ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-182/19 от 22.01.2019 Курганского областного суда (Курганская область)

Судья Евтодеева А.В. Дело № 33-182/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Софиной И.М.,

судей Шарыповой Н.В., Алексеевой О.В.,

при секретаре судебного заседания Комлевой К.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 22 января 2019года гражданское дело по иску ФИО1 к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, к Администрации города Кургана о возложении обязанности подготовить и подписать договор купли-продажи земельного участка

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Курганского городского суда Курганской области от 25 октября 2018 года, которым постановлено:

в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка, к Администрации города Кургана о возложении обязанности подготовить и подписать договор купли-продажи земельного участка отказать.

Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, пояснения представителей истца ФИО1 по доверенности ФИО2, ФИО3, ФИО4 по доводам апелляционной жалобы, пояснения представителей ответчиков Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана и Администрации г. Кургана по доверенностям ФИО5, пояснения представителя третьего лица ПАО «СУЭНКО» по доверенности ФИО6, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Департаменту архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана Курганской области, Администрации г. Кургана о признании отказа от 22.02.2018 незаконным, о возложении обязанности заключить договор купли-продажи земельного участка.

Впоследствии истец в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) изменила исковое заявление, в котором просила суд признать незаконным отказ Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации города Кургана от <...> в предоставлении земельного участка в собственность; обязать Администрацию г. Кургана подготовить и подписать в трех экземплярах проект договора купли-продажи в собственность за плату ФИО1 земельного участка из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 2 803 кв.м, с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание (канализационная насосная станция и блочная комплектная трансформаторная подстанция), расположенного по адресу: <адрес>, и выдать три экземпляра проекта договора для подписания ФИО1 в срок не более чем 30 дней с даты вступления в законную силу решения суда.

Требования основаны на том, что <...> между Администрацией г. Кургана и ООО «Строй Капитал» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером , площадью 2 803 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, срок договора аренды до <...>, с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание (канализационная насосная станция и блочная комплектная трансформаторная подстанция). На основании соглашения о передаче прав и обязанностей от <...>, права и обязанности по договору аренды от <...> перешли от ООО «Строй Капитал» к ФИО1

<...> истец обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении участка в собственность за плату. На данном участке располагаются следующие сооружения: канализационная насосная станция, назначение: сооружения коммунального хозяйства, площадью 24 кв.м; блочная комплектная трансформаторная подстанция, назначение: сооружения производственного назначения, площадью 24,7 кв.; гараж, назначение: для эксплуатации канализационной насосной станции, площадью 22,7 кв.м; хозяйственный блок, назначение: для эксплуатации трансформаторной подстанции, площадью 7,1 кв.м; хозяйственный блок, назначение: для эксплуатации канализационной насосной станции, площадью 10,5 кв.м; стоянка автомобилей, назначение: для временной парковки автотранспорта, площадью 179 кв.м; кабельная линия – КЛ 6кВ, назначение: сооружение электроэнергетики, протяженностью 21 м; коллектор канализационно-насосной станции, назначение: сооружение коммунального хозяйства, протяженностью 44 м. Указанные строения зарегистрированы на праве собственности за ФИО1

В письменном ответе Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана от <...> указано, что предоставление в собственность за плату испрашиваемого ФИО1 земельного участка возможно после его раздела и приведения в соответствие смежных земельных участков, границы которых не были учтены при формировании спорного земельного участка. Со ссылкой на статьи 39.3, 39.14, 39.16, 39.17, 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации считала отказ Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана от <...> в предоставлении в собственность за плату земельного участка незаконным.

Согласно заключению кадастрового инженера ФИО7 от <...> по сведениям ЕГРН в границах спорного земельного участка на дату подготовки заключения расположены те сооружения, сведения о которых подавались ФИО1 в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана. Учитывая разрешенное использование участка сооружения: гараж, хозблоки, стоянка автомобилей являются вспомогательными сооружениями по отношению к основным – блочной комплектной трансформаторной подстанции и канализационной насосной станции. Поскольку спорный участок окружен иными земельными участками с различным разрешенным использованием, доступ с <адрес> является единственным, в связи с чем, участок является неделимым и разделу не подлежит.

В судебном заседании суда первой инстанции представители истца ФИО1 по доверенностям ФИО3, ФИО2 на требованиях настаивали, пояснив, что учитывая наличие зарегистрированных прав за ФИО1 на сооружения основных и вспомогательных видов, соблюдение противопожарных и санитарных норм и правил при разделе земельного участка, градостроительное зонирование, требования действующего законодательства к делимости земельных участков, спорный земельный участок разделу не подлежит.

Представитель ответчиков Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана, Администрации г. Кургана по доверенностям ФИО8 в судебном заседании суда первой инстанции с требованиями не согласилась.

В судебном заседании представитель третьего лица ПАО «СУЭНКО» по доверенности ФИО6 исковые требования считал необоснованными и не подлежащими удовлетворению, указав, что ПАО «СУЭНКО» на основании договора технологического присоединения к электрическим сетям от <...>-СР на спорном земельном участке произведено строительство блочной комплектной трансформаторной подстанции , право собственности на которую, в нарушение действующего законодательства, зарегистрировано за ФИО1

Представитель третьего лица ООО «Строй Капитал» по доверенности ФИО4 исковые требования ФИО1 поддержал в полном объеме.

Представители третьих лиц Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области, филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по курганской области» ООО «КомпаниСтройСити», ПАО Сбербанк, ООО «М Стандарт», третьи лица ФИО9, ФИО10, ФИО11 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомили.

Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого и принятии нового решения об удовлетворении исковых требований в апелляционной жалобе просит истец ФИО1, поскольку выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права.

Считает не соответствующим обстоятельствам дела вывод суда о том, что при формировании земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, не были учтены границы смежных земельных участков с кадастровыми номерами , , расположенные по адресу: <адрес>. Указанные обстоятельства сторонами в ходе судебного разбирательства не оспаривались. Постановлением Администрации г. Кургана от <...> ООО «Строй Капитал» предварительно согласовано место размещения канализационной насосной станции и блочной комплектной трансформаторной подстанции на земельном участке площадью 2 803 кв.м на землях населенных пунктов, в границах кадастрового квартала номер по <адрес>, а в г. Кургане.

Ссылаясь на Федеральный закон РФ № 171-ФЗ от 23.06.2014 г. «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», истец указывает, что статьи 28-34 Земельного кодекса Российской Федерации, регулирующие порядок и процедуру предоставления земельных участков в собственность или аренду, утратили силу с 01.03.2015 и согласование границ земельного участка проведено надлежащим образом.

Согласно сведениям публичной кадастровой карты, в сведения о земельных участках с кадастровыми номерами 45:25:070311:8 и 45:25:070311:9, расположенных по адресу <адрес>, внесены изменения <...>. В результате внесения изменений в сведения ГКН о земельных участках их площадь составила 11 кв.м и 28 кв.м соответственно. До даты внесения изменений площадь участков составляла 227 кв.м и 226 кв.м соответственно. По данным ЕГРН правообладателем участков является Муниципальное образование г. Курган, право собственности муниципальных образований на участки зарегистрировано <...>. Постановлением от <...> Администрацией г. Кургана утверждена схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории города Кургана для коммунального обслуживания (канализационная насосная станция и блочная комплектная трансформаторная подстанция) по адресу: <адрес>, а. Считает, что при формировании земельного участка с кадастровым номером на основании заявления ООО «Строй Капитал» от <...> границы смежных земельных участков с кадастровыми номерами и площадью 11 кв.м и 28 кв.м соответственно уже были сформированы органом местного самоуправления, сведения о местоположении границ и площади участков были внесены в сведения государственного кадастра недвижимости <...>.

Согласно чертежу градостроительного плана земельного участка с
кадастровым номером , утвержденного постановлением Администрации г. Кургана от <...>, определено место допустимого размещения канализационной насосной станции и блочной комплектной трансформаторной подстанции, в том числе и на той территории, где до <...> были расположены земельные участки с кадастровыми номерами и , площадью 227 кв.м и 226 кв.м соответственно.

Автор жалобы выражает несогласие с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях ФИО1 по выбору места размещения объектов недвижимости, приведших к невозможности раздела земельного участка, имеется злоупотребление правом. В материалах дела имеется проектная документация «Канализационная насосная станция и блочная комплектная трансформаторная подстанция по <адрес> в <адрес>», изготовленная ООО «Заурал-проект» в 2016 году, с внесенными изменениями от <...>, в котором указывалось, какие объекты недвижимости проектировались. В качестве вспомогательных видов разрешенного использования территориальной зоне Ж4 определены гаражи, стоянки автомобилей, объекты хозяйственного назначения. Управлением Росреестра по Курганской области зарегистрировано право собственности ФИО1 на все объекты недвижимости (сооружения), расположенные в границах участка. Решением суда данные объекты недвижимости не признаны самовольными постройками, право собственности на них не прекращено.

По мнению автора жалобы, судом не учтено, что земельный участок с кадастровым номером со всех сторон окружен участками, сведения о местоположении границ которых имеются в ЕГРН. Участок признается неделимым, если в результате его предполагаемого разделения образуется земельный участок, не имеющий самостоятельного выхода к местам общего пользования (дорогам, проездам, выездам) и тем самым будет ограничено право владельцев иных земельных участков необходимостью обеспечения прохода (проезда) через их участок к выделяемому земельному участку. Доступ (вход, въезд) на территорию земельного участка с кадастровым номером возможен лишь с улицы Климова по существующей дороге между соседними земельными участками.

Указывает, что сооружения - канализационная насосная станция, блочная комплектная трансформаторная подстанция, расположенные на спорном земельном участке необходимы для эксплуатации двух физкультурно-оздоровительных комплексов, расположенных на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый ) и на земельном участке по адресу: <адрес> (кадастровый ). Помимо этих сооружений в состав возмездных инженерных сетей будут входить: водонапорная башня - <адрес>, прокладка водопровода - от <адрес> а до <адрес>, насосная станция для подачи воды - <адрес>. На дату проведения осмотра экспертами спорного земельного участка один физкультурно-оздоровительный комплекс находился в стадии незавершенного строительства (30% готовности), второй - в стадии строительства, инженерные сети отсутствовали. В связи с этим функционирование основных видов сооружений на спорном земельном участке не осуществлялось. Учитывая, что физкультурно-оздоровительные комплексы на дату проведения осмотра не были введены в эксплуатацию, соответственно не были подключены к КНС и БКТП, которые расположены на участке по <адрес>. По этой же причине на дату проведения осмотра экспертами земельного участка по <адрес> отсутствовал ассенизаторский автомобиль. Кроме того, из КНС был демонтирован насос для откачки жидких стоков по причине его поломки.

Со ссылкой на статьи 39.20, 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации истец полагает, что суд не дал правовой оценки содержанию отказа Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана на соответствие предусмотренных законом оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.

Полагает суд не в полном объеме исследовал и оценил фактические обстоятельства по данному делу, а также применил закон, не подлежащий применению (статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В отзыве на апелляционную жалобу представитель ПАО «СУЭНКО» просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В представленных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчиков Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана Курганской области и Администрации г. Кургана считает доводы жалобы необоснованными.

Третьи лица ФИО12, ФИО11 в отзывах на апелляционную жалобу просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители истца ФИО1 по доверенностям ФИО2, ФИО3, ФИО4 доводы апелляционной жалобы поддержали.

Представитель ответчиков Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана и администрации г. Кургана по доверенностям ФИО5 полагала доводы жалобы необоснованными, а решение суда – не подлежащим отмене.

В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица ПАО «СУЭНКО» по доверенности ФИО6 поддержал доводы, изложенные в отзыве на исковое заявление, указав, что на спорном земельном участке расположен объект ПАО «СУЭНКО», подготовлено исковое заявление в отношении трансформаторной подстанции, зарегистрированной на имя истца.

Иные участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем, на основании ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, с учетом мнения присутствующих, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ, проверив законность и обоснованность судебного решения, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает, что оснований для отмены решения суда не имеется.

Из материалов дела следует, что <...> между Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области (арендодатель) и ООО «КомпаниСтрой Сити» (арендатор) заключен договор аренды , в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 3 835 кв.м с разрешенным использованием: для строительства здания физкультурно-оздоровительного комплекса в границах, указанных в кадастровом паспорте участка по адресу: <адрес> на срок 3 года с момента подписания акта приема-передачи участка.

Соглашением от <...>, подписанным Администрацией г. Кургана и ООО «КомпаниСтройСити» внесены изменения в договор аренды земельного участка от <...> в части срока аренды земельного участка, увеличенного до 6 лет с момента подписания акта приемки-передачи участка.

<...> между Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области (арендодатель) и ООО «КомпаниСтройСити» (арендатор) заключен договор аренды , в соответствии с которым арендодатель предоставляет, а арендатор принимает в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером , площадью 2135 кв.м с разрешенным использованием: спорт (физкультурно-оздоровительный комплекс) комплекса в границах, указанных в кадастровом паспорте участка по адресу: <адрес> на срок 6 лет с момента подписания акта приема-передачи участка.

<...> ООО «Строй Капитал» обратилось в Администрацию г. Кургана с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером - для размещения канализационной насосной станции и блочной комплектной трансформаторной подстанции по адресу: <адрес>.

Постановлением Администрации г. Кургана от <...> ООО «Строй Капитал» предварительно согласовано место размещения канализационной насосной станции и блочной комплектной трансформаторной подстанции на земельном участке площадью 2 803 кв.м. на землях населенных пунктов, в границах кадастрового квартала по <адрес> в <адрес>.

<...> между Администрацией г. Кургана (арендодатель) и ООО «Строй Капитал» (арендатор) заключен договор аренды земельного участка , в соответствии с пунктом 1.1. которого арендодатель сдал, а арендатор принял в пользование на условиях аренды сроком до <...> земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 45:25:070311:1962, площадью 2803 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, с разрешенным использованием: коммунальное обслуживание (канализационная насосная станция и блочная комплектная трансформаторная подстанция).

<...> между ООО «Строй Капитал» и ООО «КомпаниСтройСити» заключен договор о совместной деятельности по строительству инженерных сетей, согласно пунктам 1.1, 1.2 которого стороны обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для строительства инженерных сетей, необходимых для строительства и эксплуатации физкультурно-оздоровительных объектов по ул. Климова в г. Кургане. В состав возмездных инженерных сетей будут входить: водонапорная башня - <адрес>; система электроснабжения насосного оборудования - <адрес>; прокладка водопровода - от <адрес> а до <адрес>; насосная станция для подачи воды - <адрес>; здание трансформаторной подстанции - <адрес>; канализационная насосная станция -<адрес>.

<...> между ООО «Строй Капитал» (цедент) и ФИО1 (цессионарий) заключено соглашение о передаче прав и обязанностей по договору аренды (о перенайме), в соответствии с которым цедент передает (уступает), а цессионарий принимает права (требования) и обязанности по договору аренды земельного участка , заключенного от <...> между цессионарием и Администрацией г. Кургана, по которому передан земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>.

<...> между ООО «Строй Капитал», ФИО1, ООО «КомпаниСтрой Сити» заключено соглашение о переходе прав и обязанностей по договору от <...>, согласно которому ООО «Строй Капитал» уступил, а ФИО1 приняла в полном объеме права (требования) и обязанности ООО «Строй Капитал» по договору от <...>, заключенному между ООО «Строй Капитал» и ООО «Компании строй сити».

Судом первой инстанции установлено, следует из материалов дела, что ФИО1 является собственником блочной комплектной трансформаторной подстанции, площадью 24,7 кв.м, канализационной насосной станция площадью 24 кв.м, гаража, площадью 22,7 кв.м, хозяйственного блока, площадью 10,5 кв.м, хозяйственного блока, площадью 7,1 кв.м, стоянки автомобилей, площадью 179 кв.м, кабельной линии - КЛ 6 кВ, протяженностью 21 м, коллектора канализационно-насосной станции, протяженностью 44 м, находящихся на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>.

<...> ФИО1 обратилась в Департамент строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана с заявлением о предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно письму от <...> Директора Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана, рассмотрено заявление ФИО1 о предоставлении в собственность за плату земельного участка к кадастровым номером для коммунального обслуживания (канализационная насосная станция и блочная комплектная трансформаторная подстанция), расположенного по адресу: <адрес>. По сведениям Управления Росреестра по Курганской области, полученным в результате межведомственного взаимодействия, ФИО1 является собственницей сооружений коммунального хозяйства, расположенных на указанном земельном участке. Кроме того, испрашиваемый земельный участок Администрацией г. Кургана предоставлен ей в аренду по договору от <...> сроком до <...>. Предоставление в соответствии с пунктом 2 статьи 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации за плату земельного участка, необходимого для эксплуатации указанных объектов недвижимости, возможно после раздела земельного участка с кадастровым номером и приведения в соответствие смежных земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования г. Кургана, границы которых не были учтены при формировании испрашиваемого земельного участка. С целью раздела земельного участка с кадастровым номером ФИО1 предложено обратиться в Департамент архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории в соответствии с пунктом 7 статьи 11.4 Земельного кодекса Российской Федерации с приложением схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории.

Установив изложенные обстоятельства дела, суд первой инстанции пришел к выводу, что при формировании спорного земельного участка Администрацией г. Кургана не были учтены границы смежных земельных участков с кадастровыми номерами и , находящихся в муниципальной собственности, а расположенные на земельном участке вспомогательные объекты недвижимости (гараж, кабельная линия, стоянки автомобилей, хозяйственные блоки) не имеют технологической, функциональной, целевой и эксплуатационной связи с основными объектами недвижимости канализационной насосной станцией и блочной комплектной трансформаторной подстанцией. По этим основаниям отказ Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана суд первой инстанции признал законным и обоснованным.

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, указывается, в частности, основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39,3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований.

Согласно пп. 6 п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.

В силу п. 1 ст. 39.20 ЗК РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

Из системного толкования приведенных норм следует, что собственник объектов недвижимости имеет исключительное право на приобретение земельного участка, занятого объектом недвижимости и необходимого для его использования, площадь которого определяется исходя из его функционального использования исключительно для эксплуатации расположенного на нем объекта. Возникновение исключительного права зависит от достижения той цели, для которой земельный участок предоставлялся лицу. Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность только для целей эксплуатации уже существующих зданий, строений и сооружений.

Определением Курганского городского суда от <...> назначена комплексная строительно-землеустроительная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «АНО «Эксперт».

Согласно заключению экспертов от <...> сооружения, относящиеся к основным видам разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, являются следующие: канализационная насосная станция, кадастровый ; блочная комплектная трансформаторная подстанция, кадастровый ; блочная комплектная трансформаторная подстанция (сведения в ЕГРН о данном объекте на момент осмотра отсутствуют). Эти же объекты в силу, того что для земельных участков, относящихся к зоне Ж4 «Застройки многоэтажными жилыми домами», в «Правилах землепользования и застройки города Кургана», утвержденных решением Курганской городской Думы от <...>, предусмотрено в качестве основных видов разрешенного использования, в том числе, размещение объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (газо-, тепло-, водо-, электрообеспечения, канализации и связи), отнесены к основным сооружениям.

Сооружения, относящиеся к вспомогательным видам разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, являются следующие сооружения: гараж, кадастровый ; коллектор канализационно-насосной станции, кадастровый ; кабельная линия - кл 6 кВ, кадастровый ; стоянка автомобилей площадью 179 м.кв, кадастровый ; хозяйственный блок, площадью 10,5 м.кв., кадастровый ; хозяйственный блок, площадью 7,1 м.кв., кадастровый ; хозяйственный блок, площадью 6 м.кв., кадастровый ; стоянка автомобилей площадью 970 м.кв., кадастровый . Для земельного участка с кадастровым номером , расположенного в зоне Ж4 «Застройки многоэтажными жилыми домами», вспомогательным видом разрешенного использования, согласно «Правил землепользования и застройки <адрес>», утверждённых решением Курганской городской Думы от <...>, является размещение следующих объектов: инженерно-технического обеспечения, для которых не требуются отдельные земельные участки; гаражей; объектов хозяйственного назначения; стоянки автомобилей.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 № 1300 (ред. от 30.04.2016 и 30.06.2018) и в силу Закона Курганской области от 23.04.2014 № 23 «Об установлении на территории Курганской области случаев, при которых не требуется получение разрешения на строительство» в перечень объектов, размещение которых может осуществляться, без предоставления земельных участков и без получения разрешения на строительство, включены кабельные линии электропередач и напорные сети (коллекторов) канализации внутренним диаметром до 200 миллиметров.

Единственное сооружение, у которого на дату проведения осмотра в рамках судебной экспертизы, обнаружена непосредственная, технологическая связь с основным сооружением, является линейное сооружение - коллектор канализационно-насосной станции (кадастровый ). Канализационный коллектор подключен к накопительному резервуару основного сооружения - канализационной насосной станции (кадастровый ) и имеет непосредственную, технологическую связь с данным сооружением. Канализационный коллектор предназначен для функционирования канализационной насосной станции.

У остальных сооружений, а именно: гараж, кадастровый ; кабельная линия - кл 6кВ, кадастровый ; стоянка автомобилей площадью 179 кв.м, кадастровый ; хозяйственный блок, площадью 10,5 кв.м, кадастровый ; хозяйственный блок, площадью 7,1 кв.м, кадастровый ; хозяйственный блок, площадью 6 кв.м, кадастровый ; стоянка автомобилей площадью 970 кв.м, кадастровый , на дату проведения осмотра в рамках судебной экспертизы, признаков, что данные сооружения имеют непосредственную связь (технологическую, функциональную, целевую, эксплуатационную и т.п.) с основными сооружениями, не обнаружено.

У четырех объектов недвижимости, а именно: блочная комплектная трансформаторная подстанция, кадастровый ; стоянка автомобилей (179 кв.м), кадастровый ; хозяйственный блок (7,1 кв.м), кадастровый ; стоянка автомобилей (970 кв.м), кадастровый , сведения, о которых на дату осмотра внесены в Единый государственный реестр недвижимости, находящихся на земельном участке с кадастровым номером 45:25:070311:1962, расположенном по адресу: <адрес>, фактические значения координат, характерных точек и значения площадей соответствуют данным технических планов.

У шести объектов недвижимости, а именно: канализационная насосная станция, кадастровый ; гараж, кадастровый ; коллектор канализационно-насосной станции, кадастровый ; кабельная линия - кл 6кВ, кадастровый ; хозяйственный блок, площадью 10,5 кв.м, кадастровый ; хозяйственный блок, площадью 6 кв.м, кадастровый ; сведения, о которых на дату осмотра внесены в Единый государственный реестр недвижимости, находящихся на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, фактические параметры не соответствуют параметрам технических планов. Объект недвижимости - блочная комплектная трансформаторная подстанция, на дату осмотра не внесен Единый государственный реестр недвижимости. Технического плана для данного сооружения, на дату осмотра, не имелось.

Для эксплуатации основных объектов недвижимости находящихся на земельном участке с кадастровым номером 45:25:070311:1962, расположенном по адресу: <адрес>, необходимы охранные и санитарно-защитные зоны.

Для канализационной насосной станции с проектной производительностью 72 куб. м/сутки, согласно таблице 7.1.2. СанПиН 2.2.1/2.<...>-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» расстояние (радиус) определяющее размер санитарно-охранной зоны составляет 15 м. Для блочных трансформаторных подстанций размер зоны санитарного разрыва определен в СП 42.13330.2016 «Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений. Актуализированная редакция СНиП <...>-89*"», согласно п. 12.26 которого, при размещении отдельно стоящих распределительных пунктов и трансформаторных подстанций напряжением 10 (6) - 20 кВ при числе трансформаторов не более двух мощностью каждого до 1000 кВА расстояние от них до окон жилых домов и общественных зданий следует принимать с учетом допустимых уровней шума и вибрации, но не менее 10 м. Помимо основных объектов недвижимости, санитарные разрывы и охранные зоны необходимы и для вспомогательных сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, а именно: для сооружений автомобильных стоянок и подземной кабельной линии электропередач.

Площадь санитарно-защитной зоны вокруг канализационной насосной станции, расположенной на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, составляет 707 кв.м. Для блочной комплектной трансформаторной подстанции, кадастровый площадь земельного участка, ограниченного линиями санитарных разрывов, составляет 640 кв.м, а для блочной комплектной трансформаторной подстанции, сведений о которой на дату осмотра нет в ЕГРН, 624 кв.м. Площадь охранной зоны блочной комплектной трансформаторной подстанции, кадастровый составляет 640 кв.м, а для блочной комплектной трансформаторной подстанции, сведений о которой на дату осмотра нет в ЕГРН: 624 кв.м.

Сооружение - коллектор канализационно-насосной станции фактически расположено в границах земельного участка с кадастровым номером .

Сооружение - канализационная насосная станция, находящаяся на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес> по своему функциональному (проектному) назначению предназначено для отведения сточных вод проектируемого и строящегося зданий физкультурно-оздоровительных комплексов, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>.

На дату проведения осмотра в рамках судебной экспертизы выяснено, что фактически возведены надземная часть сооружения и накопительный резервуар. Технологический процесс, по приему сточных вод от каких-либо объектов и отводу в централизованную систему канализации насосной станцией, на дату осмотра, не осуществлялся. Объект находится на стадии незавершенного строительства. Насосное и иное инженерное оборудование, на дату осмотра, в сооружении канализационной насосной станции, свидетельствующие о функциональном назначении объекта, не обнаружено. По состоянию на дату осмотра канализационная насосная станция, находящаяся на земельном участке с кадастровым номером по адресу: <адрес>, не соответствует требованиям СП 32.13330.2012. «Свод правил. Канализация. Наружные сети и сооружения. Актуализированная редакция СНиП <...>-85» и проектной документации.

На дату проведения осмотра за ФИО1 зарегистрированы права собственности на следующие сооружения, расположенные на земельном участке с кадастровым номером : канализационная насосная станция, кадастровый ; блочная комплектная трансформаторная подстанция, кадастровый ; гараж, кадастровый ; коллектор канализационно-насосной станции, кадастровый ; кабельная линия - кл 6кВ, кадастровый ; стоянка автомобилей площадью 179 кв.м, кадастровый ; хозяйственный блок, площадью 10,5 кв.м, кадастровый ; хозяйственный блок, площадью 7,1 кв.м, кадастровый ; хозяйственный блок, площадью 6 кв.м, кадастровый ; стоянка автомобилей площадью 970 кв.м, кадастровый .

Раздел земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, учитывая наличие зарегистрированных прав за ФИО1 на сооружения, невозможен. На дату осмотра существует единственный проезд по территориям общего пользования от <адрес> к вышеуказанным сооружениям. Теоретический раздел земельного участка с кадастровым номером может привести к невозможности транспортного проезда, прохода к сооружениям и невозможности их использования, что противоречит требованиям к образуемым и измененным земельным участкам п. 4 ст. 11.9 ЗК РФ, согласно которым не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.

Для эксплуатации основных и части вспомогательных (автостоянки и кабельной линии) объектов недвижимости, находящихся на земельном участке с кадастровым номером , расположенном по адресу: <адрес>, необходимы охранные и санитарно-защитные зоны.

Нормативные требования по пожарной безопасности для трансформаторной с подстанции с маслонаполненным оборудованием требуют расположения соседних зданий и строений на расстоянии минимум 16 метров.

Градостроительные нормы не допускают строительства каких либо зданий и сооружений на расстоянии не менее 5 метров от трубопроводов напорных канализационных коллекторов.

Таким образом, раздел земельного участка может привести к тому, что вновь образованные участки, после раздела будут иметь обременения в части не возможности размещения зданий и строений, что противоречит требованиям к образуемым и измененным земельным участкам.

Расположение объектов недвижимости на земельном участке таково, что любой вариант раздела земельного участка с выделом отдельного земельного участка под каждый объект недвижимости приведет либо к изломанности границ из-за врезывания одних земельных участков в границы других земельных участков, либо к вкрапливанию из-за расположения внутри одного земельного участка границ участков земли другого землепользования.

Из заключения экспертов, не оспоренного сторонами в ходе рассмотрения дела и не ходатайствовавшими о проведении повторной либо дополнительной экспертизы, следует, что возведенные истцом объекты недвижимости на земельном участке не имеют связи с основными объектами, для строительства которых предоставлялся земельный участок. Кроме того, возведенные истцом объекты не завершены и в эксплуатацию как сооружения не введены. Кроме того, в отношении права на трансформаторные подстанции имеется неразрешенный спор между ФИО1 и ПАО «СУЭНКО», о чем пояснил суду апелляционной инстанции представитель третьего лица. При этом третье лицо претендует на трансформаторную подстанцию, право собственности на которую зарегистрировано за ФИО1

Земельные участки, занятые объектами недвижимого имущества, могут быть предоставлены в собственность по основанию, установленному п. 1 ст. 36 ЗК РФ, только для эксплуатации уже существующих зданий, строений, сооружений. Возведение на участке только вспомогательных объектов даже при наличии государственной регистрации права собственности ФИО1 на них не влечет возникновения права на приобретение в собственность спорного участка в порядке ст. 39.3 ЗК РФ.

Поскольку на момент обращения истца за заключением договора купли-продажи земельного участка сооружения, для возведения и эксплуатации которых был предоставлен в аренду спорный земельный участок, в эксплуатацию не введены, доказательств обратного истцом суду не представлено, предусмотренная действующим законодательством цель передачи в собственность земельного участка не достигнута, судебная коллегия приходит к выводу, что судом первой инстанции обоснованно отказано в удовлетворении исковых требований.

С учетом вышеизложенного, не могут быть признаны состоятельными доводы апелляционной жалобы о том, что как собственник строений на земельном участке истец в силу ст. 39.20 ЗК РФ имеет исключительное право на приобретение земельного участка в собственность.

При этом довод апелляционной жалобы об отсутствии в письме Департамента архитектуры, строительства и земельных отношений Администрации г. Кургана ссылки на предусмотренные Земельным кодексом Российской Федерации основания для отказа судебная коллегия полагает несостоятельным. Ответчик в письме от 22.02.2018 ссылается на нормы п. 2 ст. 39.3 ЗК РФ, которая является отсылочной нормой к положениям ст. 39.20 ЗК РФ, которыми предусмотрено исключительное право на приобретение в собственность земельного участка собственниками расположенных на них объектов, и которые применяются в совокупности лишь том в случае, если не ставится под сомнение факт законности нахождения недвижимого имущества на испрашиваемом земельном участке, и не предполагают обязанность собственника земельного участка во всех без исключения случаях заключать договор о передаче земельного участка в собственность. Наличие на участке не введенных в эксплуатацию сооружений коммунального обслуживания (канализационная насосная станция и блочная комплектная трансформаторная подстанция), для возведения которых спорный земельный участок предоставлен в аренду, не порождает безусловного права на оформление права собственности на земельный участок, занятый данными постройками.

Иные доводы апелляционной жалобы правового значения для рассмотрения спора не имеют и не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда, поскольку основаны на субъективном толковании норм материального права.

По существу доводы апелляционной жалобы ФИО1 сводятся к изложению позиции по делу и переоценке выводов суда о фактических обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения спора, не содержат каких-либо подтверждений, которые могли бы послужить основаниями принятия судом иного решения, а потому не могут быть положены в основу отмены решения суда. Суд первой инстанции в своем решении оценил достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Оснований для иной оценки доказательств, представленных при разрешении спора, судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Курганского городского суда Курганской области от 25 октября 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Судья-председательствующий

Судьи