ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1810/2016 от 09.03.2016 Московского областного суда (Московская область)

Судья Карабалиева С.В. Дело <данные изъяты>

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по административным делам М. областного суда в составе:

председательствующего Брыкова И.И.,

судей Редченко Е.В., Соколовой Н.М.,

с участием прокурора Ковалева Е.А.,

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании от 09 марта 2016 года апелляционные жалобы ООО «Акваспорт», администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>», МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» на решение Ногинского городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по заявлению МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» об оспаривании постановления, разрешений на строительство; по исковому заявлению Ногинского городского прокурора М.<данные изъяты> к администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» об отмене разрешений на строительство,

заслушав доклад судьи Брыкова И.И., объяснения представителя ООО «Акваспорт» Емельянова В.С., представителей администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» Чубукина А.В. и Мамедовой Э.Р., представителей МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» Трунина Д.Н. и Старостиной Е.П., представителя Главархитектуры М.<данные изъяты>Тянюгиной Е.А., Плотникова С.С.,

у с т а н о в и л а :

Заявитель МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» обратилось в суд с заявлением об оспаривании постановления, разрешений на строительство. Свое заявление мотивировало теми обстоятельствами, что <данные изъяты> администрацией муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» были выданы разрешения на строительство пятиэтажных жилых домов по адресу: М.<данные изъяты>, Ногинский р-он, вблизи с.Б.. Главное управление архитектуры и градостроительства М.<данные изъяты> признало эти разрешения на строительство незаконными и направило соответствующее обращение об их отмене в Министерство строительного комплекса М.<данные изъяты>. Согласно проектной декларации жилого комплекса «ЭкоПарк Б.» по указанному адресу планируется строительство 11-и пятиэтажных жилых домов. Проектная документация на эти жилые дома не соответствует требованиям действующего законодательства. Администрацией муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» не были проведены публичные слушания по проекту строительства жилого комплекса, не были опубликованы постановление о проведении публичных слушаний и заключение о результатах публичных слушаний. Жители с.Б. не были надлежащим образом информированы о строительстве жилого микрорайона в непосредственной близости от села. Выданные разрешения на строительство не соответствуют генеральному плану муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» и схеме территориального планирования М.<данные изъяты>. В нарушении требований п.п.5.1, <данные изъяты> СанПиН строительство пятиэтажных домов планируется в непосредственной близости от земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, рядом с СНТ «Изотоп», что будет нарушать права членов СНГ «Изотоп» и негативно скажется на состоянии окружающей среды. Строительство жилого комплекса «ЭкоПарк Б.» будет осуществляться рядом с водными объектами и крупным рыборазводным водохранилищем Бисеровского рыбокомбината, в результате которого пострадает естественная среда озера Б. - излюбленного места для отдыха и рыбалки, который, кроме того, является памятником природы областного значения. Данное строительство приведет к нарушению требований п.12 ст.65 Водного кодекса РФ, которым устанавливается защитная ширина от озера в размере 200 метров независимо от уклона прилегающих земель. Просило восстановить срок на подачу заявления; признать незаконным и отменить постановление и.о. главы администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты><данные изъяты>, разрешения на строительство №№ RU 50502105-207/14, RU 50502105-208/14, RU 50502105-209/14, RU 50502105-210/14.

Ногинский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» о признании незаконным и отмене разрешений на строительство. Свой иск мотивировал теми обстоятельствами, что в соответствие со схемой территориального планирования Ногинского муниципального района М.<данные изъяты>, согласованной с администрацией муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» и утвержденной решением Совета депутатов Ногинского муниципального района М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, рассматриваемая территория отнесена к зоне малоэтажной жилой застройки, а принятые решения органом местного самоуправления о размещении и строительстве мало и среднеэтажной жилой застройки противоречат требованиям градостроительного законодательства, реализация данного проекта может повлечь массовое нарушение прав жителей существующих и планируемых жилых домов в части обеспечения их объектами социального назначения. Просил признать незаконными разрешения на строительство №№ RU 50502105-207/14, RU 50502105-208/14, RU 50502105-209/14, RU 50502105-210/14.

Представитель заинтересованного лица и ответчика администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» заявленные требования не признал, ссылаясь на те обстоятельства, что у МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» отсутствует право на обращение в суд и пропущен срок на обращения с заявлением в суд, прокурором также пропущен срок для обращения с иском в суд. Разрешения на строительство были выданы администрацией в соответствии с действующим законодательством, градостроительными планами и Правилами землепользования и застройки части территории, при этом нарушений градостроительного законодательства нарушено не было. Допускается осуществление строительства или реконструкции объектов жилого, социального, общественного, религиозного, производственного и иного назначения с отклонением от максимальной этажности в случае переселения граждан из аварийного и ветхого жилья в построенные жилые дома.

Представитель заинтересованного лица «Акваспорт» заявленные требования не поддержал, ссылаясь на те обстоятельства, что прокурором пропущен срок на обращение с иском в суд, а у МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» нет права на обращение с заявлением в суд; что разрешения на строительство были выданы в соответствии с действующим законодательством.

Заинтересованное лицо Главное управление архитектуры и градостроительства М.<данные изъяты> своего представителя в суд не направило, представило письменный отзыв, согласно которому в соответствие с нормативами градостроительного проектирования М.<данные изъяты>, утвержденными постановлением Правительства М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, максимальная этажность жилых и нежилых зданий в с.Б., отнесенному к Ногинской городской устойчивой системе расселения, составляет три этажа.

Заинтересованные лица Плотников С.С. и Зацепа А.А. и их представитель требования МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» поддержали.

Решением Ногинского городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении заявления МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» отказано, исковое заявление Ногинского городского прокурора М.<данные изъяты> удовлетворено.

Не согласившись с решением суда, заявитель МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ», заинтересованное лицо и ответчик администрация муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>», заинтересованное лицо ООО «Акваспорт» подали на него апелляционные жалобы, в которых просят его отменить.

Заслушав объяснения лиц, явившихся в судебное заседание, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора в части требования об оспаривании нормативного правового акта, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

Разбирательством по делу установлено, что постановлением Правительства М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты> земельный участок сельскохозяйственного назначения площадью 14,67 га с кадастровым номером 50:16:0601079:0001, расположенный вблизи с.Б.<данные изъяты>М.<данные изъяты>, принадлежавший на праве собственности ЗАО «Ногинское», был отнесен к землям поселений с изменением его вида разрешенного использования на «для индивидуального жилищного строительства».

Постановлением администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты><данные изъяты> КТ «Социальная инициатива и компания» была разрешена разработка проекта планировки территории для размещения мало и среднеэтажной жилой застройки на указанном земельном участке.

Постановлением и.о. главы администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты><данные изъяты> были утверждены заключение по результатам публичных слушаний по проекту планировки территории для размещения мало и среднеэтажной жилой застройки указанного земельного участка, проект планировки территории для размещения мало и среднеэтажной жилой застройки указанного земельного участка, был изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка на «для размещения мало и среднеэтажной жилой застройки».

Проектом планировки территории предусмотрено размещение 22-х пятиэтажных жилых корпусов со встроено-пристроенными помещениями ДОУ на 80 мест, нежилыми помещениями общественного назначения, 3-х этажного здания школы на 375 мест, здания многофункционального центра, надземных и подземных стоянок для постоянного и временного хранения автомобилей, а также объектов инженерно-технической инфраструктуры.

По решению нового собственника земельного участка ООО «Акваспорт» земельный участок с кадастровым номером 50:16:0601079:0001 был разделен на пять земельных участков с кадастровыми номерами 50:16:0601079:9, 50:16:0601079:10, 50:16:0601079:11, 50:16:0000000:66244, 50:16:0000000:66245, в отношении которых администрацией муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» были утверждены градостроительные планы.

<данные изъяты> администрацией муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» были выданы разрешения на строительство № RU 50502105-207/14 (квартала жилой застройки, 1-й этап строительства), № RU 50502105-208/14 (квартал жилой застройки, 2-й этап строительства), № RU 50502105-209/14 (квартал жилой застройки, 3-й этап строительства), № RU 50502105-210/14 (квартал жилой застройки, 4-й этап строительства) на указанных земельных участках.

В соответствие со ст.ст.41, 42 ГрК РФ планировка территории направлена как на выделение элементов существующей структуры, так и на определение перспективного развития конкретной территории и отражающей не только действующие, но также и возможные варианты использования территории в будущем.

Именно путем подготовки и утверждения документации по планировке территории реализуются документы территориального планирования (ч.1 п.1 ст.26 ГрК РФ).

В связи с этим, документы (акты) по планировке территории влекут изменение существующих правоотношений, связанных с этой территорией, рассчитаны на неоднократное применение и обязательны для неопределенного круга лиц.

Требование МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» о признании незаконным постановления и.о. главы администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты><данные изъяты> суд рассмотрел и разрешил, как требование об оспаривании ненормативного правового акта.

Однако, п.3 этого постановления, которым был утвержден проект планировки территории для размещения мало и среднеэтажной жилой застройки земельного участка, является муниципальным нормативным правовым актом, поскольку он был издан в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, направлен на урегулирование общественных отношений, рассчитан на неоднократное применение, затрагивает права, свободы и законные интересы граждан.

Ч.3 ст.15 Конституции РФ установлено, что любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

В п.2 ст.47 Федерального закона от <данные изъяты> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» указано, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Согласно ч.14 ст.46 ГрК РФ проект планировки территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.

Установленный многоступенчатый порядок принятия постановления главы муниципального образования об утверждении проекта планирования территории завершается его опубликованием, с которым связано его вступление в юридическую силу. С момента опубликования проект планирования территории становится доступным для ознакомления с его содержанием неопределенного круга лиц.

Поэтому глава местной организации обеспечивает опубликование документации по планировке территории (проектов планировки территории и проектов межевания территории) в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещает информацию о такой документации на официальном сайте муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети «Интернет».

Оспариваемое постановление в части пункта 3, являясь муниципальным правовым актом, нормативно устанавливающим территориальное планирование, в соответствие с п.2 ст.47 Федерального закона от <данные изъяты> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и п.21 постановления Пленума ВС РФ от <данные изъяты><данные изъяты> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов» подлежало официальному опубликованию в печатных средствах массовой информации, и в отсутствие доказательств его официального опубликования оно не вступило в законную силу и не может считаться введенным в действие.

Постановление и.о. главы администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты><данные изъяты> в установленном действующим законодательством порядке в печатном средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>», опубликовано не было.

Администрацией муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» в суд первой инстанции была представлена копия газеты «Купавинские вести» <данные изъяты> (108) от <данные изъяты> с текстом постановления от <данные изъяты><данные изъяты> (т.2 л.д.35).

Судом апелляционной инстанции была исследована представленная из Российской книжной палаты (филиал ИТАР-ТАСС) копия указанной газеты, которая не содержит текста этого постановления (т.4 л.д.65).

МБУК «ЦК «Акрихин», которое исполняет функции библиотеки муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>», не представило суду апелляционной инстанции копии указанной газеты; была представлена копия газеты, полученной в избирательной комиссии муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» (т.4 л.д.62-63), с текстом, аналогичным тексту газеты, представленной администрацией муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» в суд первой инстанции.

Поскольку исследованные судом апелляционной инстанции все указанные копии газеты «Купавинские вести» <данные изъяты> (108) от <данные изъяты> не соответствуют друг другу по содержанию, то судебная коллегия принимает в качестве допустимого доказательства копию газеты, представленную из Российской книжной палаты (филиал ИТАР-ТАСС), так как она является обязательным экземпляром многотиражной газеты муниципального образования, который в соответствие со ст.7 Федерального закона от <данные изъяты> № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» представлялся в Информационное телеграфное агентство России (ИТАР-ТАСС), а в библиотеке муниципального образования обязательный экземпляр этой газеты отсутствует.

Кроме того, обстоятельство не опубликования оспариваемого постановления и.о. главы администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты><данные изъяты> подтверждается обстоятельством опубликования в газете «Купавинские вести» <данные изъяты> (109) от <данные изъяты> постановления с таким же номером и датой, но в отношении другого проекта планировки территории.

Согласно разъяснения п.17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от <данные изъяты><данные изъяты> «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов», если суд установит, что при издании оспариваемого нормативного правового акта были нарушены требования законодательства хотя бы по одному из оснований, влекущих признание акта недействующим (в частности, несоблюдение предусмотренных правил введения нормативных правовых актов в действие), он вправе принять решение об удовлетворении заявления без исследования других обстоятельств по делу, в том числе содержания оспариваемого акта.

С учетом изложенного, п.3 постановления и.о. главы администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты><данные изъяты> в отсутствие доказательств его официального опубликования не вступил в законную силу и не может считаться введенным в действие.

Поскольку этот нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся (на его основании были реализованы права ООО «Акваспорт»: были утверждены градостроительные планы земельных участков и были выданы разрешения на строительство), то его следует признать недействующим со дня вступления решения по делу в законную силу.

Таким образом, решение суда в части отказа в удовлетворении требования МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» о признании незаконными постановления и.о. главы администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты><данные изъяты> в части пункта 3 нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявления в этой части.

В соответствие со ст.46 (ч.ч.5,6) ГрК РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений настоящей статьи.

Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети «Интернет» (ч.10 ст.46 ГрК РФ).

В соответствие с ч.13 ст.46 ГрК РФ глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа с учетом протокола публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории и заключения о результатах публичных слушаний принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку с учетом указанных протокола и заключения.

Таким образом, публичные слушания являются составным элементом градостроительной деятельности, проводятся в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, лиц, законные интересы которых могут быть нарушены в связи с реализацией таких проектов.

Их проведение учитывается компетентным органом при принятии того или иного решения в области градостроительства. Публичные слушания, по сути, являются формой прямого волеизъявления граждан. Заключение, принимаемое по результатам публичных слушаний, носит рекомендательный характер, не являясь обязательным для органа, обладающего властными полномочиями в сфере градостроительной деятельности.

Соответственно, само по себе решение органа местного самоуправления о назначении публичных слушаний и результаты последних не могут нарушать чьих-либо прав и интересов. В судебном порядке может быть оспорено решение органа местного самоуправления об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации.

Изменение вида разрешенного использования земельного участка с «для индивидуального жилищного строительства» на «для размещения мало и среднеэтажной жилой застройки» само по себе не может повлечь в безусловном порядке нарушения права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду и условия жизнедеятельности. Нарушение такого права может возникнуть при строительстве на земельном участке объектов капитального строительства, и такое нарушение может быть пресечено путем оспаривания планировки территории земельного участка, архитектурно-строительного проектирования на земельном участке, на основании которых и будет вестись строительство.

МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» не представило доказательств, объективно подтверждающих нарушение прав жителей с.Б. на благоприятную окружающую среду и условия жизнедеятельности. Все доводы его заявления сводятся к констатации ничем не подтвержденных фактов, носящих характер предположений, что судом не может быть положено в основу решения об удовлетворения заявленного требования в этой части.

Не представлено МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» и доказательств нарушения процедуры проведения публичных слушаний по вопросам, в отношении которых было принято постановление и.о. главы администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты><данные изъяты>.

При этом администрацией муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» были представлены копии постановления и.о. главы администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты><данные изъяты> о проведении публичных слушаний, протокола проведения публичных слушаний от <данные изъяты><данные изъяты> (т.1 л.д.14, 15-17).

При указанных обстоятельствах за отсутствием правовой состоятельности и, исходя из необходимости соблюдения при осуществлении градостроительной деятельности баланса частных и публичных интересов, отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» о признании незаконным постановления и.о. главы администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты><данные изъяты> в части пунктов 1 и 4.

МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» и прокурор оспорили разрешения № RU 50502105-207/14, № RU 50502105-208/14, № RU 50502105-209/14, № RU 50502105-210/14 на строительство квартала жилой застройки, соответственно, 1-ый, 2-ой, 3-ий, 4-ый этапы строительства, расположенного по адресу: М.<данные изъяты>, Ногинский р-он, вблизи с.Б., выданные <данные изъяты> администрацией муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>», со ссылкой на то, что они были выданы в нарушение требований градостроительного законодательства, согласно которым территория застройки относится к зоне малоэтажной застройки.

В соответствие с ч.1 ст.51 ГрК РФ разрешение на строительство является документом, подтверждающим соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом.

Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (за исключением случаев, предусмотренных ч.4 ст.51 ГрК РФ).

Поскольку оспариваются разрешения на строительство объектов капитального строительства в виде многоквартирных жилых домов этажностью в 5 этажей, которые не относятся к линейным объектам, то следует исходить из того, что разрешения на строительство выданы органом местного самоуправления в подтверждение соответствия проектной документации требованиям градостроительных планов земельных участков, и нельзя исходить из того, что эти разрешения на строительство должны подтверждать соответствие проектной документации проекту планировки территории, как это ошибочно считают МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» и прокурор. Такие выводы основаны на положениях ч.ч.1, 7 ст.51 ГрК РФ.

В ч.7 ст.51 ГрК РФ приведен перечень документов, которые должны быть приложены к заявлению о выдаче разрешения на строительство, и указанный перечень документов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит, то есть, этот перечень документов является необходимым и достаточным для получения разрешения на строительство.

Согласно ч.13 ст.51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешения на строительство орган отказывает в выдаче разрешения на строительство в исчерпывающем перечне случаев, а именно, при отсутствии документов, предусмотренных ч.ч.7, 9 ст.51 ГрК РФ, при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, при несоответствии представленных документов требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.

Разбирательством по делу установлено и не оспаривалось всеми лицами, участвующими в деле, что для получения оспариваемых разрешений на строительство в орган местного самоуправления были представлены все необходимые документы, предусмотренные градостроительным законодательством, в том числе, и градостроительные планы земельных участков.

В соответствие со ст.44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.

Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа

В соответствие с ч.9 ст.42 ГрК РФ проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий.

В то же время градостроительный план земельного участка не является составным элементом проекта планировки территории, в связи с чем обстоятельство признания недействующим проекта планировки территории автоматически не влечет недействительность градостроительного плана земельного участка и проектной документации. Это прямо следует из анализа положений ст.ст.42-44 ГрК РФ.

Поскольку разрешение на строительство является документом, подтверждающим наличие законного основания для осуществления строительства объекта капитального строительства, а МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» и прокурором не представлено доказательств наличия опасности причинения вреда в будущем таким строительством, то отсутствуют предусмотренные законом основания (п.1 ст.1065 ГК РФ) для запрещения осуществления строительства объектов капитального строительства застройщиком ОО «Акваспорт».

Доказательства, имеющиеся в материалах дела, свидетельствуют о том, что разрешения на строительство были выданы в соответствие с градостроительными планами земельных участков (т.3 л.д.18-46), с установленным видом разрешенного использования земельных участков, с учетом градостроительного зонирования, положительного заключения экспертизы проектной документации на объекты капитального строительства (т.2 л.д.52-110).

Так, разрешения на строительство выданы для строительства объектов капитального строительства – квартала жилой застройки этажностью в 5 этажей, что соответствует содержанию градостроительных планов земельных участков, согласно которым видом разрешенного использования каждого земельного участка указано на размещение мало и среднеэтажной жилой застройки с предельным количеством этажей – 5.

Положительным заключением экспертизы проектной документации было подтверждено соответствие проектной документации и результатов инженерных изысканий по объекту строительства требованиям технических регламентов и требованиям к содержанию разделов проектной документации.

Таким образом, когда проектная документация соответствует требованиям градостроительных планов земельных участков, оснований для отказа в выдаче в подтверждение такого соответствия разрешений на строительство у администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» не имелось.

Все другие основания заявления МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» и иска прокурора, в том числе, и обстоятельство превышения этажности многоквартирных домов, не являются значимыми для дела обстоятельствами, поскольку имеют значение для проверки соответствия проектной документации проекту планировки территории, что не является предметом разбирательства по делу.

Кроме того, при отсутствии в муниципальном образовании «Город Старая К. М.<данные изъяты>» Генерального плана действующими являются Правила землепользования и застройки части территории муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>», утвержденные решением Совета депутатов муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты><данные изъяты>па-2014.

Согласно указанных Правил земельный участок, на территории которого запланировано строительство квартала жилой застройки, расположенный по адресу: М.<данные изъяты>, Ногинский р-он, вблизи <данные изъяты>, расположен в жилой зоне «Ж2» - зона смешанной жилой застройки (5 этажей), которая выделена для формирования жилых домов с размещением многоквартирных жилых домов мало и среднеэтажной застройкой до пяти надземных этажей. Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства в данной зоне является «размещение мало и среднеэтажной застройки», «размещение многоквартирных домов до 5-и надземных этажей» (т.4 л.д.22-56).

Утвержденные администрацией муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» градостроительные планы на земельные участки соответствуют указанным положениям этих Правил.

В установленном действующим законодательством порядке указанные Правила не оспорены.

Довод об отсутствии у застройщика ОО «Аквоспорт» права на проектную документацию, которая разрабатывалась КТ «Социальная инициатива», является несостоятельным, поскольку в соответствие с ч.21 ст.51 ГрК РФ при переходе права на земельный участок и объекты капитального строительства срок действия разрешения на строительство сохраняется. Разрешение на строительство выдается на основании проектной документации, следовательно, при переходе права собственности на земельный участок и объекты капитального строительства разработка новой проектной документации не требуется. Не установлено таких требований и действующим градостроительным законодательством.

Довод о нарушении процедуры выдачи разрешений на строительство – не прохождения согласования в Градостроительном совете М.<данные изъяты>, также является несостоятельным по следующим основаниям.

Как следует из п.6.5 Положения о Градостроительном совете М.<данные изъяты>, утвержденного постановлением Правительства М.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>, совет рассматривает обращения органов местного самоуправления муниципальных образований М.<данные изъяты> по вопросам выдачи разрешения на строительство (в том числе многоквартирных домов), расположенных на территории муниципальных образований. Межведомственные комиссии, в том числе по градостроительной деятельности, при совете созданы для предварительной проработки вопросов к рассмотрению на заседании совета.

Согласно п.22 указанного Положения решения совета вступают в силу с даты подписания протокола заседания совета и учитываются органами местного самоуправления при принятии решений по вопросам градостроительной деятельности.

Решение Градостроительного совета носит рекомендательный характер и может учитываться уполномоченным на выдачу разрешения на строительство органом - администрацией при решении такого вопроса.

Поскольку иное не предусмотрено в ГрК РФ, действия уполномоченного органа местного самоуправления по рассмотрению заявления о выдаче разрешения на строительство не могут быть основаны на необходимости соблюдения дополнительных процедур, не предусмотренных ч.10 ст.51 ГрК РФ.

Получение каких-либо дополнительных согласований, не предусмотренных действующим федеральным законодательством, в том числе со стороны исполнительных органов государственной власти субъекта РФ и созданных при них совещательных органов, не требуется.

При этом рекомендация Межведомственной комиссии при Градостроительном совете не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство или отказа в рассмотрении заявления о выдаче разрешения на строительство.

Изменения же в законодательстве М.<данные изъяты> о перераспределении полномочий в области градостроительства между М.<данные изъяты>ю и муниципальными образованиями М.<данные изъяты> действуют с <данные изъяты>, то есть после выдачи оспариваемых разрешений на строительство.

Совокупность указанных обстоятельств свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания оспариваемых разрешений на строительство незаконными.

С учетом изложенного, решение суда в части удовлетворения иска прокурора нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с принятием нового решения об отказе в его удовлетворении.

Поскольку апелляционным определением судебной коллегии от <данные изъяты> было отменено определение суда от <данные изъяты> о принятии мер по обеспечению иска в виде запрета ООО «Акваспорт» производить продажу квартир, строительные работы по возведению многоквартирных домов; запрета Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по М.<данные изъяты> осуществлять государственную регистрацию договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домах, ипотеки, а определением суда от <данные изъяты> мера по обеспечению иска в виде запрета администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» совершать действия с земельными участками не принималась, то решение суда в части отмены таких мер по обеспечению иска подлежит отмене, как не имеющее правовой основы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.309, 311 КАС РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Ногинского городского суда М.<данные изъяты> от <данные изъяты> в части отказа в удовлетворении требования МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» о признании незаконными постановления и.о. главы администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты><данные изъяты> в части пункта 3; в части удовлетворения искового заявления Ногинского городского прокурора М.<данные изъяты> к администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» об отмене разрешений на строительство отменить, принять новое решение.

Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу пункт 3 постановления и.о. главы администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» от <данные изъяты><данные изъяты> «Об утверждении проекта планировки территории и изменений вида разрешенного использования земельного участка для разрешения мало и среднеэтажной жилой застройки, местоположение: М.<данные изъяты>, вблизи с.Б.».

В удовлетворении искового заявления Ногинского городского прокурора М.<данные изъяты> к администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» об отмене разрешений на строительство отказать.

Решение суда в части отмены мер по обеспечению заявления МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» в виде запрета ООО «Акваспорт» производить продажу квартир, строительные работы по возведению многоквартирных домов; запрета Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по М.<данные изъяты> осуществлять государственную регистрацию договоров участия в долевом строительстве многоквартирных домах, ипотеки; запрета администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>» совершать действия с земельными участками отменить.

В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы ООО «Акваспорт», администрации муниципального образования «Город Старая К. М.<данные изъяты>», МОБО «ОЗПП и ООС «Принципъ» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: