Судья Ващенко Е.А. Дело № 33-18200/2020 Уникальный идентификатор дела 50RS0024-01-2019-001780-45 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Цуркан Л.С., судей Мизюлина Е.В., Киселёва И.И., при помощнике судьи Коноваловой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 19 августа 2020 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Луховицкого районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по иску ФИО1 к Министерству социального развития <данные изъяты> об оспаривании бездействия, заслушав доклад судьи Цуркан Л.С., УСТАНОВИЛА : ФИО1 обратилась в суд с иском к Луховицкому управлению социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты>, в котором просит признать незаконным отказ Луховицкого управления социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты> в выплате пособий и льготных выплат, как4 по рождению 3-го ребенка и уходу за ним и как многодетной неработающей матери и матери – одиночке; обязать Луховицкое управление социальной защиты населения Министерства социального развития <данные изъяты> произвести следующие выплаты: региональное (губернаторское) пособие по рождению ребенка в размере 100 000 рублей, компенсацию в связи с рождением третьего ребенка, как матери-одиночке в размере 60 000 рублей, путинское ежемесячное пособие по уходу за ребенком ФИО3<данные изъяты> года рождения, как4 матери-одиночке в размере 11 522 рубля, начиная с даты рождения с <данные изъяты> за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в размере 126 742 рубля; выплатить субсидию в размере 14 200 рублей, начиная с <данные изъяты> по <данные изъяты> в размере 156 200 рублей. Свои требования мотивировала тем, что <данные изъяты> у нее родился сын Николай. До настоящего времени ей из всех пособий выплатили только 27 000 рублей как на рождение третьего ребенка. Так же ей выплачивается ежемесячное пособие по уходу за ребенком 6 500 рублей, хотя она является многодетной матерью, матерью-одиночкой не работающей и не получающей никакой помощи от двоих отцов на двоих детей. ФИО1 несколько раз обращалась в Комитет социальной защиты населения <данные изъяты>, но получала только одни обещания, так же от нее требовали справку о взыскании алиментов с отцов, но ввиду того, что дети часто болеют, она была лишена такой возможности – обратиться к мировому судье. Кроме того, у нее на иждивении находятся дети ФИО2, <данные изъяты> года рождения, и ФИО1, <данные изъяты> года рождения. Истец полагает, что в соответствии с Федеральным законом «О государственных пособиях гражданами» и Постановлением Правительства <данные изъяты>, истцу, как многодетной матери и матери-одиночке положено выплатить, так называемое, губернаторское пособие по рождению ребенка в размере 100 000 рублей и компенсацию по рождению 3-го ребенка, как малообеспеченной матери-одиночке – в размере 60 000 рублей. Кроме того, поскольку она не работает, и ежемесячное пособие на ребенка составляет 6 500 рублей, ей обязаны оформить и назначить выплату субсидии как малообеспеченной семье. Так же истцу, как матери-одиночке, обязаны выплачивать, так называемое, путинское пособие в размере 11 522 рубля. В судебном заседании истец исковые требования поддержала, но не смогла конкретизировать, какие именно выплаты, предусмотренные законом, она просит произвести. Представитель ответчика исковые требования не признал и пояснил, что ФИО1 с заявлениями о выплатах не обращалась. Луховицкое управление социальной защиты населения надлежащим ответчиком по делу не является, так как решения принимаются Министерством социального развития <данные изъяты>. Решением Луховицкого районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> в удовлетворении исковых требований отказано. Не согласившись с вынесенным решением, истец просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований. В связи с тем, что в суде первой инстанции принято решение в отношении лиц, не привлеченных по делу, решение рассмотрено с привлечением ненадлежащего ответчика – Луховицкого Управления социальной защиты населения <данные изъяты>, которое не является юридическим лицом, принимая во внимание данное обстоятельство, протокольным определением от <данные изъяты> судебная коллегия в соответствии с п. 4 ч. 4 и ч. 5 ст. 330 ГПК РФ перешла к рассмотрению дела по правилами производства в суде первой инстанции, и в соответствии со ст. 41 ГПК РФ произвела замену ненадлежащего ответчика Луховицкого Управления социальной защиты населения <данные изъяты> надлежащим - Министерством социального развития <данные изъяты>, перешла к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции. В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились. На основании ч.3 ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие не явившихся лиц, учитывая их надлежащее уведомление и отсутствие сведений об уважительных причинах неявки в судебное заседание. Судебная коллегия, проверив материалы дела, приходит к выводу об отмене решения суда в связи с нарушением норм процессуального права и об отказе в удовлетворении исковых требований, исходя из следующего. При разрешении настоящего спора установлено, истец ФИО1 имеет на иждивении троих несовершеннолетних детей: ФИО2, <данные изъяты> года рождения, ФИО1, <данные изъяты> года рождения, ФИО3, <данные изъяты> года рождения. <данные изъяты>ФИО1 обратилась в Луховицкое управление социальной защиты как неработающая, с заявлением о назначении единовременного пособия при рождении ребенка и ежемесячного пособия по уходу до 1,5 лет за ребенком ФИО3, <данные изъяты> года рождения. Управлением были приняты положительные решения и произведены выплаты пособий из федерального бюджета. Истец просит обязать ответчика выплатить ей региональное (губернаторское) пособие по рождению ребенка в размере 100 000 рублей. Какое именно пособие она просит взыскать, не было уточнено. По мнению суда, речь идет о реализации регионального (материнского) семейного капитала. В соответствии со ст.20.<данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ «О мерах социальной поддержки семьям, имеющим и детей в <данные изъяты>» право на предоставление регионального материнского (семейного) капитала возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей) у следующих категорий граждан: - женщин, родивших (усыновивших) второго и последующих детей и имевших на дату рождения (усыновления) ребенка место жительства в <данные изъяты>, если ранее они не воспользовались правом на получение материнского капитала. Лица, указанные в частях 1, 3-5 статьи 20.2 настоящего Закона, или их законные представители, а также законные представители ребенка (детей), не достигшего (не достигших) совершеннолетия, в случаях, предусмотренных частями 4 и 5 статьи 20.2 настоящего Закона, вправе обратиться в центральный исполнительный орган государственной власти <данные изъяты>, осуществляющий проведение единой государственной политики в сфере социальной защиты населения <данные изъяты> за получением сертификата на региональный материнский (семейный) капитал в установленном им порядке, в том числе через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (ст.20.3). В силу ст.20.4 Закона МО от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ материнский капитал устанавливается в размере 100000 рублей. Исходя из положения вышеназванных норм права, получение сертификата носит заявительный характер и только после получения сертификата истец вправе обратиться за предоставлением государственной услуги по реализации средств материнского капитала, направив их на получение ребенком образования, улучшения жилищных условий. Доказательств того, что ФИО1 обращалась с заявлением по данному вопросу, суду не представлено. <данные изъяты> от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ не предусмотрена возможность получения денежных средств в размере 100 000 рублей наличными. Согласно ст.6 Закона МО от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ право на единовременное пособие при рождении ребенка имеет один из родителей либо лицо его заменяющее, в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в <данные изъяты> на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в <данные изъяты>. Размер единовременного пособия при рождении третьего ребенка составляет 60000 рублей. Порядок назначения и выплаты социальных пособий в <данные изъяты> утвержден Постановлением <данные изъяты> от <данные изъяты> N 989/30. Согласно раздела II указанного Порядка единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается одному из родителей либо лицу, его заменяющему, в семьях со среднедушевым доходом, не превышающим величину прожиточного минимума, установленную в соответствии с законодательством <данные изъяты> на душу населения, если ребенок, на которого назначается пособие, зарегистрирован по месту жительства в <данные изъяты>. Порядок предоставления вышеназванного пособия не зависит от статуса многодетной семьи, неработающей и одинокой матери. В соответствии с п.1 ст.11 Закона М.О. от <данные изъяты><данные изъяты>-ОЗ единовременное пособие при рождении ребенка (детей) назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка (детей). Официальных обращений в установленном порядке, с приложением необходимых документов, от ФИО1 не поступало. Доказательств обратного, суду не представлено. Обосновывая исковые требования, ФИО1 просит выплатить ей ежемесячное пособие по уходу за ребенком ФИО3, <данные изъяты> года рождения – третьим ребенком истца. В соответствии с Федеральным законом от <данные изъяты> № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей», ежемесячная выплата назначается в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка, начиная с <данные изъяты>. Настоящий Федеральный закон устанавливает основания и порядок назначения и осуществления ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка и (или) ежемесячной выплаты в связи с рождением (усыновлением) второго ребенка, следовательно, право на получение данных выплат истец не имеет. Рассматривая требования ФИО1 о взыскании субсидии, судебная коллегия исходит из того, что предоставление гражданам субсидий не относится к полномочиям органов социальной защиты населения. Действующим законодательством Российской Федерации и <данные изъяты> не предусмотрена субсидия в размере 1МРОТ как многодетной и малообеспеченной семье. Так как заявлений от ФИО1 с предоставлением необходимых документов в Управление социальной защиты населения не поступало, решения об отказах по назначению единовременного пособия, пособия на ребенка, выдаче сертификата не принимались, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: решение Луховицкого районного суда <данные изъяты> от <данные изъяты> отменить. В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Министерству социального развития <данные изъяты> о признании незаконным отказа в выплате пособий, обязании произвести выплаты регионального пособия по рождению ребенка в размере 100 000 рублей, компенсации в связи с рождением третьего ребенка как матери-одиночке в размере <данные изъяты> рублей, ежемесячного пособия по уходу за ребенком как матери-одиночке в размере 11 522 рублей, за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей, субсидии в размере 1 МРОТ как многодетной и малообеспеченной семье в размере 14 200 рублей, за период с <данные изъяты> по <данные изъяты> в размере <данные изъяты> рублей отказать. Председательствующий Судьи |