ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1822 от 29.09.2016 Верховного Суда Республики Марий Эл (Республика Марий Эл)

Судья Александрова Р.Е. дело № 33-1822

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола 29 сентября 2016 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

председательствующего: Попова Г.В.,

судей: Братухина В.В. и Медведевой И.А.,

при секретаре Демаковой В.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 25 июля 2016 года, которым постановлено:

в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Собранию депутатов муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» о признании решения комиссии Собрания депутатов муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера и урегулирования конфликта интересов от 15 июня 2016 года о признании причины непредставления ФИО2 - депутатом МО «Новоторъяльский муниципальный район» сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах неимущественного характера, а так же своей супруги, необъективной и являющейся способом уклонения от представления указанных сведений и решения Собрания депутатов муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» от 22 июня 2016 года о досрочном прекращении полномочий депутата муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» ФИО1 незаконным отказать.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Братухина В.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО3 обратился в Советский районный суд с административными исковыми заявлениями к Собранию депутатов муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» о признании незаконными решения комиссии Собрания депутатов МО «Новоторъяльский муниципальный район» по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и урегулированию конфликта интересов (далее Комиссия) от 15 июня 2016 года и решения Собрания депутатов муниципального образования «Новоторъяльский муниципальный район» от 22 июня 2016 года о досрочном прекращении полномочий его как депутата.

Определением суда от 8 июля 2016 года административные дела по указанным выше заявлениям объединены в одно производство.

В обоснование требований административный истец сослался на то, что был избран депутатом Собрания депутатов МО «Новоторъяльский муниципальный район» шестого созыва по Масканурскому избирательному округу <№>, делегированным от Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение». 15 июня 2016 года Комиссия признала необъективной причину непредставления депутатом ФИО2 сведений о своих доходах, расходах об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своей супруги за 2015 год, являющейся способом уклонения от представления указанных сведений. Собранием депутатов МО «Новоторъяльский муниципальный район» 22 июня 2016 года принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов МО «Новоторъяльский муниципальный район ФИО1 на основании ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Данные решения являются незаконными, поскольку он, как депутат представительного органа муниципального образования, должен был представить сведения о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера себя и своей супруги в 2017 году за 2016 год, о чем указал в письменных объяснениях. При обнародовании решения Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение» № 72 от 26 апреля 2016 года «Об утверждении Положения о порядке представления депутатами Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение» сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» были допущены нарушения требований закона.

Судом принято вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе ФИО3 просит решение отменить, полагая его незаконным. Вывод суда о наличии у него обязанности представлять сведения о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера в отношении себя и своей супруги основан на неверном толковании норм законодательства Российской Федерации – ч. 4 ст. 12.1, п. 4 ст. 5 ФЗ «О противодействии коррупции». Решением Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение» от 26 апреля 2016 года № 72 утверждено Положение о порядке представления депутатами Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение» сведений о своих доходах, расходах, обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, которое согласно п. 3 вступает в силу со дня обнародования и распространяется на правоотношения, возникшие с 3 ноября 2015 года. Между тем указанное решение не было опубликовано в установленном порядке в печатном средстве массовой информации, определенном нормативным правовым актом Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение», в силу чего данное положение нельзя считать обнародованным и отвечающим признакам нормативного правового акта, подлежащего исполнению. Исходя из конституционного принципа непридания закону обратной силы и действия законов во времени (на будущее), депутаты Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение» обязаны представлять сведения (при надлежащем обнародовании решения и положения), начиная с 2016 отчетного финансового года. Таким образом, применение к нему мер ответственности, установленных ФЗ «О противодействии коррупции», за непредставление соответствующих сведений за 2015 год является незаконным. В нарушение положений ч. 1 ст. 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) суд не дал оценки и не изложил в решении мотивы неприменения положений законов, изложенных в административном иске. В апелляционной жалобе также содержатся ссылки на правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженные по ряду дел.

В возражениях (отзыве) на апелляционную жалобу Собрание депутатов МО «Новоторъяльский муниципальный район» приводит доводы в пользу решения суда, основанные на нормах ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам». Исполнение требований указанных федеральных законов не нуждается в подтверждении муниципальными правовыми актами. Нарушений требований законодательства при обнародовании решения Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение» от 26 апреля 2016 года № 72 не допущено, обязанность по представлению соответствующих сведений у депутатов, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе, возникла начиная с представления сведений за 2015 год в установленный законом срок – до 30 апреля 2016 года.

Заслушав объяснения ФИО1, просившего решение суда отменить, главы МО «Новоторъяльский муниципальный район», председателя Собрания депутатов МО «Новоторъяльский муниципальный район» ФИО4, представителя Собрания депутатов МО «Новоторъяльский муниципальный район» ФИО5, главы МО «Масканурское сельское поселение», председателя Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение» ФИО6, просивших решение оставить без изменения, обсудив доводы жалобы и возражений, исследовав материалы дела, судебная коллегия предусмотренных законом оснований для отмены решения суда не находит.

Доводы апелляционной жалобы о необоснованности решения, нарушении судом норм материального и процессуального права нельзя признать состоятельными. Они не подтверждаются материалами дела. Вывод суда о законности оспариваемых решений комиссии Собрания депутатов МО «Новоторъяльский муниципальный район» от 15 июня 2016 года и Собрания депутатов МО «Новоторъяльский муниципальный район» от 22 июня 2016 года основан на всестороннем, объективном, полном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым судом дана в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, а также нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, и оснований для признания ее неправильной судебная коллегия не находит. Нарушений норм материального и процессуального права, которые бы привели к неправильному разрешению дела, судом также не допущено.

Исследовав и оценив представленные доказательства полно и всесторонне, верно установив правоотношения сторон, суд пришел к обоснованному выводу о том, что предъявленный административный иск не подлежит удовлетворению. В решении приведен анализ представленных доказательств, который судебная коллегия считает правильным. В решении также указаны определенные судом обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, сделаны ссылки на нормы материального и процессуального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения. Итоговые выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, доводами апелляционной жалобы по существу не опровергаются. Судебная коллегия отклоняет апелляционную жалобу и отмечает следующее.

Частью 4 ст. 5 ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

Согласно ч. 4 ст. 12.1 указанного федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 303-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации») лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст. 7 Федеральный закон от 3 ноября 2015 года № 303-ФЗ вступил в силу со дня его официального опубликования – 4 ноября 2015 года.

Ранее данное ограничение действовало только в отношении лиц, замещающих должности указанной категории на постоянной основе.

В силу положений п. 2 ч. 1 ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции» лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления лицом сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Согласно пп. «г» п.1 ч.1 ст. 2 ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», данный закон устанавливает контроль за расходами лиц, замещающих муниципальные должности.

В соответствии со ст. 3 указанного Федерального закона лицо, замещающее (занимающее) одну из должностей, указанных в п. 1 ч. 1 ст. 2 настоящего Федерального закона, обязано ежегодно в сроки, установленные для представления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной им, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, и об источниках получения средств, за счет которых совершены эти сделки. Сведения, указанные в ч. 1 настоящей статьи, представляются в порядке и сроки, установленные нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами.

В силу положений ст. 2 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под лицом замещающим муниципальную должность, понимается - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса.

Как следует из материалов дела и установлено судом ФИО3 был избран депутатом Собрания депутатов МО «Новоторъяльский муниципальный район» шестого созыва по Масканурскому избирательному округу № 1, замещал на непостоянной основе должность, относящуюся к муниципальным должностям.

Согласно ч. 7.1 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных ФЗ «О противодействии коррупции», ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 года № 303-ФЗ).

В прежней редакции данная статья не содержала положения о досрочном прекращении полномочий лиц, замещающих должности указанной категории.

Во исполнение требований федерального законодательства Собранием депутатов МО «Новоторъяльский муниципальный район» 16 марта 2016 года принято решение № 111 «О предоставлении депутатами Собрания депутатов МО «Новоторъяльский муниципальный район» сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

В соответствии с п. 1 данного решения депутаты Собрания депутатов МО «Новоторъяльский муниципальный район» представляют указанные выше сведения в порядке, сроки и по форме, которые установлены решением Собрания депутатов поселения, от которого избран (делегирован) депутат.

26 апреля 2016 года Собрание депутатов МО «Масканурское сельское поселение» приняло решение за № 72 «Об утверждении Положения о порядке представления депутатами Собрания депутатов муниципального образования «Масканурское сельское поселение» сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей». Согласно п. 3 данное решение вступает в силу со дня обнародования.

Как следует из Положения, депутат представляет ежегодно указанные выше сведения не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом в комиссию Собрания депутатов по контролю за достоверностью сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых лицами, замещающими муниципальные должности, и урегулированию конфликта интересов, образованной решением Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение».

Депутат Собрания депутатов МО «Новоторъяльский муниципальный район» ФИО3 не представил соответствующие сведения в установленные положением порядке и сроки, что административным истцом не оспаривается.

Поскольку ФИО3 не представил соответствующие сведения в установленный положением срок, то в отношении него 15 июня 2016 года Комиссией было принято решение о признании необъективной причины непредставления депутатом ФИО2 сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также своей супруги за 2015 год, являющейся способом уклонения от представления указанных сведений. Протокол заседания Комиссии был направлен Председателю Собрания депутатов МО «Новоторъяльский муниципальный район» для внесения на сессию Собрания депутатов вопроса о применении к депутату ФИО2 мер, предусмотренных Федеральным Законом № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

22 июня 2016 года Собранием депутатов МО «Новоторъяльский муниципальный район» принято решение о досрочном прекращении полномочий депутата Собрания депутатов МО «Новоторъяльский муниципальный район ФИО1 на основании ч. 7.1 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 2 ч. 1 ст. 13.1 ФЗ «О противодействии коррупции».

Изменения, внесенные Федеральным законом от 3 ноября 2015 года № 303-ФЗ в изложенные выше положения ч. 4 ст. 12.1 ФЗ «О противодействии коррупции», ч. 7.1 ст. 40 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступили в силу с 4 ноября 2015 года.

В силу такого изменения правового регулирования суд первой инстанции правильно указал в решении, что с этого момента требования закона стали распространятся на ФИО1, как депутата Собрания депутатов «Новоторъяльский муниципальный район».

Таким образом, поскольку обязанность по предоставлению соответствующих сведений депутатами представительных органов муниципальных образований за 2015 год наступает в 2016 году, то применение меры ответственности за неисполнение указанной обязанности после вступления в силу нормы об ответственности является правомерным.

Доводы апелляционной жалобы о том, что по мнению административного истца Положение о порядке представления депутатами Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение», утвержденное решением Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение» от 26 апреля 2016 года № 72, нельзя считать обнародованным и отвечающим признакам нормативного правового акта, подлежащего исполнению судебная коллегия отклоняет, как не основанные на законе.

В соответствии со ст. 47 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования).

Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.

Согласно ст. 40 Устава МО «Масканурское сельское поселение» решения Собрания депутатов вступают в силу со дня
их подписания, если иной порядок не предусмотрен самим правовым актом.

Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после
их официального опубликования (обнародования).

Официальным опубликованием муниципальных правовых актов является публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации, определенном нормативным правовым актом Собрания депутатов.

Официальное опубликование муниципальных правовых актов поселения производится не позднее чем через 10 дней со дня принятия (издания) муниципального правового акта, если иное не предусмотрено федеральными законами, законами Республики Марий Эл, муниципальными правовыми актами поселения.

Обнародование муниципальных правовых актов осуществляется путем доведения до всеобщего сведения граждан, проживающих на территории поселения, текста муниципального правового акта посредством размещения его на информационных стендах, определяемых Собранием депутатов, обеспечения беспрепятственного доступа к тексту муниципального правового акта в органах местного самоуправления, а также иными способами, обеспечивающими возможность ознакомления с ними граждан.

Пунктами 2 и 3 решения Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение» от 26 апреля 2016 года № 72 «Об утверждении Положения о порядке представления депутатами Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение» сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» постановлено обнародовать настоящее решение на информационных стендах МО «Масканурское сельское поселение» в установленном порядке и разместить на официальном сайте МО «Новоторъяльский муниципальный район» (по соглашению). Настоящее решение вступает в силу после его официального обнародования.

Решением Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение» от 6 ноября 2009 года № 18 определены места размещения информационных стендов для размещение муниципальных правовых актов для целей их опубликования (обнародования).

Согласно справке Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение» от 4 июля 2016 года № 51 вышеуказанное решение Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение» от 26 апреля 2016 года № 72 опубликовано (обнародовано) на информационных стендах 27 апреля 2016 года в соответствии с порядком, установленным решением Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение» от 6 ноября 2009 года № 18.

Доказательств обратного суду не представлено.

По своему характеру решение Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение» от 26 апреля 2016 года, как нормативный правовой акт, регулирует порядок предоставления соответствующих сведений депутатами этого же представительного органа местного самоуправления в рамках законодательства Российской Федерации по противодействию коррупции, в силу чего не относится к нормативным правовым актам, затрагивающим права, свободы и обязанности человека и гражданина, по смыслу, закрепленному в ст. 15 Конституции Российской Федерации.

Таким образом, порядок опубликования (обнародования) решения Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение» от 26 апреля 2016 года № 72 «Об утверждении Положения о порядке представления депутатами Собрания депутатов МО «Масканурское сельское поселение» сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей», установленный федеральным законом и муниципальными правовыми актами, соблюден.

Кроме того, Указом Президента РФ от 18 мая 2009 года № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (вместе с «Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера») установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются государственными служащими, замещающими должности государственной службы - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (пункт 3 Положения). Пунктом 3 Указа рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и муниципальной службы, государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации и муниципальными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Доводы апелляционной жалобы ФИО1 повторяют позицию, высказанную им в суде первой инстанции, не опровергают выводов суда, а выражают несогласие с ними. По своей сути они основаны на неправильном понимании норм материального права и правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, направлены на переоценку обстоятельств, являвшихся предметом исследования в судебном заседании.

В соответствии с ч. 1 ст. 308 КАС РФ административное дело рассмотрено в полном объеме.

Оснований для отмены решения суда не имеется, апелляционная жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Советского районного суда Республики Марий Эл от 25 июля 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.

Председательствующий Попов Г.В.

Судьи Братухин В.В.

Медведева И.А.