ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-18451/2013 от 28.08.2013 Московского областного суда (Московская область)

Судья Проскурякова О.А. Дело № 33-18451/2013

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:

председательствующего Терещенко А.А.,

судей Чиченевой Н.А., Варламовой Е.А.,

при секретаре Низвинском А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 августа 2013 года апелляционную жалобу ФИО1 на решение Можайского городского суда Московской области от 12 августа 2013 года по делу по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения Избирательной комиссии городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 28.07.2013 года № 376 об отказе в регистрации кандидатом на должность главы городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области,

заслушав доклад судьи Чиченевой Н.А., заключение прокурора Тришиной В.В.,

установила:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Избирательной комиссии городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 28.07.2013 № 376 об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области.

В обоснование требований заявитель указал, что 16.07.2013 им было подано заявление о согласии баллотироваться на должность Главы городского поселения Можайск, а 18.07.2013 представлены подписные листы со 173 подписями избирателей. Однако Избирательная комиссия незаконно отказала заявителю в регистрации кандидатом, произвольно, по надуманным основаниям признав все подписи избирателей недействительными. Кроме того, Избирательной комиссией были нарушены сроки принятия оспариваемого решения.

Заявитель ФИО1 и представитель Избирательной комиссии городского поселения Можайск в судебно заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Решением Можайского городского суда Московской области от 12 августа 2013 года в удовлетворении заявления ФИО1 отказано.

В апелляционной жалобе ФИО1 просит об отмене данного решения, как незаконного и необоснованного.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представитель Избирательной комиссии городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области, ФИО1 не явились. В соответствии с положениями части 3 статьи 167 и части 1 статьи 327 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания в установленном законом порядке.

Выслушав заключение прокурора Тришиной В.В., полагавшей решение суда не подлежащим отмене, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующему.

В соответствии с п. 1 ст. 259 ГПК РФ избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Согласно п. 5 ст. 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными законами, суд может отменить решение соответствующей комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), об итогах голосования, о результатах выборов, референдума или иное решение комиссии.

В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

В силу п. 1 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.

Аналогичные положения содержатся в ч. 1 ст. 28 Закона Московской области от 11.07.2006 № 101/2006-ОЗ «О муниципальных выборах в Московской области».

Согласно пп. «д» п. 24 ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.

Аналогичная норма содержится в п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области».

Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 14.06.2013 № 210/75 на 08.09.2013 назначены выборы на должность Главы городского поселения Можайск (л.д. 9).

16.07.2013 от ФИО1 в Избирательную комиссию городского поселения Можайск поступило заявление о согласии баллотироваться на должность Главы городского поселения Можайск по единому избирательному округу в порядке самовыдвижения (л.д.10).

Вместе с заявлением ФИО1 в Избирательную комиссию были поданы копия паспорта, копия документа об образовании, справка о месте работы и занимаемой должности, сведения о размере и источниках доходов (л.д. 11-25).

18.07.2013 ФИО1 в Избирательную комиссию были представлены подписные листы (43 листа), протокол об итогах сбора подписей в 2-х экземплярах, первый финансовый отчет, сведения о поступлении денежных средств на специальный счет кандидата, заявление об уточнении персональных данных (л.д. 27-77).

Решением Избирательной комиссии городского поселения Можайск от 28.07.2013 № 376 ФИО2 было отказано в регистрации кандидатом на должность Главы городского поселения Можайск на основании п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» в связи с недостаточным количеством достоверных подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидатом на должность Главы городского поселения Можайск (л.д. 87-88).

В соответствии с пп. «и» п. 6.4. ст. 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона;

Частью 5 ст. 27 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» предусмотрено, что подписные листы изготавливаются по форме, установленной Федеральным законом от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов на должность главы муниципального образования устанавливается согласно приложению № 6 к настоящему Федеральному закону.

Согласно Итоговому протоколу от 26.07.2013 проверки подписей избирателей, оформления подписных листов, представленных ФИО1, рабочей группой Избирательной комиссии городского поселения Можайск было проверено 173 подписи избирателей, из них 173 подписи избирателей признаны недействительными, достоверными подписями признаны 0 подписей избирателей (л.д. 86).

Из представленного в материалы дела Устава городского поселения Можайск усматривается, что структуру органов местного самоуправления городского поселения Можайск составляют: Совет депутатов городского поселения Можайск; Глава городского поселения Можайск; Администрация городского поселения Можайск (исполнительно-распорядительный орган); контрольно-счетная палата городского поселения Можайск (контрольно-счетный орган) (ст. 24 Устава).

При этом, согласно ст. 7 Устава наименование муниципального образования - городское поселение Можайск Можайского муниципального района Московской области (л.д. 92).

В подписных листах, представленных кандидатом ФИО1, в строке «выборы» наименование Главы муниципального образования указано в соответствии с Уставом – «Глава городского поселения Можайск», наименование муниципального образования указано как «городское поселение Можайск», тогда как надлежало указать «городское поселение Можайск Можайского муниципального района Московской области».

Таким образом, форма представленных кандидатом ФИО1 подписных листов не соответствует требованиям Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Исходя из изложенного, Избирательная комиссия городского поселения Можайск правомерно признала все подписи в представленных ФИО1 подписных листах недействительными.

В соответствии со ст. 11.1 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», если какое-либо действие может (должно) осуществляться со дня наступления какого-либо события, то первым днем, в который это действие может (должно) быть осуществлено, является календарная дата наступления соответствующего события, но не ранее времени наступления этого события.

В силу п. 17 ст. 28 Закона Московской области «О муниципальных выборах в Московской области» избирательная комиссия в течение 10 дней после принятия необходимых документов для регистрации кандидата, списка кандидатов и не позднее, чем за 32 дня до дня голосования обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям законодательства и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов, либо об отказе в регистрации.

Материалами дела подтверждается, что заявление о согласии баллотироваться кандидатом было подано ФИО1 16.07.2013, подписные листы и ряд необходимых для регистрации кандидата документов представлены 18.07.2013.

Решение об отказе в регистрации кандидата ФИО1 было принято Избирательной комиссией городского поселения Можайск 28.07.2013, то есть в течение 10 дней после сдачи необходимых документов.

Таким образом, сроки принятия оспариваемого решения Избирательной комиссией нарушены не были.

При изложенных обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявления ФИО1, признав решение Избирательной комиссии городского поселения Можайск Можайского муниципального района Московской области от 28.07.2013 № 376 «Об отказе ФИО1 в регистрации кандидатом на должность Главы городского поселения Можайск» законным.

Судебная коллегия, соглашаясь с выводами суда, не находит оснований к отмене постановленного по делу решения.

Доводы ФИО1 о том, что он не был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела судом первой инстанции, опровергаются материалами дела, из которых усматривается, что ФИО1 был уведомлен о судебном заседании, назначенном на 12.08.2013 в 12:30, телефонограммой 08.08.2013 в 17:00, а также СМС-сообщением, направленным на телефон заявителя 08.08.2013 в 18:03:52 (л.д. 7-8).

Иные доводы апелляционной жалобы ФИО1 аналогичны доводам заявления, были предметом исследования и надлежащей оценки суда первой инстанции и не могут служить основанием к отмене правильного по существу судебного постановления.

Руководствуясь ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Можайского городского суда Московской области от 12 августа 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: