ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-18456/2016 от 04.08.2016 Краснодарского краевого суда (Краснодарский край)

Судья Гриценко И.В. к делу N 33-18456/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

4 августа 2016 г. г. Краснодар

Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Лободенко К.В.,

судей: Сидорова В.В., Цехомской Е.В.,

по докладу судьи Цехомской Е.В.,

при секретаре Горб Е.В.,

с участием прокурора Руденко М.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя УФСИН России по Краснодарскому краю на основании доверенности ФИО1 на решение Приморско-Ахтарского районного суда от 2 марта 2016 г.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

установила:

Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах РФ обратился в суд с иском к УФСИН России по Краснодарскому краю, ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю о возложении обязанности УФСИН России по Краснодарскому краю и ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю принять меры к получению у осужденных, отбывающих наказание в ФКУ ИК-11 УФСИН России по Краснодарскому краю, биологического материала для последующего проведения обязательной геномной регистрации.

Прокурор просил суд обязать УФСИН России по Краснодарскому краю незамедлительно после вступления решения суда в законную силу выделить ФКУ ИК N 11 УФСИН России по Краснодарскому краю необходимое количество бланков, в том числе бланков информационных карт, установленного образца, для получения биологического материала у всех осужденных, которые, согласно требований пункта 1 части 1 статьи 7 Федерального закона РФ от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации», подлежат обязательной государственной геномной регистрации. Обязать ФКУ ИК N 11 УФСИН России по Краснодарскому краю в месячный срок после поступления из УФСИН России по Краснодарскому краю бланков, в том числе бланков информационных карт, установленного образца, получить биологический материал у всех осужденных, которые, в соответствии с требованиями приведенного закона подлежат обязательной государственной геномной регистрации.

Решением Приморско-Ахтарского районного суда от 2 марта 2016 г. иск прокурора удовлетворен в полном объеме.

В апелляционной жалобе представитель ответчика выражает несогласие с принятым решением суда и просит его отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалоб указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.

Заслушав представителя УФСИН России по Краснодарскому краю на основании доверенности ФИО2, настаивавшего на удовлетворении жалобы, прокурора Руденко М.В., полагавшую решение законным и обоснованным, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.

Судом установлено, что Краснодарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края 13.11.2015 в ФКУ ИК N 11 УФСИН России по Краснодарскому краю (далее по тексту исправительная колония) проведена проверка соблюдения требований Федерального закона РФ от 3 декабря 2008 г. N 242-ФЗ «О государственной геномной регистрации в Российской Федерации (далее по тексту Закон N 242-ФЗ) в ходе которой выявлены нарушения требований Закона N 242-ФЗ.

Согласно требованиями статьи 6 Закона N 242-ФЗ в Российской Федерации проводятся добровольная государственная геномная регистрация и обязательная государственная геномная регистрация.

Обязательной государственной геномной регистрации, в силу пункта 1 части 1 статьи 7 Закона N 242-ФЗ, подлежат лица, осужденные и отбывающие наказание в виде лишения свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений, а также всех категорий преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 242-ФЗ обязательная государственная геномная регистрация лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 Закона N 242-ФЗ, проводится учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, совместно с подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, к компетенции которых относится указанный вид деятельности.

Согласно части 2 статьи 9 Закона N 242-ФЗ порядок проведения обязательной государственной геномной регистрации определяется Правительством Российской Федерации.

Положение о порядке проведения обязательной государственной геномной регистрации лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, утверждено постановлением Правительства РФ от 11 октября 2011 г. N 828 (далее по тексту Положение).

В силу пункта 2 части 1 статьи 13 Закона N 242-ФЗ получение биологического материала для проведения государственной геномной регистрации осуществляется от лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 Закона N 242-ФЗ, учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы.

Пункт 4 Положения гласит, что при проведении обязательной государственной геномной регистрации используются бланки, в том числе бланки информационных карт, образцы которых утверждаются Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 5 Положения учреждения, исполняющие уголовные наказания, осуществляют получение биологического материала лиц, осужденных и отбывающих наказание в виде лишения свободы, и последующее направление его на исследование в целях получения геномной информации.

Руководитель учреждения, исполняющего уголовные наказания, в согласно пункту 6 Положения, обеспечивает определение и учет лиц, подлежащих обязательной геномной регистрации, получение биологического материала, направление обращения о проведении обязательной геномной регистрации и биологического материала в соответствующее экспертное подразделение согласно схеме закрепления экспертных подразделений территориальных органов МВД Российской Федерации за учреждениями, исполняющими уголовные наказания в виде лишения свободы, которая утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством юстиции Российской Федерации.

Проверкой, проведенной специализированной прокуратурой, установлено, что за истекший период 2015 г. в ИК отбывало наказание в виде лишения свободы 1099 осужденных, в отношении которых, в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 7 Закона N 242-ФЗ, должна быть проведена геномная регистрация. Однако, биологический материал, в соответствии с требованиями пункта 2 части 1 статьи 13 Закона N 242-ФЗ, получен лишь у 100 осужденных и направлен в ИЦ ГУ МВД России по Краснодарскому краю.

Таким образом, судом установлено, что у 999 осужденных биологический материал не получен по причине отсутствия соответствующих биологических карт, в связи с чем, в отношении данных осужденных геномная регистрация не проведена.

Непосредственным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на обеспечение деятельности исправительных учреждений Краснодарского края, является УФСИН России по Краснодарскому краю (далее - УФСИН), которое, согласно абзацам 4 и 7 подпункта 2 пункта 15 Положения об УФСИН по Краснодарскому краю, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11 июня 2015 г. N 518, осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений края, содействует дальнейшему развитию и укреплению материально-технической базы подведомственных учреждений.

Таким образом, на УФСИН возложена обязанность по финансовому и иному обеспечению исправительных учреждений Краснодарского края, в том числе исправительных колоний.

В связи с тем, что исправительной колонией не получен биологический материал подразделением органа МВД Российской Федерации, к компетенции которого относится указанный вид деятельности, не реализованы обязанности, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 14 Закона N 242-ФЗ в части получения из биологического материала, полученного от лиц, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 Закона, геномной информации.

В результате, не достигаются предусмотренные частью 2 статьи 14 Закона N 242-ФЗ цели проведения обязательной геномной регистрации, заключающиеся в следующем: предупреждение, раскрытие и расследование преступлений, а также выявление и установление лиц, их совершивших; розыск пропавших без вести граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, проживающих или временно пребывающих на территории Российской Федерации; установление личности человека, чей труп не опознан иными способами; установление родственных отношений разыскиваемых (устанавливаемых) лиц.

Ранее, в целях устранения указанных нарушений закона специализированной прокуратурой 30 июня 2015 г., начальнику ИК было внесено представление об устранении указанных нарушений закона, однако, до настоящего времени выявленные нарушения закона в полном объеме не устранены.

Следует признать состоятельным вывод суда первой инстанции о том, что нарушение ответчиками вышеуказанных требований закона в части проведения обязательной геномной регистрации влечет за собой нарушение интересов Российской Федерации, заключающихся в обязательном проведении геномной регистрации в отношении категории осужденных, указанных в пункте 1 части 1 статьи 7 Закона N 242-ФЗ.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции об удовлетворении требований прокурора следует признать законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционных жалоб не имеется.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Доводы жалобы ответчика направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия

определила:

решение Приморско-Ахтарского районного суда от 2 марта 2016 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УФСИН России по Краснодарскому краю на основании доверенности ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи краевого суда: