Апелл.дело № 33-1849/2018
Судья Д.М. Нигматуллина
СУД ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июля 2018 года город Салехард
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
Председательствующего Гниденко С.П.
судей коллегии Акбашевой Л.Ю. и Кравцовой Е.А.
при секретаре Гуцал Ю.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 мая 2018 года, которым постановлено:
ФИО1 в удовлетворении предъявленных к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска исковых требований о признании решения незаконным, восстановлении в списке на получение земельного участка в первоочередном порядке и возложении обязанности предоставить земельный участок в первоочередном порядке отказать в полном объеме.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа Кравцовой Е.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Истец ФИО1 обратилась в суд с уточненным иском к Департаменту имущественных отношений Администрации города Ноябрьска о признании решения незаконным, восстановлении в списке на получение земельного участка в первоочередном порядке и возложении обязанности предоставить земельный участок в первоочередном порядке. В обоснование требований указала, что в декабре 2011 года обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ее многодетной семье земельного участка. Семья была принята и состояла на учете граждан, имеющих право на бесплатное предоставление земельного участка в собственность для целей индивидуального жилищного строительства на территории г. Ноябрьска. В ноябре 2016 года истцу направлено уведомление о принятии решения о снятии семьи с учета в связи с несоответствием условиям программы. С данным решением ФИО1 не согласна, поскольку на момент подачи заявления и постановки на учет семья соответствовала всем требованиям, до настоящего времени земельным участком не обеспечена, а наличие в собственности истца земельного участка для садоводства не должно учитываться при решении вопроса о предоставлении индивидуального земельного участка для строительства в первоочередном порядке.
В судебном заседании суда первой инстанции истец на уточненном иске настаивала, поддержала изложенные в исковом заявлении доводы. Также указала, что в ее единоличной собственности действительно находится квартира № 64 в доме № 11 по улице 40 лет Победы в городе Ноябрьск.
Представитель ответчика в судебном заседании с иском не согласился. Указал, что оснований для предоставления семье истца земельного участка в первоочередном порядке не имеется, однако это не лишает истца права на последующее получение земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства на общих основаниях согласно очередности по дате подачи заявления. Первоочередному предоставлению препятствует наличие в собственности истца земельного участка и квартиры. Дополнительно пояснил, что на территории г. Ноябрьска земельные участки как таковые многодетным семьям не предоставляются, поскольку до настоящего времени не сформированы и не поставлены на кадастровый учет. Сложности возникают из-за климатических условий и особенностей природной зоны. Семьям г. Ноябрьска выделяют земельные участки в Тюменской области, предоставляют денежные выплаты, однако истец с соответствующими заявлениями к ответчику не обращалась.
Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше.
С решением суда не согласна истец ФИО1 В апелляционной жалобе просит об отмене решения суда и постановлении нового об удовлетворении требований иска. В обоснование доводов жалобы полагает о неправомерности принятого Департаментом решения о снятии семьи истца с учёта граждан, имеющих трёх и более детей, в целях бесплатного предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства на территории муниципального образования города Ноябрьска. Указывает, что предоставление мер социальной защиты многодетным семьям, нуждающимся в государственной поддержке и рассчитывающим на их получение, должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдался принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования.
Ответчик Департамент имущественных отношений администрации МО г. Ноябрьск в возражениях на апелляционную жалобу полагает решение суда законным.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, извещались надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание не представили, в связи с чем, на основании статьи 167 и части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия, находит возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, законность и обоснованность принятого решения, в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что сама по себе постановка семьи истца на учет граждан, подавших в адрес уполномоченного органа заявление на внеочередное бесплатное предоставление земельного участка в собственность, не является правовой гарантией для последующего получения земельного участка в случае утраты основания для его предоставления.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда в силу следующего.
Регулирование отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе в рамках правил, установленных федеральным законодательством и законодательством автономного округа, с учетом природных, социальных и экономических условий автономного округа, осуществляется в соответствии с Законом ЯНАО от 19 июня 2009 года № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе». Указанный закон устанавливает полномочия исполнительных органов государственной власти автономного округа; формы участия исполнительных органов государственной власти автономного округа в земельных отношениях; предельные размеры земельных участков; правила предоставления земельных участков в собственность, в пользование граждан или юридических лиц; правила установления и использования отдельных категорий и видов земель.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 7 Закона ЯНАО № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в Ямало-Ненецком автономном округе» предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно осуществляется, в том числе, для индивидуального жилищного строительства по месту постоянного проживания гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Право на предоставление земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи возникает у граждан, имеющих трех и более детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 18 лет, детей, в том числе усыновленных (удочеренных), в возрасте до 23 лет, осваивающих образовательные программы основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования, программы бакалавриата, программы специалитета или программы магистратуры по очной форме обучения в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, и не вступивших в брак (абзац 1 части 3 статьи 7).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 16 декабря 2011 года семья ФИО1, являясь многодетной семьей, обратилась в Ноябрьский городской департамент по имуществу администрации МО г. Ноябрьск (в настоящее время - Департамент имущественных отношений администрации г. Ноябрьска) в заявлением о постановке на учёт граждан, имеющих трёх и более детей, в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства. По результатам рассмотрения указанного заявления 14 августа 2013 года соответствующей комиссией по рассмотрению заявлений многодетных граждан принято решение о постановке семьи истца на соответствующий учёт.
На заседании комиссии по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении земельных участков от 8 ноября 2016 года установлено несоответствие многодетной семьи истца требованиям, установленным частью 6 статьи 7 Закона ЯНАО от 19 июня 2009 года № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО», а именно, семья в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на территории муниципального образования город Ноябрьска не состоит, в собственности ФИО2 имеется земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, с/т «Виктория», улица Садовая, дом №399, площадью 442 кв.м., а также квартира №64 площадью 51,2 кв.м. в доме №11 по улице 40 лет Победы в городе Ноябрьск.
Обращаясь с требованиями о признании решения незаконным, восстановлении в списке на получение земельного участка в первоочередном порядке и возложении обязанности предоставить земельный участок в первоочередном порядке, истец ссылалась на то обстоятельство, что на момент постановки семьи на учет, последняя соответствовала требованиям, установленным Законом ЯНАО № 39-ЗАО в редакции, действовавшей до 01 января 2016 года.
В соответствии с положениями части 6 статьи 7 Закона ЯНАО № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО», в редакции Закона ЯНАО от 01.12.2015 №122-ЗАО, действовавшей на момент принятия решения о снятии семьи истца с учета, в первоочередном порядке земельные участки для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного, или для дачного хозяйства предоставляются в собственность бесплатно гражданам в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 настоящей статьи, и отдельным категориям граждан в случаях: 1) отсутствия у граждан в собственности либо на праве аренды земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного, или для дачного хозяйства (с правом возведения жилого дома), при наличии хотя бы одного из следующих условий: обеспеченности жилыми помещениями, которые признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; отсутствия на праве собственности жилых помещений; 2) наличия детей-инвалидов у граждан, имеющих трех и более детей.
В силу пункта 1 части 1 статьи 7 Закона ЯНАО № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО», предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам в собственность бесплатно осуществляется в случаях предоставления земельного участка для индивидуального жилищного строительства по месту постоянного проживания гражданам, имеющим трех и более детей и являющимся гражданами Российской Федерации, при условии постоянного проживания на территории автономного округа не менее пяти лет на дату подачи заявления о предоставлении земельного участка, и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Поскольку ФИО2 имеет в собственности земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, расположенный по адресу: г. Краснодар, Карасунский округ, с/т «Виктория», улица Садовая, дом №399, площадью 442 кв.м., а также квартиру №64 площадью 51,2 кв.м. в доме №11 по улице 40 лет Победы в городе Ноябрьск, суд пришел к правильному выводу о том, что семья истца не соответствует требованиям, предъявляемым положениями части 6 статьи 7 Закона ЯНАО № 39-ЗАО «О регулировании отдельных земельных отношений в ЯНАО».
При этом, изменения, вносимые в Закон ЯНАО № 39-ЗАО после включения семьи истца в список № 2 «Учет граждан для предоставления земельного участка в собственность бесплатно для индивидуального жилищного строительства в первоочередном порядке», вопреки позиции истца, не освобождают семью истца от исполнения условий, предусмотренных положениями закона до получения земельного участка.
Как следует из анализа положений статей 7-1, 7-2 Закона ЯНАО № 39-ЗАО, устанавливающих порядок предоставления земельного участка в собственность бесплатно гражданам в случаях, указанных в пунктах 1 и 3 части 1 статьи 7 настоящего Закона, и отдельным категориям граждан, порядок постановки заявителей на учет, вплоть до момента принятия решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, происходит в несколько этапов, при этом, до принятии решения о предоставлении земельного участка в собственность комиссией в соответствии с положениями части 10 статьи 7-1 Закона проводится проверка соответствия заявителей требованиям, которые действуют в соответствующий период времени.
В указанных обстоятельствах, при разрешении спора судом первой инстанции были верно определены юридически значимые по делу обстоятельства, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, нарушений норм материального или процессуального права не допущено.
Апелляционная жалоба не опровергает правильность выводов суда первой инстанции и не содержит предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебного постановления.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 3 мая 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий: (подпись)
Судьи: (подписи)