ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-18433/2015 от 07.12.2015 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Старшая Ю.А. дело № 33-18433/2015

учет № 57

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 декабря 2015 года город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Янсона А.С.,

судей Калимуллина Р.Я. и Габидуллиной А.Г.,

при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе ОАО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1» на решение Приволжского районного суда г.Казани от 02 октября 2015 года, которым постановлено:

заявление прокурора Приволжского района г.Казани в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1» о возложении обязанности по совершению действий удовлетворить частично.

Обязать ОАО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1» в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» от 09 февраля 2007 года предоставить сведения для проведения категорирования транспортных средств, предусмотренного ст.6 Федерального закона № 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Приволжского района г.Казани обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1» о возложении обязанности по совершению действий. В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Приволжского района г.Казани с привлечением специалиста отдела надзора за обеспечением транспортной безопасности Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена проверка деятельности ОАО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1» по исполнению требований Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности». Проведенной проверкой установлено, что приказом Федерального дорожного агентства от 13 июня 2013 года №150 «О присвоении объекту транспортной инфраструктуры» автотранспортному предприятию ОАО «КПАТП №1» присвоена вторая категория объекта транспортной инфраструктуры и оно включено в реестр категорированных объектов и транспортных средств. В собственности имеют автобусы, 19 из которых приказом Федерального дорожного агентства от 13 июня 2013 года №151 «О присвоении категории транспортным средствам» присвоена первая категория и они включены в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств. Результаты проведенной оценки уязвимости транспортного средства утверждены 20 декабря 2013 года начальником Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства. Оценка уязвимости проведена специализированной организацией ФКУП «Управление ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации», на основании договора от 27 мая 2013 года №52 об оказании услуг по проведению оценки уязвимости транспортных средств от актов незаконного вмешательства. При этом, по результатам проведенной проверки выявлены многочисленные нарушения требований Федерального закона от 09 февраля 2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и приказа Минтранса России от 08 февраля 2011 года №42 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», по результатам которого предприятие и его должностные лица были привлечены к административной ответственности. Несмотря на принятые меры административного воздействия на сегодняшний день не устраняются следующие требования законодательства: не обеспечено проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении в реестр категорированных объектов и о присвоении категории; не разработан и не утвержден план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств (в количестве 19 единиц) в течение трех месяцев и реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости транспортных средств; отсутствуют сведения о предоставлении в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полной и достоверной информации для проведения категорирования транспортных средств, предусмотренного ст.6 Федерального закона №16-ФЗ. Таким образом, ОАО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1», осуществляя свою деятельность с нарушениями норм транспортной безопасности, нарушает интересы неопределенного круга лиц как потребителей, на безопасность предоставляемых услуг. Прокурор просил признать незаконными бездействие и обязать ОАО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1» устранить следующие нарушения требований Федерального закона от 09 февраля 2007 года №16-ФЗ «О транспортной безопасности» и приказа Минтранса России от 08 февраля 2011 года №42 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства»: в соответствии с п.п.5.7 разд.2 приказа Минтранса России, провести оценку уязвимости объекта транспортной инфраструктуры и в установленном порядке утвердить его результаты; в соответствии с п.п.5.8 разд.2 приказа Минтранса России разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности на транспортные средства в количестве 19 единиц, используемых ответчиком для перевозки людей; в соответствии с п.п.4 п.2 ст.12 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» от 09 февраля 2007 года предоставить сведения для проведения категорирования транспортных средств, предусмотренного ст.6 Федерального закона №16-ФЗ от 09 февраля 2007 года.

В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил заявленные требования, просил в соответствии требованиями законодательства разработать план обеспечения транспортной безопасности на транспортные средства в количестве 19 единиц, используемых ответчиком для перевозки людей, для его последующего утверждения Федеральным дорожным агентством в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу; в соответствии с п.п.4 п.2 ст.12 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» от 09 февраля 2007 года предоставить сведения для проведения категорирования транспортных средств, предусмотренного ст.6 Федерального закона №16-ФЗ от 09 февраля 2007 года, в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу.

Представители ОАО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1» Б.Т.А., М.Р.Х. с заявленными требованиями не согласились.

Представитель третьего лица – Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Ространснадзора – Т.А.Н. заявленные требования поддержал.

Суд постановил решение в вышеизложенной формулировке.

В апелляционной жалобе ОАО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1» просит отменить решение суда и прекратить производство по делу. В жалобе отмечается, что решение принято судом с нарушением норм материального права. Сведения для проведения категорирования с перечнем транспортных средств автомобильного транспорта, входящих в группы идентичных по своим конструктивным, техническим, технологическим характеристикам транспортных средств по 10 группам в адрес Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства были направлены, согласно требованиям и в порядке, указанным в письме Федерального дорожного агентства 14 апреля 2015 года. Кроме того в жалобе отмечается, что законодательством РФ не предусмотрены сроки предоставления сведений для проведения категорирования, что уже противоречит решению Приволжского районного суда.

Судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:

1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.

Согласно ст.1 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», в целях настоящего Федерального закона используются следующие понятия:

соблюдение транспортной безопасности - выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации;

категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств - отнесение их к определенным категориям с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий;

обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства;

перевозчик - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанность доставить пассажира, вверенный им отправителем груз, багаж, грузобагаж из пункта отправления в пункт назначения, а также выдать груз, багаж, грузобагаж управомоченному на его получение лицу (получателю);

транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства.

Согласно ст.2 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

Основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются:

1) нормативное правовое регулирование в области обеспечения транспортной безопасности;

2) определение угроз совершения актов незаконного вмешательства;

3) оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

4) категорирование объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств;

5) разработка и реализация требований по обеспечению транспортной безопасности;

6) разработка и реализация мер по обеспечению транспортной безопасности;

7) подготовка и аттестация сил обеспечения транспортной безопасности;

8) осуществление федерального государственного контроля (надзора) в области обеспечения транспортной безопасности;

9) информационное, материально-техническое и научно-техническое обеспечение транспортной безопасности;

10) сертификация технических средств обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с ч.1 ст.4 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.Согласно ч.ч. 1, 2 ст.6 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», объекты транспортной инфраструктуры и транспортные средства подлежат обязательному категорированию с учетом степени угрозы совершения акта незаконного вмешательства и его возможных последствий, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Количество категорий и критерии категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере экономического развития.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.9 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности. Порядок разработки указанных планов устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств утверждаются компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности. Реализация планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств осуществляется поэтапно. Количество этапов реализации планов и сроки их реализации определяются соответствующим планом обеспечения транспортной безопасности.

Согласно п.4. ч.2 ст.12 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ «О транспортной безопасности», субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики обязаны выполнять предписания, постановления должностных лиц уполномоченных федеральных органов исполнительной власти об устранении нарушений требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии со статьей 8 настоящего Федерального закона;

Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.2, 4, 5, 5.8 требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (утв. Приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 г. №42) требования определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры дорожного хозяйства (далее - ОТИ) от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства (далее - АНВ).

Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ и/или транспортного средства (далее - ТС).

Субъект транспортной инфраструктуры обязан разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ и/или ТС в течение трех месяцев и реализовать его в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ и/или ТС.

Согласно п.2 Порядка установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности (утв. Приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 г. № 62) основными задачами категорирования является отнесение компетентным органом в области обеспечения транспортной безопасности каждого объекта ОТИ и/или ТС к одной из категорий.

Согласно статье 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Как усматривается из материалов дела, ОАО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1» зарегистрировано в качестве юридического лица 05 декабря 2000 года, основным видом деятельности является деятельность прочего сухопутного транспорта.

В справке по итогам проверки исполнения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности ОАО «КПАТП-1» от 25 декабря 2014 года указаны выявленные нарушения, в том числе: не разработан и не утвержден план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств (в количестве 19 единиц) в течение трех месяцев и реализован в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости транспортных средств; отсутствуют сведения о предоставлении в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полной и достоверной информации для проведения категорирования транспортных средств, предусмотренного ст.6 Федерального закона №16-ФЗ.

Постановлением Управления Государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта №06/07-15 от 18 февраля 2015 года ОАО «КПАТП-1» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб., в том числе за вышеуказанные нарушения законодательства в области обеспечения транспортной безопасности.

ОАО «КПАТП-1» был подготовлен план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств.

Указанный план был направлен по почте в Росавтодор 18 мая 2015 года, получен адресатом 25 мая 2015 года, что подтверждается уведомлением о вручении.

24 августа 2015 года ОАО «КПАТП-1» была направлена претензия в адрес управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства с просьбой в кратчайшие сроки принять решение по предоставленному плану транспортной безопасности.

В акте проверки органом государственного контроля (надзора) в отношении ОАО «КПАТП-1» от 17 августа 2015 года указано на наличие нарушений обязательных требований, установленных правовыми актами, в том числе: не предоставление в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности полной и достоверной информации для проведения категорирования (31 транспортное средство), предусмотренного ст. 6 ФЗ «О транспортной безопасности», нарушении п.4 ч.2 ст.12 ФЗ «О транспортной безопасности».

Данный акт составлен государственным транспортным инспектором – государственным инспектором отдела НОТБ Р.А.Г.

При этом в акте отсутствует указание на наличие такого нарушения, как - не разработан и не утвержден план обеспечения транспортной безопасности транспортных средств (в количестве 19 единиц) в течение трех месяцев и реализован в теченеи шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости транспортных средств.

15 января 2015 года ОАО «КПАТП-1» направило в адрес Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства перечень транспортных средств для рассмотрения и присвоения категории в количестве 42 единиц.

14 апреля 2015 года Федеральным дорожным агентством в адрес ответчика направлено письмо, в котором указано о необходимости для проведения категорирования транспортных средств представить в Росавтодор сведения по установленной форме, а также в обязательном порядке приложить заверенные подписью и печатью субъекта транспортной инфраструктуры копии паспортов транспортных средств, в отношении которых будет проводиться категорирование.

06 мая 2015 года ответчиком в адрес Управления транспортной безопасности Федерального дорожного агентства направлены сведения для проведения категорирования транспортных средств автомобильного транспорта в количестве 10 единиц.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что ответчик в соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 12 Федерального закона №16-ФЗ «О транспортной безопасности» не предоставил сведения для проведения категорирования транспортных средств, поскольку задачами категорирования является отнесение компетентным органом каждого объекта транспортной инфраструктуры и/или транспортного средства к одной из категорий, как на то указано в пункте 2 Порядка, утвержденного Приказом Минтранса России от 21 февраля 2011 года №62. В данном случае, 06 мая 2015 года ответчиком в адрес компетентного органа представлены сведения для проведения категорирования не на все транспортные средства предприятия, что является нарушением вышеуказанных положений законодательства о транспортной безопасности.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, поскольку они основаны на фактических обстоятельствах дела, исследованных доказательствах, их надлежащей правовой оценке и соответствуют нормам права, подлежащим применению к спорным правоотношениям.

Доводы апелляционной жалобы не нуждаются в дополнительной проверке, сводятся к изложению правовой позиции, выраженной в суде первой инстанции и являвшейся предметом исследования и нашедшей верное отражение и правильную оценку в решении суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами ст. ст. 12, 56 и 67 ГПК РФ, а потому не могут служить основанием для отмены правильного по существу решения суда.

Руководствуясь п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА :

решение Приволжского районного суда г.Казани от 02 октября 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу ОАО «Казанское пассажирское автотранспортное предприятие №1» – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационном порядке.

Председательствующий

Судьи