ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-183/19 от 23.01.2019 Ивановского областного суда (Ивановская область)

Судья Никифорова Е.В. Дело № 33-183/2019

(номер дела в суде первой инстанции – 2-608/2018)

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда

в составе председательствующего судьи Плехановой Н.А.,

судей Петуховой М.Ю., Гольман С.В.,

при секретаре Матвеевой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Гольман С.В.

гражданское дело по апелляционной жалобе Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области, апелляционной жалобе Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области, апелляционной жалобе Финансового отдела Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области

на решение Пучежского районного суда Ивановской области от 25 октября 2018 года по иску Робустовой Любови Владимировны к Совету Пестяковского муниципального района Ивановской области, Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области, Финансовому отделу Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области о признании решения незаконным, возложении обязанности дать опровержение и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л а :

Робустова Любовь Владимировна обратилась в суд с иском к Совету Пестяковского муниципального района Ивановской области (далее – Совет Пестяковского муниципального района, просила: признать незаконным с момента принятия решение Совета Пестяковского муниципального района от 24 августа 2018 года № 134 «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района»; обязать Совет Пестяковского муниципального района дать опровержение о нарушении истцом антикоррупционного законодательства; взыскать с Совета Пестяковского муниципального района в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 200000 рублей.

Исковые требования Робустова Л.В. мотивировала следующим.

Решением Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области от 24 августа 2018 года № 134 «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района» досрочно прекращены полномочия Робустовой Л.В. как депутата Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области), в уполномоченный орган Правительства Ивановской области направлена информация, копия решения направлена в Совет Пестяковского сельского поселения для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий истца как депутата сельского поселения, решение обнародовано в соответствии с Уставом Пестяковского муниципального района Ивановской области и размещено на официальном сайте муниципального района (<данные изъяты>).

Справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год на истца и её супруга ФИО1, непредставление которых послужило основанием вынесения указанного решения, истец представила 23 апреля 2018 года председателю Совета Пестяковского муниципального района ФИО3, на втором экземпляре декларации ФИО1 имеется подпись ФИО3 о получении с указанием даты получения – 23 апреля 2018 года.

На официальном сайте Пестяковского муниципального района Ивановской области в разделе «Совет Пестяковского муниципального района» подразделе «По коррупции» (<данные изъяты>) размещены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 1 января 2017 года по 31 января 2017 года депутатов Совета Пестяковского муниципального района (<данные изъяты>). На 4-й странице данной таблицы указано, что в отношении ФИО4 и ФИО1 справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не представлена, сведения отсутствуют.

Согласно письму начальника Управления Правительства Ивановской области по противодействию коррупции ФИО2 от 30 августа 2018 года, 27 апреля 2018 года председатель Совета Пестяковского муниципального района ФИО3 по описи сдал справки депутатов Совета, в том числе и ФИО4

При таких обстоятельствах, полагает истец, ФИО3, располагая сведениями о доходах ФИО4 и её супруга ФИО1, не разместил сведения на официальном сайте, хотя имел возможность.

Обжалуемым решением истцу, являющемуся публичным лицом, причинены нравственные страдания, нанесён ущерб её чести и доброму имени. Она обвинена в нарушении закона, сокрытии своих доходов, что привело к прекращению полномочий депутата Совета Пестяковского муниципального района.

Определением Пучежского районного суда Ивановской области от 11 сентября 2018 года к участию в деле в качестве соответчика в порядке статьи 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), по инициативе суда, привлечена Администрация Пестяковского муниципального района Ивановской области (далее – Администрация Пестяковского муниципального района).

Определением Пучежского районного суда Ивановской области от 26 сентября 2018 года к участию в деле в качестве соответчика в порядке статьи 40 ГПК РФ, по ходатайству ответчика Администрации Пестяковского муниципального района, привлечён Финансовый отдел Администрации Пестяковского муниципального района.

Решением Пучежского районного суда Ивановской области от 25 октября 2018 года постановлено:

- исковые требования истца ФИО4 к Совету Пестяковского муниципального района о признании незаконным решения Совета Пестяковского муниципального района № 134 от 24 августа 2018 года «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района» и возложении обязанности о даче опровержения о нарушении ФИО4 антикоррупционного законодательства и к Администрации Пестяковского муниципального района о взыскании компенсации за моральный вред, причинённый Советом Пестяковского муниципального района, удовлетворить частично;

- признать решение Совета Пестяковского муниципального района № 134 от 24 августа 2018 года «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района» незаконным;

- обязать Совета Пестяковского муниципального района дать опровержение о нарушении ФИО4 антикоррупционного законодательства путём размещения на официальном сайте Пестяковского муниципального района сведений о признании незаконным решения Совета Пестяковского муниципального района № 134 от 24 августа 2018 года «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района» и о непредоставлении ФИО4 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя за 2017 год и размещении этих сведений;

- взыскать с Администрации Пестяковского муниципального района десять тысяч рублей в счёт компенсации морального вреда в пользу ФИО4

С решением Пучежского районного суда Ивановской области от 25 октября 2018 года не согласны ответчики; Совет Пестяковского муниципального района, Администрация Пестяковского муниципального района, Финансовый отдел Администрации Пестяковского муниципального района в апелляционных жалобах просят о его отмене как незаконного и необоснованного и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска, ссылаются на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.

Совет Пестяковского муниципального района в апелляционной жалобе ссылается на то, что непредоставление ФИО4 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя и супруга за 2017 год является незаконным и лишило Совет Пестяковского муниципального района возможности разместить эти сведения в сети «Интернет» в соответствии с Уставом Пестяковского муниципального района Ивановской области. В решении суд неправильно указал дату заседания Совета Пестяковского муниципального района, на котором было принято решение о прекращении полномочий депутата Совета Пестяковского муниципального района в отношении истца, дату принятия справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера для предоставления губернатору Ивановской области, что истец является председателем Совета Пестяковского муниципального района, недостоверно изложил показания представителя Совета Пестяковского муниципального района о порядке предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Выводы суда о том, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность по предоставлению указанных сведений в Совет Пестяковского муниципального района, что сведения, необходимые для публикации в сети «Интернет», Совет Пестяковского муниципального района вправе истребовать у Губернатора Ивановской области, основаны на неправильном применении норм материального права. Выводы суда о том, что письмо Комитета по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 7 апреля 2016 года неприменимо при рассмотрении дела не соответствуют действительности. Утверждение суда об отсутствии у Совета Пестяковского муниципального района права на принятие решения о прекращении полномочий в отношении истца, о том, что постановка такого вопроса перед представительным органом местного самоуправления относится к исключительной прерогативе Губернатора Ивановской области, является ошибочным.

Администрация Пестяковского муниципального района в апелляционной жалобе полагает, что выводы суда о том, что действующим законодательством предусмотрена обязанность депутата Совета Пестяковского муниципального района предоставлять сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя, супруга и несовершеннолетних детей только губернатору Ивановской области и не предусмотрена обязанность по предоставлению таких сведений непосредственно в орган местного самоуправления, что сведения, необходимые для публикации в сети «Интернет», Совет Пестяковского муниципального района вправе получить у Губернатора Ивановской области, что за непредоставление сведений в Совет Пестяковского муниципального района Ивановской области ФИО4 не может быть лишена досрочно депутатских полномочий, являются ошибочными, постановленными при неправильном применении норм материального права. Незаконное удовлетворение судом требования истца о признании незаконным решения Совета Пестяковского муниципального района исключает возложение на Совет Пестяковского муниципального района обязанности дать опровержение. Выводы суда о том, что принятием решения Совета Пестяковского муниципального района № 134 от 24 августа 2018 года «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района» и размещением на официальном сайте в сети «Интернет» сведений о непредоставлении ФИО4 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год на ФИО4 истцу причинены нравственные страдания, не соответствуют обстоятельствам дела; основания для удовлетворения требования о компенсации морального вреда отсутствуют.

Финансовый отдел Администрации Пестяковского муниципального района в апелляционной жалобе полагает не соответствующими обстоятельствам дела выводы суда о незаконности обжалованного истцом решения, причинения истцу в результате его принятия и размещения сведений об истце нравственных страданий, ссылается на то, что ФИО4 сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год в Совет Пестяковского муниципального района не представила, в связи с чем Совет Пестяковского муниципального района не смог их опубликовать.

В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия рассматривает дело в отсутствие истца ФИО4, представителя ответчика Финансового отдела Администрации Пестяковского муниципального района, представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Ивановской области, которые о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, заблаговременно, об отложении судебного заседания не просили, доказательств уважительности причин неявки не представили, на рассмотрении дела с личным участием не настаивали; Финансовый отдел Администрации Пестяковского муниципального района и Правительство Ивановской области ходатайствовали о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции в отсутствие их представителей.

Заслушав представителя ответчика Совета Пестяковского муниципального района ФИО10 (председателя Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области), представителя Администрации Пестяковского муниципального района ФИО11, поддержавших апелляционные жалобы, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб и возражений относительно них, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, судебная коллегия приходит к следующему.

Из материалов дела следует и лицами, участвующими в деле не оспаривается, что ФИО4 с ДД.ММ.ГГГГ является депутатом Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области (т.1 л.д.185), и лицом, обязанным предоставлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и супруга ФИО1 за 2017 год не позднее 30 апреля 2018 года, в силу пункта 4 части 1 статьи 8, части 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ), части 3 статьи 2 Закона Ивановской области от 2 мая 2017 года № 25-ОЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Ивановской области» (далее – Закон Ивановской области от 2 мая 2017 года № 25-ОЗ).

Согласно части 9 статьи 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», невыполнение гражданином или лицом, указанными в части 1 данной статьи, обязанности, предусмотренной частью 1 этой статьи, является правонарушением, влекущим освобождение его от замещаемой должности, в том числе увольнение его с государственной или муниципальной службы.

Пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непредставления им сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений.

Принятым по итогам пятидесятого заседания Совета Пестяковского муниципального района (т.1 л.д.53-55, т.2 л.д.6-12), с учётом представления (заключения) к проекту решения Совета Пестяковского муниципального района «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района» от 20 августа 2018 года и повестки дня пятидесятого заседания Совета Пестяковского муниципального района (т.1 л.д.168-173, 174-175, 176-177, 178) Решением Совета Пестяковского муниципального района от 24 августа 2018 года № 134 «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района» (т.1 л.д.6-7, 51-52) со ссылкой на нормы статей 35, 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273 «О противодействии коррупции», Федерального закона от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Постановления Правительства Российской Федерации от 5 марта 2018 года № 228 «О реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия», статей 26, 28, 41 Устава Пестяковского муниципального района, решения Совета Пестяковского муниципального района от 18 мая 2018 года № 71 «О порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности в Совете Пестяковского муниципального района, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», исходя из неисполнения обязанностей антикоррупционного законодательства со стороны депутата Совета Пестяковского муниципального района (представителя от Совета Пестяковского сельского поселения) ФИО4, постановлено: прекратить досрочно полномочия (освободить от должности) депутата Совета Пестяковского муниципального района VI созыва ФИО4 в связи с утратой доверия; направить соответствующее уведомление в уполномоченный орган Правительства Ивановской области; направить настоящее решение в Совет Пестяковского сельского поселения для рассмотрения вопроса о прекращении полномочий депутата Пестяковского сельского поселения ФИО4 за допущенное нарушение антикоррупционного законодательства Российской Федерации; обнародовать данное решение в соответствии со статьёй 41 Устава Пестяковского муниципального района и разместить в официальном сайте Пестяковского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; уведомить Главу Пестяковского муниципального района, прокурора Пестяковского района о данном решении; контроль за исполнением решения возложить на председателя Совета Пестяковского муниципального района ФИО3; решение вступает в силу с момента его принятия.

Информация о том, что депутатом Совета Пестяковского муниципального района ФИО4 не были представлены сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении ФИО4 и супруга ФИО1 за 2017 года размещены на сайте Пестяковского муниципального района (<данные изъяты>) с обращением на вкладку Интернет-страницы «Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за период с 01 января 2017 г. по 31 декабря 2017 г. депутатов Совета Пестяковского муниципального района» (т.1 л.д.8, 191-198).

Разрешая исковые требования ФИО4, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, пришёл к правильному выводу о том, что ФИО4 в срок до 30 апреля 2018 года представила Губернатору Ивановской области справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 года только в отношении себя, не представила справку на супруга ФИО1

Из материалов дела следует, что ФИО4 предоставила Губернатору Ивановской области и исключительно Губернатору Ивановской области справку о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 года только в отношении себя путём передачи двух её экземпляров председателю Совета Пестяковского муниципального района ФИО3, при этом последний расписался в получении справки на двух экземплярах справки на ФИО1

Данные обстоятельства подтверждаются объяснениями представителя Совета Пестяковского муниципального района ФИО3, справкой о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на ФИО4 от 17 апреля 2018 года, принятой Управлением Правительства Ивановской области по противодействию коррупции 27 апреля 2018 года (т.1 л.д.67-82, 83-99), выпиской из журнала регистрации справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных лицами, замещающими должность главы местной администрации по контракту, муниципальные должности, за 2017 год (т.1 л.д.100-102), письмом председателя Совета Пестяковского сельского поселения от 9 апреля 2018 года № 19 (т.1 л.д.186-188), письмом председателя Совета Пестяковского муниципального района от 26 апреля 2018 года № 49 (т.1 л.д.244-246), письмом Аппарата Правительства Ивановской области от 30 августа 2018 года № СВ-9804-2-140 (т.1 л.д.248-249), протоколом заседания Совета Пестяковского муниципального района от 24 августа 2018 года (т.1 л.д.53-55, т.2 л.д.6-12), показаниями свидетелей ФИО5, ФИО6, ФИО7, показавших о проверке ФИО6 представлявшихся истцом экземпляров справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на ФИО4 и ФИО1, которая, в свою очередь, при сканировании QR-кода обнаружила данные о предоставлении справки на ФИО1 на последнем листе каждой из справок, с учётом чего показания свидетелей ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО5 в части наблюдения ими двух справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на ФИО4 и ФИО1 с оригинальными подписями ФИО3 о принятии сами по себе, как и представленная истцом справка о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на ФИО1, не могут расцениваться как достаточное подтверждение факта исполнения ФИО4 обязанности по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Суд первой инстанции, приходя к указанному выводу о предоставлении ФИО4 справки только на себя, проанализировав исследованные и представленные участвующими в деле лицами доказательства, законно и обоснованно учёл, что истец ФИО4 удерживает второй экземпляр справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, что судебная коллегия, исходя из обстоятельств дела и процессуальной деятельности и доводов сторон, находит отвечающим требованиям статьи 12, части 1 статьи 68, статьи 67 ГПК РФ.

Согласно части 4.2 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, если иное не установлено федеральным законом, лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии с частью 4.3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.

Частями 4.4, 4.5 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ предусмотрено, что проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с частью 4.2 данной статьи, осуществляется по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При выявлении в результате такой проверки фактов несоблюдения лицом, замещающим муниципальную должность, ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены данным Федеральным законом, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» (далее – Федеральный закон от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ), Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Федеральный закон от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ), высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, или применении в отношении его иного дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

Согласно части 5 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, нарушившие запреты, ограничения и обязанности, установленные частями 1 - 4.1 данной статьи, несут ответственность, предусмотренную федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ, Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ.

Согласно частям 7.2, 7.3 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления, проводится по решению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации. При выявлении в результате проверки, проведённой в соответствии с частью 7.2 данной статьи, фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ, Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд.

В силу части 7.4 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются на официальных сайтах органов местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами.

Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных данным Федеральным законом.

При этом в силу части 10.2 той же статьи в случае формирования представительного органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением из состава представительных органов поселений, внутригородских районов полномочия депутата представительного органа муниципального района, представительного органа городского округа с внутригородским делением прекращаются досрочно в случае прекращения его полномочий соответственно в качестве главы поселения, депутата представительного органа поселения в составе муниципального района, главы внутригородского района, депутата представительного органа внутригородского района.

Согласно пункту 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. В случае обращения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования днём появления основания для досрочного прекращения полномочий является день поступления в представительный орган муниципального образования данного заявления.

Согласно части 1 статьи 2 Закона Ивановской области от 2 мая 2017 года № 25-ОЗ «О порядке представления гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Ивановской области», сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, и лицами, замещающими муниципальные должности, в порядке, установленном данным Законом, по утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» форме справки. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются Губернатору Ивановской области через структурное подразделение аппарата Правительства Ивановской области, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

В соответствии с частью 2 статьи 4 Закона Ивановской области от 2 мая 2017 года № 25-ОЗ, лица, замещающие муниципальные должности, представляют с 1 января 2018 года сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в порядке, установленном этим Законом.

По результатам проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с Законом Ивановской области от 2 мая 2017 года № 25-ОЗ Губернатор Ивановской области, в силу части 14 статьи 2 Закона Ивановской области от 30 мая 2017 года № 39-ОЗ «О порядке осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных гражданами, претендующими на замещение муниципальных должностей, и лицами, замещающими муниципальные должности», наделён правом принятия при наличии выявленных в результате проверки фактов нарушения законодательства о противодействии коррупции одного из следующих решений: обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд, либо обратиться с заявлением о применении в отношении лица, замещающего муниципальную должность, дисциплинарного взыскания в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение.

В соответствии с пунктом 12.1 статьи 28 Устава Пестяковского муниципального района, принятого решением Пестяковского районного Совета от 14 июля 2010 года № 33, депутат Совета района должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ, Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ.

Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции депутатом, проводится по решению Губернатора Ивановской области в порядке, установленном законом Ивановской области. При выявлении в результате такой проверки фактов несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ, Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ, Губернатор Ивановской области обращается с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата в Совет Пестяковского муниципального района или в суд.

Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные депутатами, замещающими муниципальные должности, размещаются на официальном сайте Пестяковского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом решением Совета Пестяковского муниципального района.

Решение Совета Пестяковского муниципального района о досрочном прекращении полномочий депутата Совета района принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между заседаниями Совета, - на очередном заседании Совета. В случае обращения Губернатора Ивановской области с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата Совета Пестяковского муниципального района днем появления оснований для досрочного прекращения полномочий депутата Совета является день поступления в Совет района данного обращения.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2013 года № 20-П, правовая демократия, чтобы быть устойчивой, нуждается в эффективных правовых механизмах, способных охранять её от злоупотреблений и криминализации публичной власти, легитимность которой во многом основывается на доверии общества; федеральный законодатель, создавая такие правовые механизмы, вправе устанавливать повышенные требования к репутации лиц, занимающих публичные должности, с тем, чтобы у граждан не рождались сомнения в их морально-этических и нравственных качествах и, соответственно, в законности и бескорыстности их действий как носителей публичной власти.

Особым публичным статусом лиц, замещающих выборные муниципальные должности, в том числе должности депутатов представительных органов муниципальных образований, которые, как правило, осуществляют свою деятельность на непостоянной основе (часть 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ), предопределяется право федерального законодателя вводить для них определённые обязанности, в частности, аналогичные предусмотренным для лиц, замещающих государственные должности, должности государственной и муниципальной службы, и направленные на создание условий, не допускающих возможных злоупотреблений с их стороны при осуществлении публичной власти.

К таким обязанностям относится и обязанность представить сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своей супруги (своего супруга) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Данная обязанность законоположениями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ была распространена на депутатов представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свои полномочия и на непостоянной основе.

По смыслу указанных федеральных законов и законов Ивановской области, обязанность по предоставлению своевременно, в полном объёме, надлежащему лицу достоверных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, супруга и несовершеннолетних детей в целях противодействия коррупции лежит именно на лице, замещающем соответствующую должность, которое должно принять исчерпывающие меры по предоставлению таковых сведений, и нарушение этой обязанности влечёт досрочное прекращение его полномочий.

Достаточной совокупности допустимых доказательств предоставления Губернатору Ивановской области, в том числе посредством передачи через Совет Пестяковского муниципального района, структурное подразделение аппарата Правительства Ивановской области, ответственное за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на супруга ФИО1 за 2017 года в срок до 30 апреля 2018 года либо наличия объективных причин невозможности предоставления таких сведений своевременно, не зависящих от воли истца, которая должна была действовать с необходимой степенью осмотрительности и заботливости при выполнении установленной антикоррупционным законодательством обязанности, истцом ФИО4 в соответствии с частью 1 статьи 56 ГПК РФ не представлено ни суду первой инстанции, ни суду апелляционной инстанции и в материалах дела не содержится.

Согласно протоколу заседания Совета Пестяковского муниципального района от 24 августа 2018 года, при принятии обжалуемого истцом решения депутатами Совета Пестяковского муниципального района обсуждались факты непредоставления ФИО4 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Совет Пестяковского муниципального района – на себя и супруга, Губернатору Ивановской области – на супруга, после чего было принято решение выше означенного содержания.

При изложенных обстоятельствах оснований для признания незаконным решения Совета Пестяковского муниципального района от 24 августа 2018 года № 134 «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района» у суда первой инстанции не имелось, а выводы об их наличии основаны на неправильном применении норм материального права.

То обстоятельство, что Губернатор Ивановской области наделён правом обратиться с заявлением о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в орган местного самоуправления, уполномоченный принимать соответствующее решение, или в суд, не свидетельствует о нарушении привлечения ФИО4 к ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства Советом Пестяковского муниципального района в форме прекращения её полномочий, поскольку из системного толкования выше приведённых нормативно-правовых актов не следует исключительность его права на инициирование прекращения полномочий депутата представительного органа местного самоуправления Ивановской области и недопустимость рассмотрения данного вопроса в отсутствие такого обращения Губернатора Ивановской области соответствующим представительным органом.

Решение о прекращении полномочий ФИО4 как депутата Совета Пестяковского муниципального района мотивировано невыполнением ФИО4 требований антикоррупционного законодательства и в связи с этим утратой доверия, принято компетентным органом, полномочным числом голосов, при наличии кворума, в отсутствие достаточных оснований полагать о нарушении установленного законом порядка, требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Устава Пестяковского муниципального района, принятого решением Пестяковского районного Совета от 14 июля 2010 года № 33, глав 4-5 Регламента Совета Пестяковского муниципального района, утверждённого Решением Совета Пестяковского муниципального района от 28 ноября 2017 года № 144, которые бы влекли незаконность решения Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области от 24 августа 2018 года № 134 «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района».

То обстоятельство, что в обжалуемом решении содержится ссылка на Решение Совета Пестяковского муниципального района от 18 мая 2018 года № 71 «О реализации положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Совете Пестяковского муниципального района», вопреки выводам суда первой инстанции, основанием для признания незаконным решения Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области от 24 августа 2018 года № 134 «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района» не является, поскольку нарушение Решения Совета Пестяковского муниципального района от 18 мая 2018 года № 71 исключительным основанием принятия решения не является, его положения о предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Ивановской области аналогичны установленным Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, Законом Ивановской области от 2 мая 2017 года № 25-ОЗ, которые истцом надлежащим образом не исполнены.

Согласно пунктам 2, 8, 9 Положения «О порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности в Совете Пестяковского муниципального района, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», утверждённого Решением Совета Пестяковского муниципального района от 18 мая 2018 года № 71 «О реализации положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Совете Пестяковского муниципального района», депутаты Совета Пестяковского муниципального района, замещая муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей и иные сведения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 60 ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным годом, Губернатору Ивановской области. Также депутат предоставляет в Совет района копии всех документов, направленных на имя Губернатора Ивановской области в письменном виде либо на магнитном (флеш) носителе. Сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, указанного в пункте 2 данного Положения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с порядком, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 года № 613 «Вопросы противодействия коррупции», размещаются Председателем Совета Пестяковского муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в официальном сайте Совета района, и предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом решением Совета района.

Пунктом 2 Решения Совета Пестяковского муниципального района от 18 мая 2018 года № 71 «О реализации положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Совете Пестяковского муниципального района» отменено Решение Совета Пестяковского муниципального района от 29 апреля 2016 года № 35 «О реализации положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Совете Пестяковского муниципального района» отменить.

Пунктом 2 Положения о порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности Совета Пестяковского муниципального района, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утверждённого Решением Совета Пестяковского муниципального района от 29 апреля 2016 года № 35 «О реализации положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Совете Пестяковского муниципального района», было предусмотрено, что сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представляют лица, включённые в перечень, определённый пунктом 1 Решения Совета Пестяковского муниципального района от 29 апреля 2016 года «О реализации положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Совете Пестяковского муниципального района», в соответствии с Положением о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 года № 460, по утверждённой Президентом Российской Федерации форме справки, ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчётным годом.

Согласно подпунктам 1, 2 пункта 3 Положения о порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности Совета Пестяковского муниципального района, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утверждённого Решением Совета Пестяковского муниципального района от 29 апреля 2016 года № 35 «О реализации положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Совете Пестяковского муниципального района», лицо, указанное в пункте 2 данного Положения, представляет, в частности сведения о своих доходах, полученных за отчётный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчётного периода, и сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчётный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчётного периода.

В соответствии с пунктом 5 данного Положения, сведения, указанные в пункте 3 Положения, согласие на обработку персональных данных представляются в Совет Пестяковского муниципального района в электронном и печатном виде для направления в постоянно действующую комиссию по законности и местному самоуправлению для реализации требований Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273.

Согласно пункту 9 Положения о порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности Совета Пестяковского муниципального района, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утверждённого Решением Совета Пестяковского муниципального района от 29 апреля 2016 года № 35 «О реализации положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Совете Пестяковского муниципального района», сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, указанного в пункте 2 данного Положения, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с порядком, утверждённым Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 года № 613 «Вопросы противодействия коррупции», размещаются в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на официальном сайте Совета Пестяковского муниципального района и предоставляются общероссийским средствам массовой информации.

Системно толкуя нормы статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 28 Устава Пестяковского муниципального района, принятого решением Пестяковского районного Совета от 14 июля 2010 года № 33, с учётом принципа действия закона во времени и иерархии нормативно-правовых актов, судебная коллегия приходит к выводу о том, что до вступления в законную силу Решения Совета Пестяковского муниципального района от 18 мая 2018 года № 71 «О реализации положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Совете Пестяковского муниципального района» Положение о порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности Совета Пестяковского муниципального района, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утверждённое Решением Совета Пестяковского муниципального района от 29 апреля 2016 года № 35 «О реализации положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Совете Пестяковского муниципального района», действовало в части, не противоречащей федеральным законам и законам Ивановской области, в том числе в части порядка опубликования сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Совета Пестяковского муниципального района относительно себя, супруга и несовершеннолетних детей, обязания депутатов Совета Пестяковского муниципального района по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в Совет Пестяковского муниципального района в этих целях. Установление нового порядка предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Губернатору Ивановской области, вопреки выводам суда, не исключает выполнения депутатами Совета Пестяковского муниципального района обязанности по предоставлению тех же сведений, направленных Губернатору Ивановской области, в Совет Пестяковского муниципального района для выполнения Советом района обязанности по опубликованию сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, установленной Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, Уставом Пестяковского муниципального района, принятого решением Пестяковского районного Совета от 14 июля 2010 года № 33, хотя само по себе такое непредоставление в силу означенных федеральных законов не может служить достаточным основанием для прекращения полномочий депутата Совета Пестяковского муниципального района в связи с утратой доверия.

Из буквального толкования обжалуемого истцом решения Совета Пестяковского муниципального района с учётом его обсуждения депутатами Совета Пестяковского муниципального района в ходе принятия следует, что основанием вынесения решения явилось именно неисполнение ФИО4 требований антикоррупционного законодательства о предоставлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год, что является правонарушением, влекущим досрочное прекращение полномочий истца как депутата муниципального района в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», частью 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вывод суда о том, что обжалуемым решением Совета Пестяковского муниципального района от 24 августа 2018 года № 134 «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района» полномочия ФИО4 как депутата Совета Пестяковского муниципального района прекращены только за непредставление сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год в Совет Пестяковского муниципального района, в связи с чем оно является незаконным, при таких обстоятельствах противоречит материалам дела и является неправильным.

Из материалов дела следует и истцом не оспаривается, что ФИО4 в Совет Пестяковского муниципального района сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год в отношении себя и супруга в электронном и печатном виде не представила. В соответствии с частью 4.3 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, частью 7.4 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ, пунктом 12.1 статьи 28 Устава Пестяковского муниципального района, принятого решением Пестяковского районного Совета от 14 июля 2010 года № 33, порядок предоставления депутатами Совета Пестяковского муниципального района и опубликования сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера урегулирован с учётом Положения о порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности Совета Пестяковского муниципального района, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утверждённого Решением Совета Пестяковского муниципального района от 29 апреля 2016 года № 35 «О реализации положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Совете Пестяковского муниципального района» применительно к спорному периоду выполнения обязанности и истцом не исполнен. В связи с этим сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутата ФИО4 и её супруга не были опубликованы Советом Пестяковского муниципального района, у которого обязанность по истребованию сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, поданных депутатами Совета Пестяковского муниципального района Губернатору Ивановской области, в целях их обнародования у Губернатора Ивановской области либо структурного подразделения аппарата Правительства Ивановской области, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, относительно к периоду, установленному для публикации сведений в соответствии с пунктом 9 Положение о порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности Совета Пестяковского муниципального района, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утверждённое Решением Совета Пестяковского муниципального района от 29 апреля 2016 года № 35 «О реализации положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Совете Пестяковского муниципального района», пунктом 9 Положения «О порядке представления лицами, замещающими муниципальные должности в Совете Пестяковского муниципального района, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», утверждённого Решением Совета Пестяковского муниципального района от 18 мая 2018 года № 71 «О реализации положений антикоррупционного законодательства Российской Федерации в Совете Пестяковского муниципального района», пунктом 4 Порядка размещения сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера отдельных категорий лиц и членов их семей на официальных сайтах федеральных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и организаций и предоставления этих сведений общероссийским средствам массовой информации для опубликования, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 года № 613, какими-либо нормативно-правовыми актами не предусмотрена, а ссылка представителя Правительства Ивановской области на возможность и факты ознакомления районных представительных органов местного самоуправления с означенными сведениями в структурном подразделении аппарата Правительства Ивановской области, ответственного за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений, сама по себе не может оцениваться как свидетельствующая о виновных действиях Совета Пестяковского муниципального района по опубликованию информации о непредоставлении депутатом ФИО4 сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при установленном муниципальными правовыми актами порядке взаимодействия депутатов Совета Пестяковского муниципального района и Совета Пестяковского муниципального района по опубликованию сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, либо о недостоверности таковой.

Тот факт, что ФИО4 предоставила сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2017 год Губернатору Ивановской области через Совет Пестяковского муниципального района не свидетельствует о выполнении ею обязанности по предоставлению сведений в отношении себя и супруга в Совет Пестяковского муниципального района и недостоверности размещённой на сайте муниципального района информации о непредоставлении информации, что могло бы служить основанием в соответствии с частями 10 и 1 статьи 152 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) для понуждения ответчика к её опровержению.

При таких обстоятельствах оснований, предусмотренных статьёй 152 ГК РФ, для возложения на Совет Пестяковского муниципального района обязанности дать опровержение о нарушении ФИО4 антикоррупционного законодательства путём размещения на официальном сайте Пестяковского муниципального района сведений о признании незаконным решения Совета Пестяковского муниципального района № 134 от 24 августа 2018 года «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района» и о непредоставлении ФИО4 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя за 2017 год и размещении этих сведений у суда первой инстанции не имелось.

По общему правилу части 1 статьи 1064 ГК РФ, вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред.

Согласно статье 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В соответствии с частью 9 статьи 152 ГК РФ, гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, наряду с опровержением таких сведений вправе требовать компенсации морального вреда, причинённых распространением таких сведений.

При этом в силу статьи 1100 ГК РФ в случае причинения морального вреда распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда.

По правилам статьи 1069 ГК РФ, вред, причинённый гражданину в результате незаконных действий (бездействия) органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счёт казны муниципального образования.

Поскольку предусмотренная выше приведёнными нормами совокупность условий, свидетельствующих о наличии состава гражданского правонарушения, влекущих возникновение у ответчиков гражданской правовой ответственности в виде компенсации морального вреда, отсутствует, решение Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области от 24 августа 2018 года № 134 «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района» является законным, его принятие и опубликование спорных сведений нельзя признать порочащими честь, достоинство и деловую репутацию истца, допустившую нарушение антикоррупционного законодательства, то компенсация морального вреда взысканию в пользу истца, в том числе за счёт казны Пестяковского муниципального района, не подлежит.

При таких обстоятельствах, решение суда в части признания незаконным решения Совета Пестяковского муниципального района от 24 августа 2018 года № 134 «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района», понуждения Совета Пестяковского муниципального района к опровержению о нарушении ФИО4 антикоррупционного законодательства путём размещения на официальном сайте Пестяковского муниципального района сведений о признании незаконным решения Совета Пестяковского муниципального района от 24 августа 2018 года № 134 «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района» и о непредоставлении ФИО4 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя за 2017 год и размещении этих сведений, взыскания компенсации морального вреда, - нельзя признать законным и обоснованным, в данной части оно подлежит отмене по основаниям пунктов 1, 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ с принятием в этой части нового решения об отказе истцу в удовлетворении исковых требований к Совету Пестяковского муниципального района и Администрации Пестяковского муниципального района о признании незаконным решения Совета Пестяковского муниципального района от 24 августа 2018 года № 134 «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района», обязании Совета Пестяковского муниципального района дать опровержение о нарушении истцом антикоррупционного законодательства, непредоставлении истцом справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя за 2017 год и размещении этих сведений, а также о компенсации морального вреда.

Иные доводы апелляционных жалоб и возражений относительно них не содержат правовых оснований к отмене решения суда в оставшейся части, об отказе в удовлетворении исковых требований.

Нарушений, предусмотренных частью 4 статьи 330 ГПК РФ, судом не допущено.

Руководствуясь статьёй 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Пучежского районного суда Ивановской области от 25 октября 2018 года отменить в части признания незаконным решения Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области от 24 августа 2018 года № 134 «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района», обязания Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области дать опровержение о нарушении ФИО4 антикоррупционного законодательства путём размещения на официальном сайте Пестяковского муниципального района Ивановской области сведений о признании незаконным решения Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области от 24 августа 2018 года № 134 «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района» и о непредоставлении ФИО4 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя за 2017 год и размещении этих сведений, взыскания компенсации морального вреда.

Постановить в данной части новое решение, которым ФИО4 в удовлетворении исковых требований к Совету Пестяковского муниципального района Ивановской области и Администрации Пестяковского муниципального района Ивановской области о признании незаконным решения Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области от 24 августа 2018 года № 134 «О противодействии коррупции в Совете Пестяковского муниципального района», обязании Совета Пестяковского муниципального района Ивановской области дать опровержение о нарушении ФИО4 антикоррупционного законодательства, непредоставлении ФИО4 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера на себя за 2017 год и размещении этих сведений, о компенсации морального вреда отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи