ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1843/2014 от 20.11.2014 Камчатского краевого суда (Камчатский край)

Судья Карматкова Е.В. № 33-1843/2014 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ    Судебная коллегия по гражданским делам Камчатского краевого суда в со­ставе:

 председательствующего Стальмахович О.Н.

 судей Мелентьевой Ж.Г., Четыриной М.В.

 при секретаре Герасимовой К.И.

 рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Петропавловске-Кам­чат­ском 20 ноября 2014 года   дело по апелляционному представлению по­мощника прокурора г. Петропавловска-Камчатского Горн Е.Н. на решение Петропавловск-Камчатского городского суда Кам­чатского края от 8 октября 2014 года, кото­рым по­ста­новлено:

 В удовлетворении исковых требований заместителя прокурора г. Петропавловска-Камчатского к ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю» о возложении обязанности по расторжению трудового договора № 5/12 от 21 мая 2012 года, заключенного с ФИО1 отказать.

 Заслушав доклад судьи Мелентьевой Ж.Г., объяснение пред­ставителя прокурора города Петропавловска-Камчатского Максимчука Г.В., поддер­жав­шего до­воды апелляционного представления, возражения на доводы апелля­ционного пред­ставления представителя ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю» ФИО2, объяснение представителя Главного управления МЧС России по Камчатскому краю ФИО3, счи­тавшего решение суда подлежащим отмене, судебная кол­легия

УСТАНОВИЛА:    Заместитель прокурора г. Петропавловска-Камчатского в интересах не­определенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Ми­нистерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвы­чайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кам­чатскому краю» (далее по тексту ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кам­чатскому краю») о возложении обязанности расторгнуть трудовой договор, заключенный с ФИО1 В обоснование заявленных требований про­курор указал, что на основании приказа начальника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю» № 34-л от 21 мая 2012 года ФИО1 принят на должность государственного инспектора по маломерным су­дам Мильковского инспекторского участка № 5, с ним заключен трудовой договор № 5/12. Вместе с тем, установлено, что ФИО1 в нарушение требований, предъявляемых к должностям государственных инспекторов по маломерным судам, не имеет высшего профессионального (водный транс­порт) образования. Принимая во внимание, что государственный инспектор по маломерным судам, в том числе организует в пределах своей компетенции надзор и контроль за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и охране жизни людей на базах (сооружениях) для стоянок маломер­ных судов, пляжах, переправах и наплавных мостах, осуществление полно­мочий ФИО1 по занимаемой должности нарушает требования дей­ствующего законодательства, создает угрозу жизни, здоровью граждан, их правам и законным интересам. В связи с чем полагает, что трудовой дого­вор, заключенный с ФИО1, должен быть расторгнут по п. 11 ч. 1 ст. 77 и абз. 3 ч. 1 ст. 84 ТК РФ.

 При рассмотрении дела в суде первой инстанции представитель проку­рора г. Петропавловска-Камчатского Горн Е.Н. в судебном заседании иск поддержала.

 Представитель ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю» ФИО2 исковые требования не признал, указав, что при трудоустрой­стве ФИО1 имел стаж работы в должности государственного инспек­тора Государственной морской инспекции с июля 2001 года, качественно и в полном объеме выполнял служебные обязанности, имел поощрение, признан аттестационной комиссией соответствующим занимаемой должности.

 Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по Кам­чатскому краю ФИО3 исковые требования полагал обоснованными и подлежащими удовлетворению.

 Привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица начальник ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю» ФИО4 про­сил рассмотреть дело в его отсутствие.

 Рассмотрев дело, суд постановил указанное решение.

 В апелляционной жалобе помощник прокурора г. Петропавловска-Кам­чатского Горн Е.Н. просит решение суда отменить, как постановленное с на­рушением норм материального и процессуального права.

 Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, су­дебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

 В соответствии с п.п. 1, 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального ко­декса Российской Федерации основаниями для отмены реше­ния суда в апел­ляционном порядке являются неправильное определение об­стоя­тельств, имеющих значение для дела; нарушение или неправильное при­ме­нение норм материального права или норм процессуального права.

 В силу ст. 65 Трудового кодекса РФ при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю документ об обра­зовании и (или) о квалификации или наличии специальных знаний - при по­ступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной под­готовки.

 Согласно абзацу 3 ч. 1 ст. 84 ТК РФ трудовой договор прекращается вслед­ствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным феде­ральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случае отсутствия соответствующего документа об образовании, если выполнение работы требует специальных знаний в соот­ветствии с федеральным законом или иным нормативным правовым актом.

 Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании приказа начальника ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кам­чатскому краю» от 21 мая 2012 года № 34-л ФИО1 принят на работу в Мильковский инспекторский участок № 5 на должность государственного инспектора по маломерным судам (л.д. 174). 21 мая 2012 года с ним заклю­чен трудо­вой договор № 5/12 на неопределенный срок (л.д. 171-173). При принятии на работу в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кам­чатскому краю» ФИО1 представил диплом об окончании в 2000 году Камчат­ского кооперативного техникума с присвоением квалификации «бухгалтер» по специальности «Экономика, бух­галтер­ский учет и контроль» (л.д. 169-170), трудовую книжку, где имеется запись о его ра­боте в должности госу­дарственного инспек­тора государственной морской инспекции Пограничного Управления ФСБ России по Камчатскому краю в период с 2001 года по 2010 год (л.д. 214-215). Согласно протоколу заседания аттестацион­ной комиссии ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю» № 21 от 6 октября 2014 года по рассмотрению вопроса о присвоении категории работающим работникам было принято решение, что ФИО1 признан не соответст­вующим квалификации, но согласно оценки дея­тельности аттестуемого в связи с наличием достаточного практического опыта и с учетом выполнения качественно и в полном объеме возложенных на него должностных обязан­ностей рекомендована работа в должности госу­дарственного инспектора по маломерным судам (л.д. 181-183).

 Отказывая заместителю прокурора города Петропавловска-Камчатского в удовлетворении исковых требований о возложении на ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Камчатскому краю» обязанности по расторжению трудового договора, заключенного с ФИО1, суд мотивировал при­нятое реше­ние тем, что каких-либо федеральных законов или нормативных правовых актов, устанавливающих необходимость наличия у государствен­ного инспек­тора по маломерным судам высшего образования, не имеется. При этом суд сослался на Единый квалификационный справочник должностей, руководи­телей, специалистов и служащих, утвержденный приказом Мин­труда России от 3 декабря 2013 года № 707н, которым определены квалификационные ха­рактеристики должностей работников МЧС России, в том числе и государст­венного инспектора по маломерным судам, для занятия которой необходимо высшее профессиональное (водное, военно-морское, юридическое) образова­ние, указав, что он носит рекомендательный харак­тер.

 Учитывая, что до трудоустройства в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кам­чатскому краю» ФИО1 имел дос­таточный практический опыт ра­боты в должности государственного инспек­тора государственной морской инспекции, качественно выполнял по занимаемой долж­ности возложенные на него должностные обязанности, с учетом рекомендации атте­стационной комиссии о продолжении работы по занимаемой должности, суд пришел к выводу, что правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по расторже­нию трудового договора с ФИО1 по п. 11 ч. 1 ст. 77 и абз. 3 ч. 1 ст. 84 ТК РФ не имеется.

 Данный вывод суд обосновал положениями п. 9 раздела 1 Единого ква­лификационного справочника, утвержденного приказом Мин­труда России от 3 декабря 2013 года № 707н, согласно которому лица, не имеющие специ­альной подготовки или стажа работы, установленных в раз­деле «Требования к квалификации», но обладающие достаточным практиче­ским опытом и вы­полняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должност­ные обязанности, по рекомендации аттестационной комис­сии назначаются на соответствующие должности так же, как и лица, имею­щие специальную под­готовку и стаж работы.

 С таким выводом суда судебная коллегия согласиться не может по сле­дующим основаниям.

 При рассмотрении данного спора суд не учел, что для существа спора юридического значения не имело установление способности ФИО1 выполнять свои должностные обязанности по занимаемой должности в силу практического опыта и качества их выполнения, а необходимо было устано­вить отвечал ли он требованиям по уровню своего профессионального обра­зования, предъявляемым к лицам, поступающим на работу, требующую спе­циальных знаний или специальной подготовки.

 Как следует из положений приказа МЧС России № 244 от 28 мая 2004 года должность государственного инспектора по маломерным судам в сис­теме Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий относится к категории руководителей.

 Требования к квалификации государственных инспекторов по маломер­ным судам установлены в приложении № 5 к приказу ГКЧС России от 28 де­кабря 1992 года № 229 «О введении новых условий оплаты труда работников бюджетных учреждений и организаций, подведомственных МЧС России на основе применения Единой тарифной сетки».

 В соответствии с указанными требованиями (приказ ГКЧС России № 229 от 28 декабря 1992 года в редакции приказа МЧС России № 222 от 17 мая 2004 года, действовавшего на момент заключения с ФИО1 трудо­вого договора) для занятия должности государственного инспектора по ма­ломерным судам (9-13 раз­ряды) необходимо высшее профессиональное (вод­ный транспорт) образова­ние, а также требования к стажу в указанной долж­ности в зависимости от разряда.

 Предусмотрено наличие высшего профессионального (водного, военно-морского, юридического) образования для занятия должности государствен­ного инспектора по маломерным судам и в Едином ква­лификационном спра­вочнике долж­ностей руководителей, специалистов и служащих Министер­ства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержден­ном приказом Мин­труда России от 3 декабря 2013 года № 707н, который яв­ляется основным общеотраслевым документом, а включенные в него квали­фикаци­онные характеристики являются нормативными документами пря­мого дейст­вия и основой для разработки должностных инструкций.

 Пунктом 2 Должностной инструкции государственного инспектора по маломерным судам ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кам­чатскому краю» от 21 мая 2012 года, с которой ФИО1 ознакомлен под роспись, также указано, что сотрудник на данной должности обязан иметь высшее профес­сиональное (водный транспорт) образование (л.д. 200-203).

 Таким образом, на период приема ФИО1 на работу к ответчику предусмат­ривалось обязательное наличие высшего профессионального обра­зования у лиц, поступающих на должность государственного инспектора по маломер­ным судам в системе МЧС России. Наличие такого образования по данной должности предусмотрено и на момент рассмотрения спора в суде.

 Ввиду того, что документ об образовании лица, поступающего на ра­боту, требующую специальных знаний или специальной подготовки, предъ­является работодателю при заключении трудового договора, заключение та­кого договора без указанного документа свидетельствует о нарушении рабо­тодателем правил заключения трудового договора и влечет основания пре­кращения трудовых отношений по п. 11 ч. 1 ст. 77 и абз. 3 ч. 1 ст. 84 ТК РФ.

 Как следует из материалов дела, ФИО1 при поступлении на ра­боту к ответчику не имел высшего образования. Не имеет его и в настоящее время.

 Ссылка суда на п. 9 раздела 1 Единого квалификационного справочника, утвержденного приказом Мин­труда России от 3 декабря 2013 года № 707н, согласно которому лица, не имеющие специальной подготовки или стажа ра­боты, установленных в раз­деле «Требования к квалификации», по рекомен­дации аттестационной комис­сии могут быть назначены на соответствующие должности с учетом практиче­ского опыта и выполнения возложенных на них должностных обязанностей, необоснованна, поскольку для за­мещения ука­занной должности необходимо иметь высшее профессиональное образование определенной специальности. Лицо, имеющее высшее профес­сиональное об­разование по другой специальности, но обладающее достаточ­ным практиче­ским опытом для выполнения должностных обязанностей дан­ной должности или имеющее среднее специальное образование и обладающее большим практическим опытом по специальности может быть назначено на долж­ность, как и специалист с выс­шим профессиональным образованием по тре­буемой специальности.

 Указанное следует из разъяснений Министерства здравоохранения и со­циального развития РФ, направленных в адрес Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 21 августа 2009 года за № 22-2-3241 (л.д. 124).

 Однако ФИО1, как следует из материалов дела, не имеет даже среднего специального образования по своей должности, которое давало бы ему возможность с учетом рекомендаций аттестационной комиссии занимать должность государственного инспектора по маломерным судам в системе МЧС России.

 Принимая во внимание, что госу­дарственный инспектор по маломерным судам осуществляет организацию по надзору и кон­тролю за выполнением требований по обеспечению безопасности людей и ох­ране жизни людей на базах (сооруже­ниях) для стоянок маломерных судов, пляжах, переправах и наплавных мос­тах, с учетом приема ФИО1 в нарушение требований предъявляемых к квалификации кандидата на долж­ность государственного инспектора по маломерным судам, а также с учетом того, что подобные дей­ствия грубо на­рушают требования действующего за­конодательства, что соз­дает угрозу жизни, здоровью граждан, их правам и законным интересам, су­дебная коллегия находит, что требования замести­теля прокурора г. Петро­павловска-Камчатского, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, являются обоснованными.

 Учитывая, что требования к квалификации к должности государствен­ного инспектора по маломерным судам на момент приема ФИО1 на работу в ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Кам­чатскому краю» не были соблюдены и в на­стоящее время не изменились, а выявленное нарушение правил заключения трудового договора исключает возможность продолже­ния его работы по за­нимаемой должности, исковые требования прокурора о возложении на ответ­чика обязанности по расторжению трудового договора, заключенного с Во­рониным Д.Н., подлежали удовлетворению.

 При таких обстоятельствах, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем оно подлежит отмене с вынесением по делу но­вого решения об удовлетворении исковых требований прокурора.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329, 330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:    Решение Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 8 октября 2014 года отменить.

 Исковые требования заместителя прокурора города Петропавловска-Камчат­ского, предъявленные в интересах неопределенного круга лиц, удов­летворить.

 Обязать Федеральное казенное учреждение «Центр Государственной ин­спекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по де­лам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации послед­ствий стихийных бедствий по Камчатскому краю» расторгнуть трудо­вой до­говор № 5/12 от 21 мая 2012 года, заключенный с ФИО5 Дмит­рием Ни­колаевичем.

Председательствующий    Судьи