ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-18098/17 от 20.10.2017 Свердловского областного суда (Свердловская область)

Судья Зонова А. Е.

Дело № 33-18098/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Екатеринбург

20.10.2017

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Коренева А. С., судей Бурматовой Г. Г., Лимоновой Л. Ф. при секретаре судебного заседания Верещагиной Э. А. рассмотрела в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску ФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации г. Екатеринбурга, государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении единовременной денежной выплаты для строительства или приобретения жилья

по апелляционным жалобам ответчиков - государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» в лице представителя ФИО2, Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области в лице представителя ФИО3 на решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 03.08.2017

Заслушав доклад судьи Коренева А. С.,

объяснения представителя ответчика - Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области - ФИО3, объяснения представителя ответчика - государственного казенного учреждения Свердловской области «Фонд жилищного строительства» - ФИО2, поддержавших доводы апелляционных жалоб,

объяснения представителя ответчика – Администрации г. Екатеринбурга – ФИО4, согласной с доводами жалоб,

объяснения представителя истца – ФИО5 и объяснения третьего лица – ФИО6, возражавших против удовлетворения апелляционных жалоб, судебная коллегия

установила:

обжалуемым решением исковые требованияФИО1 к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Администрации города Екатеринбурга, государственному казенному учреждению Свердловской области «Фонд жилищного строительства» о предоставлении единовременной денежной выплаты для строительства или приобретения жилья удовлетворены и постановлено:

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», Администрацию муниципального образования «город Екатеринбург» во внеочередном порядке организовать предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения ФИО1,<...> года рождения, в размере стоимости 36 кв.м по средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья в Свердловской области, а именно:

Обязать Администрацию МО «город Екатеринбург» в трёхдневный срок со дня вступления в законную силу решения по настоящему гражданскому делу включитьТомскую Г. И.,<...> года рождения, в список ветеранов Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья, и предоставить список в ГКУ СО «Фонд жилищного строительства».

Обязать ГКУ СО «Фонд жилищного строительства»включитьТомскую Г. И.,<...> года рождения,в формируемый до последнего числа каждого месяца сводный список ветеранов Великой Отечественной войны-получателей единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в текущем году.

Обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской областиутвердить сводный список ветеранов Великой Отечественной войны-получателей единовременной денежной выплаты в текущем году, включающий в себя осуществление единовременной денежной выплатыФИО1,<...> года рождения,и перечислить сумму единовременной денежной выплатыФИО1 в размере стоимости 36 кв.м по средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья в Свердловской области,ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» на лицевой счёт, открытый в территориальном органе Управления Федерального казначейства по Свердловской области.

Обязать ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» в месячный срок от даты принятия приказа Министерства строительства и развития инфраструктуры Свердловской области об утверждении сводного списка ветеранов Великой Отечественной войны - получателей единовременной денежной выплаты в текущем году, включающем в себя осуществление единовременной денежной выплатыФИО1,<...> года рождения,оформить уведомление и передать его в администрацию МО «город Екатеринбург».

Обязать администрацию МО «город Екатеринбург»в течение семи рабочих дней с даты получения уведомления от ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», выдатьФИО1 уведомление, подтверждающее её право на получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в размере стоимости 36 кв.м по средней рыночной стоимости 1 кв.м общей площади жилья в Свердловской области.

В апелляционной жалобе ответчик ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» просит решение отменить, в удовлетворении требований о возложении обязанностей, возложенных на ГКУ СО «Фонд жилищного строительства», ссылаясь на то, что истец вправе была оспаривать отказ органа местного самоуправления по предоставлению ей социальной выплаты и в принятии на учёт для целей предоставления жилых помещений; ГКУ СО «Фонд жилищного строительства» не нарушал прав истца, поскольку не отказывал во включении в соответствующие списки; реализация права осуществления в установленном порядке, решение суда не может подменить данный порядок; истец имеет статус члена семьи (вдовы) умершего участника Великой Отечественной войны и не вправе претендовать на внеочередной порядок предоставления социальной выплаты, поскольку тем самым будут нарушены права других лиц, обладающих аналогичным правом.

В апелляционной жалобе ответчик – Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области – просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на то, что нуждающейся в улучшении жилищных условий с 27.12.1999 по общим основаниям является ФИО7, ФИО1 не признавалась нуждающейся, более того, ФИО1 администрация Железнодорожного района г. Екатеринбурга отказала в принятии на учёт для целей предоставления жилого помещения, данный отказ не был оспорен, также истцом не был соблюден порядок реализации права на получение льготы. Кроме того, суд пришёл к ошибочному выводу о внеочередном характере права истца на получение льготы; Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области не нарушало прав истца.

Заслушав участников процесса, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает оснований для его отмены.

Так, ФИО1, <...> года рождения с 24.08.2016 имеет подтвержденный статус члена семьи (вдовы) умершего участника Великой Отечественной войны (п.п.3 п.2 ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»), соответственно имеет право на меры социальной поддержки, установленные указанным Федеральным законом.

Истец является нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку проживает в составе семьи К-вых, находящихся на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий в органе местного самоуправления. К указанному выводу суд первой инстанции пришёл на основании исследования обстоятельств, связанных с принятием на соответствующий учёт, а также с условиями проживания истца. Судебная коллегия находит указанный вывод правильным, поскольку из обстоятельств дела не следует, что со стороны истца имело место ухудшение жилищных условий в целях признания нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Сам по себе факт того, что ранее истец не претендовала на реализацию мер социально поддержки в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» не является препятствием для реализации данного права в настоящее время. Истцом не оспорены соответствующие отказы органов местного самоуправления, однако истец вправе защитить свои права путём обращения с настоящим иском, которым разрешается вопрос о наличии такого права. Фактически ответчиками такое право истца не оспаривается.

Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.

В силу положений ч. 1 ст. 2, ч. 1 ст. 15, пдп. 4 ч. 1 ст. 21 указанного Федерального закона участники Великой Отечественной войны относятся к ветеранам Великой Отечественной войны и имеют право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем один раз независимо от их имущественного положения, равно как и нетрудоспособные члены семьи погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения для инвалидов, участников Великой Отечественной войны, нуждающимся в улучшении жилищных условий и вставшим на учет до 01.01.2005, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

В Свердловской области установлен Порядок обеспечения жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны и нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утвержденный постановлением Правительства Свердловской области от 28.04.2006 № 357-ПП (далее - Порядок, или Порядок обеспечения жильем).

Единовременная денежная выплата на строительство или приобретение жилого помещения предоставляется при наличии личного письменного заявления ветерана Великой Отечественной войны, ветерана, инвалида, состоящего на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (п. 21 Порядка).

До настоящего времени ФИО1 не обеспечена жилым помещением, также ей не предоставлена соответствующая субсидия для улучшения жилищных условий. Таким образом, она вправе требовать исполнения положений Закона.

По общему правилу, для признания права на улучшение жилищных условий внеочередным требуется прямое указание закона. Действительно, Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» прямо не указывает на внеочередной характер реализации такого права, а Порядок обеспечения жильем на территории Свердловской области предусматривает определенную очередность.

Вместе с тем внеочередной характер улучшения жилищных условий фактически предусмотрен Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2008 № 714 (ред. от 09.01.2010) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов».

Так, Президент Российской Федерации в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, отдавая дань глубокого уважения ветеранам войны постановил:

считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (в ред. Указа Президента РФ от 09.01.2010 N 30) (п. 1 Указа);

предложить высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации принять дополнительные меры по обеспечению жильем лиц, названных в п. 1 настоящего Указа (п. 3 Указа).

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации (ч. 2 ст. 90 Конституции Российской Федерации).

Поскольку Президентом РФ еще в 2008 г. постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем указанной категории лиц, соответственно дальнейшее продление реализации такого права противоречит данному Указу.

В связи с тем, что реализация права возложена на ответчиков, решение суда не может рассматриваться как подменяющее собой соответствующий порядок, в том числе в связи с длительной нереализацией внеочередного права на улучшение жилищных условий.

То обстоятельство, что другие лица, обладающие аналогичным правом, не реализовали своё право, в том числе не воспользовались правом на судебную защиту, не может являться основанием для отказа в удовлетворении требований.

Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не являются основаниями для отмены решения суда в силу ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Кировского районного суда г. Екатеринбурга от 03.08.2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы ответчиков – без удовлетворения.

Председательствующий

А. С. Коренев

Судья

Г. Г. Бурматова

Судья

Л. Ф. Лимонова