ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Апелляционное определение № 33-184/2015 от 20.01.2015 Верховного Суда Республики Дагестан (Республика Дагестан)

  Сулейман-Стальский районный суд

 Судья Айбатов М.М.

 ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 Дело № 33-4251/2014 г.

 г.Махачкала 20 января 2015 года

 Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

 председательствующего судьи Ахмедовой С.М.,

 судей Омарова Д.М. и Ибрагимовой А.М.,

 при секретаре Абакарове Р.И.,

 рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Аллахкулиева А.М. на решение Сулейман-Стальского районного суда Республики Дагестан от 31 октября 2014 года, которым постановлено:

 «Заявление прокурора Сулейман-Стальского района Республики Дагестан – удовлетворить. Запретить до получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта ИП ФИО1 эксплуатацию автогазозаправочной станции по реализации горючих газов, расположенной по адресу: <адрес>, вдоль ФАД «Мамрач -Ташкапур».

 Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Омарова Д.М., судебная коллегия

 у с т а н о в и л а :

 Прокурор Сулейман-Стальского района РД обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к ИП ФИО1 о запрете эксплуатации автогазозаправочной станции «Сабур» по реализации горючих газов, расположенной по адресу: <адрес> вдоль ФАД «Марач-Ташкапур», до получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта.

 В обоснование иска указывает на то, что по результатам проведения проверки автозаправочной станции по реализации газа-пропана и бензина, расположенного по адресу: с. ФИО8Стальского района вдоль ФАД «Мамрач Ташкапур», установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 указанную АГЗС эксплуатирует без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного производственного объекта.

 Аллахкулиев А.М. на указанной автогазозаправочной станции осуществляет реализацию сжиженного газа населению и предприятиям <адрес> и С.<адрес> без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта, без регистрации указанного объекта в государственном реестре взрывопожароопасных объектов, без проведения экспертизы промышленной безопасности составления декларации промышленной безопасности объекта.

 Вышеуказанная деятельность является деятельностью по эксплуатации взрывопожароопасного объекта, подлежит лицензированию.

 В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 № 99-ФЗ эксплуатация пожароопасного производственного объекта подлежит лицензированию.

 Согласно пункту 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данная норма содержит общее требование к эксплуатации опасного производственного объекта, а является отсылочной к нормам действующего законодательства РФ в области лицензирования.

 В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности подлежит лицензированию. Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности установлен Положением о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.06.2013 №492 (далее -Положение о лицензировании).

 В соответствии с пунктом 4 Классификации опасных производственных объектов, являющегося приложением №2 к Федеральному закону №116-ФЗ, для газораспределительных станций, сетей газораспределения и сетей газопотребления устанавливаются следующие классы опасности:

 1) II класс опасности - для опасных производственных объектов, предназначенных для транспортировки природного газа под давлением свыше 1,2 мегапаскаля или сжиженного углеводородного газа под давлением свыше 1,6 мегапаскаля;

 2) III класс опасности - для опасных производственных объектов, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта. Правила безопасности для объектов, использующих сжиженные углеводородные газы, утверждённые постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 27.05.2003 № 40, распространяются на автомобильные газозаправочные станции (АГЗС),которые указанными Правилами отнесены к опасным производственным объектам, использующим сжиженный углеводородный газ (СУГ). Объекты, использующие сжиженный углеводородный газ (пропан-бутан), идентифицируются по признаку его хранения, транспортировки по газопроводам и использования как воспламеняющегося (горючего, взрывоопасного) газа в качестве топлива. Пунктом 1.1.6 названных Правил предусмотрено, что деятельность по эксплуатации опасных производственных объектов СУГ (эксплуатация взрывоопасных объектов) подлежит лицензированию в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

 Поскольку автогазозаправочные станции предназначены для продажи сжиженного газа, который является легковоспламеняющимся и горючим веществом, а обеспечение продажи газа достигается путем постоянного его хранения в достаточном количестве, то данные объекты являются взрывопожароопасными.

 Согласно пункту 1.3 Правил безопасности при эксплуатации автомобильных заправочных станций сжиженного газа, утвержденных постановлением Госгортехнадзора от 04.03.2003 №6, эксплуатация автомобильных газозаправочных станций осуществляется организациями, имеющими обученный и аттестованный в установленном порядке персонал, необходимую материально-техническую базу, а также лицензию Госгортехнадзора России на эксплуатацию взрывоопасного объекта.

 Таким образом, в соответствии с перечисленными нормативными правовыми актами предприниматель должен был иметь лицензию для эксплуатации взрывопожароопасного объекта.

 Федеральным законом от 21.07.1997 №116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов " в части 2 статьи 2 установлено, что опасные производственные объекты подлежат регистрации в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

 Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 №1371 утверждены Правила регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов. Согласно пункту 3 Правил регистрацию объектов в государственном реестре осуществляет Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, а также федеральные органы исполнительной власти, которым в установленном порядке предоставлено право проводить регистрацию подведомственных объектов. Для регистрации объектов в государственном реестре организации, эксплуатирующие эти объекты, представляют в установленном порядке сведения, характеризующие каждый объект. Организациям, эксплуатирующим соответствующие объекты, выдаются свидетельства установленного образца о регистрации этих объектов в государственном реестре (пункт 5 Правил). При указанных обстоятельствах выдача лицензии является актом специально уполномоченного органа о разрешении эксплуатации опасного производственного объекта, выдается после соблюдения всех необходимых условий и требований, после представления декларации промышленной безопасности, после анализа деятельности объекта, характера воздействия объекта на организм человека и окружающую природную среду, анализа риска аварии и т.д.

 Лицензия на эксплуатацию пожароопасного объекта является документом, свидетельствующим о соблюдении лицензиатом особых лицензионных условий и требований, в т.ч. в части экологической и промышленной безопасности и подтверждением фактической безопасности используемого оборудования, отсутствие соответствующей лицензии, свидетельствует о том, что деятельность предприятия является опасной для работников предприятия и неограниченного круга лиц, потребляющих товары и услуги соответствующего предприятия, имеется потенциальная угроза жизни, здоровья, имущества неопределенного круга лиц.

 Индивидуальным предпринимателем Аллахкулиевым А.М. вышеуказанная деятельность по эксплуатации взрывопожароопасного объекта осуществляется в нарушение вышеприведённых законодательных норм.

 В судебном заседании суда первой инстанции Аллахкулиев А.М. исковые требования признал в полном объёме и просил суд требования прокурора удовлетворить.

 Судом постановлено приведённое выше решение.

 В апелляционной жалобе ИП Аллахкулиев П.М. просит решение суда отменить, поскольку им в компетентные органы поданы документы, необходимые для получения лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта, вышеуказанной АГЗС.

 Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о законности принятого решения.

 В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

 Согласно пункту 1 статьи 1065 Гражданского кодекса РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

 Основанием возникновения данного обязательства, связанного с предупреждением причинения вреда, является факт опасности причинения вреда в будущем.

 Как установлено в судебном заседании и следует из материалов дела следует, что Аллахкулиевым А.М. на указанной автогазозаправочной станции, расположенной в с. Ашагастал С.Стальского района вдоль ФАД «Мамрач Ташкапур», осуществляется реализация сжиженного газа населению и предприятиям с. Касумкент и С.Стальского района без лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасного объекта, без регистрации указанного объекта в государственном реестре взрывопожароопасных объектов, без проведения экспертизы промышленной безопасности, составления декларации промышленной безопасности объекта.

 Решениями Арбитражного суда РД Аллахкулиев A.M. неоднократно привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ по факту осуществления предпринимательской деятельности - эксплуатации АГЗС, без лицензии с правом на данную деятельность, и привлечён к наказанию в виде штрафа.

 Удовлетворяя требования прокурора о запрете эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта АГЗС до получения лицензии, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что такая деятельность в отсутствие лицензии опасна для жизни и здоровья неопределенного круга лиц, создает угрозу негативного воздействия на окружающую среду. При этом в соответствии со ст. 39 ГПК РФ в судебном заседании ответчик признал исковые требования, и в установленном ст. 173 ГПК РФ порядке судом признание иска принято.

 Судебная коллегия считает, что районный суд полно, в соответствии с положениями статьи 67 ГПК РФ исследовал все обстоятельства по делу и сделал правильный со ссылкой на нормы Федерального закона РФ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", Федерального закона РФ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Федерального закона РФ "Об охране окружающей среды" вывод об обоснованности заявленных прокурором требований.

 Поскольку существует опасность причинения вреда в будущем, запрет ИП Аллахкулиеву А.М. на эксплуатацию АГЗС, является законным.

 Доводы апелляционной жалобы правовых оснований к отмене решения суда не содержат, по существу сводятся к выражению несогласия с действиями суда, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств судебная коллегия не усматривает.

 Поскольку доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводов судебного решения, то оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

 На основании изложенного и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

 определила:

 решение Сулейман-Стальского районного суда от 31 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Аллахкулиева А.М. – без удовлетворения.

 Председательствующий судья:

 судьи: