Судья Ли Э.В. 65RS0001-01-2022-003370-47
Докладчик Доманов В.Ю. Дело №33-1825/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Южно-Сахалинск 9 августа 2022 года
Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:
председательствующего Доманова В.Ю.,
судей Загорьян А.Г. и Портнягиной А.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Кравченко И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания «Фикен» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, по апелляционной жалобе представителя ответчика ФИО1 на решение Южно-Сахалинского городского суда от 13 мая 2022 года.
Заслушав доклад судьи Доманова В.Ю., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
прокурор г. Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением к ООО «Управляющая компания «Фикен» о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению.
В обоснование требований указал, что ответчиком, являющимся объектом социальной инфраструктуры, в нарушение действующего законодательства не обеспечен беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению.
В связи с чем просил возложить обязанность на ООО «Управляющая компания «Фикен» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, по адресу: <...>, цокольный этаж.
Решением Южно-Сахалинского городского суда от 13 мая 2022 года исковые требования удовлетворены частично.
На ООО «Управляющая компания «Фикен» возложена обязанность в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению, а именно: установить технические тактильные средства информации и сигнализации, размещаемые в местах массового посещения и на путях их движения с обеспечением возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, а также установить информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефноточечного шрифта Брайля по адресу: <...>, цокольный этаж.
В удовлетворении исковых требований прокурора о возложении обязанности на ответчика установить информационное табло (тактильную табличку) с применением рельефно-точечного шрифта Брайля с наименованием учреждения, местом его нахождения и графиком работы, информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях по адресу: <...>, цокольный этаж, отказано.
На данное решение поступила апелляционная жалоба от представителя ответчика ФИО1, которая просит решение отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. В обоснование жалобы указывает, что требования прокурора являются неисполнимыми, поскольку в решении неясно, где конкретно необходимо установить таблички, в каком количестве, какая информация должна быть на них нанесена, о каких конкретно помещениях должна быть нанесена информация в здании и на каких этажах. Считает, что обстоятельства, на которые ссылается прокурор в иске, не доказаны. Истцом также не соблюден порядок, установленный Правительством РФ от 9 июля 2016 года, регламентирующий обеспечение условий доступности для инвалидов. Полагает, что прокуратура не отнесена к списку по федеральному или региональному государственному контролю за соблюдением требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ».
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Сущенко Е.П. возражал против отмены решения суда.
Представитель ООО «Управляющая компания «Фикен» не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен.
С учётом требований части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
Заслушав прокурора, проверив законность и обоснованность постановленного по делу решения, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.
Согласно пунктам 5,6,8 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников): надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика; оказание работниками организаций, предоставляющих услуги населению, помощи инвалидам в преодолении барьеров, мешающих получению ими услуг наравне с другими лицами.
Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
Федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, организациями, предоставляющими услуги населению, в пределах установленных полномочий осуществляется инструктирование или обучение специалистов, работающих с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Требования обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр.
Согласно пункту 6.5.2 Свода правил технические средства информации и сигнализации, размещаемые в помещениях, предназначенных для пребывания маломобильных групп населения различных групп мобильности, и на путях их движения, должны обеспечивать визуальную, звуковую и тактильную информацию.
Пунктом 6.5.3 Свода правил установлено, что технические средства информации и сигнализации в местах массового посещения должны обеспечивать посетителям объекта возможности однозначной идентификации объектов и мест посещения, получения информации о размещении и назначении функциональных элементов, об ассортименте и характере предоставляемых услуг, надежной ориентации в пространстве, своевременного предупреждения об опасности в экстремальных ситуациях, расположении путей эвакуации и т. п..
В силу п. 6.5.9 Свода правил информирующие тактильные таблички (в том числе тактильно-звуковые) для идентификации помещений с использованием рельефно-линейного шрифта, а также рельефноточечного шрифта Брайля для людей с нарушением зрения должны размещаться рядом с дверью со стороны дверной ручки на высоте от 1,2 до 1,6 м от уровня пола и на расстоянии 0,1 м от края таблички до края дверного проема: перед входами во внутренние помещения, в которых оказываются услуги, с указанием назначения помещения; перед входами в универсальные кабины уборных и блоки общественных уборных (6.3.6); рядом с устройствами вызова помощи, в том числе в универсальных и доступных кабинах.
Доказательств соблюдения вышеназванных положений закона в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ стороной ответчика не представлено.
Удовлетворяя исковые требования в части, суд первой инстанции, руководствуясь вышеприведенными нормами закона, правомерно исходил из того, что несоблюдение требований действующего законодательства, содержащегося в них, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к иному толкованию норм материального права, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного акта.
Судебная коллегия полагает, что при разрешении настоящего спора правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 327, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Южно-Сахалинского городского суда от 13 мая 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО «Управляющая компания «Фикен» ФИО1 – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение составлено 12 августа 2022 года.
Председательствующий судья В.Ю. Доманов
Судьи А.А. Портнягина
А.Г. Загорьян