ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-18209/2015 от 03.08.2015 Московского областного суда (Московская область)

Судья: Нагдасев М.Г. Дело <данные изъяты> 18209/2015

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда

в составе:

председательствующего Терещенко А.А.,

судей: Соколовой Н.М., Редченко Е.В.,

при секретаре Аррыковой Л.Д.,

рассмотрела в открытом судебном заседании <данные изъяты> апелляционную жалобу председателя Общественного Совета Д. муниципального района ФИО1 на решение Д. городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> по делу по заявлению ФИО1 о признании незаконными действий ФИО2 муниципального района <данные изъяты>ФИО3, обязании устранить нарушения.

Заслушав доклад судьи Московского областного суда Терещенко А.А., объяснения представителя А. Д. муниципального района – ФИО4,

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий ФИО2 муниципального района <данные изъяты>ФИО3, выразившихся в создании препятствий в осуществлении конституционных прав и свобод участников Общественного Совета Д. муниципального района <данные изъяты>, обязании устранить нарушение в полном объёме и незамедлительно решить вопрос о согласовании и предоставлении Общественному Совету Д. муниципального района <данные изъяты> помещений для проведения собраний и заседаний.

Свои требования заявительница мотивировала тем, что Общественный Совет Д. муниципального района <данные изъяты> является органом общественной самодеятельности не имеющим членства и действующим без регистрации в качестве юридического лица. Указала, что она является председателем органа общественной самодеятельности, <данные изъяты> она от лица Общественного Совета Д. муниципального района <данные изъяты> обратилась к ФИО2 муниципального района <данные изъяты>ФИО3, с заявление о предоставлении помещения для проведения еженедельных собраний и заседаний Совета в любом пригодном для этих целей помещении – в Домах культуры, читальных залах библиотек, в зале для заседаний Д. торгово-промышленной палаты или Общественной палаты Д. муниципального района <данные изъяты> и других.

ФИО5 муниципального района от <данные изъяты>ФИО1 было отказано в предоставлении помещений в связи с отсутствием свободных помещений. Указала, что данные действия Г.<данные изъяты> являются незаконными, нарушающими права органа общественной самодеятельности, поскольку они просили предоставить помещения не на постоянной основе, и на короткое время –1,5-2 часа в неделю.

Представитель ФИО2 муниципального района <данные изъяты> в удовлетворении заявленных требований возражал, указал, что каких-либо препятствий в осуществлении деятельности Общественным Советом Д. муниципального района <данные изъяты>Г. не создаются. В ведении А. Д. муниципального района <данные изъяты> отсутствуют свободные помещения, пригодные для проведения собраний и заседаний Совета, все помещения, пригодные для этих целей, находятся в муниципальных учреждений и иных организациях, при этом переданы им в установленном порядке на праве оперативного управления или безвозмездного пользования. Указал, что для предоставления данных помещения ФИО1 следует обратиться непосредственно к руководителям учреждений и организаций, в чьём ведении находятся данные помещения, ответ заявительнице дан Г. на основании соответствующей информации Комитета по управлению муниципальным имуществом Д. муниципального района.

Решением Д. городского суда от <данные изъяты> требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.

Не согласившись с решением суда, заявительница подала на него апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить.

Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку он основан на фактических обстоятельствах дела и действующем законодательстве.

Как усматривается из материалов дела, о <данные изъяты> создан орган общественной самодеятельности – Общественный Совет Д. муниципального района <данные изъяты>, председателем Совета избрана ФИО1, утверждён состав координационного совета и принят устав.

<данные изъяты>ФИО1 направила на имя Г. Д. муниципального района <данные изъяты> заявление, в котором известила об образовании Совета и просила зарегистрировать устав Совета, внести Совет в список общественных организаций Д. муниципального района <данные изъяты>, определить место для проведения еженедельных собраний и заседаний Совета в одном или нескольких Домах культуры Дмитрова, Д. торгово-промышленной палате, районной библиотеке или любом пригодном для этих целей помещении.

Из ответа Г. Д. муниципального района <данные изъяты> от 06 февраля 015 года усматривается, что в компетенцию органов местного самоуправления не входит регистрация устава общественного объединения, а также то, что Совет будет внесен в список общественных организаций Д. муниципального района <данные изъяты>. В части вопроса о предоставлении помещений сообщено, что в настоящий момент предоставить помещение для проведения еженедельных собраний не представляется возможным из-за отсутствия свободных помещений. Данный ответ в части сведений о свободных помещениях подготовлен на основании ответа Комитета по управлению муниципальным имуществом Д. муниципального района <данные изъяты> от <данные изъяты>.

В соответствии со ст.12 Федерального закона от <данные изъяты> №82-ФЗ «Об общественных объединениях» органом общественной самодеятельности является не имеющее членства общественное объединение, целью которого является совместное решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, работы или учебы, направленное на удовлетворение потребностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ органа общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по инициативе граждан, заинтересованных в решении указанных проблем, и строит свою работу на основе самоуправления в соответствии с уставом, принятым на собрании учредителей. Орган общественной самодеятельности не имеет над собой вышестоящих органов или организаций. В случае государственной регистрации органа общественной самодеятельности данный орган приобретает права и принимает на себя обязанности юридического лица в соответствии с уставом.

В соответствии со ст. 27 ФЗ «Об общественных объединениях» для осуществления уставных целей общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, имеет право:

свободно распространять информацию о своей деятельности;

проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование;

представлять и защищать свои права, законные интересы своих членов и участников в органах государственной власти, органах местного самоуправления и общественных объединениях;

осуществлять иные полномочия в случаях прямого указания на эти полномочия в федеральных законах об отдельных видах общественных объединений; выступать с инициативами по вопросам, имеющим отношение к реализации своих уставных целей, вносить предложения в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «Об общественных объединениях» вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно полезных программ общественных объединений по их заявкам (государственные гранты); заключения любых видов договоров, в том числе на выполнение работ и предоставление услуг; закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках выполнения различных государственных программ у неограниченного круга общественных объединений в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Вопросы, затрагивающие интересы общественных объединений в предусмотренных законом случаях, решаются органами государственной власти и органами местного самоуправления с участием соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними. На работников аппаратов общественных объединений, работающих по найму, распространяется законодательство Российской Федерации о труде и законодательство Российской Федерации о социальном страховании.

Из информации, представленной Комитетом по управлению муниципальным имуществом Д. муниципального района <данные изъяты>, усматривается, что имеющиеся в собственности муниципального района помещения, пригодные для проведения собраний, находятся в ведении муниципальных учреждений (школ, Домов культуры, библиотек и других), при этом переданы им в оперативное управление или на праве безвозмездного пользования.

В соответствии с п.1 ст. 296 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному вывобу об отказе в удовлетворении требований ФИО1, поскольку Г. Д. муниципального района <данные изъяты>, как орган местного самоуправления, после передачи имущества, находящегося в собственности муниципального района в ведение муниципального учреждения на праве оперативного управления, либо передаче его на основании договора безвозмездного пользования, не вправе принимать решение о предоставлении данного помещения иным лицам без его изъятия у такого учреждения в установленном законом порядке, в том числе и общественным объединениям, для проведения собраний, поскольку право владения данным имуществом передано иному лицу, которое и осуществляет его в пределах требований действующего законодательства. Ссылка заявительницы на п.4 ст. 17.1 Федерального закона от <данные изъяты> №135-Фз «О защите конкуренции» является несостоятельной, поскольку доказательств того, что ФИО1 обращалась к ФИО2 муниципального района с предложением о заключении какого-либо договора или предоставления помещения на условиях договора аренды или безвозмездного пользования, суду не представлено.

С учетом изложенного, у судебной коллегии нет оснований для отмены решения суда.

Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, суд правильно применил и истолковал закон, нарушений норм процессуального права судом не допущено.

Доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, не ставят под сомнение законность решения суда, сводятся к переоценке выводов суда и не опровергают указанных выводов.

Руководствуясь ст. ст. 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Д. городского суда <данные изъяты> от <данные изъяты> оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 –без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи