ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1833/2022 от 01.06.2022 Верховного Суда Республики Бурятия (Республика Бурятия)

ВЕРХОВНЫЙ СУД

РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

Судья Болотова Ж.Т.

Поступило 11 мая 2022 г.

дело №33-1833/2022

04RS0018-01-2021-011518-73

АПЕЛЛЯЦИОННО Е ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 июня 2022 года г. Улан-Удэ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:

председательствующего Урмаевой Т.А.,

судей коллегии Болдонова А.И., Нимаевой О.З.,

при секретаре Цыденжаповой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению заместителя прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения РБ, Министерству здравоохранения РБ о возложении обязанностей,

по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия Осокиной И.А. на решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 10 марта 2022 года, которым постановлено:

исковые требования заместителя прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ в интересах неопределенного круга лиц к ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения РБ, Министерству здравоохранения РБ о возложении обязанностей удовлетворить частично.

Обязать ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения РБ устранить нарушение федерального законодательства, а именно: приобрести ... автомобилей скорой медицинской помощи класса «В» в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Министерство здравоохранения РБ осуществить финансирование ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения РБ для приобретения ... автомобилей скорой медицинской помощи класса «В» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад председательствующего судьи Урмаевой Т.А., ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражениями представителя истицы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд, истец просил обязать:

ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи»: в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу приобрести ... автомобилей скорой медицинской помощи (АСМП) класса «В»; укомплектовать штат учреждения медицинским персоналом;

Министерство Здравоохранения РБ: осуществить финансирование ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» для устранения нарушений законодательства, перечисленных выше, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца Панкова А.А. исковые требования поддержала, пояснила, что финансирование на приобретение АСМП не производилось с ... года, в учреждении имеется нехватка медицинского персонала. Для обслуживания городского округа «город Улан-Удэ требуется ... выездные бригады скорой медицинской помощи, однако в ГБУЗ «ССМП» утверждено всего ... выездные бригады.

Представитель ответчика ГБУЗ «ССМП» Баторова С.Э. возражала по доводам иска, пояснив, что в настоящее время выделены бюджетные средства на приобретение ... АСМП, направлена заявка на приобретение дополнительных ... единиц.

Представитель Министерства здравоохранения Республики Бурятия Осокина И.А. ходатайствовала о рассмотрении дела в её отсутствие, в письменных возражениях выразила несогласие с заявленными требованиями, поскольку на основании соглашения от ... г. №... Минздравом РБ предоставлена субсидия ГБУЗ «ССМП» в размере ... руб. на приобретение транспорта.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия Осокина И.А. просила его отменить, в иске отказать, ссылаясь на то, что законом не предусмотрена субсидиарная ответственность Министерства здравоохранения Республики Бурятия по требованиям бюджетному учреждению, что в целях укрепления материально-технической базы ГБУЗ «ССМП» в Правительство Республики Бурятия поданы заявки о его дополнительном финансировании в размере ... руб. для приобретения транспорта.

В возражении на апелляционную жалобу помощник прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ Панкова А.А. просила оставить решение без изменения, указав, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств республиканского бюджета, предусмотренных на содержание подведомственных организаций.

Судом апелляционной инстанции принят отказ заместителя прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ от исковых требований в части приобретения ... единиц АСМП.

В судебном заседании прокурор Бадмацыренова Ю.С. возражала по доводам апелляционной жалобы, поддержала требование о возложении обязанности по приобретению ... единиц АСМП.

Представитель ответчика ГБУЗ «ССМП» Баторова С.Э. доводы апелляционной жалобы поддержала, пояснив, что в настоящее время направлены заявки на приобретение ... единиц АСМП.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Бурятия в судебное заседание не явилась, извещалась надлежаще.

Проверив материалы дела, решение суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

В соответствии со стандартом оснащения станции скорой медицинской помощи, утвержденным приказом Минздрава России от 20.06.2013 № 388н «Об утверждении Порядка оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи», количество автомобилей скорой медицинской помощи класса «А», «В», «С» определяется по требованию.

Согласно «ОК 013-2014 (СПС 2008). Общероссийский классификатор основных фондов» автомобилям скорой медицинской помощи присвоен код 310.29.10.59.160.

Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» автобусы городские особо малые и малые длиной до 7,5 м включительно (код 310.29.10.30.111), автобусы прочие особо малые и малые длиной до 7,5 м включительно (код 310.29.10.30.119) относятся к имуществу со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно.

По смыслу п.44 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 г. №157н, срок полезного использования автомобиля скорой медицинской помощи в случае его отнесения к легковым автомобилям или автобусам особо малым и малым длиной до 7.5 м включительно, независимо от условий его эксплуатации, равен 5 годам.

Согласно Методическим рекомендациям «Скорая медицинская помощь в системе ОМС. Этап становления, перспективы развития» срок использования санитарного транспорта выездных бригад СМП не должен превышать 5 лет.

Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки по соблюдению требований законодательства об охране здоровья граждан в условиях распространения новой коронавирусной инфекции установлено, что на балансе ГБУЗ «ССМП» имеется ... автомобилей скорой медицинской помощи (АСМП): ... автомобиля класса «В»; ... автомобиля класса «С». Из ... автомобилей срок эксплуатации ... АСМП превышает ... лет (... года выпуска) - все автомобили класса «В».

С учетом того, что срок эксплуатации ... АСМП превышает ... лет, суд первой инстанции признал заявленное требование по приобретению необходимых единиц АСМП обоснованным.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, полагая, что наличие в автопарке учреждения единиц транспорта с истекшим сроком эксплуатации нарушает права граждан в сфере охраны их здоровья, государственные гарантии на доступность и качество медицинской помощи.

Поскольку прокурором заявлен отказ от иска в части ... единиц АСМП, суд апелляционной инстанции считает необходимым обжалуемое решение по данному требованию изменить, обязав ответчиков осуществить финансирование, а также приобрести для нужд станции скорой помощи ... единиц АСМП.

Довод ответчика о том, что в настоящее время направлены заявки для приобретения дополнительных ... единиц АСМП не свидетельствует о том, что автопарк станции скорой помощи укомплектован единицами транспорта с надлежащим сроком эксплуатации в необходимом количестве.

Рассматривая довод жалобы о том, что Министерство здравоохранения Республики Бурятия не может нести субсидиарную ответственность по требованиям к подведомственному бюджетному учреждению, судебная коллегия признает его несостоятельным по следующим основаниям.

Как верно указал суд первой инстанции, в объем задач, решаемых Министерством здравоохранения Республики Бурятия, входит осуществление финансирования, учета и контроля финансово-хозяйственной деятельности подведомственных организаций, организация мероприятий по укреплению материально-технической базы медицинских организаций за счет средств республиканского и федерального бюджета.

Согласно п.1.6 Устава ГБУЗ «ССМП» от 21.12.2012 г. функции и полномочия учредителя учреждения осуществляет Министерство здравоохранения Республики Бурятия,

В связи с изложенным вывод о возложении на Министерство здравоохранения РБ обязанности по финансированию мероприятия по устранению выявленного нарушения является верным.

Кроме того, истцом не ставился вопрос о субсидиарной ответственности ответчиков, к ним предъявлены различные требования.

Отказ в удовлетворении требования о комплектации штата учреждения медицинским персоналом, как и сроки исполнения решения, сторонами не обжаловались.

Руководствуясь ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Октябрьского районного суда г.Улан-Удэ от 15 марта 2022 года изменить.

Обязать ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения РБ устранить нарушение федерального законодательства, а именно: приобрести ... автомобилей скорой медицинской помощи класса «В» в течение 7 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Министерство здравоохранения РБ осуществить финансирование ГБУЗ «Станция скорой медицинской помощи» Министерства здравоохранения РБ для приобретения ... автомобилей скорой медицинской помощи класса «В» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Председательствующий:

Судьи: