ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-18152/17 от 16.11.2017 Волгоградского областного суда (Волгоградская область)

Судья – Карагодина Т.А. гражданское дело № 33-18152/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 ноября 2017 года в городе Волгограде судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда в составе:

председательствующего судьи Веркошанской Т.А.,

судей Волковой И.А., Козловской Е.В.,

при секретаре Кучеренко Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело

по иску территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области к Смолянской Н. В. о взыскании неустойки за уклонение от заключения договора,

по апелляционной жалобе Смолянской Н. В.

на решение Котовского районного суда Волгоградской области от 16 ноября 2016 года, которым со Смолянской Н. В. взысканы в пользу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в доход федерального бюджета неустойка за уклонение от заключения договора купли-продажи государственного имущества по итогам продажи без объявления цены в сумме 4 112 000 рублей, в бюджет Котовского муниципального района Волгоградской области – государственная пошлина в размере 28 760 рублей.

Заслушав доклад судьи Волковой И.А., выслушав объяснения представителя Смолянской Н.В.Глинкова Д.С., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда

установила:

Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (далее по тексту – Управление) обратилось в суд с иском к Смолянской Н.В. о взыскании неустойки за уклонение от заключения договора.

В обоснование исковых требований указало, что в рамках реализации прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2014 – 2016 годы, утверждённого Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 1111-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 – 2016 годы» и в соответствии с распоряжением Управления от 23 июня 2016 года № 251-р «Об условиях приватизации акций акционерного общества «Институт по проектированию заводов химической промышленности» (далее по тексту – АО «Гипрохим-Волга») территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области 11 августа 2016 года была проведена продажа пакета <.......> обыкновенных именных акций в бездокументарной форме, (государственный регистрационный номер выпуска акций <.......> от 31 января 2006 года), составляющих 100 процентов от уставного капитала предприятия.

В соответствии с «Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены», утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года № 549, 01 июля 2016 года Управлением было опубликовано информационное сообщение о продаже акций акционерного общества «Институт по проектированию заводов химической промышленности» без объявления цены, путём размещения его на официальном сайте, сайте продавца государственного имущества, официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет».

Согласно указанному информационному сообщению, время и дата начала приёма заявок на участие в продаже были назначены с 10 часов 00 минут 04 июля 2016 года, время и дата окончания – 16 часов 45 минут 08 августа 2016 года.

Подведение итогов продажи без объявления цены состоялось в назначенные время и дату – в 11 часов 00 минут по местному времени 11 августа 2016 года. В соответствии с протоколом заседания Комиссии по проведению аукционов, продаже посредством публичного предложения и без объявления цены федерального имущества от 11 августа 2016 года, на рассмотрение комиссии были представлены заявки и документы семи претендентов. По результатам рассмотрения поданных заявок все претенденты были допущены к рассмотрению предложения о цене приобретения акций.

По результатам рассмотрения представленных документов претендентов и предложений о цене приобретения имущества, содержащихся в запечатанных конвертах, покупателем была признана Смолянская Н.В., предложившая максимальную сумму предложения, которая составила 4112 000 рублей.

Уведомление о признании претендента покупателем имущества с приложением протокола заседания комиссии от 11 августа 2016 год «Об итогах продажи акций акционерного общества АО «Гипрохим Волга», было выслано ответчику в его адрес по почте заказным письмом от 11 августа 2016 года в день подведения итогов продаж, а так же опубликовано на официальном сайте, сайте продавца государственного имущества, официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет».

По результатам продажи имущества продавец и победитель продажи имущества (покупатель) не позднее чем через 5 рабочих дней с даты проведения продажи заключают в соответствии с законодательством Российской Федерации договор купли-продажи имущества. Однако в нарушение действующего законодательства ответчик, несмотря на его заблаговременное уведомление, договор купли-продажи не заключил.

При подаче заявки на участие в продаже без объявления цены ответчик обязался соблюдать условия продажи федерального имущества без объявления цены, содержащиеся в информационном сообщении, а также порядок продажи федерального имущества, установленный Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения и без объявления цены, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года № 549 (в редакции от 16 мая 2016 года) а также условия заявки, в которой претендент обязался нести имущественную ответственность в случае уклонения или отказа от заключения договора в предусмотренный срок в виде уплаты штрафа в размере 100% от предложенной цены за имущество.

На основании изложенного, просило взыскать со Смолянской Н.В. в пользу территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области в доход федерального бюджета неустойку за уклонение от заключения договора купли-продажи государственного имущества по итогам продажи без объявления цены в сумме 4 112 000 рублей.

Судом постановлено указанное выше решение.

В апелляционной жалобе Смолянская Н.В. оспаривает законность и обоснованность данного решения, просит его отменить, приняв по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Определением от 01 февраля 2017 года судебная коллегия по гражданским делам Волгоградского областного суда перешла к рассмотрению гражданского дела по правилам производства в суде первой инстанции без учёта особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 07 марта 2017 года решение Котовского районного суда Волгоградской области от 16 ноября 2016 года отменено и принято по делу новое решение, которым исковые требования территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области к Смолянской Н.В. о взыскании неустойки за уклонение от заключения договора, удовлетворены.

Решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 11 мая 2017 года признаны недействительными торги, проведённые на основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области № 251-р от 23 июня 2016 года по продаже находящихся в федеральной собственности 24869 акций акционерного общества «Институт по проектированию заводов химической промышленности» путём продажи без объявления цены, результаты которых утверждены протоколом № 1 Комиссии по проведению аукционов, продажи посредством публичного предложения и без объявления цены федерального имущества территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области от 11 августа 2016 года.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 08 августа 2017 года вышеуказанное решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 11 мая 2017 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области – без удовлетворения.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 25 октября 2017 года заявление Смолянской Н.В. о пересмотре апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 07 марта 2017 года удовлетворено, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 07 марта 2017 года, отменено, производство по иску территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области к Смолянской Н. В. о взыскании неустойки за уклонение от заключения договора, возобновлено.

Рассматривая в настоящее время дело по правилам, установленным ГПК РФ для рассмотрения дела в суде первой инстанции, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 13 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (далее по тексту – Закон о приватизации государственного и муниципального имущества), одним из способов приватизации государственного и муниципального имущества является продажа этого имущества без объявления цены.

В силу статьи 24 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.

При продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены его начальная цена не определяется.

Информационное сообщение о продаже государственного или муниципального имущества без объявления цены должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьёй 15 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества, за исключением начальной цены.

Претенденты направляют свои предложения о цене государственного или муниципального имущества в адрес, указанный в информационном сообщении.

Предложения о приобретении государственного или муниципального имущества подаются претендентами в запечатанном конверте и регистрируются в журнале приёма предложений с присвоением каждому обращению номера и указанием времени подачи документов (число, месяц, часы и минуты).

Помимо предложения о цене государственного или муниципального имущества претендент должен представить документы, указанные в статье 16 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества.

В случае поступления предложений от нескольких претендентов покупателем признаётся лицо, предложившее за государственное или муниципальное имущество наибольшую цену.

В случае поступления нескольких одинаковых предложений о цене государственного или муниципального имущества покупателем признаётся лицо, подавшее заявку ранее других лиц.

Подведение итогов продажи государственного или муниципального имущества и порядок заключения с покупателем договора купли-продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены определяются в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления.

Абзацем 2 пункта 9 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2002 года № 549 (в редакции от 16 мая 2016 года) (далее по тексту – Положение об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены) зарегистрированная заявка является поступившим продавцу предложением (офертой) претендента, выражающим его намерение считать себя заключившим с продавцом договор купли-продажи имущества по предлагаемой претендентом цене приобретения.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 12 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены, покупателем имущества признаётся: при принятии к рассмотрению нескольких предложений о цене приобретения имущества – претендент, предложивший наибольшую цену за продаваемое имущество.

Пунктом 16 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены предусмотрено, что договор купли-продажи имущества заключается в течение 5 рабочих дней со дня подведения итогов продажи.

Согласно пункту 18 Положения об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены при уклонении покупателя от заключения договора купли-продажи имущества в установленный срок покупатель утрачивает право на заключение такого договора. В этом случае продажа имущества признаётся несостоявшейся.

Статьёй 32 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества установлены обязательные условия договора купли-продажи государственного или муниципального имущества, а также могут содержаться иные условия, установленные сторонами договора по взаимному соглашению.

Применительно к порядку заключения договора купли-продажи в порядке приватизации при применении обозначенного способа приватизации протокол о результатах проведённых приватизационных процедур не имеет силу основного договора, а является предварительным договором. Протокол о результатах продажи имущества в порядке приватизации, как и договор купли-продажи, оформляется в письменной форме, содержит условия, позволяющие определить предмет и другие существенные условия основного договора, в нём указывается срок, в который стороны обязуются заключить основной договор, что соответствует пунктам 2, 3 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу указанного по результатам совершения приватизационных процедур, при наличии победителя для сторон возникает не право, а обязанность заключить соответствующий договор купли-продажи.

Как следует из материалов дела и установлено судом апелляционной инстанции, в рамках реализации прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества на 2014 – 2016 годы, утверждённого Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01 июля 2013 года № 1111-р «Об утверждении прогнозного плана (программы) приватизации федерального имущества и основных направлений приватизации федерального имущества на 2014 – 2016 годы» и в соответствии с распоряжением Территориального управления федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области от 23 июня 2016 года № 251-р «Об условиях приватизации акций акционерного общества «Институт по проектированию заводов химической промышленности» (Гипрохим-Волга») (л.д. 17-18), 11 августа 2016 года была проведена продажа пакета <.......> обыкновенных именных акций в бездокументарной форме, (государственный регистрационный номер выпуска акций <.......> от 31 января 2006 года), составляющих 100 процентов от уставного капитала предприятия (л.д. 7-15, 94).

В соответствии с Положением об организации продажи государственного или муниципального имущества без объявления цены Управлением было опубликовано информационное сообщение о продаже акций акционерного общества «Институт по проектированию заводов химической промышленности» без объявления цены (АО «Гиплохим-Волга») (л.д. 19-27).

Информационное сообщение Управления о продаже 24 869 обыкновенных именных акций бездокументарной формы АО «Гипрохим Волга» без объявления цены было размещено 01 июля 2016 года на официальном сайте в сети «Интернет» www.rosim.ru, сайте продавца государственного имущества в сети «Интернет» www.lu64.rosim.ru, официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» www.torgi.gov.ru (л.д. 36-39), согласно которого дата и время начала приёма заявок на участие в продаже были назначены с 10 часов 00 минут 04 июля 2016 года, время и дата окончания – 16 часов 45 минут 08 августа 2016 года.

В указанном информационном сообщении содержатся условия участия в продаже, порядок подачи заявок, в котором указано, что заявки со всеми прилагаемыми документами направляются продавцу по адресу, указанному в информационном сообщении, или подаются непосредственно по месту приёма заявок путём вручения их продавцу, начиная с даты начала приёма заявок до даты окончания приёма заявок, указанных в информационном сообщении. Также в сообщении указано, что претендент не праве отозвать зарегистрированную заявку, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. В указанный в информационном сообщении день подведения итогов продажи продавец рассматривает документы претендентов и принимает по каждой зарегистрированной заявке решение о рассмотрении предложений о цене приобретения имущества. Указанное решение оформляется протоколом об итогах продажи имущества. Кроме того, информационное письмо содержит условие, что при уклонении покупателя от заключения в установленный срок договора купли-продажи покупатель утрачивает право на заключение договора купли-продажи и обязан уплатить продавцу неустойку в размере 100 процентов предложенной им цены за приобретаемые акции.

Кроме того, истцом были опубликованы форма заявки на участие в продаже без объявления цены, форма договора купли-продажи, форма описи документов (л.д. 28-33, 40-45).

В форме заявки на участие в продаже без объявления цены содержатся обязательство претендента:

– соблюдать условия продажи федерального имущества без объявления цены, содержащиеся в информационном сообщении, порядок продажи федерального имущества без объявления цены, установленный Законом о приватизации государственного и муниципального имущества, а также условия настоящей заявки;

– в случае признания покупателем заключить с продавцом договор купли-продажи без объявления цены, и произвести оплату имущества по предложенной претендентом цене в сроки и на счёт, определяемые договором купли-продажи;

– нести имущественную ответственность в случае нарушения обязанностей, указанных в пунктах 1 и 2 заявки в следующих формах: уплаты штрафа в размере 100 процентов предложенной претендентом цены за имущество в случаях нарушения условий, предусмотренных пунктом 1 заявки, уклонения или отказа от заключения договора купли-продажи в сроки, предусмотренные пунктом 2 заявки.

Также, подавая заявку, претендент подтверждает, что не праве отозвать настоящую заявку после регистрации её продавцом, с условиями договора купли-продажи имущества ознакомлен.

Из материалов дела следует, что 28 июля 2016 года Смолянской Н.В. была подана заявка, копия паспорта и предложение цены (л.д. 65-70, 177-185).

02 августа 2016 года документы по описи были приняты представителем территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области (л.д. 186).

Из журнала приёма заявок на участие в продаже пакета акций акционерного общества «Институт по проектированию заводов химической промышленности» без объявления цены следует, что 02 августа 2016 года в 10:50 час, заявка Смолянской Н.В. была принята и ей присвоен номер 3а (л.д. 71-76).

Подведение итогов продажи без объявления цены состоялось в назначенные время и дату – в 11 часов 00 минут по местному времени 11 августа 2016 года (л.д. 77-81).

В соответствии с протоколом заседания комиссии по проведению аукционов, продажи посредством публичного предложения и без объявления цены федерального имущества от 11 августа 2016 года, на рассмотрение комиссии были представлены заявки и документы семи претендентов. По результатам рассмотрения поданных заявок все претенденты были допущены к рассмотрению предложения о цене приобретения акций АО «Гипрохим-Волга».

По результатам рассмотрения представленных документов претендентов и рассмотрения предложений о цене приобретения имущества, содержащихся в запечатанных конвертах, покупателем была признана Смолянская Н.В., предложившая максимальную сумму предложения, которая составила 4112 000 рублей.

Решение о допуске к рассмотрению предложений о цене приобретения имущества и решение о признании претендента покупателем имущества (об итогах продаж) было оформлено протоколом заседания Комиссии по проведению аукционов, продажи посредством публичного предложения и без объявления цены федерального имущества от 11 августа 2016 года (л.д. 77-81).

Из материалов дела также следует, что уведомление о признании претендента покупателем имущества с приложением протокола заседания комиссии от 11 августа 2016 года «Об итогах продажи акций акционерного общества АО «Гипрохим Волга», выслано ответчику в его адрес по почте заказным письмом от 11 августа 2016 года в день подведения итогов продаж, а так же опубликовано на официальном сайте в сети «Интернет» www.rosim.ru., сайте продавца государственного имущества в сети «Интернет» www.tu64.rosim.ru, официальном сайте Российской Федерации в сети «Интернет» www.torgi.gov.ru. (л.д. 83, 89, 188, 189), при этом в уведомлении указано, что при уклонении или отказе от заключения договора купли-продажи в установленный срок, Смолянская Н.В. утрачивает право на заключение такого договора и обязана оплатить продавцу неустойку в размере 100% предложенной цены за приобретаемые акции (л.д. 83-85).

26 августа 2016 года территориальным управлением Росимущества в Саратовской области был составлен акт неявки в Управление покупателя акций АО «Институт по проектированию заводов химической промышленности» Смолянской Н.В (л.д. 87-88).

13 сентября 2016 года территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области Смолянской Н.В. была направлена претензия, в которой ей предложено в десятидневный срок перечислить денежную сумму в размере 4112 000 рублей на лицевой счёт Управления (л.д. 95-96).

Вместе с тем, из материалов дела следует, что решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 11 мая 2017 года признаны недействительными торги, проведённые на основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области № 251-р от 23 июня 2016 года по продаже находящихся в федеральной собственности <.......> акций акционерного общества «Институт по проектированию заводов химической промышленности» путём продажи без объявления цены, результаты которых утверждены протоколом № 1 Комиссии по проведению аукционов, продажи посредством публичного предложения и без объявления цены федерального имущества территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области от 11 августа 2016 года (л.д. 232-235).

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Саратовского областного суда от 08 августа 2017 года вышеуказанное решение Октябрьского районного суда г. Саратова от 11 мая 2017 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области – без удовлетворения (л.д. 236-237).

Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, учитывая требования приведённых выше норм права, судебная коллегия приходит к выводу о том, что поскольку торги, проведённые на основании распоряжения территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области № 251-р от 23 июня 2016 года по продаже находящихся в федеральной собственности <.......> акций акционерного общества «Институт по проектированию заводов химической промышленности» были признаны недействительными, то основания для привлечения к ответственности Смолянской Н.В. путём взыскания неустойки за уклонение от заключения договора купли-продажи государственного имущества по итогам продажи без объявления цены, отсутствуют, в связи с чем решение суда подлежит отмене с последующим вынесением решения об отказе в иске.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Котовского районного суда Волгоградской области от 16 ноября 2016 года отменить, и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Саратовской области к Смолянской Н. В. о взыскании неустойки за уклонение от заключения договора, отказать.

Председательствующий:

Судьи: