ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1817/20 от 26.02.2020 Приморского краевого суда (Приморский край)

судья ФИО1 дело

25RS0-31

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 февраля 2020 года г. Владивосток

Судебная коллегия по гражданским делам Приморского краевого суда

в составе председательствующего судьи Кадкина А.А.,

судей: Матосовой В.Г., Павлуцкой С.В.,

при секретаре Якушевской Н.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Территориального Управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Приморском крае (далее Росимущество) в интересах Российской Федерации о признании движимого имущества бесхозяйным, признании права собственности, с участием заинтересованного лица Уссурийской таможни, по апелляционной жалобе Уссурийской таможни на решение Первомайского районного суда г. Владивостока Приморского края от 13 ноября 2019 года, которым заявление было удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Кадкина А.А., объяснения представителей Уссурийской таможни ФИО1, ФИО2, возражения представителя Росимущества ФИО3, судебная коллегия

установила:

Росимущество в интересах Российской Федерации обратилось с заявлением, указав, что Уссурийской таможней 31 марта 2018 года был задержан товар: шины пневматические в количестве 2 штуки, весом брутто 500 кг. Срок хранения задержанных товаров был определен до 30 апреля 2018 года. Грузополучателю товара ООО «Ферум» направлялось уведомление об истечение срока хранения товаров и последствиях его не востребования.

С 29 октября 2018 года товары находятся на хранении ООО «Вис-Магнит» с которым у Росимущества заключен государственный контракт на оказание услуг хранения. Товар остался невостребованным, теряет стоимость.

Заявитель просит признать бесхозяйными указанные движимые вещи и признать право собственности Российской Федерации в лице Росимущество на эти вещи.

Заинтересованное лицо Уссурийская таможня возражает, указывает, что задержанный товар нельзя признавать бесхозяйным, нарушается порядок распоряжения суммами, вырученными от реализации задержанных товаров.

Суд постановил решение, которым признал шины пневматические в количестве 2 места, две штуки весом брутто 500 кг, вес нетто 500 кг бесхозяйными и признал на указанные вещи право собственности Российской Федерации в лице Территориального Управления Федерального агентства по управлению Государственным имуществом в Приморском крае.

В апелляционной жалобе Уссурийская таможня просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив апелляционную жалобу, представленные возражения на жалобу, оценив доказательства, представленные сторонами, судебная коллегия пришла к следующему выводу.

Факт задержания товаров у ООО «Ферум» подтверждается протоколом задержания товаров и документов на них от 31 марта 2018 года, составленным таможенным органом, актом приема-передачи задержанных товаров на хранение от 31 марта 2018 года.

Из этих документов следует, что 31 марта 2018 года на хранение в СВХ ООО «Полтавский терминал» был размещен товар шины пневматические всего 2 места, 2 штуки, вес брутто 500 кг, вес нетто 500 кг.

В соответствии с протоколом задержания товаров срок хранения задержанных товаров определен до 30.04.2018. в указанный срок за имуществом никто не обратился.

В целях обнаружения собственника задержанных товаров грузополучателю ООО «Ферум» было направлено уведомление об истечении срока хранения задержанных товаров и акт об истечении срока с указанием, что в случае невостребования товаров по истечению указанного срока товары подлежат реализации или уничтожению. До настоящего времени товары не истребованы.

Указанные вещи были переданы Росимуществу, что подтверждается уведомлением Уссурийской таможни от 9 августа 2018 года, уведомлением Росимущества от 20 сентября 2018 года.

При вынесении решения, суд руководствуясь положениями статьями 226, 293 ГК РФ, статьи 186 Федерального закона «О таможенном регулировании», установив, что не приняты меры к таможенному декларированию вещей, что истекли сроки временного хранения вещей на СВХ и имущество передано для реализации уполномоченному органу, пришел к выводу о том, что имущество может быть признано бесхозяйным и обращено в федеральную собственность.

В апелляционной жалобе приведены доводы, указывающие на то, что задержанные таможенными органами товары подлежали реализации, переработке (утилизации) или уничтожению. Признание таких товаров бесхозяйными не допустимо, поскольку изменяется порядок распоряжения суммами, вырученными от реализации товаров.

В возражении на жалобу указано о том, что как уполномоченный орган Росмиущество вправе принимать меры по реализации товара.

В суде апелляционной инстанции представители Уссурийской таможни дали пояснения в соответствии с доводами, указанными в апелляционной жалобе.

Представитель Росимущества поддержал представленные возражения.

Решение суда следует оставить без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 "О Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом" Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, организации продажи приватизируемого федерального имущества, реализации имущества, арестованного во исполнение судебных решений или актов органов, которым предоставлено право принимать решения об обращении взыскания на имущество, функции по реализации конфискованного, движимого бесхозяйного, изъятого и иного имущества, обращенного в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных и земельных отношений.

Факт задержания товаров и хранения их на складе временного хранения (СВХ) таможенными органами не оспаривается.

В соответствии со статьями 381, 382 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) задержанный товар подлежит возврату декларантам, а если таможенное декларирование товаров не осуществлялось, - собственникам товаров, а в случае, если собственник является иностранным лицом либо сведения о собственнике товаров у таможенного органа отсутствуют, - лицам, во владении которых товары находились на момент задержания.

Товары, задержанные таможенными органами и не востребованные лицами, указанными в статье 381 Кодекса, подлежат реализации.

Статьей 317 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что невостребованные задержанные товары подлежат реализации или уничтожению в соответствии со статьей 320 настоящего Федерального закона (п.12).

В соответствии с частью 2 и 3 статьи 320 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ распоряжение товарами, задержанными таможенными органами в соответствии со статьей 317 настоящего Федерального закона, осуществляется путем их реализации, переработки или уничтожения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на организацию реализации, уничтожения или переработки (утилизации) товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.

Порядок распоряжения задержанными товарами, осуществляемого уполномоченным органом, определяется Правительством Российской Федерации.

В настоящее время такой порядок не определен.

В соответствии со статьей 6 ГК РФ следует применить гражданское законодательство по аналогии и исходить из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости.

В соответствии с пунктом 5.5 (2).3 постановления Правительства РФ от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) в соответствии с законодательством Российской Федерации о таможенном деле осуществляет организацию реализации товаров, задержанных или изъятых таможенными органами.

То есть Росимущество, как уполномоченный орган на реализацию товаров, задержанных или изъятых таможенными органами, вправе распорядиться ими на основе норм гражданского законодательства.

В соответствии со ст. ст. 212, 214 ГК РФ Российская Федерация является субъектом права собственности наравне с гражданами, юридическими лицами, субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями.

В силу статьи 226 ГК РФ движимые вещи, брошенные собственником или иным образом, оставленные им с целью отказа от права собственности на них (брошенные вещи), могут быть обращены другими лицами в свою собственность в порядке, предусмотренном п. 2 настоящей статьи. Брошенные вещи поступают в собственность лица, вступившего во владение ими, если по заявлению этого лица они признаны судом бесхозяйными.

Установлено, что собственник имущества до настоящего времени не установлен. Задержанные товары с 29.10.2018 и по настоящее время находятся на ответственном хранении, на складе ООО «Вис-Магнит», с которым у Территориального управления заключен государственный контракт на оказание услуг по хранению товаров.

Товар поступил во владение Росимущества, после того как выяснилось, что собственник не заинтересован в сохранении имущества.

При таких обстоятельствах заявление о признании брошенных движимых вещей бесхозяйными, обоснованно. Такой способ распоряжения имуществом, задержанным таможенными органами, можно признать разумным и справедливым.

С доводом жалобы о том, что при отсутствии возможности реализации задержанного товара он подлежал уничтожению или переработке (утилизации) нельзя согласиться.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2019 года № 1238 «О распоряжения имуществом, обращенным в собственность государства» установлен порядок распоряжения обращенными в соответствии с законодательством в собственность Российской Федерации конфискованным, движимым бесхозяйным и изъятым имуществом, товарами, в отношении которых при перемещении через таможенную границу Евразийского экономического союза была заявлена таможенная процедура отказа в пользу государства, и кладами (далее - имущество, обращенное в собственность государства).

По утвержденному Правительством РФ положению обращенное в собственность государства имущество передается Росимуществу, которое осуществляет его учет, организует прием, проведение оценки, экспертизы, транспортировку (перевозку), хранение и последующее распоряжение способами переработки (утилизации), уничтожения, реализации (п.п. 1, 4,11). Решение в отношении имущества, обращенного в собственность, принимает комиссия.

При этом реализация имущества, обращенного в собственность государства, осуществляется для использования его по прямому назначению или в качестве годных остатков отдельных узлов, деталей, агрегатов, материалов (в том числе в сборном виде), а также в качестве вторичного сырья, лома, утиля (далее - годные остатки).

Имущество, обращенное в собственность государства, подлежит исключительно уничтожению в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, а также при наличии прямого указания на уничтожение в судебном акте об обращении имущества в собственность государства.

При направлении имущества, обращенного в собственность государства, на переработку (утилизацию) Федеральное агентство по управлению государственным имуществом организует проведение оценки имущества как вторичного сырья в соответствии с законодательством об оценочной деятельности в Российской Федерации с последующим соответствующим отражением корректировки учетной стоимости.

Денежные средства, полученные в качестве компенсации стоимости имущества как вторичного сырья, подлежат перечислению на счета органов Федерального казначейства для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение, с отражением на лицевых счетах, открытых Федеральному агентству по управлению государственным имуществом в органах Федерального казначейства.

Денежные средства, зачисленные на счета для учета операций со средствами, поступающими во временное распоряжение в соответствии с настоящим пунктом, подлежат перечислению в доход федерального бюджета Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

То есть в соответствии с указанным нормативным правовым актом при наличии законных оснований для признания имущества бесхозяйным и обращении его в собственность государства приоритетом не устанавливается уничтожение имущества, а наоборот, использование его по прямому назначению, переоценка и зачисление полученных средств в федеральный бюджет.

При таких обстоятельствах с утверждением в жалобе о том, что нарушается порядок осуществления бюджетных полномочий таможенной службой, нельзя согласиться.

На основании изложенного доводы, указанные в апелляционной жалобе отклоняются.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Фрунзенского районного суда г. Владивостока Приморского края от 6 декабря 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Уссурийской таможни оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи