Судья Гурьянова О.В. № 33-1842/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
«19» октября 2020 года
г. Кострома
Судебная коллегия по гражданским делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего судьи Ильиной И.Н.,
судей Ивановой О.А., Лукьяновой С.Б.,
при секретаре Дубровиной Т.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № (УИД №) по апелляционной жалобе Быстрова Юрия Алексеевича на решение Костромского районного суда Костромской области от 09 июня 2020 года по иску Быстрова Юрия Алексеевича к индивидуальному предпринимателю Горбоносу Вячеславу Ивановичу о признании неправомерными действий по взиманию дополнительной платы за проезд по льготному проездному абонементу, признании неправомерными действий по установлению единой провозной платы, возложении обязанности рассчитать провозную плату в соответствии с постановлением департамента цен и тарифов Костромской области № 18/165 от 29 июня 2018 г., компенсации морального вреда.
Заслушав доклад судьи Ивановой О.А., судебная коллегия
установила:
Быстров Ю.А. обратился в суд с иском к индивидуальному предпринимателю Горбоносу В.И. о признании неправомерными действия при расчете провозной платы, замены расчетной величины, по взиманию дополнительной платы за проезд по льготному проездному абонементу, по установлению единой провозной платы, возложении обязанности рассчитать провозную плату в соответствии с постановлением департамента цен и тарифов Костромской области № от 29 июня 2018 г., компенсации морального вреда.
Требования мотивированы тем, что транспортное облуживание <адрес> осуществляет ИП Горбонос В.И. <адрес> ходит автобус пригородного, межмуниципального маршрута №. Общая протяженность маршрута составляет 12,7 км, из которых 5,2 км проходит по территории г. Костромы. Маршрут имеет 15 остановок, их которых 8 находятся на территории г. Костромы. И 14 остановок в обратном направлении, из которых 7 находятся на территории г. Костромы. Все промежуточные остановки на маршруте являются остановками по требованию, которые признаны департаментом транспорта и дорожного хозяйства Костромской области нетарифными. На маршруте действует регулируемый тариф. Плата за проезд составляет <данные изъяты> руб., независимо от расстояния, которое должен проехать пассажир. Провозная плата рассчитана по формуле: тариф, умноженный на полное расстояние маршрута. По льготным абонементным талонам взимается дополнительная плата в сумме 5 руб., независимо от расстояния, которое проехал пассажир. Перевозчик на данном маршруте является монополистом и имеет доминирующее положение по перевозке пассажиров. Департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области постановлением № от 29 июня 2018 г. наделил истца правом оплачивать проезд на межмуниципальных маршрутах, в том числе и на маршруте №, в соответствии с расстоянием, рассчитанном в пассажиро-километрах. Кроме того, в городской черте он должен оплачивать только тот тариф, который установлен по г. Костроме. А за проезд только по загородной части маршрута должен освобождаться от оплаты за проезд по г. Костроме. Установив на межмуниципальных маршрутах, подпадающих под условия п. 2 постановления, два тарифа, департамент цен практически исключил возможность применения единой провозной платы (платы за одну поездку). Невозможно установление единой провозной платы на таких маршрутах без нарушения законных прав и интересов городских и сельских пассажиров. Кроме того, данным постановлением он получил право на расчет провозной платы по предельному максимальному тарифу, который не может завышаться в угоду заинтересованным лицам. Ответчиком нарушены следующие нормативно-правовые акты. Пунктом 1 постановления № установлен порядок ценообразования. Один пассажиро-километр - это проезд одного пассажира на расстояние 1 км маршрута. При километровой тарификации пассажир оплачивает то расстояние, которое он проехал. На маршруте, имеющем промежуточные автобусные остановки, происходит сменяемость пассажиров (пассажирооборот, исчисляемый в пассажиро-километрах), поэтому в данном случае пассажиро-километр определяется как сумма расстояний, которое проехали пассажиры за один рейс. Один пассажиро-километр является частным от деления общего расстояния перевезенных пассажиров на их количество. То есть, один пассажиро-километр не может равняться одному километру маршрута и тем более общей протяженности маршрута. У каждого автобусного маршрута свой пассажиро-километр. Он определяется или по имеющейся формуле, или по результатам обследования пассажирооборота. Ответчик применил новую расчетную величину - «протяженность маршрута от начального до конечного остановочного пункта». При этом не учел специфику маршрута №, которая состоит в том, что на конечной остановке пассажиропоток составляет примерно 0-3 человека на каждый рейс. Основной пассажиропоток (более 90%) осуществляется на автобусной остановке «Минское», которая находится в более чем в 2 км от конечной остановки. Таким образом, большинство пассажиров не доезжают до этой остановки, но оплачивают это расстояние. Переплата составляет примерно <данные изъяты> руб. с каждого пассажира. Аналогичная ситуация с посадкой пассажиров на автобусной остановке <данные изъяты> Если учесть то, что часть пассажиров садятся в автобус и выходят из него не только на начальной и конечной остановках, но и на промежуточных, то реальный один пассажиро-километр маршрута составит примерно <данные изъяты> руб. Ответчик нарушил не только порядок ценообразования, но и отменил установленный предельный максимальный тариф, установил собственный с другими расчетными величинами. Тем самым он лишил истца права на законную оплату проезда. Также департамент цен постановлением № в п. 2 установил две зоны, в которых действуют два различных тарифа. В городской зоне действует тариф департамента цен № для <адрес> в загородной зоне действует тариф, установленный п. 1 постановления департамента цен №. При этом в силу ст. 10 Закона Костромской области от 18.11.2009 № 539-4-ЗКО, пассажиры, проезжающие только по территории городского округа, должны освобождаться от платы за проезд по загородной части маршрута, а пассажиры, проезжающие только по загородной части маршрута – от платы за проезд по г. Костроме. Ответчик в салоне автобуса № вывесил объявление о том, что стоимость проезда по г. Костроме равна <данные изъяты> руб. Таким образом, освободил городских пассажиров от оплаты по загородной части маршрута. Но пассажиры, пользующиеся автобусом только в пределах Костромского района, обязаны платить, в том числе и за проезд по г. Костроме. Это является нарушением публичного договора. Не должно оказываться предпочтение городским пассажирам над сельскими, которые в одинаковых условиях осуществляют поездку в пределах действия только одного тарифа. Нарушается принцип равенства граждан перед законом, закрепленный ст. 19 Конституции РФ. Таким образом, ответчиком нарушено право истца на оплату проезда на автобусе в пределах действия одного тарифа. Из судебной практики следует, что правила применения тарифов, входящие в действующий до настоящего времени Прейскурант № «Единые тарифы на перевозку пассажиров автомобильным транспортом», утвержденные советом Министров РСФСР считаются методическими рекомендациями. В данных правилах показан расчет стоимости проезда на маршруте, на котором действуют два тарифа. Но ответчика такой расчет не устраивает, так как он лишится сверхдоходов. Постановлением департамента цен № установлен предельный максимальный тариф на перевозку пассажиров по межмуниципальным маршрутам в размере <данные изъяты> руб. за один пассажиро-километр. Предельный максимальный тариф означает, что повышать размер установленного тарифа недопустимо. Однако ответчик умышленно создал условия, при которых с расчетом провозной платы за расстояние от начального до конечного остановочного пункта установленный тариф увеличивается. Это приводит к нарушению порядка ценообразования путем завышения регулируемых государством тарифов. Ответчик, зная, что работает по регулируемому тарифу, самостоятельно установил единую провозную плату (плату за одну поездку), которая устанавливается Департаментом цен. Ответчик фактически применил свой алгоритм расчета отличный от положений постановления №. Его действия противоречат ст. 424 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 1 Указа Президента РФ от 28.02.1995 № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», Постановлению Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен «тарифов)», Закону Костромской области от 18.11.2009 № 539-4-ЗКО «Об организации транспортного обслуживания населения в Костромской области». Полномочия в установлении и регулировании цен предоставлено Департаменту государственного регулирования цен и тарифов Костромской области. Тем самым ответчик нарушил право истца пользоваться на автобусном маршруте № тарифом, установленным государственным органом. Применение расчетной величины «протяженность маршрута от начального до конечного остановочного пункта» нарушает права истца на льготный проезд. Он, как ветеран труда, имеет определенные льготы. Ветеранам труда предоставляет мера социальной поддержки в виде приобретения льготных именных проездных для проезда, в том числе и на автобусах общего пользования пригородного сообщения. Льготный проездной абонемент состоит из 30 отрывных талонов, каждый из которых дает право проезда на пассажирском автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородного сообщения на расстоянии до 10 км включительно. Это означает, что истец имеет право проехать по льготному талону на автобусе маршрута № расстояние до 10 км. Отсчет расстояния должен идти от остановки, на которой он сел в автобус и до остановки, на которой он сошел. То есть должен действовать в качестве расчетной величины «пассажиро-километр». На практике, проехав на автобусе № расстояние от 1 до 10 км, обязан доплачивать еще <данные изъяты> руб. за проезд полного маршрута. Действующим законодательством не предусмотрена дополнительная плата за льготный проезд в пределах установленной нормы. Дополнительная плата возможна только при превышении установленной льготной нормы. Положения, указанные в постановлении №, не связаны с платой за проезд. Предъявляя льготный талон, истец не оплачивает проезд. Льготный талон не является эквивалентом провозной платы, он подтверждает право на проезд 10 км маршрута. За это право истец уже заплатил государству при приобретении льготных талонов и ни о какой дополнительной плате при приобретении талонов его не предупреждали. В объявлениях в автобусе такого разъяснения также нет. Считает, что ответчик в условиях договора перевозки пассажиров применил положения, противоречащие действующему законодательству и нарушающие его права и законные интересы. В результате действий ответчика истцу причинен моральный вред, так как он был вынужден доказывать свою правоту в досудебном разбирательстве в Департаменте транспорта Костромской области, обращался в вышестоящие и надзорные органы. В результате у него возникли физические и нравственные страдания, появилась бессонница, повысилось артериальное давление, появилось чувство внутреннего психологического дискомфорта, переживания, раздражение, подавленность настроения, утрачена вера в справедливость со стороны государства.
На основании изложенного истец просил: 1. признать неправомерными действия ответчика при расчете провозной платы, замены расчетной величины, установленной департаментом цен и тарифов Костромской области «пассажиро-километр», на введенную перевозчиком расчетную величину «протяженность маршрута от начального до конечного остановочного пункта», 2. признать неправомерными действия ответчика по взиманию дополнительной платы в сумме 5 руб. за проезд по льготному проездному абонементу в пределах установленной нормы до 10 км включительно, 3. признать неправомерными действия ответчика по установлению единой провозной платы на автобусном маршруте №, 4. обязать ответчика рассчитать провозную плату в соответствии с постановлением департамента цен и тарифов Костромской области № от 29 июня 2018 г. с покилометровой тарификацией маршрута и установлением цены на проезд для каждой автобусной остановки или рассчитать плату за проезд с учетом положений прейскуранта № и входящих в него правил применения тарифов, 5 взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.
В ходе рассмотрения дела истец Быстров Ю.А. уточнил исковые требования, изложенные в п. 4 его исковых требований, просил обязать ответчика рассчитать провозную плату в соответствии с постановлением департамента цен и тарифов Костромской области № от 29 июня 2018 г. с покилометровой тарификацией маршрута и установлением цены на проезд для каждой автобусной остановки. Остальные требования оставил без изменения.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены департамент государственного регулирования цен и тарифов Костромской области, департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, администрация Минского сельского поселения Костромского муниципального района Костромской области.
Решением Костромского районного суда Костромской области от 09 июня 2020 года в иске Быстрову Ю.А. к индивидуальному предпринимателю Горбоносу В.И. о признании неправомерными действий по взиманию дополнительной платы за проезд по льготному проездному абонементу, признании неправомерными действий по установлению единой провозной платы, возложении обязанности рассчитать провозную плату в соответствии с Постановлением Департамента цент и тарифов Костромской области № от 29 июня 2018 г., компенсации морального вреда отказано.
В апелляционной жалобе Быстров Ю.А., выражая несогласие с выводами суда, просит отменить решение суда, принять по делу новое решение, которым удовлетворить уточненные исковые требования в полном объеме. Указывает, что суд, рассмотрев его исковое заявление, не применил нормы материального права, регулирующие правоотношения, связанные с защитой прав потребителя (Закон «О защите прав потребителей и нормы ГК РФ). Суд определил единственное обстоятельство, имеющее значение для дела это законность положений приказа департамента транспорта №. При этом истцу было запрещено оспаривать законность данного приказа, в то время как ответчику и его представителям была предоставлена возможность доказать законность приказа. Суд не определил правовые основания для п. 15 указанного приказа, позволяющего департаменту транспорта устанавливать расчет провозной платы отличной от расчета провозной платы, установленной постановлением департамента цен № и п. 4 Порядка администрации Костромской области №а от 22.04.2016 г. Ссылки на нормы ФЗ № и на Положение о департаменте транспорта не являются правовым основанием для установления департаментом транспорта расчета провозной платы на межмуниципальных маршрутах. Со ссылками на положения ГК РФ, регулирующие отношения, возникающие из договора перевозки, указывает, что договорные отношения возникают с момента приобретения билета. После выхода из автобуса договор перевозки считается исполненным и расторгается. Таким образом, действие договора перевозки в пространстве ограничено расстоянием, которое проехал пассажир. За это расстояние пассажир и должен заплатить в соответствии с действующим тарифом. Взимание платы за проезд без договора перевозки недопустимо. Отмечает, что тариф, как ценовая ставка, применяемый на маршруте № им не оспаривается. Заявитель оспаривает порядок расчета провозной платы. Полагает, что тариф не должен превышать установленный размер ценовой ставки как за расстояние в один километр, так и за последующие километры маршрута, которые проехал отдельно взятый пассажир. Суд неправильно истолковал Постановление администрации Костромской области от 08.05.2015 г. №-а, которым предусмотрено право льготного проезда по отрывным талонам. Для толкования данного Постановления суд применил объяснения перевозчика. Вместе с тем, из п. 8 данного Постановления следует, что в обмен на отрывной талон (талоны) абонемента в зависимости от дальности поездки в билетной кассе выдается посадочный талон, а в пути следования автобуса водителем (кондуктором) - нулевой билет. Данная норма предусматривает учитывать дальность поездки, а не протяженность маршрута. Объяснение перевозчика о том, что ему разрешили брать доплату, ничем не подтверждено, поэтому не может приниматься во внимание.
Проверив материалы настоящего дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия, в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ проверяя законность и обоснованность решения суда, приходит к следующему.
Разрешая возникший спор, руководствуясь положениями норм права, регулирующих спорные правоотношения, оценив представленные по делу доказательства и объяснения лиц, участвующих в деле, суд пришел к выводу об отказе истцу в удовлетворении исковых требований. При этом суд исходил из того, что нарушений действующего законодательства в применении ответчиком формы платы за проезд по маршруту №, в том числе ее размере, не установлено.
Оснований не согласиться с данным выводом суда коллегия не усматривает.
В силу ч.ч. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» законодательство Российской Федерации в области организации регулярных перевозок состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов, регулирующих отношения по организации регулярных перевозок, и принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Отношения по организации регулярных перевозок, не урегулированные нормативными правовыми актами, указанными в части 1 настоящей статьи, регулируются законами и (или) иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Одним из видов регулярных перевозок пассажиров и багажа является перевозка с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок. Перевозки с посадкой и высадкой пассажиров только в установленных остановочных пунктах по маршруту регулярных перевозок осуществляются в соответствии с расписаниями, установленными для каждого остановочного пункта. Остановки транспортных средств для посадки и высадки пассажиров обязательны в каждом остановочном пункте по маршруту регулярных перевозок, за исключением случаев, если согласно расписанию посадка и высадка пассажиров в остановочном пункте осуществляются по требованию пассажиров (п. 1 ч. 3, ч. 4 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 N 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).
Приказом департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области от 31.12.2015 г. № утвержден порядок ведения реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Костромской области и внесения в реестр межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок сведений об изменении вида регулярных перевозок, а также порядок оформления и ведения паспорта межмуниципального маршрута регулярных перевозок.
Паспорт межмуниципального маршрута регулярных перевозок (далее - паспорт маршрута) - документ, составленный по форме, утвержденной настоящим приказом, характеризующий схему движения на маршруте, наличие и расположение остановочных пунктов, расстояния между ними, параметры и характеристики уличной и дорожной сети, иные параметры и условия (п. 1 Порядка оформления и ведения паспорта межмуниципального маршрута регулярных перевозок).
Паспорт межмуниципального маршрута должен содержать Таблицу расстояний между тарифными остановочными пунктами маршрута, определяющих стоимость проезда и провоза багажа между тарифными остановочными пунктами содержит информацию о расстояниях между тарифными остановочными пунктами, за исключением остановок «по требованию», на всем пути следования транспортного средства в прямом и обратном направлении (п. 14 Порядка оформления и ведения паспорта межмуниципального маршрута регулярных перевозок), а также сведения о стоимости проезда и провоза багажа (величина провозной штаты), информацию о стоимости проезда (величина провозной платы) по каждому тарифному участку маршрута, а на пригородных маршрутах с единой провозной платой указывается стоимость проезда за 1 поездку независимо от расстояния. Расчет стоимости проезда (величины провозной платы) по каждому тарифному участку маршрута производится в пределах установленного тарифа (п. 15 Порядка оформления и ведения паспорта межмуниципального маршрута регулярных перевозок).
Согласно постановлению администрации Костромской области от 22.04.2016 № принят Порядок утверждения, изменения и введения в действие предельных максимальных тарифов на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок на территории Костромской области (далее - Порядок).
Согласно п. 3 Порядка, данный Порядок применяется регулирующим органом и перевозчиками в ходе представления, проверки обосновывающих документов и материалов, расчета и утверждения предельных максимальных тарифов на перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по маршрутам регулярных перевозок на территории Костромской области.
Подп. 2 п. 4 Порядка регулирующий орган утверждает предельные максимальные тарифы на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах Костромской области - за проезд одного пассажира на расстояние в один километр соответствующего маршрута (за один пассажиро-километр).
Департамент транспорта и дорожного хозяйства Костромской области является исполнительным органом государственной власти Костромской области, входящим в структуру исполнительных органов государственной власти Костромской области, осуществляющим государственные полномочия Костромской области в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, организации транспортного обслуживания населения в межмуниципальном сообщении и реализующим отдельные государственные полномочия в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (Положение о департаменте транспорта и дорожного хозяйства Костромской области, утвержденное постановлением губернатора Костромской области от 14.01.2008 N 5).
В соответствии с п.п. 14, 28 данного положения в полномочия департамента транспорта и дорожного хозяйства Костромской области входит организация транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом, в межмуниципальном и пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси, ведение реестра межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Костромской области.
Утверждение предельных максимальных тарифов на перевозки по муниципальным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах Костромской области входит в полномочия Департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области (постановление администрации Костромской области от 31.07.2012 г. N 313-а).
Постановлением департамента государственного регулирования цен и тарифов Костромской области от 29.06.2018 г. № утвержден предельный максимальный тариф на перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в границах Костромской области на период 2018-2020 годы в размере 2,68 руб. за один пассажиро-километр.
С 01.10.2019 г. согласно реестру межмуниципальных маршрутов регулярных перевозок на территории Костромской области на маршруте № установлен вид перевозок по нерегулируемому тарифу.
Из пояснений ответчика в суде первой инстанции следует, что фактически плату по нерегулируемому тарифу стали применять с 2020 года.
Регулярные перевозки по нерегулируемым тарифам - регулярные перевозки, осуществляемые с применением тарифов, установленных перевозчиком (подп. 18 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
На основании договора № от 09.12.2015 г., заключенного между департаментом транспорта и дорожного хозяйства Костромской области и ИП Горбоносом В.И., последний осуществляет, как перевозчик, регулярные перевозки пассажиров и багажа по маршрутам межмуниципального сообщения, в том числе по маршруту № «Кострома-«Козловы горы (через. Сан. «Колос»)».
Согласно паспорту автобусного маршрута № «Кострома-Козловы горы» протяженность данного маршрута от начальной остановки «пл. Широкова (ж/д вокзал)» до конечной остановки «Козловы горы» составляет 12,7 км.
Протяженность маршрута № «Кострома-Козловы горы» от начальной остановки «пл. Широкова (ж/д вокзал)» до конечной остановки «Козловы горы» составляет 12,7 км.
Исходя из протяженности маршрута и предельного максимального тарифа за один пассажиро-километр, стоимость одной поездки не может превышать <данные изъяты>
Стоимость одной поездки на маршруте № в прямом направлении (за пределы городской черты до любого остановочного пункта) составляла на момент обращения истца в суд <данные изъяты> руб. В обратном направлении до 15.10.2019 г. – <данные изъяты> руб., с 15.10.2019 г. – от остановочного пункта «Козловы горы» до «ЦРБ» <данные изъяты> руб. исходя из следующего расчета: <данные изъяты> До иных остановочных пунктов, расположенных между остановочным пунктом «ЦРБ» и начальным остановочным пунктом – <данные изъяты> руб. То сеть стоимость проезда не превышала рассчитанной выше предельной стоимости.
С 15 февраля 2020 г. в силу того, что на маршруте № был установлен вид перевозок по нерегулируемому тарифу, который устанавливается перевозчиком, стоимость 1 пассажиро-километра установлена <данные изъяты> руб. Соответственно, стоимость проезда на данном маршруте в прямом направлении (за пределы городской черты до любого остановочного пункта) стала составлять <данные изъяты> руб. <данные изъяты> руб.). В обратном направлении от остановочного пункта «Козловы горы» до остановочного пункта «ЦРБ» - <данные изъяты> руб. (8<данные изъяты>, до остальных остановочных пунктов, расположенных между остановочным пунктом «ЦРБ» и начальным остановочным пунктом – <данные изъяты> руб.
Пунктом 3 вышеуказанного постановления № предусмотрено, что в межмуниципальном сообщении с городскими округами на маршрутах, протяженность которых по территории городского округа составляет более семидесяти процентов общей протяженности маршрута и общей протяженностью маршрута не более 13 километров, применять тарифы за проезд пассажиров и провоз багажа, действующие на территории городских округов.
Маршрут № имеет протяженность по территории г. Костромы менее 50% исходя из имеющихся в паспорте автобусного маршрута данных о расстоянии от начального пункта до остановочных пунктов. Соответственно, в данном случае п. 3 при определении тарифа за проезд, не применяется.
Вместе с тем в соответствии с п. 2 постановления № на межмуниципальных маршрутах, имеющих более двух остановочных пунктов в пределах территории городских округов, постановлено применять на части маршрута, проходящей по территории городского округа, тарифы за проезд пассажиров и провоз багажа, действующие на территории городских округов.
Учитывая вышеизложенное, взимание платы за проезд в пределах г. Костромы в размере <данные изъяты> руб., установленной на маршруте №, является правомерным.
Действия ответчика по установлению стоимости проезда не противоречат вышеприведенным нормам права, в связи с чем оснований считать указанные действия ответчика неправомерными не имеется.
Постановлением администрации Костромской области от 08.05.2015 г. N 164-а предусмотрено предоставление гражданам, достигшим возраста, дающего право на получение страховой пенсии по старости, льготного проездного абонемента, состоящего из 30 отрывных талонов, каждый из которых предоставляет право проезда на пассажирском автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородного сообщения на расстояние до 10 км включительно.
В соответствии со ст. 9.1. Федерального закона от 13.07.2015 г. N 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе предоставить отдельным категориям граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации льготы на проезд при осуществлении регулярных перевозок по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок при условии согласования с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, участниками договора простого товарищества, которым выдано свидетельство об осуществлении перевозок по соответствующим маршрутам, размеров компенсации недополученных доходов, связанных с предоставлением таких льгот.
Данный вид выплат не является возмещением убытков, связанных с осуществлением перевозчиком перевозок пассажиров с применением установленного регулируемого тарифа, а является компенсацией департаментом, как организатором перевозок, перевозчику недополученных доходов, в связи с перевозкой граждан льготной категории.
Судом установлено, что истец при проезде на автобусах маршрута № пользуется льготным проездным абонементом.
Учитывая, что протяженность маршрута «Кострома-Козловы горы» составляет более 10 км., суд правильно указал, что ответчик, взимая дополнительную плату в размере 5 руб. к льготному талону, не ухудшает положение пассажира, а наоборот, идет на встречу пассажирам, поскольку плата в размере 5 руб. меньше стоимости одного талона.
Коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права применены верно.
Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не были применены положения Закона РФ «О защите прав потребителей» подлежат отклонению. Учитывая, что нарушений действующего законодательства по перевозке пассажиров ответчиком не допущено, оснований для применения положений названного закона не имелось.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе сводятся к несогласию с выводами суда, направлены на их переоценку и не свидетельствуют о неправильном применении норм материального права, правовых оснований к отмене или изменению решения суда не содержат.
При таких обстоятельствах решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - отклонению.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Костромского районного суда Костромской области от 09 июня 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Быстрова Юрия Алексеевича – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: