Судья Жуков В.А. 33-1827-17
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 февраля 2017 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Поповой Н.П.
судей Колесниковой Л.В., Гореловой Т.В.
при секретаре Богдан Л.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя ответчика на решение Заринского городского суда Алтайского края от 3 октября 2016 года по делу по иску ФИО1 к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Заринский» о признании расчета выслуги лет для назначения пенсии незаконным, включении в выслугу лет периодов работы в льготном исчислении,
Заслушав доклад судьи Колесниковой Л.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к межмуниципальному отделу Министерства внутренних дел России «Зариский» о признании расчета выслуги лет для назначения пенсии незаконным, включении в выслугу лет периодов его работы в льготном исчислении. В обоснование заявленных требований истец указал, что является действующим сотрудником полиции, с 2002 года проходил службу в подразделении ИВС ОВД г.Заринска в должности милиционера отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых. Согласно законодательству, срок службы на указанных должностях засчитывается в выслугу лет в льготном исчислении, из расчета один месяц за полтора месяца службы. Истец обратился в отдел кадров по месту службы с целью получения информации о выслуге лет, где ему пояснили, что срок службы на указанных должностях с 2002 по 2015 год не входит в выслугу лет в льготном исчислении, а засчитывается в календарном исчислении, так как в наименовании этих должностей не было указано, что отделение охраны и конвоирования является структурной частью изолятора временного содержания. ДД.ММ.ГГ истец обратился с рапортом о предоставлении ему расчета выслуги лет для получения документального подтверждения порядка исчисления стажа работы, на что получил ответ, в котором указано, что не засчитываются в выслугу лет в льготном исчислении следующие периоды работы: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности милиционера конвойного отделения отдела внутренних дел по г. Заринску Алтайского края; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности милиционера отделения охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский»; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности полицейского отделения охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский». При этом периоды службы в ИВС не засчитываются в выслугу лет в льготном исчислении, так как занимаемые истцом должности не входят в перечень должностей, утвержденных приказом МВД № 640 от 09.10.2004г., дающих право на исчисление льготного стажа, поэтому льготная выслуга у истца идет только с ДД.ММ.ГГ Ссылаясь на ч.3, п.1 ч.4, ч.5 ст.38 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» истец считает, что действиями ответчика нарушены его права, поскольку Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначении и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации» установлен перечень должностей и периодов работы в должностях, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях - один месяц за полтора месяца службы, в том числе и в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений- с ДД.ММ.ГГ по перечню должностей и на условиях, определяемых МВД РФ. В настоящее время действует Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденный Приказом МВД РФ от 09.10.2004г. № 640, в п.17,19 которого предусмотрены должность полицейского (конвоя) отделения охраны и конвоирования. Приказом МВД РФ от 20.05.2004г. № 309 были утверждены штатные расписания изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, решением Верховного Суда РФ разъяснено, что отделения охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых, созданные в органах внутренних дел, имеющих ИВС, во всех случаях являются структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел? проходившие службу в таком взводе (отделении) в должностях, предусмотренных подразделом «Взвод (отделение) охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания» (строки 14-19 Перечня должностей) имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий. Служба истца в должности полицейского отделения охраны и конвоирования, в периоды с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ была связана с непосредственным выполнением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, что подтверждается представленными должностными инструкциями. С ДД.ММ.ГГ произошло переименование должностей, в том числе полицейского, милиционера (конвоя) отделения охраны и конвоирования, появилось указание на то, что отделение охраны и конвоирования является структурной частью ИВС, однако должностные обязанности истца не изменялись с 2005 года.
Истец считает, что неверное наименование должности не может служить основанием для отказа в зачете выслуги лет в льготном исчислении, тем более, что сотрудникам ИВС, работавшим с ним в указанные периоды и уже ушедшим на пенсию по выслуге лет периоды службы по аналогичным должностям в одном подразделении были засчитаны в льготном исчислении, при этом они проходили службу в одном подразделении с истцом и выполняли одни обязанности.
Решением Заринского городского суда Алтайского края от 3 октября 2016г. иск удовлетворён.
Постановлено обязать МО МВД России «Заринский» Алтайского края засчитать в льготном исчислении из расчета 1 месяц службы за 1,5 месяца службы периоды службы ФИО1:
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности милиционера конвойного отделения отдела внутренних дел по г. Заринску Алтайского края;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности милиционера отделения охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский»;
- с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности полицейского отделения охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский».
В апелляционной жалобе ответчик МО МВД России «Заринский» просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе истцу в удовлетворении требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указано, что судом неверно применен закон, подлежащий применению. Удовлетворяя иск, суд не учёл, что в обязанности истца, согласно должностным инструкциям, не входили функции по конвоированию и охране подозреваемых и обвиняемых и эти обстоятельства так и не выяснены судом. Полагает, что суд необоснованно указал на то, что из анализа типового штатного расписания ИВС следует, что его составной частью является штат работников взвода охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, поскольку в штатном расписании отделение охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых не отнесено к штату ИВС, а существует как самостоятельное подразделение со своим штатом сотрудников и истец проходил службу в спорные периоды в отделении охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский», а не в отделении охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых ИВС. Кроме того, полагает, что поскольку от истца рапорт об увольнении со службы не поступал, то суд ошибочно при вынесении решения руководствовался законодательными и нормативными актами, затрагивающими правоотношения между ОВД и увольняемым, либо уволенным сотрудником. Также полагает, что уведомление о рассмотрении обращения истца не может являться предметом служебного спора, так как носит информационный характер, а не фактический отказ в зачете выслуги лет в льготном исчислении, более того, данное уведомление не содержит информации о согласовании с пенсионным органом. Удовлетворяя иск, суд в решении дважды включил в выслугу лет в льготном исчислении периоды - ДД.ММ.ГГ, ДД.ММ.ГГ, что не основано на законе.
В возражениях истец просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, не явились, уведомлены надлежаще, на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегий в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов апелляционной жалобы на основании ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены либо изменения судебного постановления.
Условия, нормы и порядок, определяющие право на пенсию за выслугу лет сотрудникам органов внутренних дел установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" и иными, установленными законодательством Российской Федерации нормативными правовыми актами.
Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, засчитывается на льготных условиях служба в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с 1 января 2001 г. по перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации (абз. сорок пятый подп. "г" п. 3).
Во исполнение данного Постановления Министерство внутренних дел Российской Федерации Приказом от 9 октября 2004 г. N 640 утвердило Перечень должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Таким образом, из приведенных норм следует, что право на льготное исчисление выслуги лет из расчета один месяц службы за полтора месяца предоставляется только сотрудникам, замещающим должности в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых согласно Перечню.
В соответствии с Перечнем должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 09 октября 2004 года N 640, предусмотрены должности «старший полицейский (конвоя), (старший конвоя) (п.17), «полицейский, (милиционер)» (п.18), «полицейский (водитель), (милиционер-водитель)» (п.19) взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания.
Приказом МВД России от 20 мая 2004 г N 309, являющимся ведомственным организационно-распорядительным актом, утверждены типовое штатное расписание изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых (приложение N 1) и типовые штатные расписания подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (приложения N 2 - 5).
Согласно типовому штатному расписанию изолятора временного содержания в его состав входит взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, в котором предусмотрены должности старшего конвоя, милиционера-водителя. Пунктом 2 примечания к данному типовому штатному расписанию предусмотрена возможность создания вне изолятора временного содержания отделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых со штатной численностью, аналогичной для ИВС с лимитом мест до 26, лишь в горрайорганах внутренних дел, не имеющим ИВС.
В приложениях N 2 - 5 приведены типовые штатные расписания отдельных подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых (полка, батальона, роты, взвода), в них штаты сотрудников городского (районного) органа внутренних дел и его структурных подразделений не предусмотрены.
Поэтому отделение (взвод, группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданный в горрайоргане внутренних дел, имеющих ИВС, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком отделении в должностях, предусмотренных подразделом "Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания" (строки 17, 19) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Пункт 3 Приложения к приказу МВД России от 26 июня 2006 г. N 490 не отменяет и не ограничивает право указанных сотрудников органов внутренних дел на включение при назначении пенсий в выслугу лет в льготном исчислении периода, в течение которого они выполняли должностные обязанности по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых. Данным пунктом устранен пробел в правовом регулировании, Перечень должностей дополнен разделом, позволяющим реализовать право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий тем сотрудникам органов внутренних дел, которые проходили службу в названных отделениях (группах), создаваемых в соответствии с пунктом 2 примечания 1 приложения N 1 к приказу МВД России от 20 мая 2004 г. N 309 в горрайоргане (линейном органе) органа внутренних дел, не имеющего ИВС.
Поэтому отделение (взвод, группа) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, созданный в горрайоргане внутренних дел, имеющих ИВС, во всех случаях является структурной частью изолятора временного содержания, а сотрудники органа внутренних дел, проходившие службу в таком отделении в должностях, предусмотренных подразделом "Взвод (отделение) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания" (строки 14 - 19) Перечня должностей, имеют право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий.
Действующая с 10.10.2014 редакция Перечня содержит наименование должностей: старший полицейский (конвоя), (старший конвоя), полицейский, (милиционер), полицейский (водитель), (милиционер-водитель) взвода (отделения) охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых изолятора временного содержания, а также полицейский изолятора временного содержания. При этом примечанием к Перечню, установлено условие для указанных должностей - непосредственное осуществление функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений после 30 апреля 2011 года.
Разрешая спор, суд установил, что истец с августа 2003 по настоящее время ФИО1 проходит службу в органах внутренних дел на различных должностях, в том числе в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности милиционера конвойного отделения отдела внутренних дел по г. Заринску Алтайского края; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности милиционера отделения охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский»; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности полицейского отделения охраны и конвоирования, подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Заринский».
Выслуга лет в календарном исчислении согласно расчету выслуги лет по состоянию на ДД.ММ.ГГ составила *** дней, в льготном исчислении *** дня, периоды службы с ДД.ММ.ГГ по 01.01.2015г. засчитаны как один к одному. Указанный расчет сделан МО МВД России «Заринский» в ответ на обращение ФИО1
Факт выполнения истцом в указанные периоды функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, подтверждается материалами дела: штатными расписаниями ОВД по г. Заринску за 2003, 2011 годы; контрактами о службу в органах внутренних дел за 2005, 2011, 2012 годы; должностной инструкцией от ДД.ММ.ГГ должностным регламентом от ДД.ММ.ГГ служебными книжками конвойного наряда МО МВД России «Заринский» для Заринского городского суда, для Заринского районного суда за 2014 год, где указан состав конвойного наряда, назначение конвоя, время несения службы и ФИО конвоируемого; книгами нарядов изолятора временного содержания МО МВД России «Заринский» за 2012, 2011, 2010 г.г. (постовая ведомость расстановки нарядов по охране подозреваемых и обвиняемых), в которых имеются ФИО сотрудников конвойного отделения, состав планового конвоя; книгой нарядов ИВС и конвоя (из расчета заполнения ежедневной постовой ведомости за 2013 год), в которых указаны составы конвойных нарядов, назначение конвоя, время и окончание службы.
Признавая льготное исчисление выслуги лет за спорные периоды службы истца, суд обоснованно исходил из того, что в данные периоды истец занимал должности, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Как было указанно выше Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 установлен перечень должностей и периодов работы в должностях, которые засчитываются в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях. При этом указано, что в выслугу лет засчитывается как один месяц за полтора месяца службы:
- в изоляторах временного содержания органов внутренних дел и в конвойных подразделениях милиции в должностях, выполнение обязанностей по которым связано с непосредственным осуществлением функций по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, - с ДД.ММ.ГГ перечню должностей и на условиях, определяемых Министром внутренних дел Российской Федерации.
Тот факт, что периоды службы (с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ) приходятся на период до издания перечня должностей в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделениях охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, выполнение обязанностей по которым предоставляет право на льготное исчисление выслуги лет при назначении пенсий, утвержденным Приказом МВД РФ от 09.10.2004 N 640, не могут служить основанием для отказа в зачете названных периодов в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении.
Длительное непринятие уполномоченным органом мер по реализации введенного Постановлением Правительства РФ от 12.11.2003 г. N 684 правового регулирования, закрепляющего право на льготное исчисление выслуги лет указанной категории сотрудников, и утверждение соответствующего перечня должностей только Приказом Министра внутренних дел России N 640 от 09.10.2004 года, не может служить основанием для ограничения прав истца на пенсионное обеспечение по формальным мотивам. Иное толкование противоречило бы положениям ст. 6 (ч. 2), ст. 15 (ч. 4), ст. 17 (ч. 1), ст. ст. 18, 19 и ст. 55 (ч. 1) Конституции РФ, поскольку не отвечало бы принципу правовой определенности и связанной с ней предсказуемости законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, о чем неоднократно высказывался Конституционный Суд РФ (в частности в Постановлении от 29 января 2004 г. N 2-П).
Таким образом, выводы суда в указанной части соответствуют требованиям закона, установленным по делу обстоятельствам и представленным суду доказательствам.
Не могут служить основанием для отмены решения суда и доводы жалобы о том, что истец является действующим сотрудником полиции, а поэтому необходимости в перерасчете ему выслуги лет не имелось.
В соответствии с п.8, 17 ч.1 ст.28 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О полиции" (с изм. и доп., вступ. в силу с 04.07.2016) сотрудник полиции имеет право на ознакомление с отзывами о его служебной деятельности и другими документами до внесения их в личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов, на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.
Вышеуказанные права сотрудника полиции предусмотрены п.8, 17 ч.1 ст.11 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Статьей 38 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ стаж службы (выслуга лет) в органах внутренних дел исчисляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, в целях назначения пенсии за выслугу лет, ежемесячной надбавки за стаж службы (выслугу лет), выплаты единовременного пособия при увольнении сотрудника органов внутренних дел, предоставления дополнительного отпуска за стаж службы в органах внутренних дел, предоставления иных социальных гарантий, поощрения, представления к награждению государственными наградами Российской Федерации и ведомственными знаками отличия.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГ истец обратился с рапортом на имя начальника МО МВД России «Заринский» о перерасчете выслуги лет для назначения пенсии за период службы в подразделении ИВС ОВД из расчёта 1 месяц за 1,5 месяца.
В соответствии с уведомлением МО МВД России «Заринский» от ДД.ММ.ГГ***ФИО1 отказано в удовлетворении заявления, ввиду необоснованности.
Таким образом, возник спор о выслуге лет истца, в связи с этим, он вправе был обратиться в суд за защитой оспариваемого права и до увольнения со службы.
Поскольку истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении расчёта выслуги лет для назначения пенсии, суд обоснованно проверил расчёт, исходя из заявленных истцом требований и представленных доказательств, за весь период службы. Доводы жалобы в данной части на законность решения не влияют.
Поскольку судом удовлетворены требования истца о льготном исчислении периода службы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, то доводы жалобы об ошибочном зачете дважды периодов ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ являются необоснованными.
При таких обстоятельствах доводы апелляционной жалобы не опровергают выводов суда, изложенных в решении, построены на неверном толковании норм материального права, направлены на иную оценку доказательств, оснований для которой не имеется. Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Процессуальных нарушений, которые в силу ст. 330 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу представителя ответчика на решение Заринского городского суда Алтайского края от 3 октября 2016 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: