ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-184 от 13.02.2014 Тверского областного суда (Тверская область)

  Дело № 33-184 судья Алексеев С. А. 2014 год

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Судебная коллегия по гражданским делам Тверского областного суда

 в составе председательствующего судьи Малич В.С.,

 судей Гудковой М.В. и Кубаревой Т.В.,

 с участием прокурора Гусевой О.В.,

 при секретаре Джукаеве А.А.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Твери

 13 февраля 2014 года

 по докладу судьи Кубаревой Т.В.

 дело по апелляционному представлению прокурора Адреапольского района Тверской области на решение Андреапольского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

 «Исковые требования прокурора Андреапольского района Тверской области в интересах - <данные изъяты>: ФИО1, ФИО2, ФИО3 и <данные изъяты> ФИО4 к Обществу с ограниченной ответственностью «Водокомплекс», третье лицо - ДУ ОП «Городок» ООО «Северное», о возложении обязанности провести перерасчет платы за водоотведение жидких бытовых отходов и прекратить начисление платы за водоотведение ЖБО, оставить без удовлетворения».

 Судебная коллегия

 установила:

 Прокурор Андреапольского района Тверской области обратился в суд в интересах <данные изъяты>: ФИО5, ФИО6, ФИО7, <данные изъяты> ФИО8, с иском к ООО «Водокомплекс» о возложении обязанности провести перерасчет платы за водоотведение жидких бытовых отходов и прекратить начисление платы за водоотведение ЖБО.

 Требование мотивировано тем, что прокуратурой Андреапольского района по обращению жителей домов № № по <адрес> проведена проверка исполнения жилищного законодательства при предоставлении коммунальных услуг в деятельности ООО «Водокомплекс».

 В ходе проведения проверки установлено, что ООО «Водокомплекс» с ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжении № от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации <адрес> принял в безвозмездное временное пользование систему водоснабжения и водоотведения по <адрес> <адрес>, а с ДД.ММ.ГГГГ всю систему водоснабжения <адрес>.

 В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателя жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, включает в себя:

 - плату за пользование жилым помещением (плата за наем);

 - плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда;

 - плату за коммунальные услуги.

 Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

 - плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

 - плату за коммунальные услуги.

 Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

 Пунктом 11 Правил содержания общедомового имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

 Пункт 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов» предусматривает сбор, удаление, обезвреживание и утилизацию жидких бытовых отходов, как отдельного вида отходов из не канализированных зданий.

 Согласно статье 2 Федерального закона РФ от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», водоотведением является прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения.

 При этом, в ходе проведения проверки установлено, что <адрес>, не имеют централизованной системы водоотведения, ООО «Водокомплекс» не является управляющей компанией в отношении данных домов, так как с ДД.ММ.ГГГГ до настоящего времени дома находятся на обслуживании управляющей компании ООО «Северное».

 В нарушение пункта 11 Правил содержания общедомового имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491, статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 2 Федерального закона РФ от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», с 01 ноября 2012 года ООО «Водокомплекс» начисляет жителям домов № <адрес>, в том числе, ФИО5, ФИО6, ФИО8, ФИО7 по статье водоотведение - вывоз жидких бытовых отходов, относящихся к перечню услуг по содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и оплачиваемое в составе платы за содержание общего имущества дома, вносимой вышеуказанными лицами ежемесячно в ООО «Северное».

 Определениями Андреапольского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ по ходатайству представителя ответчика ООО «Водокомплекс» привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ДУ ОП «Городок», ООО «Северное», расположенное по адресу: <адрес>, гражданские дела №№ № объединены в одно производство.

 В судебном заседании заместитель прокурора Акимова Е.М. и истец ФИО8 исковые требования поддержали в полном объеме.

 Истец ФИО5 в судебном заседании отказалась от исковых требований в части возвращения ей денежных средств, полученных ООО «Водокомплекс» в счет платы за водоотведение ЖБО, начисленных с ДД.ММ.ГГГГ, в остальной части исковые требования поддержала полностью.

 Истцы ФИО6 и ФИО7 в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении дела не заявляли, дело рассмотрено в их отсутствие.

 Представители ответчика ООО «Водокомплекс» - ФИО9, ФИО10 в судебном заседании исковые требования не признали.

 Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - ДУ ОП «Городок», ООО «Северное» ФИО11 в судебном заседании исковые требования не признала.

 Судом постановлено приведенное выше решение.

 В апелляционном представлении прокурора Адреапольского района Тверской области ставится вопрос об отмене решения суда и принятии по делу нового решения.

 В обоснование представления указывается на то, что судом допущено существенное нарушение норм материального права.

 Прокурор не согласен с выводом суда о том, что с истцов не взимается двойная плата за вывоз ЖБО.

 Обращает внимание судебной коллегии на то, что услуги по сбору и вывозу твердых и жидких бытовых отходов не отнесены к коммунальным услугам, оплачиваемым по правилам статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации. Плата за сбор и вывоз таких отходов входит в состав платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме, и размер ее определяется в соответствии с положениями статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 Кроме того, дома, в которых проживают истцы, являются частично благоустроенными, в них отсутствует централизованное водоснабжение и водоотведение.

 Также считает, что квитанция на оплату услуг по водоотведению ЖБО, направляемая ООО «Водокомплекс» каждому жителю, не соответствует требованиям, предъявляемым Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 10 февраля 1997 года № 155, поскольку не содержит адреса, по которому данная услуга оказывается, срока оказания услуги, порядка оплаты, в связи с чем не может являться подтверждением соблюдения письменной формы.

 Таким образом, выставление ООО «Водокомплекс» квитанций на оплату услуг по вывозу ЖБО является незаконным и противоречит нормам действующего жилищного законодательства.

 В судебное заседание суда апелляционной инстанции явились истец ФИО5, прокурор Гусева О.В.

 Остальные участники процесса извещены о времени и месте судебного заседания апелляционной инстанции, в суд не явились, об уважительности неявки не сообщили, об отложении разбирательства дела не ходатайствовали, поэтому в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации их неявка не препятствует рассмотрению дела.

 В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. В случае если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.

 Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав пояснения истца ФИО5, прокурора Гусевой О.В., поддержавших доводы апелляционного представления, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

 В соответствии со статьей 39 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

 Судом первой инстанции установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ многоквартирные <адрес> находятся на обслуживании управляющей компании ООО «Северное».

 В указанных домах №<адрес> <адрес> отсутствует централизованное водоснабжение и водоотведение.

 ООО «Северное» в силу действующих Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 и статей 155 и 161 Жилищного кодекса Российской Федерации во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями является исполнителем коммунальных услуг, выполняя функции управляющей организации.

 Как усматривается из материалов дела, с ДД.ММ.ГГГГ ООО «Водокомплекс» принял в безвозмездное временное пользование всю городскую систему водоснабжения, по согласованию с администрациями Андреапольского района и города Андреаполь и ресурсоснабжающих компаний, полномочия по начислению и сбору платы за коммунальные услуги по отоплению, горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению мест общего пользования.

 Согласно положениям частей 2 - 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: 1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; 2) плату за коммунальные услуги.

 Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

 Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 № 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, согласно которым надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (подпункт «а» пункта 16); содержание общего имущества включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми помещениями в многоквартирном доме (подпункт «д» пункта 11).

 Пункт 1.2 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» предусматривает сбор, удаление, обезвреживание и утилизацию жидких бытовых отходов как отдельного вида отходов из не канализированных зданий.

 Как усматривается из материалов дела, начисления за оказание услуги «вывоз жидких бытовых отходов» осуществляется ООО «Водокомплекс».

 Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что интересы истцов не нарушены, услуга — «вывоз жидких бытовых отходов» и начисление платы за оказание данной услуги, оказываются ООО «Водокомплекс» законно и обоснованно.

 Судебная коллегия с таким выводом суда согласиться не может, по следующим основаниям.

 Пунктом 8 Постановления Правительства РФ от 13 августа 2006 года № 491 установлено, что разъяснения о применении Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.

 В соответствии с письмом Министерства регионального развития Российской Федерации от 06 марта 2009 года № 6177-АД/14 «Об особенностях установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме» сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, а также расходы на содержание и ремонт лифтового оборудования многоквартирных домов являются составной частью деятельности по содержанию общего имущества. Такая деятельность является потенциально конкурентной и в соответствии с федеральным законодательством ее стоимость не является регулируемой. Все составные части платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме устанавливается общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, органами управления товариществ собственников жилья, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативов (часть 7 и 8 статьи 156 Кодекса) или в случае, указанном в пункте 34 Правил, органом местного самоуправления как одна величина. При этом стоимость отдельных работ должна указываться только в прилагаемом к договору управления многоквартирным домом перечне услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме (пункт 2 части 3 статьи 162 Кодекса).

 Из материалов дела усматривается, что в соответствии с приложением № к Договору управления многоквартирными домами от ДД.ММ.ГГГГ плата по статье «содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома» утверждена в размере <данные изъяты> с 1 квадратного метра жилого помещения и до настоящего времени не изменялась.

 Согласно части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации решение вопроса об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения относится к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, порядок проведения которого регламентируется статьями 45 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме определяется с учетом предложений управляющей организации и устанавливается на срок не менее чем один год.

 Анализируя вышеприведенные нормы закона, судебная коллегия приходит к выводу о том, что сбор и вывоз жидких бытовых отходов, образующихся в результате деятельности жильцов многоквартирного дома,  не могут быть отнесены к коммунальным услугам, а являются составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома.

 ООО «Водокомплекс» не является организацией, осуществляющей управление многоквартирными домами <адрес> <адрес>, и не имеет договорных отношений оформленных в письменной форме с ООО «Северное», следовательно, незаконно взимает плату за услугу по вывозу жидких бытовых отходов.

 Организацией, отвечающей за управление, содержание и ремонт помещений в многоквартирных домах №<адрес> <адрес> является ООО «Северное», которое вправе включить в статью «содержание и текущий ремонт общего имущества жилого дома» услугу по вывозу жидких бытовых отходов, определив размер платы за указанную услугу на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, в силу  части 7 статьи 156 Жилищного кодекса Российской Федерации.

 При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Андреапольского района Тверской области в интересах - <данные изъяты>: ФИО5, ФИО6, ФИО7 и <данные изъяты> ФИО8 к Обществу с ограниченной ответственностью «Водокомплекс», о прекращении начисления платы за водоотведение жидких бытовых отходов отменить, исковые требования в указанной части удовлетворить.

 Исковые требования прокурора о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет ранее начисленных сумм за предоставление услуги по вывозу жидких бытовых отходов и вернуть денежные средства, не нашли своего подтверждения в ходе разбирательства дела.

 Вопреки требованиям части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено суду достоверных доказательств, подтверждающих размер платы внесенной ФИО5, ФИО6, ФИО7 и ФИО8 по квитанциям выставленным ООО «Водокомплекс» за вывоз жидких бытовых отходов.

 Из квитанций, приобщенных к материалам дела, видно, что у ФИО7, ФИО8, ФИО5 имелся долг по оплате сумм, отраженных в квитанциях, выставленных ООО «Водокомплекс».

 Из ответа ООО «Водокомплекс» на представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ООО «Водокомплекс» производит перерасчет денежных средств поступивших в счет оплаты ЖБО.

 Прокурором не представлено доказательств, подтверждающих тот факт, что ФИО6, ФИО7 и ФИО8 не возвращены денежные средства, оплаченные ими по квитанциям ООО «Водокомплекс» за период с ДД.ММ.ГГГГ.

 Истец ФИО5 в ходе судебного разбирательства не поддержала исковых требований прокурора о взыскании денежных средств.

 При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет ранее начисленных сумм за предоставление услуги по вывозу жидких бытовых отходов не имеется.

 На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 определила:

 решение Андреапольского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить в части отказа в удовлетворении исковых требований прокурора Андреапольского района Тверской области в интересах - <данные изъяты>: ФИО1, ФИО2, ФИО3 и <данные изъяты> ФИО4 к Обществу с ограниченной ответственностью «Водокомплекс», о прекращении начисления платы за водоотведение ЖБО.

 В указанной части постановить новое решение.

 Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Водокомплекс» прекратить начисление платы за водоотведение ЖБО ФИО1, ФИО2, ФИО3 и ФИО4.

 В остальной части решение Андреапольского районного суда Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Андреапольского района Тверской области – без удовлетворения.

 Председательствующий В.С.Малич

 Судьи М.В. Гудкова

 Т.В.Кубарева