Судья Никитин С.С. Дело № 33-183/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам
Псковского областного суда
в составе:
председательствующего судьи Овчинникова А.Г.,
судей Малыгиной Г.В., Мурина В.А.,
при секретаре Никандровой М.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ОАО «РЖД» на решение Великолукского городского суда Псковской области от 12 октября 2017 года, которым постановлено:
иск Великолукского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД» удовлетворить.
Возложить на ОАО «РЖД» обязанность в срок до 01 января 2019 года реализовать план обеспечения транспортной безопасности на ст. Великие Луки Санкт-Петербург – Витебского центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД», утвержденный 06 апреля 2016 года, и выполнить следующие мероприятия:
- оборудовать в соответствии с п. 7.1 Плана ТБ в административном помещении станции Великие Луки пост (пункт) управления обеспечением транспортной безопасности на ОТИ, который оснастить в соответствии с п. 2 Приложения № 14 к Плану ТБ системой2 теленаблюдения, в которую входят инженерно-технические средства для видеонаблюдения зоны свободного доступа и перевозочного сектора зоны транспортной безопасности ОТИ (система видеонаблюдения, рассчитанная на подключение одновременно нескольких видеомониторов, должна поддерживать функции видеомониторинга, видеообнаружения и видеораспознавания, а также обеспечивать хранение данных до 30 суток);
- оборудовать административное здание станции Великие Луки металлической дверью, оснащенной устройствами, не допускающими проникновение нарушителей;
- реализовать п. 81., 8.2 Плана ТБ и провести заграждение, обеспечивающее воспрепятствование несанкционированному проникновению лиц в зону транспортной безопасности ОТИ; оборудовать противотаранные устройства, а также устройства контроля доступа в технологический сектор зоны транспортной безопасности ОТИ; оборудовать информационные стенды с требованиями законодательства о транспортной безопасности и внутренних организационно-распорядительных документов, направленных на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и ТС; оборудовать периметровое заграждение по границе технологического процесса зоны транспортной безопасности парков ОТИ, заграждение по границе технологического сектора зоны транспортной безопасности, периметровое заграждение по границе перевозочного сектора зоны транспортной безопасности (исключая пассажирские платформы со стороны примыкающего железнодорожного пути);
- реализовать п. 8.2, 13, 13.1 Плана ТБ, Приложения № 13 к Плану ТБ и разместить и оборудовать 4 КПП;
- реализовать п. 3.7 Плана ТБ и обеспечить наличие на станции Великие Луки аккредитованных сил обеспечения транспортной безопасности;
- реализовать п. 9.1.2 Плана ТБ и Приложение № 7 к Плану ТБ, обеспечить станцию Великие Луки техническими средствами обеспечения транспортной безопасности на ОТИ: аппаратурой радиационного контроля (АРК) RIG-08PM-1шт; портативным обнаружителем паров взрывчатых веществ МО-2М-1 шт; переносным комплексом обнаружения взрывчатых веществ на основе быстрых меченых нейтронов «ДВИН-1»-1 шт;
- переносным рентгенотелевизионным комплексом «Норка-160»-1 шт;
- ручным металлообнаружителем (металлодетектором)-2 шт;
Системой видеоидентификации – 1 комплект;
- системой видеообнаружения – 8 шт;
- системой видеомониторинга – 8 шт.
Выслушав доклад судьи Овчинникова А.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия.
В обоснование иска указано, что Великолукской транспортной прокуратурой была проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности и антитеррористической защищенности на железнодорожной станции Великие ФИО1 центра организации работы железнодорожных станций – структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО «РЖД», в ходе которой выявлены нарушения федерального законодательства об обеспечении транспортной безопасности.
Объект транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» - станция Великие Луки 2 категории внесен в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры 09.07.2013, проведена оценка уязвимости, результаты которой утверждены 27.11.2014. Разработан план обеспечения транспортной безопасности (далее план ОТБ), который утвержден в Федеральном агентстве железнодорожного транспорта 06.04.2016. До настоящего времени указанный план не реализован в полном объеме, в связи с чем прокурор просил суд обязать ответчика в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу реализовать указанные пункты плана.
Представитель ответчика исковые требования не признал, указав, что реализация плана осуществляется поэтапно, при наличии средств. Полная его реализация в срок, испрашиваемый прокурором, будет невозможна, поскольку это требует значитель6ных финансовых затрат, превышающих баланс финансовых возможностей ОАО «РЖД».
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе ОАО «РЖД» просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении иска.
В обоснование доводов указано, что план ОТБ по станции Великие Луки предусматривает поэтапную его реализацию. В настоящее время план реализован в той части, в которой установлены сроки поэтапной его реализации.
Установленный судом срок по реализации плана является необоснованным. В данном случае данный срок не применим, так как п. 2 ст. 9 ФЗ «О транспортной безопасности» предусмотрен поэтапный порядок реализации плана транспортной безопасности. Эти этапы и сроки устанавливаются компетентным органом власти, в данном случае Федеральным агентством железнодорожного транспорта, при утверждении плана ОТБ. Установленные этапы и сроки не нарушены.
Кроме того, представитель ответчика в апелляционной жалобе ссылается на отмену нормативного акта, Приказа Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43, на основании которого вынесено решение суда. Указывает на то, что в связи с утверждением Постановлением Правительства РФ № 495 от 26.04.2017 новых Требований безопасности возникает необходимость в проведении дополнительной оценки уязвимости ОТИ, в корректировке плана ОТБ. Постановлением Правительства РФ № 495 утверждены иные сроки реализации плана ОТБ.
Согласно ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.
Проверив материалы дела, с учетом доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия считает, что при постановке решения судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушены требования норм материального и процессуального права, а потому решение подлежит отмене (п. 1, 4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ).
Материалами дела подтверждается, что объект транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД» станция Великие Луки 2 категории внесен в Реестр категорированных ОТИ 09 июля 2013 года, и ему присвоен номер ЖСУ113122; результаты оценки уязвимости данного ОТИ утверждены 27 ноября 2014 года; план обеспечения транспортной безопасности данного ОТИ утвержден Федеральным агентством железнодорожного транспорта 06 апреля 2016 года.
С целью соблюдения требований законодательства о транспортной безопасности на станции Великие Луки прокуратурой была проведена проверка, по результатам которой установлено, что на указанной станции не исполнен ряд пунктов плана ОТБ.
Обращаясь в суд с настоящим иском, прокурор указал, что защищенность объекта транспортной инфраструктуры станции Великие Луки от актов незаконного вмешательства не обеспечивается, тем самым не исполняются требования Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ по обеспечению устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса, что может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Удовлетворяя иск прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что невыполнение пунктов плата ОТБ является нарушением Закона "О транспортной безопасности", не позволяет обеспечить транспортную безопасность объекта транспортной инфраструктуры.
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции об обязательстве исполнить ранее утвержденный план ОТБ в срок до 01 января 2019 года сделаны без учета и исследования юридически значимых обстоятельств, что привело к принятию необоснованного решения.
В соответствии с п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 N 23 "О судебном решении" решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
При изучении настоящего дела установлено, что предметом рассмотрения настоящего иска является план ОТБ железнодорожной станции «Великие Луки» Санкт-Петербуг - Витебского центра организации работы железнодорожных станций.
Непосредственное исследование положений плана ОТБ имеет существенное значение для рассмотрения настоящего дела, так как именно в плане устанавливаются мероприятия, которые должны быть проведены, этапы и сроки проведения этих мероприятий. План утверждается компетентным органом, является обязательным для исполнения в порядке и в сроки, установленные в нем. Только установив, что утвержденные этапы и сроки выполнения плана ОТБ нарушены, суд имел основания для удовлетворения заявленного иска.
Данное утверждение вытекает из следующих нормативных положений. Статьей 9 ФЗ РФ от 09.02.2007 № 16-ФЗ "О транспортной безопасности" предусмотрено, что реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств осуществляется субъектами транспортной инфраструктуры, под которыми понимаются юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (п.9 ч. 1 ст. 1 Закона).
В соответствии с ч. 2 ст. 9 ФЗ РФ № 16-ФЗ планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.
Следовательно, законом обязанность субъекта ОТИ по выполнению плана ОТБ поставлена в зависимость от утвержденных компетентным органом этапов и сроков. Никакие иные сроки не имеют значения.
При исследовании копии плана ОТБ станции «Великие Луки», представленного в судебную коллегию представителем ответчика, установлено, что он утвержден 06 апреля 2016 года руководителем ФАЖТ. В разделе 22 плана ОТБ указано, что этапы и сроки реализации плана обеспечения транспортной безопасности ОТИ определены в Приложении № 21 плана ОТБ ОТИ.
В приложении № 21 к первому этапу - «определение стоимости услуг по разработке Проектного задания», имеется лишь ссылка на то, что он подлежит реализации «по установленным законодательством срокам». Иных сроков выполнения этого и последующих этапов плана ОТБ в приложении нет.
Так как действующим законодательством срок определение стоимости услуг по разработке проектного задания не установлен, следовательно, план ОТБ фактически не содержит утвержденных компетентным органом сроков, которые можно признать нарушенными административным ответчиком. При таких обстоятельствах, у суда не было оснований для вывода о неисполнении плана в установленные сроки.
По смыслу содержания этапов плана ОТБ, указанных в Приложении 21, они выполняются последовательно, друг за другом. В связи с этим, второй абзац раздела 22 плана о том, что все мероприятия плана ОТБ реализуются в течение 6 месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности, не может быть применим в виду его неопределенности. Более того, как указано выше, оценка уязвимости плана ОТБ утверждена 27.11.2014, следовательно, к моменту утверждения плана ОТБ этот срок давно истек. По этой же причине истек 2-х годичный срок реализации плана ОТБ, установленный Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 в подпункте 7 пункта 5 с момента включения объекта в реестр.
Судебная коллегия считает необходимым также отметить, что требование прокурора фактически сводится к обязательству ответчика исполнить последний этап плана, минуя предыдущие. Как указано выше, все этапы плана взаимосвязаны и последовательны. Поэтому требование исполнить последний этап плана, минуя предыдущие, в том числе такие как разработка проекта, проведение тендера и заключение договора, определение источников финансирования, которые также не исполнены в настоящее время, является логически неопределенным и непоследовательным.
Кроме этого, частью 1 ст. 9 ФЗ РФ № 16-ФЗ определено, что порядок разработки планов ОТБ устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Такой порядок утвержден Приказом Минтранса РФ от 11.02.2010 N 34 "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств".
В соответствии с п. 9 Порядка изменения (дополнения) вносятся в План и представляются в компетентный орган на утверждение в течение 30 дней с момента:
изменения оценки уязвимости;
изменения требований по обеспечению транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры или транспортных средств.
План ОТБ станции Великие Луки был разработан и утвержден в период действия Требований по обеспечению транспортной безопасности, утвержденных приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43. Указанный нормативный документ утратил силу с 1 июля 2017 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.04.2017 № 495, утвердившего новые Требования.
В силу п. 3 Приказа Минтранса РФ от 11.02.2010 № 34 план разрабатывается на основании результатов оценки уязвимости и определяет систему мер для защиты объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения акта незаконного вмешательства, а также при подготовке и проведении контртеррористической операции.
Таким образом, план подлежит приведению в соответствие с вновь установленными требованиями безопасности. В случае фактического изменения требований безопасности должна быть проведена дополнительная оценка уязвимости ОТИ и соответствующая корректировка плана ОТБ. Проверка этого соответствия входит в компетенцию Минтранса РФ в силу ч. 1 ст. 9 ФЗ РФ № 16-ФЗ и Административного регламента, утвержденного Приказом Минтранса России от 06.03.2013 № 74, требует специальных познаний в области транспортной безопасности.
Убедительных доказательств того, что ранее проведенная оценка уязвимости и разработанный на ее основе план ОТБ соответствуют вновь утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 Требованиям безопасности в деле не имеется.
При таких обстоятельствах возлагать на ответчика обязанность исполнять ранее утвержденный план ОТБ нет оснований.
На основании изложенного, судебная коллегия отменяет решение суда и отказывает в удовлетворении иска прокурора.
Руководствуясь п. 2 ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Великолукского городского суда от 12 октября 2017 года отменить и постановить новое, которым отказать в удовлетворении исковых требований прокурора к ОАО «РЖД» об обязании совершить определенные действия.
Председательствующий: А.Г. Овчинников
Судьи: В.А. Мурин
Г.В. Малыгина.