ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-18321/20 от 25.06.2020 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Калита Н.В. дело № 33-18321/2020

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар 25 июня 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Зеленского Д.В.,

судей Моисеевой О.М., Гончаровой С.Ю.,

при секретаре Кореловой Л.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Новиковой Н.М. на решение Кореновского районного суда от 07 ноября 2018 г. по иску ОАО «РЖД» в лице филиала ООО «РЖД» - Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта к Новиковой Н.М. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд,

заслушав доклад судьи Моисеевой О.М,

УСТАНОВИЛА:

ОАО «РЖД» в лице филиала ОАО «РЖД» - Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта обратилось в суд с иском к Новиковой Н.М. о принудительном изъятии земельного участка для государственных нужд, ссылаясь на то, что OAO «РЖД» осуществляет реализацию проекта «Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла» в рамках комплексного инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка им. М.Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла». Федеральным агентством железнодорожного транспорта министерства транспорта РФ принято распоряжение от 14 октября 2016 г. № ЕЛ-98р «Об изъятии земельных участков путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта «Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла» в рамках комплексного инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла» об утверждении перечня земельных участков, подлежащих изъятию для нужд Российской Федерации в рамках комплексного проекта. Путем выкупа для нужд Российской Федерации изымаются земельные участки в Кореновском, Тимашевском и Калининском районах Краснодарского края. Под изъятие для государственных нужд попадает земельный участок с кадастровым номером <№..>, площадью <№..> кв.м., расположенный в Кореновском районе Краснодарского края на территории <Адрес...> правообладателем которого является Новикова Н.М. С целью определения размера возмещения за изымаемый земельный участок ОАО «РЖД» заключило договор с оценочной компанией <...> на проведение оценки рыночной стоимости и иных прав, подлежащих прекращению. Согласно отчету <...>» об оценке от <Дата><№..>/<Адрес...>.<Адрес...>/ размер возмещения за изымаемый земельный участок составляет <№..> руб., который включает в себя итоговую величину рыночной стоимости - <...> руб., размер убытков <...>. ДКРС ОАО «РЖД» в адрес Новиковой Н.М. в письме направил проект соглашения об изъятии земельного участка и выплате компенсации. С целью определения размера возмещения за изымаемый земельный участок ОАО «РЖД» заключило договор с оценочной компанией <...> на проведение оценки рыночной стоимости и иных прав, подлежащих прекращению. Согласно отчету ООО «<...>» об оценке от <Дата><№..>/<Адрес...>/ размер возмещения за изымаемый земельный участок составляет <...> руб. который включает в себя итоговую величину рыночной стоимости – <...> руб., размер убытков <...> руб. До настоящего времени в ДКРС ОАО «РЖД» не представлено подписанное Новиковой Н.М. соглашение об изъятии указанного земельного участка. Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Поскольку в добровольном порядке решить вопрос об изъятии у Новиковой Н.М. земельного участка для государственных нужд не удалось, ДКРС ОАО «РЖД» предъявила в суд настоящий иск и просит его удовлетворить.

Новикова Н. М. в судебное заседание не явилась, хотя надлежащим образом была уведомлена о времени и месте слушания дела. О причине неявки в суд не сообщила. Извещение о времени и месте судебного заседания было размещено на сайте Кореновского районного суда.

Обсудив неявку Новиковой Н.М., суд в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, пришел к выводу о рассмотрении дела без ее участия.

Решением от 07 ноября 2018 г. Кореновский районный суд удовлетворил иск ОАО «РЖД» в лице филиала ОАО «РЖД» - Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорта:

изъял у Новиковой Н.М. в собственность Российской Федерации для государственных нужд земельный участок площадью <...> кв.м. с кадастровым номером: <№..>, расположенный в <Адрес...><Адрес...>

прекратил право собственности Новиковой Н.М. на земельный участок площадью <...> кв.м. с кадастровым номером: <№..>, расположенный в <Адрес...><Адрес...>

определил возмещение Новиковой Н.М. за изымаемый земельный участок площадью <...> с кадастровым номером: <№..>, кв.м., расположенный в <Адрес...><Адрес...> в сумме <...> руб. (НДС не облагается), который включает в себя: итоговую величину рыночной стоимости - <...> руб., размер убытков - <...> руб.

обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю зарегистрировать право собственности Российской Федерации на земельный участок земельный участок площадью <...> кв.м. с кадастровым номером <№..>, расположенный в <Адрес...> Краснодарского края на территории с/т «Бейсужек»;

обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю прекратить право собственности < Ф.И.О. >1 на земельный участок площадью 37 +/- 11 кв.м. с кадастровым номером: 23:12:0606001:1289, расположенный в <Адрес...><Адрес...>

взыскал с Новиковой Н.М. в пользу ОАО «РЖД» госпошлину в сумме <...> руб.

Определением Кореновского районного суда от 05 февраля 2020 г. Новиковой Н.М. было отказано в удовлетворении заявления о восстановлении пропущенного процессуального срока на апелляционное обжалование решения Кореновского районного суда от 07 ноября 2018 г.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 24 марта 2020 г. определение Кореновского районного суда от 05 февраля 2020 г. было отменено и Новиковой Н.М. восстановлен процессуальный срок на подачу апелляционной жалобы на решение Кореновского районного суда от 07 ноября 2018 г.

В апелляционной жалобе Новикова Н.М. просит отменить решение Кореновского районного суда Краснодарского края от 07 ноября 2018 года, как вынесенное с нарушениями норм материального и процессуального права.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции ни Новикова Н.М., ни ее представитель < Ф.И.О. >6 не явились, хотя надлежащим образом были извещены о времени и месте слушания дела, что подтверждено почтовыми уведомлениями о вручении. О причине неявки в суд не сообщили.

Обсудив неявку ответчицы, судебная коллегия пришла к выводу о рассмотрении дела без участия < Ф.И.О. >1 и ее представителя.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя ОАО «РЖД», судебная коллегия считает жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 279 ГК РФ земельный участок может быть изъят у собственника для государственных нужд в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством (п.1).

В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:

1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок (п. 2).

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством (п. 3).

Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.

В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств (п. 4).

Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством( п.5).

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее - соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом) (п. 6).

В соответствии со ст. 281 ГК РФ при определении размера возмещения при изъятии земельного участка для государственных нужд в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который, подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода, и определяемые в соответствии с федеральным законодательством.

В силу ст. 282 ГК РФ, если правообладатель изымаемого земельного участка не заключил соглашение об изъятии, в том числе по причине несогласия с решением об изъятии у него земельного участка, допускается принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд (п. 1).

Принудительное изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется по решению суда. Иск о принудительном изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть предъявлен в суд в течение срока действия решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. При этом указанный иск не может быть подан ранее чем до истечения девяноста дней со дня получения правообладателем такого земельного участка проекта соглашения об изъятии (п.2).

В подпункте 2 ст. 49 ЗК РФ предусмотрено, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

строительством, реконструкцией следующих объектов государственного значения (объектов федерального значения, объектов регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Согласно ст. 56.2 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основании решений:

1) уполномоченных федеральных органов исполнительной власти - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд Российской Федерации (федеральных нужд), в том числе для размещения объектов федерального значения. Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти принимают также решения об изъятии земельных участков в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения);

2) уполномоченных исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации - в случае изъятия земельных участков для государственных нужд субъекта Российской Федерации (региональных нужд), в том числе для размещения объектов регионального значения. Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают также решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;

3) органов местного самоуправления - в случае изъятия земельных участков для муниципальных нужд, в том числе для размещения объектов местного значения.

Статьей 56.4 ЗК РФ предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд не только по инициативе уполномоченных федеральных органов государственной власти, исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, но и по ходатайству организаций, перечисленных в пункте 1 указанной нормы. Перечень таких организаций утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2015 г. N 442.

В соответствии со ст. 56.6 ЗК РФ решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд (далее также - решение об изъятии) может быть принято в отношении одного или нескольких земельных участков, в том числе земельного участка или земельных участков, подлежащих образованию (п.1).

Решение об изъятии принимается в отношении всех объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках, подлежащих изъятию, за исключением сооружений (в том числе сооружений, строительство которых не завершено), размещение которых на изымаемых для государственных или муниципальных нужд земельных участках не противоречит цели изъятия (п.2).

Решение об изъятии может быть принято в отношении всех или некоторых земельных участков, расположенных в границах зоны планируемого размещения объекта федерального значения, объекта регионального значения или объекта местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется такое изъятие (п. 3).

Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения копии решения об изъятии или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" предусмотренного подпунктом 3 пункта 10 настоящей статьи заказного письма.

В случае отсутствия сведений о почтовом адресе правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным с момента отправки ему копии решения об изъятии в электронной форме на адрес электронной почты, а в случае отсутствия сведений как о почтовом адресе, так и об адресе электронной почты - со дня опубликования решения об изъятии в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов (п. 11).

В соответствии со ст. 56.8 ЗК РФ размер возмещения за земельные участки, изымаемые для государственных или муниципальных нужд (далее также - размер возмещения), рыночная стоимость земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых земельных участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, взамен изымаемых земельных участков, определяются в соответствии с Федеральным законом от <Дата> N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (п.1).

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельных участков, право частной собственности, на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на земельные участки, подлежащих прекращению, убытки, причиненные изъятием земельных участков, включая убытки, возникающие в связи с невозможностью исполнения правообладателями таких земельных участков обязательств перед третьими лицами, в том числе основанных на заключенных с такими лицами договорах, и упущенная выгода, которые определяются в соответствии с федеральным законодательством.

В случае, если одновременно с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется изъятие расположенных на таких земельных участках и принадлежащих правообладателям таких земельных участков объектов недвижимого имущества, в размер возмещения включается рыночная стоимость этих объектов недвижимого имущества, право частной собственности на которые подлежит прекращению, или рыночная стоимость иных прав на эти объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению (п.2).

В целях определения размера возмещения за изымаемый земельный участок, который подлежит образованию, рыночная стоимость такого земельного участка, находящегося в частной собственности (рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на такой земельный участок), определяется как разница между рыночной стоимостью исходного земельного участка (рыночной стоимостью прекращаемых прав на исходный земельный участок) и рыночной стоимостью земельного участка, сохраняющегося у правообладателя (рыночной стоимостью сохраняющихся прав) (п. 4).

В целях определения размера возмещения рыночная стоимость земельного участка, право частной собственности, на который подлежит прекращению, или рыночная стоимость подлежащих прекращению иных прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования земельного участка на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка.

В случае, если до указанного дня разрешенное использование земельного участка изменено для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, для строительства, реконструкции которых осуществляется изъятие, рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость прекращаемых прав на земельный участок определяется исходя из разрешенного использования, установленного до указанного изменения

Планируемое изъятие земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества не учитывается при определении размера возмещения (п. 5).

Отчет об оценке, составленный в целях определения размера возмещения, рыночной стоимости земельного участка, предоставляемого в собственность взамен изымаемого, или рыночной стоимости права, на котором предоставляется земельный участок взамен изымаемого, действителен вплоть до подписания в соответствии со статьей 56.9 настоящего Кодекса соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо до решения суда о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд (п. 10).

Согласно ст. 56.9 ЗК РФ соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу, с которым заключается соглашение об изъятии недвижимости, принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2).

При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в соответствии с пунктами 4 и 5 настоящей статьи (п. 3).

К соглашению об изъятии недвижимости, предусматривающему изъятие земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества путем предоставления возмещения за них собственнику или обмена на иное недвижимое имущество, применяются правила гражданского законодательства о купле-продаже или мене (п. 7).

Согласно ст. 56.10 ЗК РФсоглашение об изъятии недвижимости заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 56.2 настоящего Кодекса (за исключением случая, предусмотренного пунктом 12 настоящей статьи), а в случае, если изъятие земельных участков осуществляется на основании ходатайства об изъятии, также организацией, подавшей такое ходатайство.

Проект соглашения об изъятии недвижимости, подписанный уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, а также организацией, подавшей ходатайство об изъятии, на основании которого было принято такое решение, направляется для подписания лицу, у которого изымаются земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества (п. 2).

Проект соглашения об изъятии недвижимости направляется заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, который:

1) указан правообладателем изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 12 статьи 56.6 настоящего Кодекса или при отсутствии данного адреса по адресу, который указан таким правообладателем в качестве адреса для связи с ним в ходе выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд;

2) указан в выписке из Единого государственного реестра недвижимости (в отсутствие сведений о почтовых адресах, указанных в подпункте 1 настоящего пункта)( п.3).

3) присвоен изымаемым объектам недвижимого имущества (в отсутствие сведений об адресах, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта).

Одновременно с проектом соглашения об изъятии недвижимости, направляемым правообладателю изымаемой недвижимости в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, направляются следующие документы:

1) кадастровые паспорта земельных участков, подлежащих изъятию в соответствии с соглашением об изъятии недвижимости, а также кадастровые паспорта расположенных на таких земельных участках зданий, сооружений, помещений в них, объектов незавершенного строительства (если сведения о таких зданиях, сооружениях, помещениях в них, объектах незавершенного строительства внесены в Единый государственный реестр недвижимости);

2) отчет об оценке рыночной стоимости изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или об оценке рыночной стоимости прав на земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества, подлежащих прекращению в связи с изъятием, а также отчет об оценке размера убытков, причиняемых изъятием земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;

3) отчет об оценке земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставляемых взамен изымаемых, или оценке стоимости права, на котором предоставляются земельные участки взамен изымаемых, в случае, если условиями соглашения об изъятии недвижимости предусмотрено предоставление земельных участков или иных объектов недвижимого имущества взамен изымаемых объектов недвижимого имущества (п. 4).

Проект соглашения об изъятии недвижимости считается полученным правообладателем изымаемой недвижимости со дня вручения ему предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи заказного письма или со дня возврата отправителю в соответствии с Федеральным законом "О почтовой связи" данного заказного письма, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи (п. 6).

При отказе правообладателя изымаемой недвижимости получить проект соглашения об изъятии недвижимости лицо, доставляющее проект соглашения об изъятии недвижимости, делает на нем отметку об отказе в получении проекта соглашения об изъятии недвижимости.

Правообладатель изымаемой недвижимости, отказавшийся принять проект соглашения об изъятии недвижимости, считается надлежащим образом получившим указанный проект соглашения (п. 7).

Правообладатель изымаемой недвижимости подписывает соглашение об изъятии недвижимости и направляет его в уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 8).

В случае, если по истечении девяноста дней со дня получения правообладателем изымаемой недвижимости проекта соглашения об изъятии недвижимости правообладателем изымаемой недвижимости не представлено подписанное соглашение об изъятии недвижимости, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости (п. 10).

Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, указанной в пунктах 1 и 2 статьи 56.4 настоящего Кодекса, за счет средств указанной организации (п. 13).

В силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Из материалов дела видно, что на основании постановления главы администрации г. Кореновска от <Дата><№..>, свидетельства о праве собственности <№..> от <Дата>, свидетельства о государственной регистрации права от <Дата> Новикова Н.М. является собственником земельного участка площадью <...> кв.м. для садово-огороднических целей, расположенного по адресу: <Адрес...>, с/т <Адрес...>», участок <№..> (л.д. 69, 72).

Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» - Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорт» осуществляет реализацию проекта «Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла» в рамках комплексного инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка им М. Горького-Котельниково-Тихорецкая-Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла».

Федеральным агентством железнодорожного транспорта Министерства транспорта Российской Федерации было принято распоряжение от 14 октября 2016 года № ЕЛ-98-р «Об изъятии земельных участков путем выкупа для нужд Российской Федерации в целях обеспечения реализации проекта «Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла» в рамках комплексного инвестиционного проекта «Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково – Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла» об утверждении перечня земельных участков, подлежащих изъятию для нужд Российской Федерации в рамках комплексного проекта.

Путем выкупа для нужд Российской Федерации изымаются земельные участки в Кореновском, Тимашевском и Калининском районах Краснодарского края.

На основании указанного распоряжения изъятию для государственных нужд подлежит часть земельного участка с кадастровым номером <№..>, расположенного в <Адрес...> Краснодарского края на территории <Адрес...> который принадлежит Новиковой Н.М.

Площадь изымаемой для государственных нужд части указанного земельного участка составляет <...> кв.м. и ей присвоен кадастровый <№..>.

В целях определения размера возмещения за земельный участок, подлежащий изъятию, ОАО «РЖД» заключило договор с оценочной компанией <...>» на проведение оценки рыночной стоимости и иных прав, подлежащих прекращению.

В соответствии с отчетом ООО «ЮРЦО-Веакон» об оценке от <Дата><№..>/<Адрес...>.7/38/И/ размер возмещения за изымаемый земельный участок составляет <...> руб. 00 коп. ( л.д. 29-33).

Во исполнение требований п. 5 ст. 279 ГК РФ, пп. 3 п.10 ст. 56.6 ЗК РФ письмом главного инженера ДКПС-ЮГ РАО «РЖД» собственник изымаемой части земельного участка - Новикова Н.М. была уведомлена об изъятии части принадлежащего ей земельного участка с направлением ей проекта соглашения об изъятии земельного участка, выписки из ЕГРН, отчет об оценке от <Дата>, что подтверждено описью вложения в письмо, направленное Новиковой Н.М. почтовым отправлением (л.д. 34-38).

До настоящего времени Новикова Н.М. не представила в ДКРС ОАО «РЖД» подписанное соглашение об изъятии земельного участка с кадастровым номером <№..>, площадью <...> кв.м., расположенного в <Адрес...><Адрес...>

Отсюда следует, что соглашение об изъятии у Новиковой части земельного участка для государственных нужд не было заключено.

В связи с этим в октября 2018 г. Открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в лице филиала ОАО «РЖД» - Дирекции по комплексной реконструкции железных дорог и строительству объектов железнодорожного транспорт» в судебном порядке поставило вопрос о принудительном изъятии у Новиковой Н.М. земельного участка с кадастровым номером <№..>, площадью <...> кв.м., расположенного в <Адрес...><Адрес...>

В процессе судебного разбирательства было установлено, что изъятие части земельного участка у Новиковой Н.М. осуществляется для государственных нужд, с соблюдением действующего законодательства, Новикова Н.М. была уведомлена об изъятии части принадлежащего ей земельного участка, о стоимости изымаемого земельного участка, расчет которой произведен экспертным учреждением, имеющим лицензию на проведение данного вида экспертиз, и не вызвал сомнений в его правильности.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о правомерности заявленных требований и удовлетворил их.

Доводы жалобы Новиковой Н.М. о том, что она не знала о слушании дела, опровергаются имеющимися в деле доказательствами - почтовым конвертом с уведомлением о вручении, уведомлением о вручении с подписью Новиковой Н.М. о получении повестки. Однако Новикова Н.М. в суд не явилась дважды и не сообщила о причинах неявки. Суд в силу ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в ее отсутствие (л.д. 41, 44).

Таким образом, при разрешении спора не допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного постановления в порядке ст. 330 ГПК РФ.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Кореновского районного суда от 07 ноября 2018 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Новиковой Н.М. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи