ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-18410/18 от 03.12.2018 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Шарифуллин Ш.Н.

Дело № 33-18410/2018

Учет 054г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

3 декабря 2018 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Насретдиновой Д.М.,

судей Гаянова А.Р., Гиниатуллиной Ф.И.,

при секретаре судебного заседания Буравлевой М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Гаянова А.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе Кудрявцевой А.А. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 24 августа 2018 года, которым постановлено:

исковые требования Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области к Кудрявцевой А.А. о возмещении стоимости обучения удовлетворить;

взыскать с Кудрявцевой А.А. в пользу Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тамбовской области фактически понесенные затраты на обучение в Федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Вологодский институт права и экономики» Федеральной службы исполнения наказаний России 1 511 846 рублей 96 копеек.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения Кудрявцевой А.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области (далее - УФСИН России по Тамбовской области) обратилось в суд с иском к Кудрявцевой А.А. о возмещении стоимости обучения.

В обоснование требований указано, что между Управлением Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Татарстан (далее - УФСИН России по Республике Татарстан) в лице начальника данного Управления и ответчиком перед поступлением в Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования «Вологодский институт права и экономики Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - ВИПЭ ФСИН России) 29.06.2011 был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе (далее – УИС).

По контракту Кудрявцева (Воронина) А.А. направлялась на обучение в ВИПЭ ФСИН России. По окончании обучения она обязана заключить контракт о прохождении службы в УИС сроком 5 лет на условиях, установленных действующим законодательством.

20.12.2015 между ФСИН в лице начальника УФСИН России по Тамбовской области и ответчиком был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе в должности курсанта ВИПЭ ФСИН России сроком на время обучения и 5 лет после его окончания.

По завершению обучения Кудрявцева А.А. была откомандирована для дальнейшего прохождения службы в УФСИН России по Тамбовской области и 03.08.2016 назначена на должность начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области.

03.08.2016 был заключен соответствующий контракт о службе в уголовно-исполнительной системе сроком на 5 лет.

11.12.2017 приказом УФСИН России по Тамбовской области от 06.12.2017 № 412-лс Кудрявцева А.А. уволена из УИС по пункту «а» статьи 58 части 1 Положения о службе в ОВД России.

Обучение ответчика в ВИПЭ ФСИН России было оплачено за счет средств федерального бюджета.

Затраты на обучение Кудрявцевой А.А., обучавшейся в период времени с 01.08.2011 по 02.08.2016 по специальности «правоохранительная деятельность», составили: затраты на оплату коммунальных слуг 58 649 рублей 65 копеек, затраты на обучение 1 023 269 рублей 72 копейки, продовольственное обеспечение 116 233 рубля 17 копеек, вещевое обеспечение 33 217 рублей 47 копеек, денежное довольствие 842 734 рубля 8 копеек. Общая сумма затраченных на обучение Кудрявцевой (Ворониной) А.А. денежных средств составила 2 074 104 рубля 9 копеек.

Денежные средства, потраченные на обучение, подлежат возмещению в доход федерального бюджета, пропорционально прослуженному времени. По условиям контрактов, ответчик должна была проходить службу в УФСИН России по Тамбовской области в течение 5 лет (1826 дней). Фактически ответчик проходила службу в течение 1 года 4 месяцев 8 дней (495 дней). Отработанные затраты на обучение пропорционально отработанному времени составляют 562 257 рублей 13 копеек. Неотработанный срок службы составляет 3 года 7 месяцев 22 дня – 1331 дня. Неотработанные затраты на обучение составляют 1 511 846 рублей 96 копеек. На момент подачи искового заявления УФСИН России по Тамбовской области расходы, связанные с обучением, ответчиком в добровольном порядке не возмещены.

Истец просил взыскать с Кудрявцевой (Ворониной) А.А. в пользу УФСИН России по Тамбовской области фактически понесенные затраты на обучение в Федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования Вологодский институт права и экономики ФСИН России в сумме 1 511 846 рублей 96 копеек.

Представитель истца заявленные требования поддержал и просил дело рассмотреть в их отсутствие.

Ответчик иск не признал.

Суд принял решение в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе ответчик ставит вопрос об отмене решения суда ввиду незаконности и необоснованности. При этом указывает, что подача рапорта об увольнении обусловлена уважительной причиной. Расходы на обучение, указанные в справке, предоставленной истцом, не имеют к ответчику персонального отношения.

С момента заключения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе сотрудник является работником уголовно-исполнительной системы, выполняет определенные обязанности, установленные заключенным контрактом и иными нормативно-правовыми актами. За данную деятельность сотрудник получает денежное довольствие. Оснований для обратного взыскания выплаченного денежного содержания, продовольственного обеспечения с курсантов за период обучения в образовательном учреждении ФСИН России законом не установлено.

Из пункта 3.3 заключенного с ответчиком контракта следует, что расходы по предоставлению денежного и вещевого довольствия, продовольственного обеспечения не только не указаны в контракте в качестве подлежащих возмещению работником при увольнении до истечения срока контракта, но и отнесены к обязанностям работодателя, а не учебного заведения, а значит, не связаны с обучением (п. 3.3 контракта). Считает, что с сотрудника может быть взыскана стоимость вещевого имущества, сроки носки которого не истекли.

Ответчик в суд апелляционной инстанции не явился. Извещения о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции направлены, судебная коллегия на основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося ответчика.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке является недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.

Частью 3 статьи 24 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (в редакции, действовавшей в период спорных отношений) было определено, что порядок и условия прохождения службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы регламентируются названным Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.

Согласно пункту 4 Указа Президента Российской Федерации от 8 октября 1997 г. N 1100 "О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации" порядок и условия прохождения службы, а также организация деятельности работников уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, перешедших либо вновь принятых на работу (службу) в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, регламентируются Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1 "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации", Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, соответствующими федеральными законами и правилами внутреннего распорядка учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания.

В силу абзаца первого статьи 21 Федерального закона от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы" действие Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 4202-1, распространено на сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы впредь до принятия федерального закона о службе в уголовно-исполнительной системе.

19 июля 2018 г. принят Федеральный закон N 197-ФЗ "О службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и о внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы", который вступил в силу с 1 августа 2018 г.

Поскольку правоотношения, связанные с обучением Кудрявцевой А.А. в образовательном учреждении Федеральной службы исполнения наказаний России (далее - ФСИН России), со службой в уголовно-исполнительной системе и ее прекращением, возникли до дня вступления названного Закона в силу и в этом Законе отсутствует указание на придание им обратной силы, к спорным отношениям подлежат применению Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, действовавшее на момент заключения Кудрявцевой А.А. контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 17 августа 2009 г. и последующего контракта о службе в уголовно-исполнительной системе от 31 июля 2013 г., а также Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системе, утвержденная приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 г. N 76 (далее также - Инструкция).

Статьей 7 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации было предусмотрено, что в целях укомплектования органов внутренних дел высококвалифицированными специалистами Министерство внутренних дел Российской Федерации осуществляет профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел, которая включает в себя специальное первоначальное обучение, периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, подготовку специалистов в учебных заведениях, повышение квалификации и переподготовку. Организация и содержание профессиональной подготовки определяются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

В соответствии со статьей 11 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации контракты о службе с гражданами, назначенными на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, заключаются как на определенный, так и на неопределенный срок. При этом для граждан, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел Российской Федерации, должен предусматриваться срок службы не менее трех лет. Для лиц, поступивших в учебные заведения Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие учебные заведения с оплатой обучения Министерством внутренних дел Российской Федерации, в контракте должен предусматриваться срок службы в органах внутренних дел не менее пяти лет после окончания учебного заведения.

Пунктом 3.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 6 июня 2005 г. N 76, определено, что профессиональная подготовка сотрудников осуществляется в образовательных учреждениях профессионального образования, подведомственных ФСИН России, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации об образовании реализуют профессиональные образовательные программы.

Разделом 5 названной Инструкции установлен порядок и условия заключения контракта о службе в уголовно-исполнительной системе, в том числе с лицами, проходящими обучение в образовательных учреждениях ФСИН России.

Согласно пункту 5.3 Инструкции с лицами, отобранными для поступления в образовательные учреждения профессионального образования ФСИН России, другие образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, с оплатой обучения учреждением или органом уголовно-исполнительной системы, контракт заключается учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, направляющими граждан для поступления в образовательные учреждения. В условиях контракта при этом предусматривается срок службы в уголовно-исполнительной системе не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения, который пересмотру не подлежит. Иные условия контракта по согласованию сторон могут быть пересмотрены после окончания образовательного учреждения, но они не могут ухудшать служебное или социальное положение сотрудника, предусмотренное ранее при заключении контракта. В исключительных случаях по инициативе курсанта (слушателя) и с согласия руководителя учреждения или органа уголовно-исполнительной системы, заключившего контракт, он может быть перезаключен с другим учреждением или органом уголовно-исполнительной системы.

Нормативными правовыми актами, действовавшими в период спорных отношений, последствия невыполнения сотрудником уголовно-исполнительной системы, направленным для получения профессионального образования за счет бюджетных средств ФСИН России в образовательное учреждение ФСИН России, условия контракта о службе в органах уголовно-исполнительной системы не менее пяти лет после окончания образовательного учреждения не определены, в связи с чем к этим отношениям в силу части седьмой статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат применению общие нормы трудового законодательства.

В силу статьи 249 Трудового кодекса Российской Федерации в случае увольнения без уважительных причин до истечения срока, обусловленного трудовым договором или соглашением об обучении за счет средств работодателя, работник обязан возместить затраты, понесенные работодателем на его обучение, исчисленные пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени, если иное не предусмотрено трудовым договором или соглашением об обучении.

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что гражданин, зачисленный на обучение в образовательную организацию высшего образования ФСИН России, считается проходящим службу в уголовно-исполнительной системе, отношения в период обучения между соответствующим руководителем уголовно-исполнительной системы и гражданином возникают в результате заключения контракта о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе и являются служебными, соответственно, на них распространяются положения законодательства, регулирующего вопросы прохождения службы в уголовно-исполнительной системе, в том числе и по обязательствам, принятым на себя гражданином (сотрудником) по этому контракту. При невыполнении сотрудником обязательства по контракту о прохождении службы в уголовно-исполнительной системе в течение пяти лет после окончания образовательной организации высшего образования ввиду его увольнения без уважительных причин он должен возместить федеральному органу уголовно-исполнительной системы затраченные на его обучение средства федерального бюджета, исчисляемые пропорционально фактически не отработанному после окончания обучения времени.

Материалами дела установлено, что 02.06.2011 Кудрявцева А.А. обратилась с заявлением на имя начальника УФСИН России по Республике Татарстан с просьбой направить ее в 2011 году для поступления в Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования Вологодский институт права и экономики ФСИН России по специальности «Правоохранительная деятельность» по очной форме обучения сроком 5 лет.

Между УФСИН России по Республике Татарстан в лице начальника данного Управления и ответчиком перед поступлением в ВИПЭ ФСИН России 29.06.2011 был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе.

По контракту Кудрявцева А.А. направлялась на обучение в ВИПЭ ФСИН России. По окончании обучения она была обязана заключить контракт о прохождении службы в УИС сроком 5 лет на условиях, установленных действующим законодательством.

20.12.2015 между ФСИН в лице начальника УФСИН России по Тамбовской области и Кудрявцевой А.А. был заключен контракт о службе в уголовно-исполнительной системе в должности курсанта ВИПЭ ФСИН России сроком на время обучения и 5 лет после его окончания.

С пунктом 5.1.7 данного контракта о возмещении ФСИН России средства федерального бюджета, затраченные на обучение (стоимость обучения) в случае увольнения со службы в период прохождения службы в течении пяти лет после завершения обучения по основаниям, предусмотренным п. «а» ч.1 ст.58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, Кудрявцева А.А. была ознакомлена, что подтверждается личной подписью ответчика (л.д. 9-10).

По завершению обучения ответчик был откомандирован для дальнейшего прохождения службы в УФСИН России по Тамбовской области и 03.08.2016 был назначен на должность начальника отряда отдела по воспитательной работе с осужденными ФКУ КП-2 УФСИН России по Тамбовской области.

Кудрявцева А.А. написала рапорт от 02.08.2016, в котором она с предложенной должностью согласилась. 03.08.2016 с ответчиком заключен соответствующий контракт о службе в уголовно-исполнительной системе сроком на 5 лет.

11.12.2017 приказом УФСИН России по Тамбовской области от 06.12.2017 № 412-лс Кудрявцева А.А. уволена из УИС по пункту «а» (по собственному желанию) статьи 58 части 1 Положения о службе в ОВД РФ.

Обучение ответчика в ВИПЭ ФСИН России было оплачено за счет средств федерального бюджета. ФСИН России финансирует обучение курсантов в ВИПЭ ФСИН России в рамках утвержденной сметы доходов и расходов на содержание.

В соответствии с документами, предоставленными из ВИПЭ ФСИН России затраты на обучение Кудрявцевой А.А., обучавшейся в период времени с 01.08.2011 по 02.08.2016 по специальности «правоохранительная деятельность» составили: затраты на оплату коммунальных слуг 58 649 рублей 65 копеек, затраты на обучение 1 023 269 рублей 72 копеек, продовольственное обеспечение 116 233 рубля 17 копеек, вещевое обеспечение 33 217 рублей 47 копеек, денежное довольствие 842 734 рубля 8 копеек.

Общая сумма затраченных на обучение Кудрявцевой А.А. денежных средств составила 2 074 104 рубля 9 копеек.

По условиям контрактов, ответчик должна была проходить службу в УФСИН России по Тамбовской области в течение 5 лет (1826 дней). Фактически ответчик проходила службу в течение 1 года 4 месяцев 8 дней (495 дней). Отработанные затраты на обучение пропорционально отработанному времени составляют 562 257 рублей 13 копеек. Неотработанный срок службы составляет 3 года 7 месяцев 22 дня – 1331 дня. Неотработанные затраты на обучение составляют 1 511 846 рублей 96 копеек.

Разрешая спор и удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик обязан возместить истцу понесенные затраты на обучение пропорционально фактически не отработанному времени после окончания обучения.

Нормативными правовыми актами, регулировавшими порядок прохождения службы в уголовно-исполнительной системе в спорный период, состав расходов, затраченных на обучение сотрудника в высшем образовательном учреждении уголовно-исполнительной системы ФСИН России, в случае невыполнения им условий контракта о службе в уголовно-исполнительной системе не определен. Конкретный перечень таких затрат нормами Трудового кодекса Российской Федерации также не установлен.

Данные обстоятельства позволяют применить правило об аналогии закона, закрепленное в статье 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и распространить на спорные правоотношения нормы, регулирующие сходные отношения, связанные с возмещением сотрудником затрат на обучение в образовательном учреждении, в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Подпунктом "а" пункта 3 части 3 статьи 23 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательстве акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ) установлено, что в контракте, заключаемом с гражданином или сотрудником органов внутренних дел, поступающим в образовательную или научную организацию федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме, предусматривается обязательство гражданина заключить контракт о последующей службе в органах внутренних дел или обязательство сотрудника проходить службу в органе внутренних дел, направившем его на обучение, на период не менее пяти лет - по окончании образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел по инициативе сотрудника (пункт 2 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ).

Согласно части 14 статьи 76 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае расторжения контракта и увольнения сотрудника органов внутренних дел по основаниям, перечисленным в данной норме, в том числе по основанию, приведенному в пункте 2 части 2 статьи 82 этого Федерального закона, в период обучения в образовательной организации высшего образования или научной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или в течение срока, предусмотренного пунктом 3 части 3 статьи 23 данного Федерального закона, указанный сотрудник возмещает федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел затраты на обучение в порядке и размерах, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2012 г. N 1465 утверждены Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел Российской Федерации затрат на обучение в образовательном учреждении высшего профессионального образования или научно-исследовательском учреждении Министерства внутренних дел Российской Федерации в случае расторжения с ним контракта о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации и увольнения со службы в органах внутренних дел Российской Федерации (название документа приводится в редакции, действовавшей до 20 марта 2015 г.) (далее - Правила возмещения сотрудником органов внутренних дел затрат на обучение от 28 декабря 2012 г. N 1465).

Затраты на обучение определяются исходя из размера средств федерального бюджета, затраченных образовательной организацией высшего образования, образовательной или научной организацией на обучение сотрудника (пункт 2 Правил от 28 декабря 2012 года N 1465).

В соответствии с пунктом 7 Правил от 28 декабря 2012 года N 1465 в затраты на обучение сотрудника входят на оплату труда профессорско-преподавательского состава, на амортизацию учебного оборудования в период обучения, на стоимость материальных запасов, использованных в образовательном процессе при обучении сотрудников, на коммунальные услуги, на услуги связи для целей образовательного процесса.

Размер средств федерального бюджета, подлежащих возмещению сотрудниками, окончивших образовательную организацию высшего образования, с которыми расторгнут контракт и которые уволены в течение 5 лет по окончании срока обучения, определяется по формуле, приведенной в подпункте "б" пункта 12 Правил от 28 декабря 2012 г. N 1465, с учетом: количества полных лет службы в органах внутренних дел, прошедших со дня окончания сотрудником образовательного учреждения высшего профессионального образования; количества полных месяцев службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; количества дней службы сотрудника в органах внутренних дел в году увольнения; размера средств федерального бюджета, затрачиваемых на весь период обучения сотрудника в образовательном учреждении высшего профессионального образования, который подлежит включению в контракт.

Из ответа УФСИН России по Тамбовской области на запрос судебной коллегии следует, что всего сумма затраченных на обучение ответчика средств федерального бюджета, рассчитанная по правилам и формуле, установленным подпунктом «б» пункта 12 Правил возмещения сотрудником органов внутренних дел затрат на обучение от 28 декабря 2012 г. N 1465 для случаев расторжения контракта и увольнения в течение 5 лет по окончании обучения сотрудниками образовательной организации высшего образования, составила 789 801 рублей 13 копеек.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что сумма затрат на обучение, подлежащая возмещению ответчиком, составляет 789 801 рубль 13 копеек.

Иные средства (вещевое и продовольственное обеспечение, денежное довольствие), затраченные на ответчика в период прохождения им службы (которая проходила в период обучения в ведомственном образовательном учреждении высшего образования), возмещению не подлежат, поскольку действовавшим на момент прекращения служебных отношений Порядком обеспечения денежным довольствием сотрудников уголовно-исполнительной системы (утв. Приказом ФСИН России от 27 мая 2013 № 269), Наставлением по организации профессиональной подготовки сотрудников уголовно-исполнительной системы (утв. приказом Минюста России от 27.08.2012 N 169), статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации указанное возмещение не предусмотрено.

При таких данных решение суда подлежит изменению по основанию, предусмотренному пунктом 2 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и с Кудрявцевой А.А. в пользу УФСИН России по Тамбовской области подлежат взысканию понесенные затраты на обучение в размере 789 801 рубль 13 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 и пунктом 1 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 24 августа 2018 года по данному делу изменить и принять новое решение о частичном удовлетворении иска.

Взыскать с Кудрявцевой Александры Александровны в пользу Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Тамбовской области фактически понесенные затраты на обучение в Федеральном казенном образовательном учреждении высшего образования «Вологодский институт права и экономики» Федеральной службы исполнения наказаний 789 801 рубль 13 копеек.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в суд кассационной инстанции.

Председательствующий

Судьи