завод», приказом Федерального агентства по рыболовству от 11.11.2015г. №823 «Об утверждении Устава ФГБУ «Азово-Донское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных ресурсов» утвержден и введен в действие с 01.01.2016г. Устав ФГБУ «Азово-Донское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных ресурсов», которым исключены функции государственного мониторинга и структурных подразделений их осуществляющих (л.д.17-18, т.1).
Согласно п.1.13 Устава, учреждение имеет в своем составе обособленные подразделения Аксайско-Донской рыбоводный завод, Донской осетровый завод, Рогожкинский рыбоводный завод и Цимлянский завод по разведению частиковых рыб. В состав обособленных подразделений могут также входить рыбоводно-мелиоративные станции и участки, экспедиции по водоустройству нерестилищ (л.д. 151, т.1). Иных обособленных структурных подразделений учреждения Уставом ФГБУ «Азово-Донское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных ресурсов», утвержденным приказом Федерального агентства по рыболовству от 11.11.2015г. №823 и введенным в действие с 01.01.2016г., не установлено.
В соответствии с приказом Федерального агентства по рыболовству от 11.11.2015г. №823, приказом и.о. начальника ФГБУ «Аздонрыбвод» от 14.12.2015г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О внесении изменений в штатное расписание учреждения» из штатного расписания учреждения с 01.01.2016г. исключены 22 отдела по рыболовству и сохранению водных биоресурсов, в том числе Волгодонский, Таганрогский, Каменский, Азовский отделы, в которых работали истцы, сокращены занимаемые истцами должности начальников Таганрогского, Каменского, Азовского отделов и должность главного ихтиолога Волгодонского отдела (л.д. 12-16, т.1).
С данным приказом, уведомлением об изменении в штатном расписании и исключении из него занимаемых истцами должностей, истцы ознакомлены. Согласно письму ФГБНУ «АзНИИРХ» получено уведомление о готовности ФГБНУ «АзНИИРХ» принять с 01.01.2016 г. в порядке перевода сотрудников ФГБУ «Аздонрыбвод» с сохранением уровня заработной платы.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об отказе истцам в удовлетворении заявленных требований, поскольку принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации при условии соблюдения установленного порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения.
Кроме того, суд указал, что право работника в данном случае может быть нарушено только с момента его незаконного увольнения, а право обжаловать решение работодателя о проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников, работающим по трудовому договору, не представляется, поскольку право на сокращение численности или штата работников является безусловным правом работодателя.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.
Выводы суда согласуются с правовой позицией, изложенной в п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004г. № 2 (ред. от 28.09.2010) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.2008г. №413-О-О из которых следует, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе расторгнуть трудовой договор с работником в связи с сокращением численности или штата работников организации, при условии соблюдения закрепленного Трудовым кодексом Российской Федерации порядка увольнения и гарантий, направленных против произвольного увольнения. При этом суд не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность учреждения и решать вопросы целесообразности и необходимости проводимых работодателем штатных мероприятий. Задачами суда является проверка основания и соблюдение установленного трудовым законодательством порядка увольнения.
Соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия исходит из того, что оспариваемым приказом от 14.12.2015г. НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН «О внесении изменений в штатное расписание учреждения» не разрешается вопрос об увольнении истцов, предоставлении им установленных законом гарантий и т.д. Само по себе решение работодателя о возможном сокращении численности или штата работников организации не является локальным нормативным актом, которым нарушаются права работников на труд.
Кроме того, решение о реорганизации федерального государственного бюджетного учреждения «Азово - Донское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных ресурсов» в связи с прекращением осуществления учреждением с 2016 года функций государственного мониторинга водных биологических ресурсов в зоне своей ответственности, принято федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
Росрыболовством, осуществляющим функции и полномочия учредителя от имени Российской Федерации, утвержден план мероприятий, предусматривающий обеспечение проведения организационно-штатных мероприятий, в том числе в ФГБУ «Аздонрыбвод», и перевода сотрудников ФГБУ «Аздонрыбвод», ФГБУ «Азчеррыбвод», задействованных в исполнении функции по осуществлению государственного мониторинга в ФГБНУ «АзНИИРХ», ФГБНУ «ГосНИОРХ», ФГБНУ «ВНИИПРХ», а также Устав ФГБУ «Аздонрыбвод», действующий с 01.01.2016г., в котором исключены функции государственного мониторинга и структурные подразделения их осуществлявшие.
В рамках реализации указанного плана мероприятий по осуществлению оптимизации системы сбора и обработки данных при осуществлении государственного мониторинга водных биологических ресурсов и среды их обитания в подведомственных Росрыболовству учреждениях в части предоставления рабочих мест работникам ФГБУ «Аздонрыбвод», выразившим свое согласие на осуществление трудовой деятельности в ФГБНУ «АзНИИРХ», директором ФГНУ «АзНИИРХ» в ФГБНУ «Аздонрыбвод» 02.12.2015г. направлена выписка из приказа ФГБНУ «АзНИИРХ» от 19.11.2015г. № 166 «О внесении изменений в структуру и штатное расписание учреждения» (л.д.184-188, т.1).
В пределах полномочий, предоставленных п.п.4.7, 4.11.3 Устава ФГБУ «Аздонрыбвод», начальник ФГБУ «Аздонрыбвод» утвердил структуру и штатное расписание учреждения, издав приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.12.2015 г. «О внесении изменений в штатное расписание учреждения», в связи с чем судебная коллегия признает несостоятельными доводы апелляционной жалобы истцов о нарушении процедуры принятия оспариваемого приказа при отсутствии соответствующих полномочий и.о. начальника ФГБУ «Аздонрыбвод» ФИО4
Доводы истцов о том, что отсутствовали основания для сокращения штата, поскольку в приказе Федерального агентства по рыболовству (Росрыболовство) №823 от 11.11.2015 г. «Об утверждении устава ФГБУ «Азово-Донское бассейновое управление по рыболовству и сохранению водных ресурсов» во исполнение которого принят обжалуемый приказ НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.12.2015 г. об изменении штатного расписания и сокращении численности работников не имеется ссылки на необходимость сокращения территориальных отделов, которые фактически упразднены оспариваемым приказом ФГБУ «Аздонрыбвод», были предметом исследования и оценки суда первой инстанции по правилам статей 12, 56 и 67 ГПК РФ. Мотивы и основания, по которым они отклонены судом, подробно приведены в мотивировочной части решения суда, оснований для переоценки которых судебная коллегия не усматривает.
Доводы жалобы сводятся к иному толкованию законодательства, аналогичны обстоятельствам, на которые ссылались истцы в суде первой инстанции в обоснование своих требований, они являлись предметом обсуждения суда первой инстанции и им дана правильная правовая оценка на основании исследования в судебном заседании всех представленных сторонами доказательств в их совокупности в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, выводы суда подробно изложены в мотивировочной части решения.
Судебная коллегия полагает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона. Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, и не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Железнодорожного районного суда г.Ростова-на-Дону от 21 июля 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО5 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 27.10.2016г.