Судья Иванова О.А. Дело №33-18267/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Екатеринбург 10.10.2018
Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе: председательствующего Колесниковой О.Г.,
судей Кокшарова Е.В.,
Федина К.А.,
при секретаре Михайловой Н.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в порядке апелляционного производства гражданское дело по иску ФИО1 к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Октябрьскому району города Екатеринбурга о признании права на присвоение звания «Ветеран труда»,
по апелляционной жалобе территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Октябрьскому району города Екатеринбурга на решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 01.08.2018.
Заслушав доклад судьи Кокшарова Е.В., объяснения истца ФИО1, представителя истца ФИО2, действующей на основании доверенности от 25.07.2018, представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности № 42 от 18.12.2017, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с иском к территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Октябрьскому району города Екатеринбурга (далее - орган социальной политики), в котором просила:
признать решение об отказе в присвоении звания «Ветеран труда», оформленное письмом от 30.03.2018 №03/1242 незаконным;
возложить обязанность по включению в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда»;
взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 5000 руб.
В обоснование иска указала, что приказом Министра энергетики Российской Федерации от 11.07.2013 №65п ФИО1 за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса объявлена благодарность. Полагая, что у неёвозникло право на присвоение звания «Ветеран труда», в силу требований п.2 ч.1,ч.4 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах», п.1 Положения о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 №458-УГ, ФИО1 21.03.2018 обратилась с соответствующим заявлением в территориальный орган социальной политики. Вместе с тем, ответчик неправомерно отказал ФИО1 в присвоении звания «Ветеран труда» ссылаясь на обстоятельства не отнесения истца к категории лиц, имеющих право на получение мер социальной поддержки.
Ответчик иск не признал и, ссылаясь на необоснованность требований, указал, что объявление истцу приказом Министра энергетики Российской Федерации благодарности, не может служить основанием для присвоения ей звания «Ветеран труда», поскольку последняя не является ведомственным знаком отличия в труде, что в силу положений Указа Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 №458-УГ, исключает возможность предоставления ФИО1 мер социальной поддержки.
Решением Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 01.08.2018 иск ФИО1 удовлетворен.
Не согласившись с решением суда ответчиком подана апелляционная жалоба, содержащая просьбу отменить судебное постановление, принять по делу новое решение об отказе ФИО1 в удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выводы суда, изложенные в судебном постановлении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно применены нормы материального права.
На апелляционную жалобу от истца поступили письменные возражения, согласно которым решение суда является законным и обоснованным, вынесенным с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела, с правильным применением норм материального и процессуального права.
В суд апелляционной инстанции явились представитель ответчика, настаивавший на доводах апелляционной жалобы, истец и его представитель, указавшие на законность и обоснованность решения суда.
Поскольку все лица, участвующие в деле, явились в судебное заседание суда апелляционной инстанции, судебная коллегия не нашла оснований для отложения судебного разбирательства и сочла возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на неё, в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.1,ч.4 ст.7 Федерального закона от 12.01.1995 №5-ФЗ «О ветеранах» ветеранами труда являются лица, в том числе награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Порядок и условия присвоения звания «Ветеран труда» определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 №458-УГ утверждено Положение о порядке и условиях присвоения звания «Ветеран труда» гражданам, проживающим на территории Свердловской области (далее - Положение).
В соответствии с п.п.1 ч.1 п.1 Положения звание «Ветеран труда» присваивается проживающим на территории Свердловской области, в частности лицам, награжденным орденами или медалями либо удостоенным почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим трудовой (страховой) стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет.
Согласно п. 5 Положения к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе), дающим в соответствии с п.п. 1 ч.1 п. 1 настоящего Положения право на присвоение звания «Ветеран труда», относятся знаки, учрежденные за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
В соответствии с п. 6 Положения к ведомственным знакам отличия в труде, дающим в соответствии с п.п. 1 ч.1 п. 1 настоящего Положения право на присвоение звания «Ветеран труда» гражданам, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, относятся учрежденные за особые отличия в труде и продолжительный добросовестный труд награды, решение о награждении работников которыми принято: Президентом Российской Федерации; Председателем Правительства Российской Федерации; председателями Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации; Руководителем Администрации Президента Российской Федерации; руководителями федеральных органов исполнительной власти; председателями Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации; Генеральным прокурором Российской Федерации; Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
К ведомственным знакам отличия в труде, учитываемым для присвоения звания «Ветеран труда» указанной категории граждан, также относятся награды за особые заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) (почетные звания, заслуженные звания работников отрасли (ведомства) народного хозяйства, нагрудные знаки, ведомственные медали, почетные грамоты, почетные дипломы, почетные знаки, нагрудные значки), награждение которыми производилось от имени Президиума Верховного Совета СССР, РСФСР, Совета министров СССР, РСФСР, Верховного Суда СССР, Прокуратуры СССР, министерств и ведомств СССР, РСФСР, в том числе совместно с центральными комитетами профсоюзов отраслей народного хозяйства, а также знак «Победитель социалистического соревнования... года» либо знак «Ударник... пятилетки», знак отличия в труде «Ветеран атомной энергетики и промышленности».
При этом не учитываются награды, учрежденные коммерческими и некоммерческими организациями, корпорациями, войсковыми частями, организационными комитетами всесоюзных и всероссийских выставок, Центросоюзом, Роспотребсоюзом, ВЦСПС, Федерацией независимых профсоюзов России, ЦК КПСС, ЦК ВЛКСМ, Пенсионным фондом Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования, а также медали и дипломы Выставки достижений народного хозяйства, почетные грамоты, учрежденные Советом Министров СССР, РСФСР за достижения в социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции, знак «Ударник коммунистического труда», юбилейная почетная грамота ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «За достижение наивысших результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в честь 70-летия Великой Октябрьской социалистической революции», знаки отличия министерств и ведомств СССР, РСФСР, Российской Федерации, в которых правовыми актами СССР, РСФСР и Российской Федерации предусмотрена (предусматривалась) военная и приравненная к ней служба, дипломы, подтверждающие ученое звание или ученую степень, звания, свидетельствующие о квалификации работника, медали, грамоты, дипломы и иные поощрения за участие или победу в спортивных и иных конкурсах и соревнованиях, свидетельства, удостоверяющие исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности, именные часы, денежные премии, юбилейные и памятные знаки, значки, медали.
В соответствии с п.13 Положения, ответственность за правомерность присвоения звания «Ветеран труда» возлагается на руководителей территориальных отраслевых исполнительных органов государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что приказом Министра энергетики Российской Федерации от 11.07.2013 №65п ФИО1 за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса объявлена благодарность.
21.03.2018 ФИО1 обратилась в территориальный орган социальной политики с заявлением о включении её в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», с приложением необходимых документов.
Решением территориального отраслевого исполнительного органа государственной власти Свердловской области - Управление социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Октябрьскому району города Екатеринбурга, оформленным письмом от 30.03.2018 №03/1242 истцу отказано во включении в список лиц, претендующих на присвоение звания «Ветеран труда», по мотиву того, что благодарность Министерства энергетики Российской Федерации по своим существенным признакам не относится к числу ведомственных знаков отличия в труде, и соответственно не дает основания для присвоения звания «Ветеран труда».
Иных оснований для отказа в присвоении звания «Ветеран труда» решение органа социальной политики не содержит.
Удовлетворяя иск, суд первой инстанции, исходя из системного толкования положений, регламентирующих порядок присвоения звания «Ветеран труда», в том числе п.п.1 п.1, п.5,6 Положения, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 №458-УГ, пришел к правильным выводам о том, что награждение ФИО1 благодарностью Министерства энергетики Российской Федерации, отнесенного к федеральному министерству, порождает у истца право на получение мер социальной поддержки, поскольку последняя является ведомственным знаком отличия в труде.
Оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется, поскольку изложенные в решении суда выводы основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются письменными доказательствами, имеющимися в деле.
Из правильно установленных судом обстоятельств следует, что на момент обращения истца с заявлением к ответчику о включении в список лиц, претендующих на звание «Ветеран труда», действовала редакция п.п. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», определенная Федеральным законом от 29.12.2015 № 388-ФЗ, согласно которой ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении. Такая редакция закона действует с 01.07.2016.
Аналогичным образом на момент обращения истца был урегулирован вопрос о ведомственных знаках отличия в труде и Положением, утвержденным Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 №458-УГ (п.п. 1 п. 1).
Как обоснованно указывает апеллянт, из редакции этих норм следует, что у лица, претендующего на присвоение звания «Ветеран труда» должна быть ведомственная награда за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики), т.е. в самом положении о награде должно содержаться указание на награждение за продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
В приложениях № 1, 15 к приказу Минэнерго Российской Федерации от 14.07.2008 № 11 указано, что благодарность Министерства энергетики Российской Федерации является ведомственной наградой Министерства энергетики Российской Федерации, которая объявляется рабочим, специалистам, служащим, руководителям организаций топливно-энергетического комплекса и нефтехимической промышленности, работникам центрального аппарата Министерства, его территориальных органов и подведомственных Министерству организаций при стаже работы в отраслях не менее 2 лет, добившимся высоких результатов в труде.
Таким образом, благодарность не соответствует тем критериям, которые в настоящее время предъявляются к ведомственным знакам отличия в труде при присвоении звания «Ветеран труда».
Вместе с тем, истец, будучи награжден не той ведомственной наградой, которая названа в п.п. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», п.п. 1 п. 1 Положения, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 №458-УГ, вправе претендовать на присвоение ему звания «Ветеран труда» с учетом этой награды в силу нормы ч.3 ст.8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».
Согласно указанной норме за гражданами, которые по состоянию на 30.06.2016 награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Благодарность Министерства энергетики Российской Федерации, которой 11.07.2013 награжден истец, относится к ведомственным знакам отличия в труде (по требованиям, предъявляемым к таким наградам до 30.06.2016), поскольку согласно п.п. 2 п. 1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», п.п. 1 п. 1 Положения, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 №458-УГ в редакциях, действовавших по состоянию на 30.06.2016, ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а в силу приложений №1, 2 к приказу Минэнерго Российской Федерации от 14.07.2008 № 11, благодарность этого министерства отнесена к числу ведомственных наград Министерства энергетики Российской Федерации.
Пунктами 4, 5 Положения, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области от 05.06.2006 №458-УГ (в редакции на 30.06.2016) благодарность федерального министерства поименована в числе ведомственных знаков отличия в труде, учитываемых при присвоении звания «Ветеран труда», в связи с чем возражения апеллянта об обратном, являются необоснованными.
Из содержания приложения № 2 к приказу Минэнерго Российской Федерации от 14.07.2008 № 11 следует, что благодарность Министерства энергетики Российской Федерации является первой ведомственной наградой за отличия в труде, высшим ведомственным знаком отличия в труде является почетное звание «Почетный работник топливно-энергетического комплекса».
В приказе Министерства энергетики Российской Федерации от 11.07.2013 №65п указано, что благодарность ФИО1 объявлена за большой личный вклад в развитие топливно-энергетического комплекса.
Поскольку по состоянию на 30.06.2016 законодательством не предъявлялись к ведомственным знакам отличия в труде требования о награждении за 15-летний стаж работы в отрасли, благодарность, которой награжден истец, относилась к ведомственным знакам отличия в труде, право на присвоение звания «Ветеран труда» с учетом этой награды у ФИО1 по состоянию на 30.06.2016 имелось, равно как и необходимый 20-летний страховой стаж. Истец сохраняет такое право и в настоящее время с учетом нормы ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2015 № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости».
По изложенным мотивам отказ ответчика во включении истца в список лиц, претендующих на звание «Ветеран труда» является незаконным.
В целом доводы апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильной оценке фактических обстоятельств дела.
Решение суда в части распределения между сторонами судебных расходов постановлено в соответствии с требованиями ст.ст. 98, 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 327, ст. 327.1, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Екатеринбурга от 01.08.2018 оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика – без удовлетворения.
Председательствующий: О.Г. Колесникова
Судья: Е.В. Кокшаров
Судья: К.А. Федин