Судья Шилякова Н.В. стр.54, г/п 0 руб.
Докладчик Рассошенко Н.П. Дело № 33-1842 18 мая 2015 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Рассошенко Н.П.,
судей Лобановой Н.В. и Рудь Т.Н.
при секретаре Шепуревой Т.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г.Архангельске 18 мая 2015 года дело по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Котласского городского суда Архангельской области от 14 января 2015 года, которым постановлено:
«в удовлетворении исковых требований ФИО1 к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по Котласскому району» о признании права на получение адресной социальной помощи и взыскании денежных средств отказать».
Заслушав доклад судьи областного суда Рассошенко Н.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратился в суд с иском к ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Котласскому району» о признании права на получение адресной социальной помощи, оказываемой неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности в соответствии с Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в виде единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилых помещений, принадлежащих неработающим пенсионерам на праве собственности и являющихся местом их жительства, взыскании единовременной материальной помощи в размере <данные изъяты> рублей.
В обоснование требований указал, что является неработающим пенсионером, инвалидом <данные изъяты> группы, и ему на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, который был газифицирован. Решением ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Котласскому району» № от 30 октября 2014 года ему отказано в предоставлении единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилого дома в связи с тем, что газификация жилья проведена в 2012 году и представлен не полный пакет документов.
Истец, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание не явился.
В судебном заседании представитель истца ФИО2 заявленные требования поддержала, пояснив, что истец осуществил газификацию жилого дома в 2012 году, но окончательно работы завершены в 2013 году, поскольку акт первичного пуска газа составлен только ДД.ММ.ГГГГ. В августе 2013 года истец обращался к ответчику через администрацию МО <данные изъяты> с заявлением об оказании материальной помощи для частичного возмещения расходов по газификации, предоставив все необходимые документы. Специалист администрации МО <данные изъяты> должен был своевременно представить документы в ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Котласскому району».
Представители ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Котласскому району» ФИО3, ФИО4 в судебном заседании с иском не согласились, поскольку заявление истца об оказании адресной социальной помощи поступило в отделение только 20 октября 2014 года. Заявление ФИО1 с предоставленным пакетом документов рассмотрены на заседании комиссии 24 октября 2014 года, но в его удовлетворении отказано, поскольку газификацию дома истец осуществил в 2012 году, что не соответствует условиям, закрепленным в Порядке оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам Архангельской области в 2014 году, утвержденном Постановлением Правительства Архангельской области от 26.08.2014 № 346-пп. В августе 2013 года с соответствующим заявлением ФИО1 не обращался.
Представители третьих лиц ГУ-УПФР в г. Котласе и Котласском районе Архангельской области, министерства труда, занятости и социального развития Архангельской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрении дела, в судебное заседание не явились. Из представленного в материалы дела отзыва ГУ-УПФР в г. Котласе и Котласском районе Архангельской области на иск следует, что учреждение с исковыми требованиями не согласно.
Суд вынес указанное решение, с которым не согласился ФИО1
В апелляционной жалобе он просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность, вынесение с нарушением норм материального и процессуального права, и принять новое решение. Указал, что 21 августа 2013 года через администрацию МО <данные изъяты>, так как в <адрес> отсутствовало отделение ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Котласскому району», обратился к ответчику с заявлением об оказании материальной помощи для частичного возмещения расходов по газификации, предоставив все необходимые документы. Бланк заявления и перечень прилагаемых к нему документов были предоставлены в администрации МО <данные изъяты>. Специалист администрации, проверив правильность заполнения документов и наличие всех прилагаемых к нему документов согласно перечню, обещала направить их в ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Котласскому району». О том, что администрация МО <данные изъяты> не была уполномочена ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Котласскому району» принимать от граждан данные заявления, истец узнал только в суде. Факты приемки заявлений об оказании материальной помощи по газификации специалистами администрации не единичны, но суд данные обстоятельства оставил без внимания, не счел нужным вызвать в судебное заседание и опросить специалистов администрации, принимавших такие заявления и проводивших проверку документов. На момент окончания газификации дома и подачи в августе 2013 года заявления об оказании адресной социальной помощи действовал утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.06.2012 № 225-пп Порядок оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам Архангельской области за счет субсидий Пенсионного фонда РФ, в котором не предусматривалось ограничение в части проведения работ по газификации в определенный период (п. 14), т.е. фактически на момент обращения истца он имел право на получение указанной социальной помощи, а пропуск срока обращения, указанный как основание отказа в оспариваемом решении, является следствием некомпетентности или халатности специалистов администрации МО <данные изъяты>.
В возражениях на апелляционную жалобу министерство труда, занятости и социального развития Архангельской области, ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Котласскому району» просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в силу следующего.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 456 утверждены Правила финансового обеспечения социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности (далее - Правила).
Данные Правила определяют порядок предоставления субсидий из бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации социальных программ субъектов Российской Федерации, связанных с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности.
В соответствии с п.п. «г» п. 7 Правил для получения субсидии уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет порядок оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, утвержденный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, предусматривающий условия предоставления адресной социальной помощи, критерии выбора ее получателей, размеры адресной социальной помощи по каждому направлению ее оказания, порядок рассмотрения соответствующих заявлений неработающих пенсионеров и перечень прилагаемых к заявлению документов, а также способы получения (доставки) адресной социальной помощи.
Согласно п.п. «б» п. 9 данных Правил (в редакции, действовавшей на момент вынесения судебного решения) субсидии являются источником финансового обеспечения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации на оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам в виде предоставления единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилых помещений, принадлежащих неработающим пенсионерам на праве собственности и являющихся местом их жительства.
На основании постановления Правительства Российской Федерации от 10.06.2011 № 456 постановлением Правительства Архангельской области от 26.08.2014 № 346-пп утверждены социальная программа Архангельской области на предоставление в 2014 году из бюджета пенсионного фонда Российской Федерации субсидии на укрепление материально-технической базы государственных стационарных учреждений социального обслуживания системы социальной защиты населения Архангельской области и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности, и Порядок оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам Архангельской области в 2014 году (далее – Порядок).
Указанный Порядок, разработанный в соответствии с п.п. «г» п. 7 Правил, определяет условия предоставления адресной социальной помощи, критерии выбора ее получателей, размеры адресной социальной помощи, порядок рассмотрения соответствующих заявлений неработающих пенсионеров и перечень прилагаемых к заявлению документов, а также способы получения (доставки) адресной социальной помощи.
В силу п. 2 данного Порядка адресная социальная помощь оказывается неработающим пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в виде единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилых помещений, принадлежащих неработающим пенсионерам на праве собственности и являющихся местом их жительства.
Единовременная материальная помощь предоставляется неработающим пенсионерам, получающим пенсию через территориальные управления (отделы) Пенсионного фонда Российской Федерации по Архангельской области, осуществившим газификацию жилых помещений в 2013 - 2014 годах (п. 3 Порядка).
Согласно п. 4 данного Порядка в первоочередном порядке право на получение единовременной материальной помощи имеют неработающие пенсионеры из числа одиноко проживающих неработающих пенсионеров и семьи, состоящие из неработающих пенсионеров, а также неработающие пенсионеры, представившие в 2013 году документы, установленные п. 9 настоящего Порядка.
Предоставление неработающим пенсионерам единовременной материальной помощи осуществляется в порядке очередности поступления заявлений и документов, указанных в п. 9 настоящего Порядка.
В соответствии с п. 9 Порядка для получения единовременной материальной помощи неработающий пенсионер обращается в государственное казенное учреждение Архангельской области - отделение социальной защиты населения по месту жительства и представляет заявление об оказании адресной социальной помощи и следующие документы: 1) паспорт или иной документ, удостоверяющий личность; 2) копию трудовой книжки, подтверждающей, что пенсионер не состоит в трудовых отношениях; 3) договор подряда на выполнение работ по газификации жилого помещения; 4) акт приемки выполненных работ, подписанный неработающим пенсионером, подрядчиком и администрацией муниципального образования Архангельской области; 5) справку о стоимости выполненных работ и суммах затрат, подписанную неработающим пенсионером, подрядчиком и администрацией муниципального образования Архангельской области; 6) акт приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы, подписанный председателем комиссии, представителями проектной и эксплуатационной организаций, подрядчиком и администрацией муниципального образования Архангельской области; 7) копию документа, подтверждающего право собственности (доли в общей собственности) на газифицируемое жилое помещение; 8) документ, подтверждающий оплату неработающим пенсионером выполненных работ; 9) справку учреждения медико-социальной экспертизы (при наличии инвалидности); 10) документы, подтверждающие состав семьи (копия свидетельства о рождении, копия свидетельства о заключении брака, судебное решение, выписка из домовой книги по месту жительства, копия финансового лицевого счета с места жительства).
Судом установлено, что ФИО1 является получателем трудовой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГГГ, а также инвалидом <данные изъяты> группы, не работает.
ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
На основании заключенного между ФИО1 и ОАО <данные изъяты> договора подряда № на выполнение строительно-монтажных работ от 18 июля 2012 года, с учетом дополнительного соглашения № от 26 сентября 2012 года, обществом в период с 20 июля 2012 года по 31 декабря 2012 года выполнены работы по внутреннему и наружному газоснабжению принадлежащего ФИО1 частного жилого дома согласно утвержденному проекту с использованием материалов подрядчика.
Сметная стоимость выполненных работ согласно локальному сметному расчету № и справке № от 14 декабря 2012 года о стоимости выполненных работ и затрат составила <данные изъяты> и оплачена ФИО1 по квитанциям № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ.
05 декабря 2012 года приемочной комиссией в составе ФИО1, представителей проектной организации ГИП ОАО <данные изъяты> и эксплуатационной организации <данные изъяты> составлены акты приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы «Газоснабжение частного жилого дома по <адрес>», согласно которым строительно-монтажные работы выполнены генеральным подрядчиком ОАО <данные изъяты> в полном объеме в соответствии с проектом и требованиями СП62.13330.2011 и техническим регламентом о безопасности систем газоснабжения и газораспределения. Предъявленные к приемке объекты считаются принятыми заказчиком вместе с прилагаемой исполнительной документацией с 05 декабря 2012 года.
07 декабря 2012 года КЭУ <данные изъяты> составлен акт на производство пуска газа в газоиспользующее оборудование жилых зданий, согласно которому зарегистрирована установка газоиспользующего оборудования по адресу: <адрес>, а также осуществлен пуск газа.
20 октября 2014 года ФИО1 обратился в ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Котласскому району» с заявлением об оказании адресной материальной помощи за счет средств Пенсионного фонда РФ на газификацию жилья с приложением всех необходимых документов.
Решением ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Котласскому району» от 30 октября 2014 года № ФИО1 отказано в адресной социальной помощи в виде единовременной материальной помощи на газификацию жилья в связи с тем, что газификация жилья проведена в 2012 году и представлен не полный пакет документов (не имеется документа, подтверждающего право собственности на газифицируемое жилое помещение).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд, руководствуясь п. 3 Порядка № 346-пп, пришел к выводу о том, что истец не имеет право на получение единовременной материальной помощи на частичное возмещение расходов по газификации жилого дома, поскольку работы по газификации жилого дома осуществлены ФИО1 в 2012 году.
Судебная коллегия согласна с данным выводом суда.
Довод апелляционной жалобы о том, что ФИО1 в августе 2013 года обращался в ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Котласскому району» с заявлением об оказании материальной помощи для частичного возмещения расходов по газификации через администрацию МО <данные изъяты>, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку он опровергается материалами дела.
Так, согласно журналу регистрации обращений граждан в комиссию на оказание адресной материальной помощи за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, начатого в июле 2010 года, ФИО1 обратился в комиссию ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Котласскому району» с заявлением об оказании адресной материальной помощи за счет средств Пенсионного фонда РФ на газификацию жилья 20 октября 2014 года.
На представленной истцом в материалы дела копии заявления от 21 августа 2013 года об оказании адресной материальной помощи за счет средств Пенсионного фонда РФ на газификацию жилья, адресованном в комиссию ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Котласскому району», штамп учреждения или администрации МО <данные изъяты> с указанием входящего номера и даты поступления документа не проставлен.
Из сообщения администрации МО <данные изъяты> от 12 мая 2015 года по запросу судебной коллегии следует, что заявления об оказании адресной материальной помощи за счет средств Пенсионного фонда РФ на газификацию жилья администрацией не принимаются. ФИО1 в 2013 году в администрацию с заявлением и документами, адресованными в комиссию ГКУ АО «Отделение социальной защиты населения по Котласскому району» об оказании адресной материальной помощи за счет средств Пенсионного фонда РФ на газификацию жилья, не обращался. Документы по газификации жилого дома по адресу: <адрес>, были только согласованы администрацией 20 октября 2014 года и в администрацию МО <данные изъяты> не принимались.
Из сообщения ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Котласскому району» от 05 мая 2015 года следует, что заявление ФИО1 об оказании адресной материальной помощи за счет средств Пенсионного фонда РФ на газификацию жилья поступило 20 октября 2014 года через администрацию МО <данные изъяты>.
Доказательств обращения в 2013 году непосредственно в ГКУ Архангельской области «ОСЗН по Котласскому району» или через администрацию МО <данные изъяты> с заявлением об оказании адресной материальной помощи за счет средств Пенсионного фонда РФ на газификацию жилья в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ истцом суду не представлено.
Таким образом, довод апелляционной жалобы о том, что на момент окончания газификации дома и подачи истцом в августе 2013 года заявления об оказании адресной социальной помощи действовал утвержденный Постановлением Правительства РФ от 05.06.2012 № 225-пп Порядок оказания адресной социальной помощи неработающим пенсионерам Архангельской области за счет субсидий Пенсионного фонда РФ, в котором не предусматривалось ограничение в части проведения работ по газификации в определенный период, значения по делу не имеет в связи с отсутствием доказательств обращения ФИО1 за получением такой помощи в 2013 году.
Кроме того, данный документ утратил силу 17 сентября 2013 года в связи с изданием постановления Правительства Архангельской области от 20.08.2013 № 379-пп «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов Архангельской области».
Иные доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда не свидетельствуют.
Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом правильно, исследованным доказательствам дана надлежащая оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Котласского городского суда Архангельской области от 14 января 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Н.П.Рассошенко
Судьи Н.В.Лобанова
Т.Н.Рудь