Судья Попова И.С. Дело № 33-1842(2015)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей областного суда Денисюка О.Н., Апокиной Е.В.,
при секретаре Котенок И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 мая 2015 года по докладу судьи Апокиной Е.В. дело по апелляционной жалобе начальника ГКУ «Отдела социальной защиты населения г.Новозыбкова» О.О.А. на решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 11 марта 2015 года по делу по иску Ш.А.Н. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, государственному казенному учреждению «Отдел социальной защиты населения г. Новозыбкова» о выдаче удостоверения «Ветеран труда» и признании права на получение мер социальной поддержки,
у с т а н о в и л а:
Ш.А.Н. обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в соответствии с приказом Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области №10 от 20.01.2015 г. ему установлен статус «Ветеран труда». Вместе с тем, в выдаче удостоверения и предоставлении льгот, предусмотренных лицам данной категории, ему отказано ввиду недостижения возраста, дающего право на страховую пенсию. Полагает отказ необоснованным, поскольку достиг возраста, по достижении которого ему назначена пенсия по старости в соответствии с нормами ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом положений статьи 35 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, повергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС». Просил обязать ГКУ «ОСЗН г. Новозыбкова» выдать удостоверение «Ветеран труда» и признать право на получение мер социальной поддержки
В судебном заседании истец поддержал свои требования и в их обоснование пояснил суду, что с 19 декабря 2006 г. является получателем пенсии за выслугу лет, начиная с 31.10.2013 г. является получателем страховой части пенсии в УПФР в городском округе города ФИО1 Брянской области. 9 февраля 2015 г. он обратился в ГКУ «Отдел социальной защиты населения г. Новозыбкова» с просьбой о выдаче удостоверения, подтверждающего право на льготы, поскольку ему присвоен статус «Ветеран труда», предъявив пенсионное удостоверение и паспорт, однако в выдаче удостоверения ему было отказано, ввиду недостижения пенсионного возраста 60 лет. Полагает отказ в предоставлении льгот незаконным, поскольку он, проживая на территории зоны отселения, имеет право на снижение пенсионного возраста в соответствии с нормами Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с учетом положений Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействии радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС».
Представитель ответчика ГКУ «Отдел социальной защиты населения г. Новозыбкова» полагал исковые требования необоснованными, поскольку право на получение мер социальной поддержки в соответствии с Законом Брянской области от 25.11.2004 г. №91 «О мерах социальной поддержки ветеранов в Брянской области» возникает после назначения пенсии в соответствии с законом «О трудовых пенсиях в РФ», либо достижения возраста, дающего права на получение пенсии в соответствии с указанным законом. Истец является получателем пенсии за выслугу лет, как ветеран таможенных органов, поэтому предоставление ему мер социальной поддержки до достижения возраста 60 лет является невозможным. Гражданам, имеющим статус «Ветеран труда», пенсия которым назначена в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», льготы предоставляются с учетом снижения пенсионного возраста, по основаниям, предусмотренным статьей 28.1 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации, вследствие катастрофы на ЧАЭС», но не ранее 45 лет для женщин и 50 лет для мужчин. Истец является получателем пенсии за выслугу лет по линии Федеральной таможенной службы, поэтому в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона Брянской области от 10.12.2004 г. №91-3 "О мерах социальной поддержки ветеранов в Брянской области" право на меры социальной поддержки предоставляется истцу по достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указанные обстоятельства являются основанием к отказу в выдаче удостоверения «Ветеран труда» и предоставлении мер социальной поддержки.
Дело рассмотрено в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте слушания дела представителя Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области представившего в суд возражения на исковое заявление, в которых указывает на недостижение ответчиком возраста, дающего право на пенсию по старости, что является основанием к отказу в выдаче удостоверения «Ветеран труда» и предоставления мер социальной поддержки. Просил в удовлетворении исковых требований отказать, рассмотреть дело в отсутствии представителя.
Решением Новозыбковского городского суда Брянской области от 11 марта 2015 года исковые требования Ш.А.Н. удовлетворены. Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Государственное казенное учреждению Брянской области «Отдел социальной защиты населения г. Новозыбкова» обязаны выдать Ш.А.Н. удостоверение «Ветеран труда». Признано право Ш.А.Н. на получение мер социальной поддержки в соответствии со ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", предусмотренных для граждан имеющих статус «Ветеран труда».
В апелляционной жалобе начальник ГКУ «Отдела социальной защиты населения г.Новозыбкова» О.О.А. просит решение суда отменить, считает его незаконным. Указывает, что право истца на назначение ему пенсии по старости с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федеральнолго закона «О трудовых пенсиях в РФ», как проживающего на территории зоны отселения, не оспаривается. Однако, обращает внимание, что Ш.А.Н. за назначением ему пенсии по старости на основании Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» в Управление пенсионного фонда РФ в городском округе ФИО1 не обращался, соответственно, получателем пенсии по старости не является, что и выяснилось в судебном заседании. Таким образом, оснований для удовлетворения требований Ш.А.Н. о признании права на меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» не имеется.
Рассмотрев в соответствии со ст.167 ГПК РФ в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте слушания дела представителей Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области и Государственного казенного учреждения «Отдел социальной защиты населения г. ФИО1», заслушав доклад судьи Апокиной Е.В., выслушав Ш.А.Н., просившего решение суда оставить без изменения, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы и возражений на неё, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, Ш.А.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является получателем пенсии за выслугу лет с 19.12.2006 года, как работник Федеральной таможенной службы; с 31.10.2013 года - является получателем страховой части пенсии в соответствии со ст.28.1 Закона РФ № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Согласно приказу Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 02.02.2015 года № 26 Ш.А.Н. установлен статус «Ветеран труда».
В пункте 2.1.2 названного приказа предусмотрено, что лицам указанным в приложении 2 (в том числе Ш.А.Н.), получающим пенсии по иным основаниям, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), удостоверение «Ветеран труда» о праве на льготы выдавать при наступлении условий, указанных в пункте 3 статьи 3 Закона Брянской области № 91-З от 10.12.2004 «О мерах социальной поддержки ветеранов в Брянской области» при достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях в Российской Федерации».
Удовлетворяя исковые требования Ш.А.Н., суд первой инстанции исходил из того, что истец, ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, с учетом положений статьи 35 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1«О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», предусматривающих снижение пенсионного возраста в связи с проживанием в зоне радиационного загрязнения, достиг возраста назначения пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции и находит их основанными на неправильном толковании норм материального права.
Как установлено судом, присвоение истцу статуса «ветеран труд» сторонами не оспаривается.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Брянской области № 91-З от 10.12.2004г. «О мерах социальной поддержки ветеранов в Брянской области», ветеранам труда после установления (назначения) им пенсии в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173 –ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» независимо от прекращения ими трудовой деятельности предоставляются меры социальной поддержки.
Согласно пункту 3 статьи 3 указанного Закона Брянской области, ветеранам труда, получающим пенсию по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 1 настоящей статьи либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на меры социальной поддержки в соответствии с настоящей статьей предоставляются по достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
В соответствии с пунктом 1.2.1. Административного регламента департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области по предоставлению государственной услуги «Назначение и выплата учреждениями социальной защиты населения ежемесячных денежных выплат ветеранам труда, и лицам, пострадавшим от политических репрессий, ветеранам труда Брянской области», заявителями являются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Брянской области, получающие пенсию в соответствии с действующим законодательством; ветеранам труда, получающим пенсии по иным основниям либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), ежемесячная денежная выплата назначается при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (утратившего силу с 01 января 2015 года), право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Аналогичные положения содержатся в действующем с 01 января 2015 года Федеральном законе от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно части 1 статьи 8 которого, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Ссылаясь на достижение истцом возраста получения пенсии по старости, судом первой инстанции не было учтено, что такое право у истца возникло не только на основании закона о трудовых пенсиях, но и на основании статьи 28.1 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991г. "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при наличии страхового стажа не менее 5 лет или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Согласно статье 35 Закона РФ № 1244-1 гражданам, указанным в пункте 9 части первой статьи 13 (постоянно проживающим (работающим) в зоне отселения до их переселения в другие районы), пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", на 3 года и дополнительно на полгода за каждый полный год проживания или работы в зоне отселения, но не более чем на 7 лет в общей сложности.
Поскольку Законом Брянской области о ветеранах предусмотрено единственное основание возникновения права на получение мер социальной поддержки для ветеранов труда, получающих пенсию (содержание) не по закону о трудовых пенсиях – это достижение ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным Законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», то есть возраста, предполагающего утрату трудоспособности и установленного статьей 7 названного закона – 60 лет для мужчин, право на получение мер социальной поддержки у Ш.А.Н. возникнет с момента достижения такого возраста.
Названные положения регионального закона согласуются с нормами федерального законодательства в области социального обеспечения ветеранов труда.
Так, в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в действующей редакции), меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 22 указанного Федерального закона, действующего в редакции до 31 декабря 2004 года, ветеранам труда, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи, либо получающим пожизненное содержание за работу (службу), право на льготы в соответствии с настоящей статьей предоставляется при достижении ими возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Законом Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", если законодательными актами Российской Федерации не установлено иное.
Закон о государственных пенсиях в Российской Федерации предусматривал общие основания, определяющие право на пенсию, - для мужчин - достижение возраста 60 лет (ст. 10 Закона).
Указанный возраст истцом на момент принятия решения по делу не достигнут, в с связи с чем, имея статус ветерана труда, установленный ему на основании приказа Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области от 02.02.2015 года №26, право на получение мер социальной поддержки у Ш.А.Н. не имеется.
Поскольку удостоверение «Ветеран труда» дает право на получение мер социальной поддержки, которое возникнет у Ш.А.Н. по достижении 60 лет, нельзя согласиться и с выводом суда о необоснованном отказе Ш.А.Н. в выдаче такого удостоверения.
Как указано выше, приказом Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области о присвоении истцу звания «ветеран труда» предусмотрена выдача ему удостоверения по достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 г. «О страховых пенсиях в Российской Федерации», то есть 60-ти лет.
Согласно пункту 11 Положения о порядке и условиях установления статуса «Ветеран труда», утвержденного постановлением администрации Брянской области № 143 от 01.04.2005г., лицам, получающим пенсии по иным основаниям, чем предусмотрено Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и получившим звание "Ветеран труда" до 31 декабря 2004 года, удостоверения ветерана труда будут выдаваться органами социальной защиты населения по месту жительства при достижении возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с вышеназванным Федеральным законом, на основании пенсионного удостоверения и паспорта.
С учетом изложенного, Ш.А.Н. обоснованно отказано в выдаче удостоверения, подтверждающего не только статус «ветерана труда», но и дающего право на получение мер социальной поддержки.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу пункта 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, как постановленное в нарушение норм действующего законодательства, с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении требований Ш.А.Н. в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329, пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Новозыбковского городского суда Брянской области от 11 марта 2015 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления Ш.А.Н. к Департаменту семьи, социальной и демографической политики Брянской области, Государственному казенному учреждению «Отдел социальной защиты населения г. Новозыбкова» о выдаче удостоверения «Ветеран труда» и признании права на получение мер социальной поддержки – отказать.
Председательствующий Н.П.Петракова
судьи областного суда О.Н.Денисюк
Е.В.Апокина