ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1839 от 02.03.2017 Кемеровского областного суда (Кемеровская область)

Судья: Ильинкова Я.Б. Дело №33-1839

Докладчик: Фатьянова И.П.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 марта 2017 года

Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда в составе:

председательствующего: Фатьяновой И.П.

судей: Емельянова А.Ф. и Ларионовой С.Г.

при секретаре: Ивлевой О.А.

с участием прокурора Рубан А.В.

заслушала в открытом судебном заседании по докладу судьи Фатьяновой И.П. дело по апелляционной жалобе ответчика ФКУ ИК ГУФСИН России по Кемеровской области

на решение Беловского городского суда Кемеровской области от 07 декабря 2016 года

по иску Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛА:

Кузбасский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, в интересах неопределенного круга лиц обратились в суд с иском к ФКУ ИК - ГУФСИН России по Кемеровской области, НУФСИН России по Кемеровской области о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий.

Исковые требования с учётом уточнения мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ Кузбасским прокурором по надзору за соблюдением законов в ИУ в суд направлено исковое заявление в интересах неопределенного круга лиц об обязании ФКУ ИК- ГУФСИН России по Кемеровской области, расположенного по адресу<адрес>, и ГУФСИН России по Кемеровской области, расположенного по адресу: <адрес> устранить нарушения федерального законодательства регламентирующего использование федерального имущества, а также нарушения норм санитарно-эпидемиологического законодательства и перевести здание колонии-поселения при ФКУ ИК- ГУФСИН России по Кемеровской области, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый номер из нежилого в жилое. Обязать ГУФСИН России по Кемеровской области, обеспечить потребности в бюджетном финансировании ФКУ ИК- ГУФСИН России по Кемеровской области для выполнения мероприятий по переводу здания колонии-поседения при ФКУ ИК- ГУФСИН России по Кемеровской области, из нежилого в жилое.

Из правовых норм следует, что государство берет на себя обязанность обеспечивать правовую защиту и личную безопасность осужденных наравне с другими гражданами и лицами, находящимися под его юрисдикцией. В соответствии с пп.3 п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314, одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Согласно пп.6 п.3 Положения задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. На основании ст. 13, ст.9 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы. В соответствии с п.3.4 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденной Приказом Министерства юстиции России № 130-ДСП от 02.06.2003, при проектировании комплексов и отдельных объектов ИУ и СУ следует учитывать противопожарные требования действующих строительных норм и правил. При этом здания жилой (режимной, лечебной) зоны и поселка работников УИС, за исключением общежитий и жилых домов, следует рассматривать как здания общественного назначения. Общежития и жилые дома следует рассматривать как здания жилого назначения. Вышеназванный приказ Минюста России в разделе 6 разграничивает жилые и производственные здания и сооружения, регулирует состав зданий и помещений исправительного учреждения. При этом «общежития» выделены в рамках регулирования «жилой зоны», отдельно урегулирован статус «производственной зоны». Минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 года первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и вентиляцию. Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждый заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности. Согласно технического паспорта, общежитие, помещения в которых располагаются осужденные колонии-поселения ФКУ ИК- ГУФСИН России по Кемеровской области является нежилыми зданиями.

Просит суд признать незаконными действия администрации ФКУ ИК- ГУФСИН России по Кемеровской области по размещению осужденных для постоянного проживания в нежилом помещении общежития на участке колонии-поселения, расположенного по адресу <адрес>; обязать Федеральное казенное учреждение исправительная колония № ГУФСИН России по Кемеровской области, расположенной по адресу <адрес>, обеспечить проживание осужденных, отбывающих наказание на участке колонии-поселения ФКУ ИК-44 ГУФСИН России по Кемеровской области, в общежитии отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющим назначение объекта жилое.

Определением Беловского городского суда от 03.10.2016 привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Кемеровской области.

Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 07 декабря 2016 года постановлено:

Административное исковое заявление Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Признать незаконными действия администрации ФКУ ИК- ГУФСИН России по Кемеровской области по размещению осужденных для постоянного проживания в нежилом помещении общежития на участке колонии-поселения, расположенного по адресу <адрес>.

Обязать Федеральное казенное учреждение ИК № ГУФСИН России по Кемеровской области, расположенное по <адрес> обеспечить проживание осужденных, отбывающих наказание на участке колонии-поселения ФКУ ИК- ГУФСИН России по Кемеровской области, в общежитии отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и имеющим назначение объекта жилое в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В апелляционной жалобе ФКУ ИК ГУФСИН по Кемеровской области в лице представителя Саяпиной Е.Г., действующей на основании доверенности, просит решение отменить, производство по делу прекратить. Указывает, что исправительная колония не является местом жительства осужденного, а является местом его пребывания в период отбытия наказания. Объекты, где отбывают наказания и содержатся заключенные (штрафной изолятор, медико-санитарная часть, здание карантина и др.) не относятся к жилым помещениям.

Инструкция по проектированию исправительных и специализированных учреждение УИС, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ № 130 (ДСП) от 02.03.2003, не применима, поскольку введена в действие позже постройки здания, в котором расположены комнаты длительных и краткосрочных свиданий. Здание построено в 1974 году, Инструкция, на которую ссылаются заявители, в соответствии с п.1.1. распространяет свое действие на строящиеся, реконструируемые помещения и сооружения исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы, ФКУ ИК- ГУФСИН России по Кемеровской области к таким не относится. Данная инструкция не опубликовывалась, является инструкцией для служебного пользования, то есть носит сугубо ведомственный характер и регламентирует внутрихозяйственную деятельность ИУ.

В соответствии с федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 26 п.2) Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В данном иске (а ранее в представлении) прокурор подменил собой государственный орган - санитарно- эпидемиологический надзор. В мотивировочной части решения суда указано, что акт проверки №165 (л.д. 153-154) не могут быть принят во внимание, поскольку спор заявлен прокурором не связи с соответствием рассматриваемых помещений техническим, санитарным и иным нормам, а в связи с отсутствием у этих помещений надлежащего правового статуса (общежития). Однако в решении суда указано, что Ответчик обязан обеспечить проживание осужденных в общежитии отвечающих санитарно- эпидемиологическим требованиям. Что противоречит мотивировочной части решения.

Предмет надзора играет ключевую роль для понимания содержания надзорной деятельности, ее сущности и специфики. Предоставленные в доказательство ответ на представление Кузбасской прокуратуры от ФКУ ИК - ГУФСИН России по Кемеровской области от 08.07.2016 не может служить доказательством нарушения учреждением Уголовно- исполнительного законодательства, так как не является правовым актом, а в некоторых случаях может носить лишь рекомендательный характер.

Относительно апелляционной жалобы Кузбасским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях поданы возражения, согласно которым просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч.1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

В соответствии со ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Согласно ст.82 УИК РФ определен режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.

В силу ст.99 УИК РФ предусмотрена норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы. Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности.

В соответствии со ст.123 УИК РФ, осужденные к лишению свободы, отбывающие наказание в обычных условиях в исправительных колониях строгого режима, проживают в общежитиях.

В соответствии с пп.3 п.3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N1314 (далее - Положение), одна из основных задач ФСИН России - обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.

Согласно пп.6 п.3 Положения, задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. На основании ст.13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, а также персонала, должностных лиц и граждан, находящихся на их территориях, обеспечивать охрану здоровья осужденных, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.

Разрешая заявленные требования, суд установил, что казарма на 150 мест в/ч, расположенная в <адрес> находится в оперативном управлении ФКУ ИК ГУ ФСИН России по КО, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 8), выпиской из реестра федерального имущества от ДД.ММ.ГГГГ года (л.д. 9). Согласно кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ года здание по <адрес> имеет площадь <данные изъяты> кв.м., назначение — не жилое (л.д. 10-11), что также усматривается из данных технического паспорта на здание (л.д. 12-17).

Судом установлено, что помещения, в которых размещено 24 осужденных по адресу <адрес> являются нежилыми зданиями, что подтверждаются свидетельством о государственной регистрации права оперативного управления, техническим паспортом здания. Данное здание используется в качестве общежития на территории ФКУ ИК-, в котором и содержится большинство осужденных в соответствии с требованиями ст. 123 УИК РФ.

Из материалов дела усматривается, что представлением от 06.2016 года Кузбасский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, направленным в ФКУ ИК ГУФСИН России по КО о устранении нарушений, известил ответчика об устранении нарушений федерального законодательства, поскольку по результатам проведенной проверки установлено, что осужденные колонии - поселения, размещенной на территории ФКУ ИК ГУФСИН России по КО, проживают в помещении, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенном в <адрес>, являющимся не жилым.

Судом была учтена информация от ДД.ММ.ГГГГ года, направленная ФКУ ИК ГУФСИН России по КО в Кузбасскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, о том, что в установленном законом порядке здание по <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. используется для постоянного проживания осужденных, из нежилого в жилое здание не переведено, его целевое назначение не изменено, что также подтверждается протоколом совещания от ДД.ММ.ГГГГ года № 6/4-1 ФКУ ИК ГУФСИН России по КО, обращением в ГУФСИН России по КО об оказании помощи в составлении смет на помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м. по <адрес> и выделении необходимых денежных средств для приведения документации на здание в соответствии с действующим законодательством.

Разрешая заявленные требования, суд пришел к выводу о необходимости их удовлетворения.

При этом суд сослался на п. 3.4 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Минюста России, утвержденной приказом Министерства Юстиции РФ 02.06.2003 года № 130-дсп, устанавливающей, что здания жилой (режимной, лечебной) зоны и поселка работников УИС, за исключением общежитий и жилых домов, следует рассматривать как здания общественного назначения. Общежития и жилые дома следует рассматривать как здания жилого назначения. Здания и помещения производственного и складского назначения должны соответствовать противопожарным требованиям соответствующих норм проектирования в зависимости от их функционального назначения.

Довод ответчика, изложенный в возражениях о том, что Приказ от ДД.ММ.ГГГГ года и утвержденная им инструкция официально опубликованы не были, в связи с чем, не подлежат применению, - судом во внимание принят не был.

При удовлетворении заявленных требований суд учел, что минимальными стандартными правилами обращения с заключенными, принятыми в г. Женеве 30 августа 1955 года первым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, предусмотрено, что все помещения, которыми пользуются заключенные, должны отвечать всем санитарным требованиям, причем должное внимание следует обращать на климатические условия, особенно на кубатуру этих помещений, на минимальную их площадь, на освещение, отопление и находящимися под его юрисдикцией.

Судом также были отклонены доводы ответчика о соответствии помещений в здании <адрес> предъявляемым к «общежитиям» в уголовно-исполнительной системы требованиям, подтвержденные Актом проверки (л.д. 153154). Суд исходил из того, что спор заявлен прокурором в связи с отсутствием у этих помещений надлежащего правового статуса (общежития), что не позволяет осуществлять государственный надзор и контроль за их соответствием обязательным нормам и правилам, в том числе и применительно к требованиям о режиме.

Суждения представителей ответчиков об отсутствии правового регулирования статуса «общежитий» применительно к УИК РФ и нежилом назначении таких общежитий, также признаны судом не являющимися основанием к отказу в удовлетворении заявленных требований.

В связи с указанным, суд признал исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Судебная коллегия находит указанные выводы суда необоснованными и незаконными.

В нарушение требований ст. 198 ГПК РФ, судом не было установлено по делу всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора, не дана оценка имеющимся доказательствам, неправильно применены нормы материального права.

Разрешая данный спор и признавая права и интересы осужденных нарушенными в связи с незаконными действиями администрации ФКУ ИК-44 ГУФСИН России по Кемеровской области по размещению осужденных для постоянного проживания в нежилом помещении общежития на участке колонии-поселения, расположенного по адресу <адрес> судом не была дана оценка специфики заявленного Кузбасским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях административного искового заявления.

Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания утверждено постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.

Пункт 5 Положения воспроизводит нормы ст. 16 ЖК РФ, в которой устанавливаются виды жилых помещений. К жилым помещениям относятся:

жилой дом, часть жилого дома;

квартира, часть квартиры;

комната.

Приведенный перечень жилых помещений является исчерпывающим. Законодатель не относит объекты, где отбывают наказания и содержатся заключенные (штрафной изолятор, медико-санитарная часть, здание карантина и др.) к жилым помещениям.

Судом не дана оценка тому обстоятельству, что исправительная колония не является местом постоянного жительства осужденного, а является местом его пребывания, местом временного принудительного нахождения в связи с отбытием назначенного ему наказания.

Судебная коллегия также находит, что судом необоснованно не были приняты во внимание положения Общероссийского классификатора основных фондов, (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст) (ред. от 28.09.2016 с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017), устанавливающий, что к группировке "ЗДАНИЯ (КРОМЕ ЖИЛЫХ)" относятся помещения тюрем, колоний, следственных изоляторов, казарм для заключенных, казарм для военных, общежития исправительных и воспитательных колоний, лечебные исправительные учреждения, школы и больницы. Данные комплексы рассматриваются как нежилые здания, несмотря на то, что они могут служить местом жительства.

Судебная коллегия также находит, что судом при разрешении спора не правильно установлен факт применения инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждение УИС, утвержденной приказом Министерства юстиции РФ № 130 (ДСП) от 02.03.2003. Суд не учел, что данная инструкция введена в действие позже постройки здания, в котором расположены комнаты длительных и краткосрочных свиданий. Здание построено в 1974 году(лист дела 8-17), Инструкция в соответствии с п.1.1. распространяет свое действие на строящиеся, реконструируемые помещения и сооружения исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы. Не представлено бесспорных доказательств, что ФКУ ИК-44 ГУФСИН России по Кемеровской области к таким относится. Нормативно-правовые акты федеральных органов исполнительной власти (в данном случае Приказ Минюста РФ № 130 ДСП) изданные в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений, но не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий как не вступившие в силу (п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 N 763). Данная инструкция не опубликовывалась, является инструкцией для служебного пользования, то есть носит сугубо ведомственный характер и регламентирует внутрихозяйственную деятельность ИУ.

Судебная коллегия также находит, что указания суда в мотивировочной части решения, что акт проверки (л.д. 153-154) не может быть принят во внимание, поскольку спор заявлен прокурором не связи с соответствием рассматриваемых помещений техническим, санитарным и иным нормам, а в связи с отсутствием у этих помещений надлежащего правового статуса (общежития) противоречат выводам суда о необходимости возложения обязанности на ответчика обеспечения проживания осужденных в общежитии отвечающих санитарно- эпидемиологическим требованиям.

С учетом изложенного, выводы суда являются противоречивыми, необоснованными и незаконными. Судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене.

Поскольку все обстоятельства по делу изучены и установлены, имеются доказательства, судебная коллегия находит необходимым принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Кузбасским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области требований о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий.

На основании изложенного, руководствуясь ст.329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Беловского городского суда Кемеровской области от 07 декабря 2016 года отменить. Принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований Кузбасского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях к ФКУ ИК ГУФСИН России по Кемеровской области, ГУФСИН России по Кемеровской области о признании действий незаконными, понуждении к совершению действий - отказать.

Председательствующий: И.П.Фатьянова

Судьи: С.Г. Ларионова

А.Ф. Емельянов