ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1827/2013 от 14.02.2013 Верховного Суда Республики Башкортостан (Республика Башкортостан)

ВЕРХОВНЫЙ СУДРЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАНАПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕДело №... – 1827/13

... 14 февраля 2013 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего: Фархутдиновой Г.Р.,

судей: Демяненко О.В.,

Якуповой Н.Н.,

с участием прокурора Фахретдиновой Ю.Ю.

при секретаре: Филипповой М.М.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Совета городского округа ... РБ Герасимовой С.М. на решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ... года, которым постановлено:

иск Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Совету городского округа ... о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - Совета ГО ..., выразившееся в непринятии муниципального правового акта, устанавливающего порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора у населения ... удовлетворить.

Признать бездействие Совета городского округа ..., выразившееся в непринятии муниципального правового акта, устанавливающего порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора у населения ... незаконным.

Обязать Совет городского округа ... принять муниципальный нормативный правовой акт, регламентирующий порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора у населения ....

Заслушав доклад судьи Фархутдиновой Г.Р., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Башкирский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц (далее - Прокурор) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Совету городского округа ... (далее - Совет города), в котором просит признать незаконным бездействие органа местного самоуправления - Совета ГО ..., выразившееся в непринятии муниципального правового акта, устанавливающего порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора у населения ....

Заявленные требования Прокурор мотивировал тем, что Башкирской природоохранной межрайонной прокуратурой в соответствии с планом работы на ... года... года проведена проверка исполнения законодательства об отходах производства и потребления при организации сбора и утилизации ртутьсодержащих ламп и приборов от населения в органах местного самоуправления. В рамках данной проверки в администрацию ГО ... направлен запрос о предоставлении информации: разработан ли порядок и организован ли сбор отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Согласно представленному ответу администрации ГО ... за №... от ... года на территории городского округа ... сбор отработанных ртутьсодержащих ламп от юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц осуществляет ...

Таким образом, по существу, ответ свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления городского округа ... по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп у населения ..., поскольку отсутствует муниципальный нормативный правовой акт о порядке и организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Согласно п.8 Правил обращения с отходами производства и потребления в части осветительных устройств, электрических ламп, ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение которых может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ... года№... предусмотрено, что органы местного самоуправления организуют сбор отработанных ртутьсодержащих ламп информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа и организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относятся организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Частью 3 ст. 13 названного Федерального закона предусмотрено, что порядок сбора отходов на территории муниципальных образований, предусматривающих их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Согласно ст. ст. 42, 58 Конституции Российский Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов:

соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;

ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Право гражданина на благоприятную окружающую среду должно обеспечиваться органами местного самоуправления, в том числе путем реализации ими полномочий по организации сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора.

Отсутствие нормативно - правового акта, определяющего порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирование юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора нарушает право жителей городского округа на благоприятную окружающую среду, поскольку это может привести к попаданию ртутьсодержащих отходов в почву, воду и другие компоненты окружающей среды. Кроме того, отсутствие соответствующего порядка означает, что сбор отработанных ртутьсодержащих ламп на территории городского округа осуществляется без регулирования правовыми нормами прав и обязанностей, граждан, юридических лиц, муниципальных служб, и соответственно, без несения ответственности за свои действия (бездействия).

В соответствии с ч.1 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

Пункт 11 ст. 35 указанного Федерального закона предусматривает, что полномочия представительных органов муниципальных образований определяются федеральным законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

На основании п. 3 ст. 43 данного Федерального закона принятие решений, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, отнесено к компетенции представительного органа муниципального образования.

Причиной отсутствия порядка является бездействие Совета городского округа, который до настоящего времени не принял решение об определении такого порядка, что нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

Судом вынесено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе представителя Совета городского округа ... РБ Герасимовой С.М. ставится вопрос об отмене решения суда по тем основаниям, что вывод суда о том, что действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления обязанность по принятию нормативного правового акта, определяющего порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, необоснован; суд вышел за рамки заявленных исковых требований, обязав ответчика принять муниципальный нормативный правовой акт.

Исследовав материалы дела, выслушав представителя Совета городского округа ... РБ Герасимову С.М., поддержавшую апелляционную жалобу, прокурора Фахретдинову Ю.Ю., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В силу ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.

В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).

Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.

Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.

Суд, удовлетворяя исковые требования Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Совету городского округа ... о признании незаконным бездействия Совета городского округа ..., исходил из того, что ответчиком не принят муниципальный правовой акт, устанавливающий порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп и информирования юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора у населения ....

С указанными выводами судебная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Статьей 10 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

По смыслу приведенной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга. На этом основании суд не может обязать орган законодательной или исполнительной власти принять или дополнить какой-либо нормативный акт.

Статьей 12 Конституции Российской Федерации установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 9 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами принимаются муниципальные правовые акты. По вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, могут приниматься муниципальные правовые акты на основании и во исполнение положений, установленных соответствующими федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации.

Из данных норм следует, что суд также не вправе обязать и орган местного самоуправления принять или дополнить какой-либо нормативный правовой акт, поскольку это является исключительной компетенцией органа местного самоуправления.

Данный вывод подтверждается также положениями гл. 24 ГПК РФ, из которой следует, что суд рассматривает заявления, содержащие требования о признании нормативных правовых актов противоречащими Конституции Российской Федерации, федеральному закону или иному другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. При этом суд не вправе обязать соответствующий орган государственной власти принять какой-либо нормативный правовой акт.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Совету городского округа ... о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - Совета ГО ..., выразившегося в непринятии муниципального правового акта, устанавливающего порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора у населения ....

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от ... года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Башкирского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Совету городского округа ... о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления - Совета городского округа ... Республики Башкортостан, выразившегося в непринятии муниципального правового акта, устанавливающего порядок сбора отработанных ртутьсодержащих ламп, и информировании юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц о порядке осуществления такого сбора у населения ... отказать.

Председательствующий: Г.Р. Фархутдинова

Судьи: Н.Н. Якупова

О.В. Демяненко