ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-1846/2015 от 24.08.2015 Севастопольского городского суда (город Севастополь)

Дело № 33- 1846/2015 Председательствующий в первой

Категория 63 инстанции Гаркуша О.М.

Докладчик в апелляционной

инстанции Дудкина Т.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 августа 2015 года судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

Председательствующего: Устинова О.И.,

судей: Дудкиной Т.Н., Лядовой Т.Р.

при секретаре: Кондратовой Е.В.

при участии:

прокурора ФИО5,

представителя заинтересованного лица ФИО6

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц, заинтересованное лицо - Правительство Севастополя о признании бездействия органа государственной исполнительной власти незаконным, с апелляционной жалобой Правительства Севастополя на решение Ленинского районного суда города Севастополя от 02 июня 2015 года, которым исковые требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Дудкиной Т.Н., прокурора, представителя Правительства Севастополя, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

20.05.2015 года прокурор города Севастополя обратился в суд, с вышеуказанным иском, мотивируя следующим.

Прокуратурой города Севастополя проведена проверка соблюдения органами исполнительной власти города законодательства в сфере защиты социальных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа (далее- дети-сироты), в ходе которых выявлены существенные нарушения действующего законодательства.

Указывает, что Законодательным собранием города Севастополя 09.02.2015г. принят Закон №112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе» (далее- Закон г. Севастополя № 112-ЗС). Согласно положениям данного закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств бюджета города Севастополя по основным образовательным программам обеспечиваются бесплатным проездом на городском и пригородном пассажирском транспорте, бесплатным проездом один раз в год по месту жительства, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, имеют право на единоразовую выплату, однако проверкой установлено, что до настоящего времени Правительством Севастополя не приняты нормативные правовое акты, которые позволяют в полной мере реализовать указанные положения Закона г. Севастополя № 112-ЗС.

В связи с вышеизложенным просил признать незаконным бездействие Правительства Севастополя по не разработке и не утверждению Порядка обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств бюджета города Севастополя по основным образовательным программам, бесплатным проездом на городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси). Обязать Правительство Севастополя в месячный срок со дня вступления в законную силу решения суда разработать указанный порядок и ввести его в действие путем официального опубликования для всеобщего сведения.

Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 02 июня 2015 года исковые требования прокурора города Севастополя в интересах неопределенного круга лиц удовлетворены.

Обязано Правительство города Севастополя в течение месяца со дня вступления в законную силу решения суда разработать и утвердить Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств бюджета города Севастополя по основным образовательным программам, бесплатным проездом на городском и пригородном транспорте (кроме такси), ввести его в действие путем официального опубликования для всеобщего сведения.

Не согласившись с указанным решением суда, представитель Правительства города Севастополя подал апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции отменить, принять новое, которым в удовлетворении иска отказать.

Апелляционная жалоба мотивирована нарушением судом первой инстанции норм материального и процессуального права.

В судебном заседании представитель Правительства Севастополя апелляционную жалобу поддержал по основаниям, изложенным в ней, настаивал на удовлетворении.

Прокурор просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Заслушав судью-докладчика, выслушав апеллянта, прокурора, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что принятие и утверждение Порядок проезда детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счет средств бюджета города Севастополя по основным образовательным программам, бесплатным проездом на городском и пригородном транспорте (кроме такси) отнесено к компетенции Правительства Севастополя, в силу Закона города Севастополя № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Севастополе» является обязательным, однако на момент предъявления и рассмотрения иска Правительством Севастополя данный документ не был разработан и мер к его разработке не принималось.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции и, проверяя доводы апелляционной жалобы, указывает следующее.

Признавая необходимость государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, ст. 39 Конституции РФ предполагает создание для соответствующей категории граждан условий, обеспечивающих их достойную жизнь.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ №159-ФЗ) дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 5 ФЗ №159-ФЗ предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Законодательным собранием города Севастополя 09.02.2015 принят Закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе» № 112-ЗС (далее - Закон города Севастополя № 112-ЗС).

Статья 7 Закона города Севастополя № 112-ЗС предусматривает дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на льготный проезд.

Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств бюджета города Севастополя по основным образовательным программам обеспечиваются бесплатным проездом на городском и пригородном пассажирском транспорте (кроме такси).

Как установлено судом первой инстанции и подтверждено материалами дела, механизм реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которым является спорный Порядок, Правительством Севастополя на момент рассмотрения иска не был разработан.

В своих доводах апеллянт указывает на отсутствие бездеятельности со стороны Правительства, поскольку осенью 2014 года законопроект «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе» № 112-ЗС был внесен в Законодательное собрание города Севастополя вместе с проектами подзаконных правовых актов Правительства Севастополя, необходимых для реализации данного Закона, однако указанный закон был принят только 9 февраля 2015 года в значительно иной редакции, что, в свою очередь, повлекло необходимость изменения и доработки подзаконных правовых актов Правительства.

Указанные доводы не заслуживает внимания, поскольку в соответствии с п. 4.1 постановления Правительства Севастополя от 20.03.2015 № 204-ПП «Об утверждении Регламента законопроектной деятельности в Правительстве Севастополя» к проекту закона прилагаются документы, указанные в части 2 пункта 3.6 настоящего Регламента.

В соответствии с п.п. 9 ч. 2 п. 3.6 Регламента к проекту закона прилагаются акты Губернатора города Севастополя и Правительства Севастополя, принятие которых необходимо в целях реализации нового закона.

Таким образом, спорный Порядок должен быть разработан вместе с законопроектом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в городе Севастополе», и введен в действия в кратчайшие сроки после вступления Закону в силу.

Необоснованным является довод апелляционной жалобы о том, что отсутствуют сроки принятия и введения в действие актов, принятие которых необходимо в целях реализации нового закона.

Так, до принятия постановления № 204-ПП Правительство Севастополя должно было руководствоваться федеральными нормативными правовыми актами, которые регламентируют порядок подготовки проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации законов, в частности, постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2009 № 389 «О мерах по совершенствованию законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации», которым установлен порядок подготовки проектов нормативных правовых актов, необходимых для реализации федеральных законов, пункт 32 которого гласит, что подзаконные нормативные правовые акты, принятие которых необходимо в целях реализации нового закона, разрабатываются вместе с законопроектом.

Также апеллянт ссылается на то, что суд первой инстанции, в нарушение принципа состязательности, не удовлетворил ходатайство ответчика и не отложил судебное заседание для предоставления суду доказательств отсутствия бездеятельности и разработке Порядка.

Судом апелляционной инстанции обозревались документы на которые ссылается апеллянт как на доказательство отсутствия бездеятельности Правительства при разработке спорого Порядка (постановление Правительства Севастополя «О мерах по реализации законов г.Севастополя в сфере опеки и попечительства» и план-график согласований проектов разрабатываемых документов г.Севастополя в сфере защиты прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей), однако наличие разработанного и утвержденного Порядка, как и его разработка из этих документов не усматривается.

При таких обстоятельствах, доводов, являющихся основанием для отмены решения суда первой инстанции, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, и опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит.

Решение судом постановлено с соблюдением норм материального и процессуального права, юридически значимые обстоятельства судом установлены правильно, представленные сторонами доказательства оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, в связи с чем, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 376 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда города Севастополя от 02 июня 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Севастополя – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: