Судья Осовик С.В. Дело № 33-18327/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 сентября 2014 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей: Зенина В.А., Башинского Д.А.,
с участием прокурора Стукова Д.Г.,
при секретаре Попове С.Н.,
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе < Ф.И.О. >1 на решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от 17 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи Зенина В.А., судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Апшеронского района, действующий в интересах неопределённого круга лиц, обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю < Ф.И.О. >9, ТО Роспотребнадзора в Апшеронском, <...>х, <...>, Краснодарского края, Министерству природных ресурсов Краснодарского края, отделу надзорной деятельности Апшеронского района, Краснодарского края, ИП < Ф.И.О. >1, < Ф.И.О. >6 о запрете деятельности, осуществляемой с нарушением требований действующего законодательства.
Решением Апшеронского районного суда от <...> исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд запретил эксплуатацию базы отдыха, предоставляющей следующие виды услуг: размещение отдыхающих в домиках (предоставление бассейна для купания, предоставление беседок и автостоянки) с нарушением указанных требований законодательства Российской Федерации, расположенной по адресу: Краснодарский край, Апшеронский район, в административных границах Нижегородского сельского поселения, вдоль автодороги х. Красный Дагестан ст. Нижегородская, (район тепличного хозяйства) на земельном участке с кадастровым номером <...> и обязал ИП < Ф.И.О. >9 и ИП < Ф.И.О. >1 полностью устранить нарушения действующего законодательства.
В апелляционной жалобе < Ф.И.О. >1, просит решение Апшеронского районного суда от <...> отменить. В обосновании доводов ссылается на то, что решение суда незаконно и необоснованно, принято с нарушением норм действующего законодательства.
Судебная коллегия, выслушав < Ф.И.О. >9, < Ф.И.О. >6 и их представителя < Ф.И.О. >7, действующего по доверенности, представителя министерства природных ресурсов Краснодарского края < Ф.И.О. >8, действующую по доверенности, прокурора < Ф.И.О. >4, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что ФИО1 и < Ф.И.О. >1 осуществляют деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей и предоставляют услуги Базы отдыха «Термальный источник», находящейся по адресу: Краснодарский край, <...>, ст. Нижегородская. На территории базы отдыха располагается: 12 деревянных домиков; 2 бассейна; несколько беседок для клиентов с мангалами; скважина, для добычи воды; котел; септик; автостоянка для автотранспорта; пруды; выгребные туалеты; раздевалки; вагончики для персонала; сторожевой домик; недостроенное кирпичное здание под столовую.
Согласно информационному письму Апшеронского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 10.02.2014г. № 23-26/1-68, по состоянию на <...>, земельный участок с кадастровым номером <...>, расположенный по адресу: в административных границах Нижегородского сельского поселения, вдоль автодороги х.Красный Дагестан - ст. Нижегородская, район тепличного хозяйства, принадлежит на праве собственности < Ф.И.О. >9 (рег. запись от 18.07.2012г.).
В ходе проверки зданий и сооружений, находящихся на данной территории были выявлены нарушения требований пожарной безопасности. В нарушение требований Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ <...> от 25.04.2012г. на объекте отсутствуют инструкции о мерах пожарной безопасности (ППP. п. 2); к работе на объекте допущены лица, не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности (ППР, п. 3); на объекте не назначено лицо ответственное за пожарную безопасность (ППР, п. 4); на объекте отсутствуют: инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения (ППР п. 9); не обеспечена (ежедневная) передача в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект, информации о количестве людей, находящихся (в том числе в ночное время) на объекте (ППР п. 10); на объекте отсутствует инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также не проводятся, не реже 1 раза в полугодие, практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте (ППР п. 12); не произведена огнезащитная обработка деревянных домиков, предназначенных для проживания людей. (ППР п. 21, СНиП 21-01-97* п. 7.12, п. 7.13); не обеспечено ознакомление (под подпись) граждан, прибывающих на объект, с правилами пожарной безопасности (ППР п. 89); на огнетушителях, установленных на объекте, отсутствуют паспорт и порядковый номер, нанесенный на корпус белой краской (ППР п. 475); на объекте не ведется учет наличия, периодичность осмотра и сроки перезарядки огнетушителей, в специальном журнале произвольной формы. (ППР п. 478); здания и помещения, расположенные на территории объекта не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (НПБ 110-03 п.4, п. 6 таб.1); здания и помещения, расположенные на территории объекта, не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей на случай возникновения пожара (НПБ 104-03 п. 12 таб.2) (акт проверки соблюдения законодательства в области пожарной безопасности от 14.05.2013г.). По состоянию на 09.06.2014г. не устранены следующие нарушения: к работе на объекте допущены лица не прошедшие обучение мерам пожарной безопасности. (№ 123-Ф3 от 22.07.08г. ППР п. 3); на объекте отсутствуют, инструкция о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения. (№ 123-Ф3 от 22.07.08г. ППР п. 9); не обеспечена (ежедневная) передача в подразделение пожарной охраны, в районе выезда которого находится объект, информация о количестве людей, находящихся на объекте (в том числе в ночное время). (№ 123-Ф3 от 22.07.08г. ППР п. 10); на объекте отсутствует инструкция о действиях персонала по эвакуации людей при пожаре, а также не проводится, не реже 1 раза в полугодие, практические тренировки лиц, осуществляющих свою деятельность на объекте (№ 123-ФЗ от 22.07.08г. ППР п. 12); не произведена огнезащитная обработка деревянных домиков предназначенных для проживания людей. (№ 123-ФЗ от 22.07.08г. ППР п. 21, СНиП 21-01-97* п. 7.12, п. 7.13); не обеспечено ознакомление(под подпись) граждан, прибывающих на объект, с правилами пожарной безопасности. (№ 123-Ф3 от 22.07.08г. ППР п. 89); здания и помещения расположенные на территории объекта не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. (№ 123-Ф3 от 22.07.08г. НПБ 110-03 п.4, п. 6 таб.1); здания и помещения расположенные на территории объекта не оборудованы системой оповещения и управления эвакуацией людей на случай возникновения пожара. (№ 123-ФЗ от 22.07.08г. НПБ 104-03 п. 12 таб.2).
Согласно информации Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю в Белореченском, <...>х, <...> от 16.05.2013г. № 30/841, при проведении проверки базы отдыха «Термальный источник» было выявлено, что прачечная для стирки используемого белья, расположена в вагончике, состоит из 1 помещения, поточность чистого и грязного белья не соблюдается, в помещении захламлено, на момент проверки на стеллаже навалом хранится чистое и грязное белье, здесь же организована сушка белья, на полу стоит пылесос, личная обувь, посуда, личные вещи. Не организовано централизованное хранение чистого и грязного использованного белья, что является нарушением п,2.1,2.2, 2.3, 2.4, 2.12, 4.1, 4.3, 4.4, СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных»; внутренняя поверхность бассейнов не имеет гигиенического покрытия, дно и стены бассейнов выполнены бетоном; три кабинки крытых раздевалок (для не проживающих в номерах) выполнены из деревянного материала, в раздевалках оборудовано водяное отопление. В нарушение п.2.5, п.2.6.2 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды» в раздевалках отсутствуют гардероб, душевые. В раздевалках (для не проживающих в номерах) не предусмотрено разделение зон для посетителей в обуви и без обуви; в нарушение п.1,3, 1.4, 1.5, 2.1, п.2.15, 3.1, 3.8.1,3.9, 3.9.3, СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды» не представлена информация на использование бассейнов, о проведении механической очистки и дезинфекции бассейнов, обеззараживании воды, о режимах уборки, нормативах сброса воды в водоем. Сброс использованной воды от бассейнов осуществляется в расположенный на территории базы отдыха водоем, нормативы допустимых сбросов не представлены, что является нарушением п. 2.20 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; до сведения потребителей не доведена информация о качественном химическом составе воды, используемой в бассейнах, а также информация о медицинских противопоказаниях для купания. Документарное подтверждение проведения инструктажа о правилах нахождения в бассейнах, в том числе детьми отсутствует. В соответствии с п. 3.12.4 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды» персонал должен контролировать соблюдение посетителями правил пользования бассейном, где должны быть отражены меры по санитарно - эпидемиологической безопасности, противопоказания для пользования бассейном, обязанности посетителей по соблюдению личной гигиены; не представлена информация о прохождении обучения персонала по оказанию первой медицинской помощи. Дежурство спасателей у бассейнов не организовано. Дезинфекция жилетов после использования не проводится, жилеты хранятся навалом на скамье у проходной, часть жилетов хранится на земле, что является нарушением п.3.12.5 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; не представлены данные о программе производственного контроля и результатах лабораторных исследований воды, что является нарушением: п. 1.5, 2.1. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1.6, п.5.1.1, п. 5.2, п. 5.2.2, п. 5.3.1. СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; на территории базы отдыха не организован питьевой режим, краны с водопроводной питьевой водой и питьевые фонтанчики отсутствуют, что является нарушением п. 3.11. < Ф.И.О. >12 51185-2008 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования»; у проходной и на всей территории базы отсутствуют вывески с наименованием объекта, режимом работы, правилами пребывания, проживания, посещения бассейна, пользования автостоянкой и прейскуранты цен на оказываемые услуги. Правила посещения бассейнов отсутствуют. В нарушение ст. 9 Закона РФ <...> от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» до сведения потребителей не доведена информация об исполнителе услуг (индивидуальном предпринимателе) и фактическом адресе осуществления деятельности; не представлена информация о проведении очистки канализационных выгребов, на вывоз сточных вод, что является нарушением п. 2.1.5, п. 2.3.4. СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»; список сотрудников базы отдыха и личные медицинские книжки не представлены, что является нарушением п. 3.12.1 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; медицинское обслуживание на базе отдыха не обеспечено, что является нарушением п. 2.12 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды». На территории базы установлен контейнер для сбора мусора ТБО, однако он не соответствует требованиям, правилам и нормативам в области обращения с отходами. На территории базы отдыха ИП < Ф.И.О. >9 обнаружены и зафиксированы свалки мусора ТБО, а так же несанкционированная свалка мусора ТБО морфологический состав которой: текстиль; отходы стекла; отходы полипропилена, полиэтилена; пластиковая тара (бутылки); изделия из пластмассы, вышедшие из употребления; отработанные покрышки; тара алюминиевая из-под напитков; строительные отходы, картон тара - огороженная сеткой «Рабица», земляная яма общей площадью около 20 м2 высота кучи около 1,5 метров, на которую постоянно сваливается мусор ТБО для сжигания. База отдыха ИП < Ф.И.О. >9 располагается на одной площадке. На территории имеются следующие источники выбросов вредных веществ в атмосферный воздух: сжигаемая сватка мусора ТБО, септик, стоянка для автотранспорта посетителей, мангалы, также по территории предприятия передвигается спецавтотранспорт для погрузки-разгрузки; в атмосферу выделяются следующие вещества от автомобильной стоянки: диоксид азота; оксид азота; сажа; сернистый ангидрид; углерод оксид; бензин и т.д.
По состоянию на 09.06.2014г. не устранены следующие нарушения: не соблюдается поточность чистого и грязного белья в прачечной, для стирки постельных принадлежностей, установлена одна стиральная машина, здесь же организована сушка и глажка белья, что является нарушением п.2.1, 2.3, 2.4, 2.12, 4.1, 4.3, 4.4, СанПиН 2.1.2.2646-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию, содержанию и режиму работы прачечных»; в нарушение п.2.5, п.2.6.2 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды» в раздевалках отсутствуют гардероб, душевые; сброс использованной воды от бассейнов осуществляется в расположенный на территории базы отдыха водоем, нормативы допустимых сбросов не представлены, что является нарушением п. 2.20 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; не представлена программа производственного контроля и результатах лабораторных исследований воды и смывы с объектов внешней среды на паразитологические показатели, что является нарушением п. 1.5, 2.1. СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», п. 1.6, п.5.1.1, п. 5.2, п. 5.2.2, п. 5.3.1. СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; до сведения потребителей не доведена информация о качественном химическом составе воды, используемой в бассейнах, а также информация о медицинских противопоказаниях для купания. Документарное подтверждение проведения инструктажа о правилах нахождения в бассейнах, в том числе детьми отсутствует. В соответствии с п. 3.12.4 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды» персонал должен контролировать соблюдение посетителями правил пользования бассейном, где должны быть отражены меры по санитарно-эпидемиологической безопасности, противопоказания для пользования бассейном, обязанности посетителей по соблюдению личной гигиены; отсутствует информация для посетителей с наименованием объекта, режимом работы, правилами пребывания, проживания, посещения бассейна, пользования автостоянкой и прейскуранты цен на оказываемые услуги. До сведения посетителей не доведены правила предоставления гостиничных услуг, перечень льготных категорий граждан. Правила посещения бассейнов отсутствуют. В нарушение ст. 9 Закона РФ <...> от 07.02.1992г. «О защите прав потребителей» до сведения потребителей не доведена информация об исполнителе услуг (индивидуальном предпринимателе) и фактическом адресе осуществления деятельности; уведомление о начале осуществления деятельности по оказанию услуг проживания не представлено, что является нарушением п. 2 ст. 8 ФЗ <...> от 26.12.2008г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; территория не очищена от сорной растительности. Для сбора ТБО имеется 1 контейнер, контейнерная площадка оборудована твердым основанием, твердые бытовые отходы хранятся в пакетах навалом на земле; не представлена информация о проведении очистки канализационных выгребов, подтверждающие документы на вывоз сточных вод, что является нарушением п. 2.1.5, п. 2.3.4. СанПиН 42-128- 4690-88 «Санитарные правила содержания территории населенных мест»; список сотрудников базы отдыха и личные медицинские книжки не представлены, что является нарушением п. 3.12.1 Caul lull 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды»; медицинское обслуживание на базе отдыха не обеспечено, что является нарушением п. 2.12 СанПиН 2.1.2.1188-03 «Плавательные бассейны. Гигиенические требования к устройству, эксплуатации и качеству воды».
Согласно ст. 38 ФЗ РФ от 21.12.1994г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции. Лица, указанные в части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с п. 1 ст. 4 Федерального Закона от <...> № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды», объектами охраны окружающей среды от загрязнения истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия, хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд, атмосферный воздух, озонный слой атмосферы и околоземное космическое пространство.
В силу ст.56 Федерального Закона от <...> № 7 -ФЗ «Об охране окружающей среды при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Кроме того, из материалов дела следует, что ИП < Ф.И.О. >9 был привлечен к ответственности за совершение нарушений, предусмотренных ст. ст. 8.1, 8.2 КоАП РФ, а именно за несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов и несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Более того, ответчику было выдано представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, однако данных о том, что меры по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, суду представлено не было.
Соответственно, судебная коллегия не может признать обоснованными доводы апелляционной жалобы, поскольку данные доводы не содержат в себе обстоятельств, а также доказательства их подтверждающие, которые являются основанием для отмены или изменения решения суда.
Таким образом, суд первой инстанции законно и обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора, поскольку нарушение приведенных норм действующего законодательства ставит под угрозу безопасность окружающей среды, а также безопасность лиц, пользующихся услугами базы отдыха.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от <...> следует признать законным, обоснованным, по существу правильным, в связи с чем, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Апшеронского районного суда Краснодарского края от <...> оставить без изменения, а апелляционную жалобу < Ф.И.О. >1 без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи