ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-181/2017 от 29.03.2017 Суда Еврейской автономной области (Еврейская автономной область)

Судья Лаврущева О.Н.

Дело № 33-181/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

29 марта 2017 года г. Биробиджан

Судебная коллегия по гражданским делам суда Еврейской автономной области в составе:

председательствующего Серга Н.С.,

судей Коневой О.А., Золотаревой Ю.Г.,

при секретаре Сушковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Российской Федерации на решение Биробиджанского районного суда ЕАО от 21.12.2016, которым постановлено:

Исковые требования администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, администрации Дежневского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Еврейской автономной области в лице правительства Еврейской автономной области о взыскании денежных средств на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения, удовлетворить.

Взыскать с Российской Федерации за счет федерального бюджета в пользу администрации Ленинского муниципального района ЕАО денежные средства на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года в сумме 4 910 000 рублей.

Взыскать с Еврейской автономной области за счет средств областного бюджета в пользу администрации Ленинского муниципального района ЕАО денежные средства на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года в сумме 2 113 182 рублей.

В удовлетворении исковых требований администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, администрации Дежневского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области к управлению архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области отказать.

Заслушав доклад судьи Коневой О.А., пояснения представителя истцов администрации Ленинского муниципального района ЕАО и администрации Дежневского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО Тарасенко А.А., представителей ответчиков Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации Цепляевой Ю.В., Еврейской автономной области в лице финансового управления правительства ЕАО Владимирова Д.С., правительства ЕАО и управления архитектуры и строительства правительства ЕАО Розенберга В.М., представителя третьего лица ООО «МегаСтрой 8» Маркевич Н.Н., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Администрация Дежневского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО (далее - администрация Дежневского сельского поселения) обратилась в суд с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - Минфин России), управлению архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области о взыскании денежных средств на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения.

Требования мотивированы тем, что постановлением правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп в перечень домовладений, подтопленных на территории ЕАО в результате крупномасштабного наводнения 2013 года, включены многоквартирные дома № 12, 14, 16 и 18, расположенные в с. Дежнево по ул.Пограничной. 23.10.2014 администрацией Ленинского муниципального района ЕАО заключены два муниципальных контракта по проведению восстановительных работ: в жилых помещениях домов № 12 и 14 на сумму 3 472 260 рублей, на ремонт жилых помещений домов № 16 и 18 на сумму 3 709 750 рублей. Работы, предусмотренные муниципальными контрактами, выполнены в полном объеме, при этом расчеты с подрядчиками не произведены, поскольку денежные средства из федерального бюджета и бюджета области до настоящего времени администрации не выделены.

Определениями суда процессуальный статус третьего лица администрации Ленинского муниципального района ЕАО изменен на соистца. Произведена замена ненадлежащего ответчика - правительства ЕАО на надлежащего - Еврейскую автономную область в лице правительства ЕАО. К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России), ООО «ОГС -Строй», ООО «МегаСтрой 8».

В судебном заседании представитель истцов Тарасенко А.А. требования уточнила, просила суд взыскать путем перечисления на счет администрации Ленинского муниципального района ЕАО денежные средства на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года для оплаты задолженности по муниципальным контрактам: с Российской Федерации в лице Минфина России за счет федерального бюджета в размере 4 910 000 рублей, с правительства ЕАО за счет областного бюджета в размере 2 113 182 рублей.

Представитель ответчиков Еврейской автономной области в лице правительства ЕАО, управления архитектуры и строительства правительства ЕАО Розенберг В.М. в судебном заседании иск не признал. Суду пояснил, что работы, предусмотренные муниципальными контрактами, выполнены в полном объеме. Спорные жилые помещения включены в Соглашение, заключенное правительством ЕАО и Минстроем России, денежные средства на эти цели в бюджет поступили, но выдавать их можно только по судебным решениям, вынесенным в период с 30.09.2014 по 15.06.2015.

Представитель ответчика Российской Федерации в лице Минфина России Цепляева Ю.В. в судебном заседании исковые требования не признала. Суду пояснила, что Российская Федерация свои обязательства по предоставлению межбюджетных трансфертов на строительство и приобретение жилья взамен утраченного в результате чрезвычайной ситуации вызванной крупномасштабным наводнением на территории ЕАО в 2013 году, находящегося в муниципальной собственности, выполнила в полном объеме. Денежные средства в сумме 4 910 000 рублей поступили в бюджет ЕАО, их распорядителем является управление архитектуры и строительства правительства ЕАО.

В судебное заседание представители третьих лиц Минстроя России, ООО «ОГС - Строй», ООО «МегаСтрой 8» не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

Суд постановил указанное решение.

В апелляционной жалобе Министерство финансов РФ просило решение суда в части взыскания денежных средств с Российской Федерации отменить, вынести в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Указало, что Дежневскому сельскому поселению на строительство, приобретение жилья и капитальный ремонт из федерального бюджета перечислено средств на сумму 152 289 975 рублей.

Таким образом, Российская Федерация обязательства по предоставлению иных межбюджетных трансфертов на капитальный ремонт, строительство и приобретение жилья взамен утраченного жилья, находящегося в муниципальной собственности, а также безхозяйных жилых помещений выполнила в полном объеме.

Судом первой инстанции не принято во внимание, что согласно постановлению правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп в перечень подтопленных (затопленных) домовладений не включены квартиры № 3, 9, 10, 11, 12, расположенные в доме № 12 по ул. Пограничной в с. Дежнево.

Муниципальными контрактами предусмотрено, что финансирование осуществляется за счет средств областного бюджета. Кроме того, условиями контрактов предусмотрено исполнение обязательств в 2014 году, следовательно, истец должен был произвести расчеты с подрядчиками в 2014 году.

Полагает необоснованным вывод суда о том, что Еврейская автономная область не может нести ответственность на неисполнение Минфином России своих обязательств, поскольку в 2014, 2015 годах Минфин РФ выделял ЕАО иные межбюджетные трасферты, в том числе и для перечисления Дежневскому сельскому поселению, указанные денежные средства находятся в бюджете области.

В письменных возражениях администрация Ленинского муниципального района ЕАО просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Российской Федерации в лице Министерства финансов РФ Цепляева Ю.В. доводы и требования апелляционной жалобы поддержала.

Представитель ответчика Еврейской автономной области в лице финансового управления правительства ЕАО Владимиров Д.С. с решением суда первой инстанции не согласился, пояснил, что интересы Еврейской автономной области по настоящему делу должно представлять управление архитектуры и строительства правительства ЕАО, которое в данном случае является главным распорядителем денежных средств.

Представитель ответчиков правительства ЕАО и управления архитектуры и строительства ЕАО Розенберг В.М. с решением суда первой инстанции не согласился.

Представитель истцов Тарасенко А.А. в суде апелляционной инстанции указала на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, поддержала письменные возражения на апелляционную жалобу.

Представитель третьего лица ООО «МегаСтрой 8» Маркевич Н.Н. в суде апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции согласилась.

Представители третьих лиц Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ, ООО «ОГС-Строй» в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде ЕАО извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело без их участия.

Проверив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 327.1 ГПК РФ вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции.

В силу п. 4 ч. 4 ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены решения суда первой инстанции в любом случае является принятие судом решения о правах и обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле.

Поскольку к участию в деле не было привлечено финансовое управление правительства ЕАО, которое является органом, имеющим право представлять интересы казны Еврейской автономной области, и осуществляющим государственный финансовый контроль за использованием иных межбюджетных трансфертов, выделяемых Еврейской автономной области, 17.03.2017 судебной коллегией по гражданским делам суда ЕАО вынесено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. В соответствии со ст. 43 ГПК РФ к участию в деле в качестве соответчика привлечена Еврейская автономная область в лице финансового управления правительства ЕАО.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене как незаконное, а дело - рассмотрению судом апелляционной инстанции по правилам производства в суде первой инстанции.

Принимая в соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ новое решение по делу, судебная коллегия исходит из следующего.

Согласно ч. 1 ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 указанного Федерального закона финансовое обеспечение установленных настоящим Федеральным законом мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций федерального и межрегионального характера, а также чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, является расходным обязательством Российской Федерации.

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.05.2007 № 304 «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» на территории ЕАО в 2013 году произошла чрезвычайная ситуация межрегионального характера.

Пунктом 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Хабаровского и Приморского краев, Еврейской автономной области и Республики Саха (Якутия) иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2011-2015 годы» предоставление трансфертов бюджетам субъектов РФ осуществляется Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011-2015 годы на цели, указанные в п. 1 настоящих Правил, и согласно распределению, приведенному в приложении № 4 к указанной Программе.

В соответствии с п. 11 Правил предоставление трансфертов осуществляется на основании заключенного между Министерством и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ соглашением о предоставлении трансфертов.

В соответствии со ст. 74 Бюджетного кодекса РФ порядок доведения указанных бюджетных ассигнований и (или) лимитов бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств устанавливается финансовым органом. В данном случае финансовым органом является Министерство финансов РФ.

Таким образом, Министерство финансов РФ доводит бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств до главного распорядителя - Минстроя РФ, который в свою очередь, распределяет межбюджетные трансферты бюджетам субъектов РФ на реализацию мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в 2013 году.

В связи с крупномасштабным наводнением в целях оказания помощи пострадавшему населению Президентом РФ принят Указ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» по которому Правительству РФ поручено предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 000 рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.

Постановлением правительства ЕАО от 21.10.2013 № 540-пп утвержден Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям ЕАО на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений, в соответствии с которым для определения размера средств, необходимых для предоставления иных межбюджетных трансфертов, органы местного самоуправления области представляют в управление архитектуры и строительства правительства области следующие документы: заявку на предоставление иных межбюджетных трансфертов; акт обследования жилых помещений и заключение межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания; информацию о нахождении поврежденного жилого помещения в реестре муниципальной собственности; сметные расчеты в случае необходимости увеличения стоимости капитального ремонта 1 кв. метра жилья (п. 6).

При наличии сметных расчетов, обосновывающих необходимость увеличения стоимости капитального ремонта 1 кв. метра жилья, иные межбюджетные трансферты предоставляются сверх размеров, установленных в подпункте «б» пункта 7 настоящего порядка (5 000 руб. за 1 кв.м.), на проведение капитального ремонта муниципальных и бесхозяйных жилых помещений муниципальному образованию области, на территории которого находятся такие жилые помещения (п.8).

Постановлением правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп в Перечень домовладений, подтопленных (затопленных) на территории ЕАО в результате крупномасштабного наводнения в 2013 году, включены многоквартирные дома № 12 (кв. 2, 4), 14, 16, 18, расположенные по ул. Пограничной в с. Дежнево.

Материалами дела установлено, что 26.03.2014 Дежневское сельское поселение передало администрации Ленинского муниципального района полномочия по осуществлению капитального ремонта жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.

23.10.2014 администрация Ленинского муниципального района ЕАО заключила муниципальные контракты № 55 с ООО «МегаСтрой 8» на выполнение работ по восстановлению жилых помещений первых этажей многоквартирных домов № 12 и № 14 по ул. Пограничной в с. Дежнево на сумму 3 472 260 рублей и № 56 с ООО «ОГС-Строй» на выполнение работ по восстановлению жилых помещений первых этажей многоквартирных домов № 16 и № 18 по ул. Пограничной в с. Дежнево на сумму 3 709 750 рублей. Цены контрактов определены исходя из общей площади пострадавших от наводнения жилых помещений - 982 кв.м.

Работы, предусмотренные контрактами, выполнены в полном объеме, однако расчеты с поставщиками не произведены.

Решениями арбитражного суда ЕАО от 20.01.2016 и 06.07.2016 с администрации Ленинского муниципального района ЕАО в пользу подрядчиков взыскана стоимость выполненных работ и неустойка.

Из материалов дела следует, что в мае-июне 2015 года администрация Ленинского муниципального района предоставила в управление архитектуры и строительства ЕАО необходимые документы для определения размера средств, необходимых для предоставления иных межбюджетных трансфертов на проведение капитального ремонта спорных жилых помещений.

17.12.2015 между Минстроем России и правительством ЕАО заключено соглашение о предоставлении в 2015 году иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету ЕАО на финансирование расходных обязательств субъекта РФ по реализации мер государственной поддержки. Спорные жилые помещения включены в раздел II приложения 2 данного соглашения.

Таким образом, администрацией муниципального образования соблюден порядок предоставления сведений для получения иных межбюджетных трансфертов на проведение капитального ремонта жилых помещений.

Довод представителя ответчика Минфина России о том, что в перечне подтопленных домовладений, утвержденном постановлением правительства ЕАО от 30.09.2013 № 511-пп, не указаны кв. 3, 9, 10 -12 дома № 12 по ул. Пограничной в с. Дежнево, в связи с чем необходимости в проведении ремонта данных квартир не имелось, является необоснованным. Необходимость капитального ремонта указанных помещений подтверждается актами обследования от 14.08.2014 и заключением межведомственной комиссии, которые в соответствии с Порядком предоставления иных межбюджетных трансфертов приложены к заявке, поданной в управление архитектуры и строительства ЕАО, и являются основанием для предоставления межбюджетных трансфертов.

В соответствии с соглашением от 17.12.2015 из федерального бюджета в бюджет Еврейской автономной области поступили денежные средства, в том числе на капитальный ремонт спорных жилых помещений в сумме 4 910 000 рублей, из расчета 5 000 рублей за 1 кв.м. (982 кв.м. х 5000 руб. = 4 910 000).

Однако указанные денежные средства не могут быть выплачены истцу, так как их целевым назначением в соответствии с п. 1.2 соглашения является исполнение судебных решений, вступивших в законную силу с 30.09.2014 по 15.06.2015.

Правилами предоставления из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации на основании судебных решений мер поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в августе-сентябре 2013 года, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1354, установлен порядок предоставления в 2015 году иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате наводнения 2013 года, на основании судебных решений, вступивших в законную силу с 30.09.2014 по 15.06.2015.

Как следует из письма Министерства финансов РФ от 13.01.2017 № 08-05-05/915, приобщенного к материалам дела судом апелляционной инстанции, иные межбюджетные трансферты, предоставленные в 2015 году Еврейской автономной области, имеют целевое назначение и их неиспользованные по состоянию на 01.01.2017 остатки подлежат возврату в доход федерального бюджета.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований в части взыскания с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета денежных средств в размере 4 910 000 рублей.

В соответствии с п. 8 Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям Еврейской автономной области на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений при наличии сметных расчетов, обосновывающих необходимость увеличения стоимости капитального ремонта 1 кв.м жилья, иные межбюджетные трансферты предоставляются сверх размеров, установленных в пп. «б» п. 7 настоящего порядка, на проведение капитального ремонта муниципальных и бесхозяйных жилых помещений муниципальному образованию области, на территории которого находятся такие жилые помещения.

Как следует из материалов дела, стоимость капитального ремонта спорных жилых помещений превышает размер, установленный пп. «б» п. 7 Порядка предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образования, следовательно, с учетом вышеназванных норм права, с Еврейской автономной области в лице финансового управления правительства ЕАО за счет средств областного бюджета подлежит взысканию сумма в размере 2 113 182 рубля (7 023 182 рубля - 4 910 000 рублей).

Из материалов дела следует, что в октябре 2014 года были заключены муниципальные контракты № 55 и № 56, с указанием стоимости работ по капитальному ремонту спорных жилых помещений, подписаны сводный сметный расчет, форма КС-3 о стоимости выполненных работ и затрат.

В мае и июне 2015 года в управление архитектуры и строительства правительства ЕАО направлены формы КС-2, КС-3 и локальные сметные расчеты, которые были проверены сотрудниками управления, на их основании спорные жилые помещения включены в соглашение от 17.12.2015.

Таким образом, управлению архитектуры и строительства правительства ЕАО была известна сумма, необходимая муниципальному образованию для восстановления спорных жилых помещений, в том числе размер денежных средств, подлежащих выплате из областного бюджета.

Кроме того, Порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям ЕАО на цели проведения капитального ремонта поврежденных жилых помещений не предусматривает сроков предоставления в управление архитектуры и строительства сметных расчетов, обосновывающих необходимость увеличения стоимости капитального ремонта.

Таким образом, то обстоятельство, что в связи с отказом 17.12.2014 заместителя главы администрации Ленинского муниципального района ЕАО от бюджетных ассигнований, указанные денежные средства были перераспределены на другие бюджетные цели и в настоящее время в областном бюджете отсутствуют, не является безусловным основанием для отказа в удовлетворении требований к Еврейской автономной области.

На основании вышеизложенных норм права и установленных обстоятельств в удовлетворении исковых требований администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, администрации Дежневского сельского поселения Ленинского муниципального района ЕАО к правительству ЕАО и управлению архитектуры и строительства правительства ЕАО надлежит отказать.

На основании изложенного, судебная коллегия, руководствуясь статьями 327-330 ГПК РФ,

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Биробиджанского районного суда Еврейской автономной области от 21.12.2016 отменить, вынести новое решение, которым:

Исковые требования администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, администрации Дежневского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации, Еврейской автономной области в лице финансового управления правительства Еврейской автономной области, правительству Еврейской автономной области, управлению архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области о взыскании денежных средств на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения, удовлетворить частично.

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в пользу администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области денежные средства на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года в размере 4 910 000 рублей.

Взыскать с Еврейской автономной области в лице финансового управления правительства Еврейской автономной области за счет средств областного бюджета в пользу администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области денежные средства на ликвидацию последствий крупномасштабного наводнения 2013 года в размере 2 113 182 рублей.

В удовлетворении исковых требований администрации Ленинского муниципального района Еврейской автономной области, администрации Дежневского сельского поселения Ленинского муниципального района Еврейской автономной области к правительству Еврейской автономной области, управлению архитектуры и строительства правительства Еврейской автономной области отказать.

Апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи