ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-18133/19 от 05.06.2019 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Татаров В.А. дело № 33- 18133/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Кирщиной И.П.,

судей Рыбачук Е.Ю., Ляхович М.Б.,

при секретаре Федориной А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 05 июня 2019 года апелляционное представление Химкинского городского прокурора на решение Химкинского городского суда Московской области от 14 января 2019 года по гражданскому делу по иску Химкинского городского прокурора Московской области в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области к Администрации г.о. Химки Московской области о признании незаконными и отмене постановлений, возмещении вреда, причиненного сносом защитных сооружений,

заслушав доклад судьи Кирщиной И.П.,

объяснения: Московского областного прокурора Ищенко Е.И. – поддержавшей доводы апелляционного представления, представителя Администрации г.о. Химки МО Давыдова М.Б., представителя «Х. СМУ МОИС-1» Грдзелидзе М.Г. – возражавших против апелляционного представления,

УСТАНОВИЛА:

Химкинский городской прокурор Московской области, действующий в интересах Российской Федерации в лице Территориального управления Росимущества в Московской области, обратился в суд с иском в суд к Администрации г.о. Химки Московской области и просил признать незаконными и отменить:

постановление Администрации г.о. Химки Московской области от 02.02.2011 № 85 «О сносе жилого <данные изъяты> в г. Химки Московской области»,

постановление Администрации г.о. Химки Московской области от 04.06.2010 № 685 «О сносе жилого дома 7<данные изъяты> в г. Химки Московской области»,

постановление Администрации г.о. Химки Московской области от 15.07.2010 № 869 «О сносе жилого дома <данные изъяты> в г. Химки Московской области»,

постановление Администрации г.о. Химки Московской области от 10.07.2012 № 1113 «О сносе жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. <данные изъяты>»,

постановление Администрации г.о. Химки Московской области от 13.07.2012 № 1121 «О сносе жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, <данные изъяты>»;

обязать Администрацию г.о. Химки Московской области исполнить обязанности по возмещению вреда, причиненного сносом защитных сооружений в натуре путем передачи ТУ Росимущества в Московской области защитных сооружений, имеющих характеристики не ниже указанных: противорадиационное укрытие, вместимостью 150 человек, площадью 114 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 150 человек, площадью 233 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 150 человек, площадью 75 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 150 человек, площадью 85 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 130 человек, площадью 65 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 140 человек, площадью 140 кв.м.; противорадиационное укрытие, вместимостью 85 человек, площадью 50 кв.м.

В обоснование иска указал, что прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций, в результате которой установлено, что в реестр защитных сооружений гражданской обороны г.о. Химки включено 112 защитных сооружений. Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации в Московской области является Территориальное управление Росимущества в Московской области. В нарушении требований законодательства в отсутствие согласия собственника находящиеся в государственной собственности защитные сооружения гражданской обороны на основании решений Администрации г.о. Химки Московской области снесены вместе с многоквартирными домами, в подвальных помещениях которых они располагались. Выездными проверками установлено, что в настоящее время на месте снесенных защитных сооружений построены многоквартирные дома.

В судебном заседании помощник Химкинского городского прокурора Чернова Н.А. поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям, возражала против удовлетворения заявления ответчика о прекращении производства по делу, поскольку спор не носит экономический характер.

Истец - Территориальное управление Росимущества в Московской области представителя в судебное заседание не направил, извещен надлежащим образом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ.

Ответчик – представитель Администрации г.о. Химки Московской <данные изъяты>Давыдов М.Б. в судебное заседание явился, ходатайствовал о прекращении производства по делу, ввиду подведомственности спора Арбитражному суду. По существу против иска возражал, указывая, что на основании заключений, проведенных в 2010 году, утвержденных постановлениями Администрации от 01.02.2011 № 67, от 13.04.2012 № 589, от 22.03.2005 № 292-р, дома с нежилыми помещениями признаны аварийными, подлежащими сносу. За администрацией г.о. Химки Московской области было закреплено право собственности на нежилые помещения, которые в качестве защитных сооружений гражданской обороны встроены в жилые дома. В возведенных домах СМУ МОИС-1 имеются подвальные помещения, которые являются по своим техническим характеристикам укрытиями. Согласно расчету, предоставленного директором МБУ «ХимСПАС», составленного на основании «Отчета о проведении инвентаризации защитных сооружений в городском округе Химки в 2018 году» все виды коллективной защиты городского округа Химки Московской области обладают вместимостью 404,9 тысяч человек, при потребном количестве укрываемых 401,6 тысяч человек и обеспечивают 100,8 % укрытий гражданской обороны. Исполняя свою обязанность по обеспечению безопасных условий проживания жителей городского округа Химки Московской области, администрацией дома признаны аварийными, подлежащими сносу совместно с их неотъемлемой частью – защитными сооружениями гражданской обороны. Отмена постановлений, на основании которых уже совершены действия (новые дома введены в эксплуатацию) о сносе жилых домов не повлечет правовых последствий и не восстановит нарушенные права и законные интересы истца. Кроме того, спорные постановления были опубликованы в газете Химкинские новости и на официальном сайте администрации, что свидетельствует о том, что истцом подано исковое заявление по истечению 8 лет, то есть с пропуском срока исковой давности.

Третье лицо – представитель ГУ МЧС России по Московской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, в адрес суда направил письменный отзыв, в соответствии с которыми в целях защиты законных интересов и имущественных прав Российской Федерации просил суд обязать ответчика исполнить обязанность по возмещению вреда, причиненного сносом защитных сооружений.

Третье лицо – представитель ООО «Химкинское СМУ МОИС-1» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Третье лицо – представитель МП «ДЕЗ ЖКУ» в судебном заседании против иска возражала, поскольку спорные жилые дома и здание, неотъемлемой частью которых являлись спорные сооружения, были признаны аварийными и подлежали сносу, не были пригодными для использования по назначению.

Третье лицо – представитель МБУ «ХимСпас» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом в соответствии со ст. 113 ГПК РФ, причины неявки суду не известны.

Решением суда исковые требования оставлены без удовлетворения.

В апелляционном представлении Химкинский городской прокурор просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционного представления, выслушав объяснения явившихся лиц, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.

Судом установлено и следует из материалов дела, что на основании распоряжения Администрации г.о. Химки Московской области от 01.12.2009 № 463, Выписки из Перечня объектов жилого фонда и нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность Химкинского района, утвержденного Постановлением Главы Администрации Химкинского района Московской области № 17 от 20.01.1992, Постановления Главы Администрации Химкинского района Московской области № 17 от 20.01.1992 г. городскому округу Химки на праве собственности принадлежало помещение, назначение: нежилое, общая площадь 452 кв.м., подвал, адрес объекта: Московуская область, г. Химки, ул. Калинина, д. 9/2, пом. 003.

На основании постановления Главы Администрации Московской области № 285 от 15.12.1994, Выписки из Перечня объектов жилищного фонда и нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность Химкинского района, утвержденного Постановлением Главы Администрации Московской области № 285 от 15.12.1994 зарегистрировано право собственности муниципального образования Химкинского района Московской области на нежилое помещение, общая площадь 650,70 кв.м., инв. № 511, лит. А, объект № 1, часть № 1, по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Калинина, д. 7/1.

На основании постановления Главы Администрации Химкинского района Московской области № 17 от 20.01.1992, Выписки из Перечня учреждений образований и дошкольного воспитания, передаваемых в муниципальную собственность Химкинского района Московской области, утвержденной Постановлением Главы Администрации Химкинского района Московской области № 17 от 20.01.1992 за городским округом Химки зарегистрировано право собственности на здание, назначение: нежилое, 2-этажный, общая площадь 736,9 кв.м., инв. № 311:090-1212, лит. А, адрес: Московская область, г. Химки, ул. Осипенко, д. 9.

03.11.2000 Муниципальному образованию Химкинского района Московской области на основании Постановления Главы Администрации Химкинского района Московской области № 17 от 20.01.1992, Выписки из Перечня объектов жилого фонда и нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность Химкинского района, утвержденного Постановлением Главы Администрации Химкинского района Московской области № 17 от 20.01.1992, выдано свидетельство о государственной регистрации права серии АБ № 1032693 на нежилое помещение, общая площадь 382,70 кв.м., инв. № 508, лит. А, объект № 1, часть № 12, адрес: Московская область, г. Химки, ул. Калинина, д. 11.

Право собственности муниципального образования Химкинского района Московской области на нежилое помещение, общая площадь 403,50 кв.м., инв. № 430, лит. А, объект № 1, часть. № 3, адрес: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, д. 10, зарегистрировано на основании Постановления Главы Администрации Химкинского района Московской области № 17 от 20.01.1992, Выписки из Перечня объектов жилищного фонда и нежилых помещений, передаваемых в муниципальную собственность Химкинского района, утвержденного Постановлением Главы Администрации Химкинского района Московской области № 17 от 20.01.1992г.

Заключениями межведомственных комиссий: № 58 от 11.06.2009г., № 59 от 11.06.2009г., № 56 от 11.06.2009г., № 57 от 11.06.2009г., № 57 от 11.06.2009г., № 73 от 24.11.2009г. и № 29 от 27.03.2012г. дома, расположенные по адресам: г. Химки, ул. Калинина, дом № 9/2; г. Химки, ул. Калинина, д. 7/1; г. Химки, ул. Осипенко, дом № 9; г. Химки, ул. Калинина, д. 11; Московская область, г. Химки ул. Кирова, дом 10, признаны непригодными для дальнейшего проживания, под снос, соответственно.

В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 19.01.1998 № 1/1 «О государственной программе Московской области «Реконструкция жилых домов первых массовых серий» и во исполнение распоряжения Губернатора Московской области от 27.04.2000 № 324-РГ О ходе реализации государственной программы Московской области «Реконструкция жилых домов первых массовых серий» на период до 2010 года» разработана Программа ликвидации ветхого аварийного жилищного фонда Химкинского района в 2000-2010 годах.

Постановлением Главы Химкинского района Московской области от 19.09.2000 № 807 одобрена программа ликвидации ветхого аварийного жилищного фонда Химкинского района в 2000-2010 годах.

Распоряжением Главы Химкинского района Московской области от 24.10.2003 № 1279-р утверждена «Градостроительная концепция реконструкции застройки квартала № 12 г. Химки».

Проект планировки жилой группы квартала № 12, по адресу: Московская область, г. Химки, квартал № 12, согласован и рекомендован к утверждению Главным управлением МЧС России по Московской области, что подтверждается представленным в материалы дела заключением № 1475-3-3 от 11.12.2006 по разделу: «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций».

Постановлением Администрации г.о. Химки Московской области от 02.02.2011 № 85 «О сносе жилого дома № 9/2 по ул. Калинина в г. Химки Московской области» во исполнение договора о развитии застроенной территории от 10.08.2009г., на основании постановления Администрации г.о. Химки от 01.02.2011 № 67 «Об утверждении заключения Межведомственной комиссии о признании жилого дома по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Калинина, д. 9/2 аварийным под снос» разрешен ЗАО «Химкинское СМУ МОИС-1» снос жилого дома № 9/2 по ул. Калинина в г. Химки Московской области.

В соответствии с проектом планировки жилых домов и строительства стартового дома в составе жилой группы в квартале № 12 г. Химки, утвержденным постановлением Главы городского округа Химки Московской области от 12.09.2007г. № 1385 «Об утверждении Проекта планировки жилой группы в квартале № 12 с проектом строительства стартового дома в г. Химки Московской области», на основании распоряжения Главы Химкинского района Московской области от 22.03.2005 № 292-р «О сносе жилых домов № 4 и № 6 по ул. Спартаковская; №№ 5/2, 7/1, 9/2, 11, 13 по ул. Калинина, № 3 по ул. М. Расковой; нежилого здания № 9 по ул. Осипенко; нежилых помещений в жилых домах: № 4 по ул. Спартаковской, № 9/2 и № 13 по ул. Калинина и возложении функций заказчика-застройщика» приняты постановление Администрации г.о. Химки Московской области от 04.06.2010 № 685 «О сносе жилого дома № 7/1 по ул. Калинина в г. Химки Московской области», согласно которому ЗАО «Химкинское СМУ МОИС-1» разрешен снос жилого дома № 7/1 по ул. Калинина в г. Химки Московской области, и постановление Администрации г.о. Химки Московской области от 15.07.2010 № 869 «О сносе нежилого здания № 9 по ул. Осипенко в г. Химки Московской области».

В связи с проведением мероприятий по сносу жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Калинина, д. 11, в соответствии с договором о развитии застроенной территории от 10.08.2009 и на основании постановления Администрации г.о. Химки от 01.02.2011 № 67 «Об утверждении заключения Межведомственной комиссии о признании жилого дома по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Калинина, д. 11, аварийным под снос» Администрацией г.о. Химки Московской области принято постановление от 10.07.2012 № 1113 «О сносе жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Калинина, дом № 11».

В соответствии с договором о развитии застроенной территории от 07.10.2010г. и на основании постановления Администрации г.о. Химки от 13.04.2012г. № 589 «Об утверждении заключения Межведомственной комиссии о признании дома № 10, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Кирова аварийным, под снос» Администрацией г.о. Химки Московской области принято постановление от 13.07.2012 № 1121 «О сносе жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Кирова, дом № 10».

28.04.2018г. в адрес Главы г.о. Химки МО области направлены протесты прокурора на постановление Администрации г.о. Химки Московской области от 02.02.2011 № 85 «О сносе жилого дома № 9/2 по ул. Калинина в г. Химки Московской области», постановление Администрации г.о. Химки МО от 04.06.2010 № 685 «О сносе жилого дома № 7/1 по ул. Калинина в г. Химки Московской области», постановление Администрации г.о. Химки Московской области от 15.07.2010 № 869 «О сносе нежилого здания № 9 по ул. Осипенко в г. Химки Московской области», на постановление Администрации г.о. Химки Московской области от 10.07.2012 № 1113 «О сносе жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Химки, ул. Калинина, дом № 11» с требованиями о приведении постановлений в соответствие с федеральным законодательством.

В ответах Администрации г.о. Химки от 01.06.2018г. № № 132исх-15970, 132исх-15969, 132исх-15966, 132исх-15968, 132исх-15967 на протесты Химкинского городского прокурора указано, что сооружения снесены при строительстве новых объектов, а также, в связи с их непригодным состоянием. Данный факт зафиксирован и отражен в инвентаризационной ведомости в результате работы инвентаризационной комиссии г.о. Химки по выполнению распоряжения Губернатора Московской области от 04.10.2013 № 382-РГ «О проведении инвентаризации защитных сооружений». На данных местах построены и введены в эксплуатацию многоквартирные дома. На территории г.о. Химки Московской области находится 98 защитных сооружений гражданской обороны, состоящих на учете в Территориальном управлении Росимущества в Московской области, что является достаточным количеством для выполнения мероприятий гражданской обороны.

В силу п. 1.2 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583 статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.

Так, из представленных документов, в частности, паспорта убежища (ПРУ) № 59 следует, что МП ПТО ГХ принадлежит противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: г. Химки, ул. Калинина, д. 9/2, введенное в эксплуатацию 1955 г., вместимостью 150 человек, общей площадью 114 кв.м., общим объемом 282 м.

В акте проверки содержания и использования защитного сооружения ГО инв. № 59 от 02.09.2015г. комиссией установлено, что фактически по адресу: г. Химки, ул. Калинина, д. 9/2, инв. № 59, защитного сооружения не существует, снесено и подлежит снятию с учета как не существующее.

Согласно паспорту убежища (ПРУ) № 50, объект, расположенный по адресу: г. Химки, ул. Калинина, д. 7/1, введенный в эксплуатацию 1949 г., вместимостью 150 человек, общей площадью 75 кв.м., общим объемом 202,5 кв.м. принадлежит ЖСКО НПО им. С.А. Лавочкина. Акт проверки содержания в материалы дела не представлен.

Паспорт убежища (ПРУ), расположенного по адресу: г. Химки, ул. Осипенко, д. 9, сторонами в материалы дела не представлен, судом не добыт.

В паспорте убежища (ПРУ) № 75 указано, что МП ПТО ГХ принадлежит противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: г. Химки, ул. Калинина, д. 11, введенное в эксплуатацию 1953 г., вместимостью 130 человек, общей площадью 65 кв.м., общим объемом 162,5 м.

В акте проверки содержания и использования защитного сооружения ГО инв. № 75 от 02.09.2015 комиссией установлено, что фактически по адресу: г. Химки, ул. Калинина, д. 11, инв. № 75, защитного сооружения не существует, снесено с ветхим зданием и подлежит снятию с учета как не существующее.

Из паспорт убежища (ПРУ) № 55 следует, что ПТО ГХ принадлежит противорадиационное укрытие, расположенное по адресу: г. Химки, ул. Кирова, д. 10, введенное в эксплуатацию 1953 г., вместимостью 140 человек, общей площадью 104 кв.м., общим объемом 180 м.

В акте проверки содержания и использования защитного сооружения ГО инв. № 55 от 02.09.2015 комиссией установлено, что фактически по адресу: г. Химки, ул. Кирова, д. 10, инв. № 55, защитного сооружения не существует, снесено с ветхим зданием и подлежит снятию с учета как не существующее.

Из ответа ТУ Росимущества в Московской области от 17.08.2018 № А3/09-7365 о направлении информации о ЗС ГО следует, что демонтаж (снос) сооружений был произведен до проведения инвентаризации 2013-2014 г.г., но по каким-то непонятным основаниям ЗС ГО (уже на тот момент не существующие по факту объекты ГО) были внесены в инвентаризационную опись сотрудниками ГУ МЧС России Московской области, сведения о которых были предоставлены в Территориальное управление для постановки (внесения сведений) на учет в реестр федерального имущества.

Каких-либо доказательств того, что Территориальным управлением предпринимались действий по направлению обращений о предоставлении распорядительных актов (постановлений и т.п.) органа (Администрации), принявшего решение о сносе данных ЗС, либо других документов, содержащих сведения о вышеуказанных ЗС ГО (включая их принадлежность) с указанием причины и даты демонтажа, суду не представлено.

Доводы истца о том, что выполнение мероприятий по сносу не относится к компетенции органа местного самоуправления в связи с тем, что объекты ЗС ГО на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» отнесены к федеральной собственности, обоснованно признаны судом не состоятельными, поскольку в указанном постановлении объекты в виде «защитных сооружений гражданской обороны» прямо не указаны.

Пункт 2 раздела III (объекты оборонного производства) Приложения 1 к Постановлению № 3020-1 относит исключительно к федеральной собственности защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период. Убежища и противорадиационные укрытия к объектам связи или инженерной инфраструктуры не относятся, что подтверждается, в том числе, и классификацией объектов гражданской обороны, приведенной в п. 2 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны», а также ГОСТом Р22.0.02-94 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий», утвержденным постановлением Госстандарта Российской Федерации от 22.12.1994 № 327.

Статус ЗС ГО как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ) (п. 1.2 Приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583). Такая документация на объект, ранее располагавшийся по адресу: г. Химки, ул. Осипенко, д. 9, не оформлена, в соответствии с названным Приказом, решения о снятии иных ЗС ГО с учета в установленном порядке не принимались.

В целях сохранения имеющегося фонда защитных сооружений гражданской обороны, организации планирования и проведения мероприятий по подготовке и содержанию защитных сооружений гражданской обороны в готовности к приему укрываемых, их учету, техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонтам приказом МЧС России от 15.12.2002 N 583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, приказом МЧС России от 21.07.2005 N 575 - Порядок содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время.

В ходе содержания защитного сооружения гражданской обороны необходимо обеспечить сохранность защитных свойств как защитного сооружения гражданской обороны в целом, так и отдельных его элементов, герметизации и гидроизоляции всего защитного сооружения гражданской обороны, инженерно-технического и специального оборудования, средств связи и оповещения (п. 2 Порядка содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время).

Помещения защитного сооружения гражданской обороны должны быть сухими, температура в этих помещениях в зимнее и летнее время должна поддерживаться в соответствии с требованиями проектной документации (п. 3.2.7 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны). Перечень, объемы работ, потребное количество сил и средств, сроки выполнения работ отражаются в годовых планах планово-предупредительных ремонтов (п. 5.2.4 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны). В защитном сооружении должна быть вся необходимая проектная и эксплуатационная документация (п. 3.6 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны).

Как следует из материалов дела, состояние спорных объектов не отвечало требованиям, установленным Правилами эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденными Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 № 583, и Порядком содержания и использования защитных сооружений гражданской обороны в мирное время, утвержденным Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 21.07.2005 № 575.

При проверке противопожарного состояния жилых домов 2009 г. по адресам: г. Химки, ул. Калинина, д. 7/1, 9/2, 11, ул. М. Расковой, д. 3, ул. Осипенко, д. 9, Химкинским отделом Государственного пожарного надзора УГПН МЧС РФ по МО установлено, что жилые дома по указанным адресам находятся в неудовлетворительном противопожарном состоянии: электропроводка, электрооборудование эксплуатируется с нарушениями «Правил устройства электроустановок», длительное время не проводился ремонт силовой и осветительной электросети, допускается соединение электропроводов с помощью механической скрутки, эксплуатация временных участков электросети, не представлены замеры сопротивления изоляции электроприборов и заземляющих устройств, отсутствуют первичные средства пожаротушения (огнетушители), помещения не оборудованы автономными пожарными извещателями.

Из ответа ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Московской области в г. Химки, Красногорском районе от 23.06.2009 № 1253 следует, что жилые дома № 7/1, № 9/2 по ул. Калинина, № 3 по ул. М. Расковой, № 9 по ул. Осипенко, не соответствуют требованиям п. 9.2 СанПин 2.1.2.1002-00 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и сооружениям».

Обстоятельства того, что спорные объекты гражданской обороны, испрашиваемые прокурором, требовали ремонта никем из лиц, участвующих в деле, не оспаривались. При этом, каких-либо мер, направленных на сохранение объектов гражданской обороны, не предпринималось.

Доказательств соответствия состояния снесенных ПРО требованиям законодательства в области гражданской обороны, а равно и соответствие заявленного возмещения вреда, причиненного сносом защитных сооружений (ПРУ), путем передачи Территориальному Управлению Росимущества в натуре объектом, с заявленными характеристиками, реальному объему необходимых для приведения в должное состояние мероприятий истцом не представлено.

Защитные сооружения гражданской обороны - ПРО, расположенные по адресу: г. Химки, ул. Калинина, д. 8/2; г. Химки, ул. Калинина, д. 7/1; г. Химки, ул. Калинина, д. 11; г. Химки, ул. Кирова, д. 10, в установленном законом порядке с учета не сняты.

На протяжении всего периода с момента принятия спорных постановлений от 02.02.2011 № 85, от 04.06.2010 № 685, от 15.07.2010, от 10.07.2012 № 1113, от 13.07.2012 № 1121, Территориальное управление не совершало действий, направленных на снятие с учета ЗС ГО, которое не пригодно к восстановлению, снесено, и потребность в эксплуатации которого отсутствует.

Решения Межведомственной комиссии относительно признания спорных строений, неотъемлемой частью которых являлись ЗС ГО, аварийными и подлежащими сносу никем не оспорены.

Отказывая в удовлетворении требований истца об обязании ответчика исполнить обязанность по возмещению вреда, причиненного сносом защитных сооружений, в натуре путем передачи ТУ Росимущества в Московской области защитных сооружений в виде противорадиационных укрытий, суд исходил из того, что в соответствии с п. 7 Постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» администрация г.о. Химки Московской области, как муниципальное образование, не наделена полномочиями по созданию объектов гражданской обороны в мирное время, поскольку их создание осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Также судом учтено, что в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.03.2017 № 444 РС территория городского округа Химки не относится к группам по гражданской обороне и в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 18.07.2017 № 605/25-С является безопасным районом.

Согласно требованиям СП 165.1325800.2014 Инженерно-технические мероприятия по гражданской обороне (СНиП 2.01.51-90) наращивание фонда укрытий осуществляют за счет планирования в мирное время и строительства в период мобилизации и военное время быстровозводимых укрытий, приспособлений для укрытий подвальных, цокольных и первых этажей существующих зданий и сооружений различного назначения, а также подземных пространств городом.

В соответствии письмом МБУ «ХимСпас» от 28.11.2018 № 348, в Отчете о проведении инвентаризации защитных сооружений в городском округе Химки в 2018 году указано, что все виды средств коллективной защиты городского округа Химки обладают вместимостью 404,9 тыс. человек при потребном количестве укрываемых 401,6 тыс. человек и обеспечивают на 100,8 % укрытие указанного количества человек, о чем представлено приложение № 7 «Сведения об обеспеченности ЗС ГО и заклубленными помещениями подземного пространства в городском округе Химки».

Также судом применен пропуск срока исковой давности по заявлению ответчика, с чем согласна судебная коллегия, учитывая, что оспариваемые постановления являются официальными и общедоступными документами, отсутствие спорных ЗС ГО должно было быть обнаружено по итогам проведения инвентаризации на территории Российской Федерации, в том числе и Московской области в 2013-2014 г.г.

Ответчиком проводились мероприятия по признанию данных строений аварийными, расселению жильцов, принятию и утверждению проекта планировки жилой группы квартала № 12, строительству и вводу в эксплуатацию многоквартирных жилых домов, регистрации прав собственности, которые истцом в установленном законом порядке не были оспорены.

Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку доказательств и обстоятельств дела, исследованных судом первой инстанции, по существу сводятся к несогласию с выводами суда первой инстанции и решением об отказе в иске, не содержат обстоятельств, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что юридически значимые обстоятельства судом первой инстанции установлены правильно, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение решения суда, по делу не установлено.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Химкинского городского суда Московской области от 14 января 2019 года – оставить без изменения, апелляционное представление Химкинского городского прокурора – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: